Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

Произведения
И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской
литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина”
— это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как
внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и
цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам
раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.

Часто
именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать
нравственный выбор, определять свою судьбу.

В
романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой
крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Мне
хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление
Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень
естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая,
с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными
ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко
лежала на ее круглых плечах”.

Надо
отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их
приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина
же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность
ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же
этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.
Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные
ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что
Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением
только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот
как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста,
громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были
две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына
он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но
вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у
стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было,
что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.

Мне
кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет
защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще
и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете
что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”

Базаров,
живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его
изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти
доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая
внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее
естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из
себя барыню.

Базарову
понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и
нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же
понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.

Павел
Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за
чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок,
чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и
чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.

Образ
Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне
кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Прямой
противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина.
Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно,
в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление
не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.
Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера
русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде
белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой
и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но
выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько
растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на
пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и
химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о
физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на
предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает
журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее
противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни
делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все
у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.

На
образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени,
эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее
стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого
благомыслящего человека.  

Реакция
Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он
поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему
облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем,
что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины,
которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Они
встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на
него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На
остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека,
каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с
хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство
любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь  к Базарову,
человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.

 Каждый
штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества.
Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными
и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными
были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью,
спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и
постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.

Когда
Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной
и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”.
Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она
достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только
отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя
старой.

Когда
я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает — ведь ей
всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как
объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность,
только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.

Автор
пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения
не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь
она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’
Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я
люблю то, что вы называете комфортом.’’

Но
в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие,
высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь
просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В
конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по
убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней
сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.

У
Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру
Катю.

Катя
— славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень
Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими
чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна
собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая,
поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг
замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё
удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно
раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она
будет главной.

Образ
Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни
положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины.
Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.

Мне
трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может
быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но
одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он
считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова),
но я не думаю, что он сильно чарован ею.

“Тургеневские
женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их
мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не
желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и
способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих
женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее
Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их
худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей
холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении
любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти
героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания,
но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Добавить комментарий