Зарубежные субъекты инвестиционной деятельности

Зарубежные субъекты инвестиционной деятельности.

1.Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах.

Инвестиционный фонд (ИФ) — это юридическое лицо, которое ведет строго
определенную коммерческую деятельность в следующих направлениях: маркетинг
— обеспечивает сбор денег (или чеков) инвесторов; инвестиционный менеджмент
— производит инвестиции собранных денег от имени инвесторов и управляет
пакетом бумаг; административная функция заключается в организации выпуска
акций, представляющих эквивалентные доли в пакете ценных бумаг фонда.
Массовое развитие ИФ началось с появлением инвестиционных компаний
(ИК) закрытого типа (в США — перед второй мировой войной, в Западной Европе
— после ее окончания). ИК — специализированные финансовые организации,
которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии
собственных бумаг (обязательств) и размещают их в акции и облигации
предприятий. Они занимают промежуточное положение между заемщиками и
индивидуальным инвестором, причем полностью выражают интересы последнего.
С точки зрения предприятий-заемщиков инвестиционное финансирование
имеет:
1. Преимущества — если фирма несет убытки, то в отличие от кредита,
инвестиционные взносы погашаются в последнюю очередь; пока
производство не станет прибыльным, инвестор не будет получать
доход.

2. Недостатки — утрата контроля над предприятием; распределение
прибыли на пропорциональной основе; большие затраты, связанные с
процессом поиска, оформления и самого инвестиционного процесса.

В США ИК известны как закрытые инвестиционные фонды, в Великобритании
— как инвестиционные тресты, в Испании — как общества по инвестициям в
ценные бумаги, во Франции — как инвестиционные компании с постоянным
капиталом.
ИФ играют важную роль в структуре экономики страны. Макроэкономический
аспект их деятельности заключается в том, что ИФ: способствуют образованию
и накоплению капитала; делают возможными и более простыми для населения
инвестиционные решения с одновременной диверсификацией риска; представляют
собой основу для развития других финансовых посредников — инвестиционных
банков, брокерских контор и т.д.; выступают в роли институциональных
инвесторов, осуществляющих перелив капиталов между отраслями и
стимулирующих работу предприятий; открывают дорогу для зарубежных
инвестиций.
Микроэкономический аспект деятельности ИФ заключается в том, что они
взаимодействуют с конкретными предприятиями и физическими лицами.
В посткоммунистических странах, обогнавших Украину в осуществлении
экономических преобразований, ИФ сыграли большую роль в процессе
приватизации. Дальше всех по этому пути пошла Чехословакия, где ваучерные
ИФ начали создаваться с сентября 1991г[1].
Правовая основа существования ИФ — ограниченная ответственность.
Основная цель — объединение мелких инвестиций в большие. Это главные
постулаты на которых должно строиться законодательство по ИФ. В развитых
странах законодательство складывалось постепенно и на основе существующего
законодательства в области бизнеса.
Рассмотрим построение государственного регулирования ИФ в различных
странах.
В Германии все регулирование осуществляется централизовано
правительственными органами. Преимущества такого регулирования: высокая
степень контроля, обеспечивающая правительству максимальное удобство при
осуществлении контрольных функций; население оказывается надежно защищенным
от банкротств, риск потерять вложенные в ИФ средства оказывается
минимальным, он минимизируется гарантиями государства.
Недостатки: в таких условиях появляется мало инноваций, в следствие
чего инвесторы имеют небольшой выбор продуктов ИФ; возрастает опасность
появления слишком мощных финансовых институтов — монополий; усложняются
условия проникновения на рынок новых фирм, что уменьшает их число и снижает
возможности выбора для инвесторов.
В Великобритании регулирование деятельности профессионалов фондового
рынка максимально отделено от государства. В ходу имеется набор различных
правил, которые устанавливаются самими выборными представителями
инвестиционного бизнеса.
Преимущества такого подхода: система получается очень гибкой, т.к.
предложения по регулированию исходят от высококомпетентных специалистов,
хорошо знающих потребности и особенности рынка; правительство делегирует
свои права по регулированию профессионалам и мало вмешивается в их работу;
регулирование осуществляется главным образом за счет финансовых воздействий
(высокие штрафы за нарушения, наказание путем принудительной оплаты
расходов на комиссии, осуществляющие проверку фирм-нарушителей).
Основные недостатки: ужесточается конкуренция между отдельными
участниками финансового рынка; регулирование оказывается относительно
дорогим для участников рынка ценных бумаг, т.к. они сами его оплачивают.
В США существуют определенные законодательные рамки, устанавливаемые
комиссией по ценным бумагам. На более низком уровне существуют специальные
подкомитеты по регулированию. В регулирующих органах доминируют юристы.
Преимущества: регулирование получается достаточно гибким, т.к.
привлекаются эксперты; регулирование оказывается простым для понимания, что
способствует ее популярности и косвенно рекламирует весь инвестиционный
сектор экономики; появляется возможность индивидуального подхода к каждому
участнику рынка ценных бумаг.
Недостатки: одновременно ведется большое количество судебных дел, что
затрудняет оперативное разрешение спорных вопросов; в следствие принятия
исключительно судебного порядка рассмотрения дел, система получается
неспособной к быстрым и радикальным инвестициям.
Общие особенности украинских ИФ: все должны создаваться в виде АО
открытого типа; вид деятельности ограничен операциями с ценными бумагами
(покупка, продажа ценных бумаг, инвестирование в ценные бумаги); ИФ имеют
ограничения на рекламу.

2.Зарубежные инвестиционные институты.

На сегодняшний день ряд организаций оказывают помощь становлению
рыночных структур в Украине и в ряде других стран. Среди них — учреждения
ООН, Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР),
Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация
(МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Всемирный банк — межправительственное учреждение, способствующее
экономическому развитию стран-членов.
Основные структурные подразделения: Международная ассоциация развития
(МАР), МБРР, МФК и Международное инвестиционное гарантийное агентство
(МИГА).
Приоритетными направлениями инвестиционной активности Всемирного
банка являются проекты в отрасли сельского хозяйства, энергетики,
промышленности, охраны здоровья, связи. Техническая помощь, которая
финансируется Всемирным банком включает в себя две категории услуг:
1. Инженерно-консультационные услуги, в том числе проведение анализа
технической реальности проекта, проектирование и управление
строительными работами.

2. Административно-организационная помощь, включая оценку определенной
политики и анализ организационной структуры, техническую подготовку
и помощь непосредственно в управлении.

МБРР был создан в 1945г. В 1997г. его членами являлись 152 страны. По
уставу основным заданием МБРР является стимулирование экономического
развития развивающихся стран путем предоставления им долгосрочных кредитов
(обычно на 15-20 лет). Кредиты даются только после тщательного анализа
возможностей их погашения, как правило, под государственные гарантии и на
следующих условиях:
. Проведение экономических реформ.
. Мероприятия по стабилизации макроэкономических показателей и
стабилизации курса национальной валюты.

. Существенный дефицит платежного баланса.

. Наличие действующей программы социального развития в рамка общей
программы стабилизации экономики.

Украина была принята в члены МБРР 3 сентября 1992 года. Уже в 1994г. МБРР
открыл кредитную линию в размере US$500 млн. Первая часть этого кредита
была предоставлена в размере US$259 млн. на покрытие долгов, критического
импорта, дефицита платежного баланса. Кредит был предоставлен на 17 лет под
7,1% годовых и в следующем, 1999 году, Украина уже должна начать выплату
процентов по данной ссуде.
МАР была создана с той же целью, что МБРР. Основным источником, за
счет которого формируется ее бюджет, являются вложения стран членов (а их в
1997г. было 138) и отчисления с прибыли МБРР.
МФК — учреждение, входящее в состав Всемирного банка, но юридически
независимое от него. Корпорация была создана с целью воздействия на
развитие частного сектора. Сейчас МФК — это финансовый институт со взносами
147 стран.
МФК, как правило, кредитует до 25% стоимости инвестиционных проектов.
Наибольшая сумма, которую она может инвестировать из собственных средств —
US$70 млн.
При реализации проектов корпорация предоставляет техническую и
консультационную помощь.
ЕБРР является международным институтом с капиталом 10 млрд. ЭКЮ.
Членами банка являются 40 стран. В его работе принимают участие Европейское
экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк, представители
которых входят в совет директоров. Приоритетными направлениями деятельности
ЕБРР являются: паевые капиталовложения, консультирование, ссуды на
реализацию проектов. Сроки предоставления кредитов: от 10 до 15 лет.
Минимальный размер кредита — 5 млн. ЭКЮ.
При определении стратегии сотрудничества с Украиной ЕБРР разработал
общий план содействия реформам, согласно которому 2/3 выделяемых средств
приходится на кредиты, 1/3 на оказание технической помощи. ЕБРР
предоставлял Украине приватизационные кредиты, ссуды на строительство
отелей, ресторанов. В 1997 году банком финансировался проект реконструкции
аэропорта «Борисполь» в Киеве, также были предоставлены средства для
поддержания малого частного бизнеса.
МВФ был создан в 1945 году с целью содействия международному
экономическому сотрудничеству. В настоящее время в Фонд входит 165
государств (Украина с 1992г.). средства МВФ составляют US$92 млрд. Они
складываются из взносов стран-участников Фонда. Кредиты МВФ даются на 3-5
лет под 8-9% годовых. Государства-получатели кредитов берут на себя
обязательства выполнять рекомендации экспертов МВФ, направленные на
повышение эффективности национальной экономики. На данный момент Украина
получила от МВФ кредит на сумму, приблизительно равную US$2 млрд.

3.Недобросовесть иностранных инвесторов.

Рассмотрим типичные формы проявления недобросовестности иностранных
инвесторов, наиболее характерные для зарубежных инвесторов — активных
участников инвестиционного рынка стран с переходной экономикой, включая
Украину.
1.Спекулятивная покупка иностранным инвестором предприятия (или скупка всех
его акций) с целью дальнейшей перепродажи на фондовом рынке. Негативные
последствия таких действий заключается в том, что производство на некоторый
срок получает не настоящего хозяина, а временщика со всеми вытекающими
отсюда последствиями.

2.Стремление иностранного инвестора получить прибыль с предприятия-
реципиента любой ценой и в течение короткого промежутка времени. В этом
случае инвестор стремиться использовать инвестируемые предприятия на 100%
путем введения системы жесткой экономии расходов, изнурительных и
интенсивных условий труда для работников и оборудования. Это может привести
к эрозии социальной сферы предприятия, массовым увольнениям работников,
деградации производственной базы и т.д.

3.Стремление иностранного инвестора закрыть и свернуть местное производство
с целью переноса его за границу и ограничения предложения, с тем, чтобы
обеспечить выгоду зарубежным предприятиям. Часто это делается путем покупки
местных предприятий. В Украине этот процесс пока что в зарождении, хотя в
Центральной и Западной Европа протекает довольно активно.

4.Вытеснение с местного рынка отечественного товаропроизводителя и
установление на нем собственного монопольного положения. Опыт России
свидетельствует: имеют место случаи, когда инвестиции зарубежных партнеров
осуществляются с целью установления контроля над инвестируемым
предприятием, что позволяет впоследствии отстранить его от конкурентной
борьбы на мировых рынках.

5.Стремление иностранного инвестора приобрести конкретное предприятие,
поскольку оно владеет конкурентоспособными на мировых рынках технологиями,
ноу-хау. Последствием может стать высокая вероятность утраты деловым
сообществом приоритета в соответствующих отраслях на внутреннем и внешнем
рынках. Поэтому государство должно стимулировать развитие подобных
предприятий, по возможности избегая в первую очередь иностранного
инвестирования, если таковое способно привести к утрате государственного
контроля на предприятием.

6.Преобразование украинского предприятия вследствие иностранного
инвестирования в зависимый технологический придаток зарубежной компании,
который не способен к самостоятельному развитию. Со стороны иностранного
инвестора такие действия могут осуществляться, например, путем проведения
жесткой политики относительно предприятия, попавшего в финансовую
зависимость от иностранного кредитора.

7.Следование иностранного инвестора не экономическим, а военным целям,
когда за этим стоят соответствующие структуры той или иной страны. Наиболее
часто это проявляется в стремлении инвестировать предприятия ВПК, которые в
прошлом были связаны с оборонным комплексом страны.

8.Разворачивание на отечественном рынке экологически опасных производств,
запрещенных в развитых странах Запада, и превращением территории страны-
реципиента в свалку экологически опасных отходов. Иностранных инвесторов в
первую очередь интересуют дешевые источники сырья, низкая стоимость рабочей
силы и возможности размещения производств, загрязняющих окружающую среду.
Все это будет способствовать существенному понижению производственных
затрат и повышению нормы прибыли недобросовестных инвесторов[2].

Таким образом, иностранные инвестиции оказывают двойственное влияние
на социально-экономическую структуру страны, принимающей инвестиции. С
одной стороны, они стимулируют развитие отдельных отраслей и производств,
привнося новые технологии, управленческий и организационный опыт. С другой
— часто порождают острые хозяйственные диспропорции, социальные конфликты,
препятствуя развитию местного предпринимательства, создавая предпосылки для
сохранения и углубления в будущем иностранного инвестирования и для
появления социально экономической отсталости и зависимости.

Поэтому первоочередным заданием государственных органов управления
является разработка новых и усовершенствование существующих концептуальных
элементов современной инвестиционной политики. С одной стороны, она должна
быть направлена на привлечение инвестиций в Украину, а с другой — на
разработку мероприятий с целью минимизации потенциальной экономической
угрозы для страны от иностранного инвестирования, а также жесткого контроля
за деятельностью иностранных инвесторов.

————————
[1] Сытник Л.С. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в
различных странах.

[2] Колосов А. Недобросовестность иностранных инвесторов//Бизнес Информ
№16, 1997

Добавить комментарий