Все прогрессы реакционны, если рушится человек

15 Декабря 1998 г.                                                       Бутузов
Пётр

                                                                                      12А.                 

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

                                                А.Вознесенский

            Человечество всегда
двигается вперёд, исчезают старые государства, от­крываются новые земли,
совершенствуются орудия  труда, делаются новые от­крытия. Любое новое открытие
в науке порождает новые открытия, и этот про­цесс бесконечен. Меняются  люди,
образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится
обыденным для следующих. И возникает во­прос, не уничтожит ли человечество себя
своим же прогрессом.

            Всегда,
во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях
всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви­девшие мир иначе, чем
другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей
всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави­тели же видели в любых
изменениях угрозу спокойствию своего существова­ния.

            Но
что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на­сколько
непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что
значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд,
совершенствовать орудия  труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из
главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон­куренция 
людей между собой и природой. Большое количество людей на огра­ниченной площади
послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и
науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не­отрывно связан с
оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость,
использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для
своего времени орудия убийства.

             Конец
XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в
отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от­крытия конца XIX века
представляют не только чисто научный, но и практиче­ский интерес. В связи с тем,
что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше
творческих людей стали проявлять всё больше озабо­ченности относительно
будущего человечества в свете всё большего совершен­ствования техники. Многие
писатели и поэты на стыке  веков пытались пред­сказывать будущее развитие
жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри­ятно, иногда сбывались.

            Давал такие
прогнозы и Блок,  его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах,
описывает так авиацию:

                                                                        «Летун
отпущен на свободу.

                                                                         Качнув
две лопасти свои,

                                                                         Как
чудище морское в воду,

                                                                         Скользнул
в воздушные струи…

                                                                        …
Иль отравил твой мозг несчастный                                                                   Грядущих
войн ужасный вид:

                                                                        Ночной
летун, во мгле ненастной

                                                                        Земле
несущий динамит?»

            Можно заметить, что
Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент
написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки
использования авиации в войне имели        место только во время I мировой
войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина­мит», явно прослеживается
нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во
время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель
динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут
невозможны, но как показывает история, он да­леко не мог предполагать как велико
желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир
в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл
огромный прогресс, больший, чем среди лю­бых других аналогичных отрезков в
истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства
передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей,
телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю­дям с разных континентов,
компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого
века. Но вместе с тем обстановку на пла­нете трудно назвать прекрасной,
постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами,
правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства,
где войны исторически были одним из ос­новный занятий людей, то и в Европе,
являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует
война в бывшей Югославии (при­чём проблема этого региона очень не нова,
достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для
начала I мировой войны), и не верится, что противоречия
враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить
мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого
века, и в конце нашего остались не­решенными.  

Но опасность
прогресса лежит не только со стороны стремления челове­чества к
самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный
уровень развития компьютерной и робо-техники, можно предста­вить, что рано или поздно
(если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на
терзающие мир проблемы) человек будет полностью ис­ключён из
товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги
без приложения каких-либо усилий. Несомненно с пер­вого взгляда такая ситуация
является совершенной идиллией, но если призаду­маться, то в подобной ситуации у
большинства людей полностью исчезнут ка­кие-то не было мотивы к созидательной
или иной другой деятельности. Ко­нечно, можно предположить, что в такой утопии
будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество
всегда отражало проблемы чело­вечества, а если нет проблем, то и творчество
становится бессмысленным.

Я
считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катаст­рофе,
причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное,
именно это хотел сказать Вознесенский

в своих словах.

Добавить комментарий