Влияние совместного использования пиридитола и дыхания гиипоксически-гиперкопнической газовой смесью на мыслительные способности здоровых пациентов

[pic]

На здоровых добровольцах в возрасте от 19 до 24 лет, из которых было
сформировано 5 групп по 5 человек проводилось исследование эффектов дыхания
гипоксически-гиперкапнической газовой смесью совместно с ноотропными
средствами. Выработка «адаптационного дыхания» гипоксически-гиперканической
газовой смесью проводилось с помощью портативного дыхательного аппарата ТДИ
– 01, который состоит из двух цилиндрических, входящих одна в другую и
заливаемых водой камер, непосредственно соединенных с дыхательной трубкой.
Внутренняя камера имеет насадку с мелкоточечными отверстиями. Конструкция
помещается во внешнюю камеру изменяемого объема – стандартная стеклянная
банка. Внешняя камера необходима для увеличения концентрации углекислого
газа и снижении концентрации кислорода во вдыхаемой воздушной смеси.
Выработка «адаптационного дыхания» проводилась натощак два раза в день
(утром и перед сном) по 20 минут.
Использовался свободный тип дыхания, только через рот. Носовые ходы
перекрывались полностью пальцами или ватными тампонами. Положение тела –
сидя за столом. Положение тренажера – на столе, вертикально.
Тренинг состоял из 4 этапов. Первые два этапа, которые длились по одной
неделе, являлись вводными. В этот период происходила адаптация к
гипоксическому типу дыхания. По этому применялись минимальные нагрузки.
На первом этапе во внутреннюю камеру вода не заливалась, а объем внешней
камеры составлял 500 мл. На втором этапе объем внешней камеры увеличивался
до 700 мл, а в стакан заливалось 2 столовые ложки теплой кипяченой воды.
Третий – четвертый этапы – основной тренинг. Продолжительность каждого
этапа – 1 месяц. При этом во внутреннюю камеру заливалось 3 столовые ложки
воды. Объем внешней камеры увеличивался до 1000 мл на третьем этапе, и до
1500 мл на четвертом этапе.
По окончании третьего и четвертого этапов проводился контроль нервно-
психического статуса здоровых добровольцев. Исследовались: кратковременная
память, долговременная память, объем арифметических действий, вербальное
обучение, перекодирование, ассоциативное научение, внимание,
работоспособность.
q Кратковременная память.
Исследовалось 5 списков по 30 слов, поочередно зачитывался каждый
список в темпе 1 слово в минуту. После этого испытуемые
воспроизводили в протоколе все слова, которые могли вспомнить.
Оценивался процент всех воспроизведенных слов, предъявленных на 26-
30 местах в списках и число неправильно воспроизведенных слов.
q Долговременная память.
Так же, как и при исследовании кратковременной памяти, поочередно
зачитывалось 5 списков из 30 слов каждый (1 слово в секунду). Но
после предъявления последнего слова списка называлось трехзначное
число. Испытуемые в течение минуты вели «обратный счет тройками»,
затем воспроизводили слова в протоколе также в течение 1 минуты.
Оценка результатов проводилась по тем же показателям, что и при
выполнении первого теста.
q Объем скорости арифметического мышления.
При оценке скорости арифметического мышления складывались все
арифметические действия в пяти списках обратного счета тройками, и
находили показатель скорости арифметического мышления в минуту.
q Вербальное обучение.
В течение 5 сеансов предъявлялся один и тот же список. Каждый раз
после зачитывания испытуемые воспроизводили слова в течение 1
минуты у себя в протоколе. После пятого сеанса обучения испытуемые
на оборотной стороне листа воспроизводил слова, которые могли
вспомнить. Оценивалось количество слов, заученных в каждом сеансе и
число ошибок в словах в пяти сеансах обучения.
q Перекодирование.
Применялось пять списков слов. При зачитывании списка, каждому
слову присваивался порядковый номер. После предъявление всего
списка в различном порядке назывались номера, а испытуемые в
протоколе напротив номера воспроизводили слова. Для оценки этого
теста использовали индекс точности перекодирования, который
рассчитывали по формуле: N1 / (150 * N2) * 100%, и индекс объема
перекодирования N1 / 150 * 100%, где N1 – число случаев
правильного перекодирования в пяти сеансах; N2 – число ошибок в
пяти сеансах перекодирования; 150 – количество слов, предъявленных
в пяти сеансах.
q Оценка скорости ассоциативного обучения.
В течение пяти сеансов предъявлялся один и тот же список из 30 слов
с присвоением каждому слову порядкового номера. Каждый раз после
зачитывания испытуемые записывали заученные пары у себя в
протоколе. После пятого сеанса на оборотной стороне листа
испытуемые воспроизводили ассоциативные пары, которые могли
вспомнить. Оценивались следующие показатели: число заученных пар в
каждом сеансе обучения, общее число заученных пар и количество
ошибок.
q Оценка процесса внимания.
Предлагался список из 1000 различных букв. Корректурная проба
выполнялась в течение 5 минут. Нужно было вычеркнуть буквы К, В, Н,
за исключением тех случаев когда они стояли перед буквами А и Е. По
окончании каждой минуты по команде экспериментатора выставлялся
восклицательный знак в том месте списка, где на данный момент
проводился анализ. При оценке процесса внимания вычислялся индекс
точности внимания: n1 / (n1 + n2) * 100%, где n1 – число
правильно зачеркнутых букв, n2 – число ошибок.
q Оценка работоспособности.
Использовались данные предыдущего теста. Для этого подсчитывалось
число проверенных букв за каждую минуту и общее число букв
проверенных за 5 минут. Кроме оценки когнитивного статуса,
исследовались показатели функции внешнего дыхания (МОД; ОФВ1),
показатели ферментов печени (АЛТ; АСТ), показатели рО2 , рСО2, КОС
с помощью стандартных лабораторных методик.
На фоне дыхания гипоксически-гиперкапнической газовой смесью
использовались ноотропные средства с седативным и стимулирующим действием.

Пирацетам – по 400 мг 2 раза в сутки;
Пиридитол – по 100 мг 2 раза в сутки;
Аминалон – по 500 мг 2 раза в сутки;
Пантогам – по 500 мг 3 раза в сутки;

Результаты влияния ноотропных средств и дыхания гипоксически-
гиперкапнической газовой смесью на мыслительные процессы, КОС, ферменты,
показания ФВД занесены в таблицы. Обработка полученных данных производилась
компьютерным способом с использованием методов описательной статистики
двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями.

Добавить комментарий