ВИКТОР ГЮГО
(1802г.-1885г.)
Гюго представляет собой целый 19 век , целую
Францию . Он родился у порога прошлого века — в 1802 году , умер на его
закате — в 1885 году .
Гений его был универсальным : как драматург он обеспечил решающую победу
в
“ Романтических Битвах “ , как поэт он буквально царил на протяжении почти
всего века , как романист он создал “континент Гюго “всему миру ,он
прославился как публицист — и еще не вполне оценен как живописец .Вне
революции 1789 года , вне века 19 как века революций понять Гюго
невозможно.
Эпиграфом ко всему творчеству великого француза могут быть его слова : “
Первая потребность человека , его первое право , первый его долг — свобода
“ .
Отсюда прямым образом проистекало и понимание Виктором Гюго искусства , его
смысла , его предназначения . “ Революция , вся революция в целом — вот
источник литературы девятнадцатого века “ . Уже в первых прозаических
опытах Гюго — повести “ Бюг — Жергаль “ (1819) и романе “ Ган Исландец “
(1823) — проявила себя столь характерная для писателя склонность к большой
социальной теме и обнаружились ростки романтизма . В знаменитом ,
нашумевшем предисловии к драме “Кромвель” (1827) Виктор Гюго провозгласил
себя романтиком ,
“истинным романтиком “ , и связал “великое” , то есть романтическое
движение , с “ прямыми следствиями 1789 года “ .
Драматургия Виктора Гюго — “ Мария Делорм “ (1829) , “ Эрнани “ (1829) , “
Король забавляется “ (1832) , “ Лукреция Борджа “ (1832) , “ Мария Тюдор “
(1833) , “ Анджело , тиран Падуанский “ (1835) , “ Рюи Блаз “
(1838) -это десять лет неустанной битвы со “ старым строем “ . Для Гюго
драматургия была не столько родом искусства , сколько социальным деянием .
Прямой выход к современности Виктор Гюго нашел через поэзию, с помощью
поэзии . “К оружию ,
стихи !”-восклицает Гюго, напоминая о призыве Великой революции . Даже
тогда, когда его поэзия была лирической в ней осуществлялось романти —
ческое её обновление.
В бесчисленных циклах своих стихов Гюго существенно преобразовывал
традиционное стихосложение. Поэзия выражала у него бесконечное богатство
внешнего и внутреннего мира , руководствуясь принципом правды и принципом
свободы. Ритмическое, интонационное, лексическое многообразие и богатство
стихов само по себе было программным для утверждения современной поэзии.
Поэзия становилась для Гюго трибуной. Уже в сборнике стихотворений
“Осенние листья” (1831) Гюго писал: “Муза посвятить себя должна народу”.
Поэзия Гюго стала лирическим и публицистическим дневником общественной и
политической истории 19-го века, начиная от 1989 года и наполеоновской
эпопеи, память о которых осеняет первые же его сборники (первый-”Оды и
другие стихотворения”, 1822, затем “Оды и баллады”, 1826, “Восточные
мотивы”, 1829) .
В 1848 году во Франции вновь революция . Гюго -весь в схватке. Член
республиканского парламента, он отважно сражается за Республику. В 1851
произошел правы переворот, установился режим империи — Второй империи
Наполеона 3, “Наполеона Малого”, по точному определению Гюго. Писатель
немедленно покинул родину и находился в эмиграции почти двадцать лет. Он
объявил войну империи, тирании, деспотизму, мракобесию. Как в 18-м веке
голос Вольтера, так в веке 19-м голос Гюго, автора статей,
стихов,романов,громко раздается над миром, голос свободы и совести. В 1852
году выходит публицистическая книга “Наполеон Малый” , тогда же была
написана книга “История одного преступления”. В 1853 году Виктор Гюго
издает цикл политических стихотворений “Возмездие”.
Гюго вернулся во Францию 5 сентября 1870 года, на следующий день после
падения империи. Вскоре он публикует еще один цикл политической и
публицистической поэзии-сборник ”Грозный год” (1872), отклик на бурю,
которая пронеслась над Францией в годы франко-прусской войны, революции
1870 года, Коммуны.
И все же, при всем значении поэзии, драматургии, совершенно особенную
роль в создании “континента Гюго” сыграли его романы. Вовсе не случайно
именно романы четко обозначают этапы пути писателя, кульминационные моменты
каждого из этапов. Действительно, истинным образом первого периода развития
романтизма, хрестоматийным его примером остается роман “Собор Парижской
Богоматери” (1831). И вновь роль итоговой во многом книги сыграл роман-”93-
й год” (1874).
Революция изображена в романе “93-й год” так, как она предстает во всем
творчестве Виктора Гюго: это “Очистительное горнило”, в котором
выплавляется современная цивилизация.
Демонстративная приверженность идей и идеалов Гюго миру “абсолюта
человеческого”, миру общечеловеческих, извечных ценностей обусловила
заметную статичность искусства этого писателя — при его динамизме, при его
способности идти вместе со стремительным веком. О этом тоже свидетельствует
один из последних романов Гюго-”Человек, который смеется” (1869).
Конфликт Добра и Зла как признак “абсолюта человеческого” в романе
“Труженики моря “ (1866) приобретает облик конфликта человека и самой
природы. Вершиной гуманизма и демократизма Виктора Гюго стал роман о народе
— его”Отверженные” (1862).