Министерство общего и профессионального образования РФ
Дальневосточный государственный технический университет
Кафедра политических и правовых учений
РЕФЕРАТ
на тему:
«Учение Платона об идеальном государстве»
Выполнил студент гр.Р-481
Долгов А.В.
Проверила преподаватель
Булах С.А.
Владивосток 1997
Содержание
Введение 3
Утопия Платона 4
Заключение 18
Список использованной литературы 18
Введение
Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского
конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности
Греции.
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его
огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический
полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все
принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его
социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия.
В истории политических учений утопия Платона является одной из самых
знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт
современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда
недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный
тип общежития.
Маркс показал, что источником платоновского государства были его
наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное
государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию
египетского кастового строя.
Утопия Платона
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами,
созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все
жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон
считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим,
политическим и социальным содержанием.
По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит
особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает
разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.
Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт
нравственной, экономической и политической организации, которые в своем
соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое
государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее
зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-
вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение
всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих,
оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех
этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи,
правящей миром.
В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ
разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют
гармоничное сочетание.
За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон
взял различия между отдельными группами людей соответственно их
нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия
по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении
труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и
государственного строя.
При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности
граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к
удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя
бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится
необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас
принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея
нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников —
тогда это сожитие получает у нас название города».
Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает
не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки
зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник
должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».
В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества
на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная задача трактата Платона о государстве — проблема благой и
совершенной жизни общества в целом и его членов.
Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:
1. Мудрость
2. Мужество
3. Сдерживающая мера
4. Справедливость
Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать
добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание —
охранительное, а обладают этим знанием правители государства. Мудрость —
это доблесть, свойственная весьма немногим — философам, — и это не столько
даже специальность по руководству государством, сколько созерцание
занебесной области вечных и совершенных идей — доблесть, в основе своей
нравственная.
Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не
будет знать царящего в нем настоящее время зла.
Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а
истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать
истину».
Вторая доблесть — мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому
кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного
государства, или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а
доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все
члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве
закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные
порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших
сторон.
Четвертая доблесть — справедливость. Ее наличие, ее торжество в
государстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости
каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек
получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его
природа наиболее способна.
Классическая точка зрения Платона, его социальный и политический
аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем,
с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в
другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании
справедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного,
сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платон
стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые
права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от
смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и
функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как
доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой,
по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей
внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник
станет делать работу сапожника, а сапожник — работу плотника или если кто-
либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно
для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы
заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул
бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно
совершать все эти дела.
Даже при наличии первых трех видов доблести многоделание и взаимный
обмен занятиями причиняют государству величайший вред и поэтому могут быть
названы злодеянием. И наоборот, делание своего будет справедливостью и
сделает город справедливым.
Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и,
взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного
государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях.
В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко
дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны
быть не только работники, добывающие средства питания для граждан,
строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники,
изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда.
Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ,
например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов,
добывающих шерсть и кожу.
Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран
требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли
ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие
товары.
В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по
купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным
разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для
государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не
ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих
в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только
для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит
необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь
возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких
торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.
Платон считает необходимым также специальный разряд обслуживающих
наемных работников, продающих свои услуги за плату.
Указанными разрядами специализированного общественного труда
исчерпываются работники, производящие для государства продукты либо так или
иначе способствующие производству и потреблению. Все эти разряды, вместе
взятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального
государства.
Над классом, разделенным по отраслям специализированного труда
работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы — воинов
(стражей) и правителей (философов).
Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в
отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные,
ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями
могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-
первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней
предварительной подготовки.
Философы:
Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского
опыта — знание теней, теней в пещере, где они сидят спиной к истинной
прекрасной жизни. Только мудрецы-философы могут избавить свою душу от
телесного гнета и воспарить в мир вечных идей, постичь его, и с этих
сверхчувственных позиций рассматривать все человеческие дела.
Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он
не в состоянии доказать возможности устроения такого государства.
Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене…
и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах
не будут царствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станут
благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино —
государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке
отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к
власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да
и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света
то государственное устройство. … Людям трудно признать, что иначе
невозможно ни личное их, ни общественное благополучие».
Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они
должны править?
Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает
быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не
этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между
происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и
интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные
высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем
общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов
могут оказаться с низкими душами.
Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право
исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя
основными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется
«медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхождения
прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится
младенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причислен
либо к классу правителей, либо к классу воинов».
Для Платона важно было строго отделить высшие классы от низшего. Что
же касается вопроса о том, каким образом работники специализированного
труда должны подготавливаться к квалифицированному выполнению своих
функций, то в подробности его Платон не входит. Все его внимание
сосредоточено на воспитании воинов (стражей) и на определении тех условий
их деятельности и существования, которые закрепляли бы свойства,
порожденные в них воспитанием.
Укреплению идеального государства должна служить строгая система
воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и
физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой
уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике —
обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные
могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую
профессиональную группу — философов-правителей.
Весьма важна для жизни и благополучия общества потребность в
специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов
работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества,
особый класс. Выделение воинов в особую отрасль общественного разделения
труда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особой
ее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и
специальных знаний, специального опыта.
Платон постулирует для своего утопического государства полное якобы
единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на
происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает
Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства
своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного
труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно
для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности,
но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали
им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная обособленность классов платоновского утопического государства
сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны
проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное
местопребывание воинов — лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и
действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех
восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение
неприятеля, откуда бы он ни явился.
Люди — существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче
всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй
жизни — определить и предписать его могут только правители-философы. В
платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип.
Из исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто
основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в
господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
Поэтому устроители наилучшего государства должны не только
позаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей,
но и установить такой порядок общежития, при кот устройство жилищ и права
на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой
нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы,
ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классов
общества.
Согласно Платону основная черта этого порядка — лишение воинов права
на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников
производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком
большом.
Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки
жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной
собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег.
Для стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения
детей, семья для них в сущности невозможна.
Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на
усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к
кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии
матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают,
какие дети рождены ими, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины
считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.
Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей
формы единства в государстве.
Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что
было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его
высочайшего блага
Общность достояния, отсутствие личной собственности делает невозможным
и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.
Отсутствие имущественных раздоров внутри класса воинов сделает по
Платону невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, ни
восстание их против обоих высших классов.
В конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми
радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества,
особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских
состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность
по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при
жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда
производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон
оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает
пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые
продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только
соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в
достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов
— правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.
1. Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи —
противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники
перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за
отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать
своей работе учеников.
2. Ограничение функций рабочего одним-единственным видом
специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому
работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который
определяется не им самим, а предписывается правителями государства.
3. Строжайшее повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и
прямо следует из основной для него доблести — сдерживающей меры.
К самому труду как таковому, отношение Платона не только
безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежность
производительного труда для существования и благосостояния общества в целом
не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным
почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов он
удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора. В
третьей книге «Государства» есть место, где Платон помещает кузнецов,
ремесленников, перевозчиков на весельных судах, а их начальников рядом с
худыми людьми — пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя. Всем таким
людям по Платону, не только не следует подражать, но и внимания обращать на
них не следует.
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы
каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль
работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи.
Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.
Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и
специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет
ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в
государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о
рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.
Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения
класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие
полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание
рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они
свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве.
Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его
сословия — философы и воины — лишены всякой частной собственности, т.е.
землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только
этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его
производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в
экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено
философам и воинам.
Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее
государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном
крепостничестве в идеальном государстве Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним — служением
вечному и абсолютному миру идей.
Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано
и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только
кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы,
несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено
до степени египетского кастового строя.
Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто
обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок,
свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны
беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение — это, по мысли Платона,
реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми
его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное
художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», — говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок — отразить и победит врагов
в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и
аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В утопии Платона не только выражены представления философа об
идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты
действительного, реального античного полиса — далекие от намеченного
идеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовое
происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие
очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность
высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг
от друга.
Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое является
профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с
его вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями?
Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии,
являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только
чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что
обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего
непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает
рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.
Платон остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции,
в спартанско-критском духе.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов,
но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы.
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная
личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство
в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего
великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы
способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все
признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим
образом. «Законодатель, — поясняет он, — заботится не о том, чтобы сделать
счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить
счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и
необходимостью… и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их
обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности
города».
Заключение
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все
черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те
катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое
значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых
государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма
и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли
платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в
отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства.
Коммунизм Платона — и исторически, и политически не признавался советскими
историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась
публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон
понял характерную для античного полиса связь единичного с целым,
зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида
государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им
проекта идеального общественно-политического устройства.
Список использованной литературы
1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая
гвардия», 1993
3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964