Глава1
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
Введение понятия « Третий сектор »
В формировании гражданского общества и решении важнейших
социальных проблем значительную роль играют негосударственные
некоммерческие организации, образующие так называемый «Третий сектор».
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» признаёт в
качестве некоммерческой организацию, не имеющую извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую
полученную прибыль между участниками.
Термин «Третий сектор» является на сегодняшний день общепризнанным
в мировой практике обозначением некоммерческих, благотворительных
инициатив (первый сектор — государственный, второй сектор —
коммерческий ).
Причины заинтересованности государства и органов
местного самоуправления во взаимодействии
с Третьим сектором
1. Большинство государственных некоммерческих организаций созданы
для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело
государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных,
больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и
образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры,
реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской
Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на
чисто коммерческой, рыночной основе. Существование Третьего сектора
прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества
стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не
только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех
граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой
связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
2. В ряде случаев Третий сектор действует успешнее и экономичнее,
чем государственные учреждения. Это показывают исследования,
проводившиеся во многих странах. В результате государству нередко
оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим
организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и
контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные
организации. Так, в США в 80-е годы в Третий сектор направлялось более
трети всех расходов на социально-культурные нужды, в том числе более
половины всех федеральных расходов на социальное вспомоществование,
культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает, что
выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций
особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий:
имеется возможность привлечь к работе добровольцев, и решаемая задача
не совсем стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной
категории получателей услуг, глубокая индивидуализация деятельности.
Таким образом, сотрудничество государства и органов местного
самоуправления с организациями Третьего сектора способно служить важным
фактором повышения эффективности использования средств, в особенности
выделяемых на социальные нужды.
3. Само по себе укрепление демократического государства и развитие
местного самоуправления решающим образом зависит от формирования
современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах
цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного участия в
общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского общества
выступают именно организации Третьего сектора. Чем теснее и
плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше
взаимопонимание власти и общества и тем менее вероятно их взаимное
отчуждение.
Закономерно, что в «Программе социальных реформ в Российской
Федерации на период 1996-2000 годов» в числе первоочередных мер названо
«определение порядка взаимодействия в области социальной политики между
органами власти, общественными и коммерческими организациями».
В то же время Третий сектор нуждается в моральной и материальной
поддержке со стороны государства и органов местного самоуправления.
Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и
средства для помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно
оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам,
установленным для коммерческих организаций, и платить налоги.
Предоставление им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую
в противном случае пришлось бы затратить больше средств из
регионального или городского бюджета.
Не менее важна заинтересованность подлинных организаций Третьего
сектора в действенном контроле со стороны государственных и
муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие
злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на
себя некоммерческими организациями, и снижают их престиж.
Деятельность большинства некоммерческих, в том числе
благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем
конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение
этих проблем вносят также региональные и местные отделения
некоммерческих организаций, действующих в масштабе всей Российской
Федерации. Третий сектор успешнее развивается там, где представительные
и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного
самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не
допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.
Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных и
муниципальных органов с независимыми некоммерческими организациями.
Перечень таких форм применительно ко всем некоммерческим
организациям предусмотрен статьей 31 Федерального закона «О
некоммерческих организациях» (Приложение 1) . Кроме того, для
общественных объединений такой перечень дан в статье 17 Федерального
закона «Об общественных объединениях» (Приложение 2) , а для
благотворительных организаций — в статье 18 Федерального закона «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
(Приложение 3), а также в ряде законов о благотворительной
деятельности, принятых субъектами Российской Федерации. Широкий круг
форм государственной поддержки молодежных и детских общественных
объединений предусмотрен главой II Федерального закона «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений» и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.
Анализ этих перечней позволяет выделить два типа форм
поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с
организациями Третьего сектора:
1. Поддержка функционирования и развития независимых некоммерческих
организаций, осуществления и совершенствования их уставной
деятельности. К данному типу относятся следующие формы:
— предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых
льгот;
— предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную
поддержку организациям Третьего сектора;
— предоставление независимым некоммерческим организациям льгот
неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);
— бюджетное финансирование (субсидирование) отдельных видов
расходов организаций Третьего сектора (например, выделение средств на
ремонт помещений, на оплату услуг связи, на обучение кадров и т.д.);
— безвозмездная передача государственного или муниципального
имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в
собственность независимым некоммерческим организациям;
— предоставление льготных кредитов;
— информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.
2. Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке
и реализации государственных и муниципальных программ. Здесь выделяются
такие формы, как:
— координация деятельности и совместная разработка программ;
— размещение заказов на выполнение социальных услуг;
— поддержка проектов и программ независимых некоммерческих
организаций в рамках государственных и муниципальных программ.
Предоставление Третьему сектору государственных и
муниципальных средств может носить прямой и косвенный характер (прямое
и косвенное финансирование Третьего сектора). Прямое финансирование —
это, например, оплата некоммерческой организации выполняемого ею
социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление
льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом
налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была
бы в противном случае нести по отношению к государственным и
муниципальным органам.
Косвенное финансирование ориентировано, как правило, на
некоммерческий сектор в целом или на довольно широкие группы
организаций: благотворительные организации, организации
здравоохранения, образования, культуры и т. п. В рамках таких групп
получают поддержку «многие и разные»: организации, осуществляющие
весьма различные виды деятельности, использующие традиционные и
нетрадиционные формы и методы работы, существующие относительно давно и
вновь созданные организации. Таким образом, косвенное финансирование —
это фактор развития Третьего сектора, роста числа и увеличения
разнообразия составляющих его организаций.
Указанные свойства косвенного финансирования проявляются
только в том случае, когда льготы предоставляются категориям
организаций, а не в индивидуальном порядке. Важно также, чтобы льготы
были достаточно стабильными и не подвергались частым пересмотрам.
Прямое финансирование связано с достижением конкретной цели,
решением конкретной проблемы, с детальным сопоставлением наличия и
потребностей в финансовых средствах. Такое финансирование предполагает
индивидуальный подход. Вместе с тем, для того, чтобы у государственного
или муниципального органа была возможность обоснованного выбора
независимых некоммерческих организаций для их привлечения к реализации
стоящих перед этим органом целей, круг таких организаций должен быть
достаточно широк и разнообразен, чему способствует косвенное
финансирование Третьего сектора.
Третий сектор и цели государственной политики
Становление Третьего сектора происходит в нашей стране в
крайне неблагоприятных экономических условиях. Переход от плановой
экономики к рыночной сопровождается значительным спадом производства
валового внутреннего продукта, сокращением доходов и расходов
государственного бюджета, в том числе на социальные нужды. Величина ВВП
составила в 1996 г. 63% от уровня 1991 г.. Расходы государственного
бюджета на социально-культурные мероприятия, включая затраты на
социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, в
сопоставимом выражении сократились за этот же период на 29%
Несмотря на сложные условия переходного периода и
экономический кризис, число негосударственных некоммерческих
организаций увеличивается с каждым годом. Только в 1995 г. количество
общественных объединений, религиозных организаций и созданных ими
учреждений выросло в 1,86 раза. В начале 1996 г. общее число
негосударственных некоммерческих организаций составило 150,4
тыс.(Рисунок 1.1.). Как видно из диаграммы (Рисунок1.2.) количество
зарегистрированных общественных организаций г.Иркутска и Иркутской
области значительно выросло за последние три года (в 2,3 раза) , что
объясняется прежде всего принятием 14 апреля 1995 г. федерального
закона «Об общественных объединениях», ставшего базовым нормативным
актом в сфере государственной поддержки гражданского общества,
обеспечения механизмов правовой защиты интересов общественных структур
.
В 1992 г. в числе задач политики Российского правительства по
проведению кардинальной экономической реформы был указан ряд
направлений поддержки развития негосударственных организаций:
— развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах
здравоохранения, образования, культуры;
— предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в
сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов
от собственной деятельности организаций образования;
— создание условий для развития негосударственных структур
образования, приватизации образовательных учреждений;
— поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
Однако эти задачи остались по преимуществу декларациями.
Последовательной политики ни по отношению к Третьему сектору, ни по
отношению к отдельным его сегментам государством не проводилось.
Действия органов государственной власти по поддержке и регулированию
развития негосударственных некоммерческих организаций предпринимались
под воздействием следующих главных факторов:
— макроэкономическая ситуация и проводимая правительством политика
финансовой стабилизации и сокращения бюджетного дефицита;
— давление нескольких хорошо организованных групп специальных
интересов (религиозные организации, творческие союзы, организации
инвалидов), направленное на получение и сохранение групповых налоговых
льгот;
— установление и использование отдельными организациями
политических и экономических связей с руководителями исполнительных
органов власти с целью получения индивидуальных налоговых и таможенных
льгот, финансовой поддержки и других преференций.
Правовое положение некоммерческих организаций
1995 год стал переломным в решении вопросов правового
обеспечения статуса и деятельности некоммерческих организаций. С 1
января 1995 года вступила в действие часть первая Гражданского Кодекса
Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе практически все
нормы о некоммерческих организациях (статьи 116-123, § 5, глава 4).В
1995 году Государственная Дума приняла сразу пять базовых федеральных
законов, определяющих правовой статус основных видов некоммерческих
организаций: «Об общественных объединениях» (14 апреля), «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений» (28 июня), «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» (II августа), «О некоммерческих
организациях» (8 декабря), «О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» (8 декабря). Активизируется нормотворчество
субъектов Российской Федерации. Теперь на местном уровне вопросы,
затрагивающие некоммерческие организации, все чаще разрешаются в форме
законов.
Российское законодательство допускает создание некоммерческих
организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации
характеризует прежде всего специфику имущественных отношений между
организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие
обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности.
Приведем перечень важнейших форм некоммерческих организаций,
предусмотренных Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих
организациях», и укажем ключевые особенности каждой из форм. Перечень
включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные
организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства,
учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения
юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительский кооператив представляет собой добровольное
объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения
материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского
кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых
взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в
нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д.
Общественные и религиозные организации, как и кооперативы,
являются добровольными объединениями своих членов. Но объединяться в
общественные и религиозные организации могут только граждане, а не
юридические лица. Кроме того, согласно закону, такие организации
создаются для удовлетворения только духовных и иных нематериальных
потребностей своих членов. Причем члены общественных и религиозных
организаций не сохраняют каких-либо прав на передаваемое этим
организациям имущество, в том числе на членские взносы. Правоотношения,
связанные с созданием общественных организаций, регулируются главным
образом упомянутым Законом «Об общественных объединениях».
Фонд. Термин «фонд» используется в нашей стране в различных
значениях. До принятия нового Гражданского кодекса и Закона «О
некоммерческих организациях» фондами были названы многие финансовые
институты, созданные с целью получения прибыли и имеющие, например,
статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд
как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет
права распределять прибыль. Фонд не имеет членства, создается на основе
добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают
все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать
социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные
общественно полезные цели.
С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего
между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя
создается с целью предоставления услуг в области образования,
здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. А функция фондов состоит
в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты,
пособия и т.п. Фонд призван заниматься прежде всего распределением, а
автономная некоммерческая организация — производством.
Основные особенности такой формы, как некоммерческое
партнерство, заключаются в том, что такая организация создается для
содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при
выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член
может получить часть имущества. Иными словами, вложения в
некоммерческое партнерство не безвозвратны, что отличает эту форму от
других форм некоммерческих организаций. Закон предусматривает, что член
некоммерческого партнерства не может получить из него больше средств,
чем вложил , получение членом партнерства прибыли не допускается, ибо
иное противоречило бы природе некоммерческой организации.
Учреждение представляет собой некоммерческую организацию,
находящуюся в собственности своего учредителя. Собственник полностью
или частично финансирует учреждение и при необходимости несет
ответственность по его обязательствам. В то же время учреждение
выполняет задания собственника и находится у него в административной
подчиненности. Таким образом, учреждение менее самостоятельно, чем
некоммерческие организации других форм. Большинство учреждений
принадлежат государству или муниципалитетам и, следовательно, не
относятся к Третьему сектору. Однако собственником учреждения, например
учебного заведения, созданного в данной форме, может быть и частное
лицо, а также негосударственная организация, например общественная или
религиозная.
Объединения юридических лиц создаются для координации
предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и
защиты их общих интересов. Эта форма подходит для организаций,
специализирующихся на осуществлении лоббистской деятельности.
В качестве примера такой организации можно привести
существующий в Иркутске Объединенный Совет НКО и ОО г. Иркутска и
Иркутской области , в состав которого входят 27 организаций ,
объединившихся для решения общих задач , таких как :
— координация деятельности и обмен опытом среди организаций
некоммерческого сектора;
— выбор приоритетных направлений деятельности ;
— разработка и реализация общих программ ;
-эффективное взаимодействие с государственным и коммерческим
секторами, средствами массовой информации ;
— представление интересов общественных организаций в органах
власти ;
— организация общественной экспертизы проектов
законодательных и нормативных актов и социально значимых решений.
Деятельность Совета осуществляется согласно Положению о работе
Совета НКО и ОО (Приложение 4)
Управление и контроль в некоммерческих организациях
До недавнего времени российское законодательство не определяло
четких требований к управлению некоммерческими организациями, в
результате чего многие из них фактически контролировались собственным
персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию
заработков. Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» ,
принятом в 1995 г. предусмотрено образование коллегиальных высших
органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и
зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой
орган. Среди этих вопросов можно указать, например, определение
приоритетных направлений деятельности организации, принципов
формирования и использования ее имущества, образование исполнительных
органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение
финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
Члены высшего органа управления некоммерческой организации не
вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за
исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием
в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание
попечительского совета.
Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский
учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию
налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и
структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также
сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате
труда не могут быть предметом коммерческой тайны.
Российское законодательство возлагает на государство
ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность
некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не
согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено
письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо
прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких
предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение
судебного дела о ликвидации некоммерческой организации.
1.7. Государственная регистрация, учет и отчетность
Согласно статье 51 Гражданского Кодекса РФ «юридическое лицо
считается созданным с момента его государственной регистрации». Это
правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые
с правами юридического лица. Гражданским Кодексом РФ предусмотрено, что
государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы
юстиции. Отметим признаки юридического лица, которыми в силу статьи 48
Гражданского Кодекса наделяются некоммерческие организации:
— наличие в собственности (хозяйственном ведении или оперативном
управлении) обособленного имущества;
— возможность отвечать по своим обязательствам этим имуществом;
— право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права и нести обязанности;
— возможность выступать истцом и ответчиком в суде;
— наличие самостоятельного баланса.
Возникнув в качестве общественного объединения,
некоммерческие организации могут идти на приобретение прав юридического
лица, а могут и не делать этого. Если некоммерческая организация
намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых
отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она
должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения
прав юридического лица, так как только этот статус позволит ей защищать
свои имущественные права и интересы и обяжет нести юридическую
ответственность за ущемление прав и законных интересов других лиц
(физических и юридических).Только путем приобретения статуса
юридического лица некоммерческая организация может претендовать на
законные привилегии (в частности, налоговые и иные льготы).
Если некоммерческая организация не имеет намерений выступать
участником гражданско-правовых отношений, то она может не приобретать
прав юридического лица. Общественные объединения граждан считаются
созданными после проведения учредительного съезда (конференции). Для
целей государственной регистрации законодательство дифференцирует
общественные организации на общероссийские, региональные и местные.
Согласно Закону «Об общественных объединениях», Министерство
юстиции Российской Федерации регистрирует общероссийские,
межрегиональные и международные общественные объединения, а также
созданные на территории Российской Федерации отделения (филиалы и
другие структурные подразделения) общественных объединений иностранных
государств.
Государственная регистрация межрегионального общественного
объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно
действующего руководящего органа общественного объединения. Регистрация
региональных и местных общественных объединений производится органами
юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Союзы
общественных объединений также подлежат государственной регистрации и в
том же порядке, в каком регистрируются сами общественные объединения.
Органы, производящие государственную регистрацию некоммерческих
организаций
Министерство юстиции и его территориальные органы производят
государственную регистрацию общественных объединений (включая
политические партии, профсоюзы, добровольные общества, творческие
союзы, благотворительные фонды) и религиозных организаций.
Государственные органы осуществляют регистрацию некоммерческих
организаций в установленные законодательством сроки. Заявление о
регистрации общественного объединения рассматривается в месячный срок
со дня его поступления. При необходимости проведения проверки и при
наличии других уважительных причин срок рассмотрения заявления может
быть продлен на один месяц. Регистрация некоммерческой организации
производится в течение одного месяца. При этом датой начала
рассмотрения учредительных документов считается день получения полного
набора документов. Заявление о регистрации Устава некоммерческой
организации и все необходимые документы должны быть поданы на
регистрацию в течение трех месяцев со дня создания некоммерческой
организации.
Документы, необходимые для государственной регистрации уставов
некоммерческих организаций
Для прохождения процедуры государственной регистрации в
качестве юридического лица некоммерческие организации различных видов
представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию,
сходный перечень документов, включающий в себя:
— заявление учредителей (как правило, форма заявления утверждается
регистрирующим органом);
— протокол учредительного собрания;
— учредительный договор или решение учредителей о создании
организации; информацию об учредителях (полное имя, паспортные данные,
домашний адрес, год рождения, телефоны — для физических лиц; если
учредителем некоммерческой организации выступает уже созданное
юридическое лицо, то представляются нотариально заверенные копии его
учредительных документов, полное наименование, юридический адрес, номер
банковского счета);
— устав создаваемой некоммерческой организации;
-документ (гарантийное письмо), подтверждающий наличие у
создаваемой некоммерческой организации юридического адреса, который
предоставляется ей уже действующим юридическим лицом;
— квитанцию об уплате регистрационного сбора.
Для регистрации общественного объединения в соответствии со
статьей 21 Закона «Об общественных объединениях» подаются следующие
документы:
— заявление, подписанное членами руководящего органа общественного
объединения с указанием места жительства каждого;
— устав общественного объединения в двух экземплярах;
— протокол учредительного съезда (конференции) или собрания
объединения;
— сведения об учредителях общественного объединения;
— документ об уплате регистрационного сбора;
— документ о предоставлении юридического адреса общественному
объединению;
— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний
структурных подразделений для международного, общероссийского или
межрегионального общественных объединений.
Основания отказа в государственной регистрации
некоммерческой организации
Отказ в регистрации некоммерческой организации возможен только
в случаях:
— несоответствия учредительных документов требованиям
законодательства;
— недостоверности представленной информации;
— недееспособности или неправомерности хотя бы одного из
учредителей;
— наличия в Реестре другой организации с аналогичным наименованием.
При отказе в регистрации некоммерческой организации заявителю
выдается мотивированный отказ в письменной форме, который может быть
обжалован в судебном порядке. Аналогично, в регистрации устава
общественного объединения может быть отказано только по основаниям,
предусмотренным Конституцией Российской Федерации и действующим
законодательством об общественных объединениях.
Об отказе в регистрации общественного объединения сообщается
заявителям в письменном виде с указанием положений законодательства
РФ, нарушение которых повлекло отказ в государственной
регистрации. Отказ в регистрации общественного объединения может быть
обжалован в суд.
Постановка некоммерческих организаций на учет
в государственных органах
Некоммерческие организации, независимо от их организационно-
правовой формы, подлежат учету в государственных органах Российской
Федерации. Государственный учет преследует разные цели и, в зависимости
от этого, его ведут различные государственные органы.
Министерство юстиции и его местные органы
К ведению Министерства юстиции относятся общественные
объединения граждан (политические партии, массовые движения,
профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации
инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические,
культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные
добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды,
ассоциации, общественные учреждения, органы общественной
самодеятельности и иные виды общественных объединений) и религиозные
организации. Другими словами , Министерство юстиции и его органы
занимаются общественными объединениями. Органы юстиции осуществляют:
— регистрацию общественных объединений и религиозных организаций;
— регистрацию изменений и дополнений в уставы;
— ведение реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Местная администрация
В ведение местных администраций входит регистрация
некоммерческих организаций, кроме общественных объединений — научных
центров, исследовательских институтов, организаций культуры и
образования, редакций средств массовой информации, детских и
подростковых клубов, медицинских учреждений и иных организаций, которые
не ставят своей целью получение и распределение прибыли.
Отдел местной администрации осуществляют следующие виды учета
некоммерческих организаций:
— регистрацию уставов и иных учредительных документов;
— внесение изменений и дополнений в учредительные документы;
— ведение реестра зарегистрированных организаций.
Государственный комитет Российской Федерации
по статистике.
На этапе государственной регистрации некоммерческие
организации, независимо от вида и характера их деятельности, обязаны
представить в органы государственной статистики учредительные документы
для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных
признаков на основании общероссийских классификаторов технико-
экономической информации для включения в Единый государственный регистр
предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной
статистической отчетности.
В случае реорганизации или ликвидации некоммерческие
организации представляют органам государственной статистики
статистическую отчетность за период своей деятельности до момента
ликвидации (реорганизации) на бланках форм годовой отчетности, а также
нормативные акты о своей реорганизации (ликвидации).
На практике после получения свидетельства о государственной
регистрации некоммерческие организации представляют в органы
государственной статистики по месту регистрации копии следующих
документов:
— устава;
— учредительного договора (если таковой имеется);
— свидетельства о государственной регистрации.
После постановки на учет некоммерческая организация получает от
органа государственной статистики официальное уведомление (справку) с
указанием идентификационных кодов согласно общероссийскому
классификатору.
Государственная налоговая служба Российской Федерации.
Налоговые органы ведут учет некоммерческих организации по
двум причинам:
Они должны иметь информацию о наличии или отсутствии прибыли у
некоммерческой организации для принятия решения о ее налогообложении
или, напротив, об освобождении от налогов;
По закону некоммерческие организации являются сборщиками подоходного
налога с физических лиц — сотрудников этих организаций.
Все некоммерческие организации обязаны встать на учет в
органах Государственной налоговой службы. При этом банки и кредитные
учреждения открывают им счета только при предъявлении документов,
подтверждающих постановку на учет в налоговом органе и обязаны в
пятидневный срок сообщить об открытии этих счетов налоговым органам.
Для постановки на учет в налоговую инспекцию требуются
следующие документы:
— заполненная карта постановки на учет (бланк особой формы,
разработанный Госналогслужбой) в трех экземплярах;
— заявление по утвержденной Госналогслужбой форме в двух
экземплярах;
— нотариально заверенные копии учредительных документов;
— копия справки о постановке на учет в органах государственной
статистики с перечнем присвоенных данной некоммерческой организации
идентификационных кодов;
— нотариально заверенное свидетельство о государственной
регистрации;
— заверенная копия договора аренды офиса (либо иной документ,
удостоверяющий местонахождение органа управления организации).
Постановка на учет производится в том налоговом органе, на
территории которого юридически находится некоммерческая организация. В
настоящее время практически во всех налоговых органах крупных городов
России имеются специальные отделы учета общественных объединений и
некоммерческих организаций.
Фонд социального страхования России.
Некоммерческие организации являются также и работодателями.
Поэтому они обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в
региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда
социального страхования России.
Для постановки на учет в Фонде социального страхования необходимо
представить:
— заявление на бланке установленного образца;
— заполненный бланк приложения к заявлению, форма которого также
утверждена Фондом;
— нотариально заверенную копию свидетельства о государственной
регистрации;
— нотариально заверенные копии учредительных документов (устав и
учредительный договор, если он имеется).
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Некоммерческая организация обязана встать на учет в органах
Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве работодателя, а также
в качестве сборщика страховых отчислений в Пенсионный фонд из сумм
заработной платы работающих в организации физических лиц.
Для постановки на учет в Пенсионном фонде необходимо
представить следующие документы:
— заявление на бланке установленного Фондом образца на имя
уполномоченного Пенсионного фонда по данной территории;
— заполненный бланк приложения к заявлению, форма которого также
утверждена Фондом;
— нотариально заверенную копию свидетельства о государственной
регистрации;
— нотариально заверенные копии учредительных документов (устав и
учредительный договор, если имеется).
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования Российской Федерации.
Некоммерческая организация признана законом субъектом
медицинского страхования — страхователем. Она обязана
зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов в
территориальных органах Федерального фонда обязательного медицинского
страхования Российской Федерации и несет ответственность за уклонение
от регистрации и сокрытие или занижение сумм, с которых должны
начисляться страховые взносы.
Для постановки на учет требуется тот же набор документов, что
и для учета в налоговых органах.
1.8.Основные принципы налогообложения
некоммерческих организаций
Закон устанавливает три вида налогов, взимаемых на территории
Российской Федерации:
Федеральные налоги .
Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев,
областей, автономных областей и округов.
3. Местные налоги.
Статьей 26 Закона «О некоммерческих организациях» определены
следующие источники формирования имущества некоммерческой организации:
— регулярные и поступления от учредителей (участников, членов);
— добровольные имущественные взносы и пожертвования;
— выручка от реализации товаров, работ, услуг;
— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и вкладам;
— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организаций;
— другие не запрещенные законом поступления. В том же Законе
сказано, что «законами могут устанавливаться ограничения на источники
доходов некоммерческих организаций отдельных видов».
Законом «Об общественных объединениях» и Законом «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» этот
перечень существенно расширен и дополнен.
Все источники формирования имущества НКО можно разделить на 2
группы:
Целевые поступления в денежной и натуральной форме.
Доходы от предпринимательской деятельности.
К целевым поступлениям относятся:
— взносы учредителей НКО;
— членские взносы (для организаций, основанных на членстве);
— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой
характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и
юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
— труд добровольцев;
— поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
К доходам от предпринимательской деятельности
относятся:
— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности по
реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных
бумаг;
— доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных НКО;
— другие не запрещенные законом поступления.
В соответствии с налоговым законодательством НКО обязаны вести
раздельный учет целевых поступлений и доходов от предпринимательской
деятельности.
Поступления, относимые к целевым, никакими налогами не
облагаются. Но это не означает , что НКО освобождены от всех видов
налогов :
1.НКО могут иметь оплачиваемых сотрудников. В этом случае
возникает объект налогообложения — фонд оплаты труда, а НКО становится
плательщиком транспортного налога , некоторых местных налогов , а также
взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Кроме того,
НКО выступит в качестве сборщика подоходного налога с физических лиц.
2.НКО могут иметь в собственности имущество, которое также
является объектом налогообложения. В зависимости от правового статуса и
вида деятельности НКО могут иметь или не иметь льгот по этому налогу .
3.НКО могут приобретать для уставных целей
автотранспортные средства. В этом случае НКО будут являться
плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств и налога
с владельцев транспортных средств.
4. В различных обстоятельствах НКО могут являться плательщиками
государственной пошлины, таможенной пошлины, земельного налога, сбора
за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и
образованных на их основе слов и словосочетаний и других налогов и
сборов.
1.9.Налоговые льготы организациям Третьего сектора
Принципы предоставления льгот
Согласно статье 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации», льготы по всем налогам применяются только в
соответствии с действующим законодательством; запрещается
предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если
иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Последняя оговорка не имеет отношения к некоммерческим организациям,
т.к. статья 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
однозначно запрещает предоставлять налоговые льготы в индивидуальном
порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным
гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим организациям
материальную поддержку.
Названный закон содержит конкретную характеристику принципов,
на основе которых следует предоставлять льготы некоммерческим
организациям. В соответствии с этими принципами во внимание должны
приниматься цели, ради достижения которых созданы организации и их
организационно-правовые формы. Например, специфическими налоговыми
льготами могут поощряться организации, преследующие благотворительные,
образовательные, культурные или иные общественно значимые цели. Вместе
с тем несколько разная политика льгот может проводиться, например, по
отношению к фондам, с одной стороны, и некоммерческим партнерствам, с
другой.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, устанавливая налоговые
льготы, должны следовать указанным принципам.
Права региональных и местных органов
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по тем
налогам, которые поступают в их бюджеты в части, подлежащей зачислению
в данный бюджет. Например, налог на прибыль предприятий и организаций
относится к числу федеральных, но большая часть этого налога
зачисляется непосредственно в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы этих субъектов самостоятельно
устанавливают ставки, по которым налог на прибыль взимается в их
бюджеты. Федеральным законом установлены лишь предельные размеры этих
ставок: 22 или 30 процентов в зависимости от особенностей плательщика.
При установлении конкретных ставок органы субъектов Российской
Федерации могут вводить льготы, то есть полностью или частично
освобождать ту или иную группу организаций от соответствующих платежей.
Установленная таким образом льгота не распространяется на ту часть
налога, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Аналогично обстоит дело с правом органов местного
самоуправления устанавливать льготы по налогам республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных
округов. Например, платежи по налогу на имущество предприятий подлежат
зачислению равными долями, с одной стороны, в бюджет соответствующего
субъекта Федерации, а с другой — в бюджет района или города по месту
нахождения плательщика. Орган местного самоуправления вправе освободить
некоммерческие организации от уплаты налога на имущество в части,
которая подлежит зачислению в местный бюджет.
Стимулирование развития Третьего сектора:
льготы по налогам на прибыль и имущество предприятий
Получение прибыли некоммерческой организацией — лишь
средство, условие, предпосылка достижения ее основных целей, которые в
свою очередь не включают получение прибыли. Закон Российской Федерации
«О некоммерческих организациях» достаточно надежно гарантирует целевое,
некоммерческое по своей природе использование тех сумм, на которые
доходы организации могут превысить ее текущие расходы. Прибыль
некоммерческих организаций по своей функциональной роли принципиально
отличается от прибыли предприятий, которая составляет основную цель
деятельности последних. Имея в виду принципиальную важность
стимулирования развития «Третьего сектора» в целом, следует
предоставлять льготы по налогу на прибыль всем организациям этого
сектора. Условием получения льготы должно быть неукоснительное
выполнение всех требований, предъявляемых к некоммерческим организациям
в соответствии с законодательством.
Аналогично обстоит дело с налогом на имущество предприятий.
Если судить по названию данного налога, он вообще не должен был бы
иметь отношение к некоммерческому сектору. Однако фактически указанный
налог распространяется на часть некоммерческих организаций. Обложение
указанным налогом некоммерческих организаций не имеет теоретических
оснований и практически весьма мало дает с точки зрения пополнения
бюджетов. В то же время такое налогообложение довольно существенно
сужает возможности тех организаций, которые ему подвергаются.
Таким образом, оправданным был бы отказ от взимания в региональные
и местные бюджеты налога на имущество предприятий, если плательщиками
налога выступают некоммерческие организации.
Стимулы решения приоритетных задач
Такие налоги , как плата за землю, налог на пользователей
автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, целевые
сборы на содержание милиции, благоустройство территорий , на нужды
образования и другие цели, налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы, налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров при всем их
разнообразии имеют много общего. С одной стороны, все они служат
укреплению региональной и местной инфраструктуры. С другой стороны, они
не являются платежами за конкретные услуги.
Развитие некоммерческих организаций, указанных в ряду
приоритетных, объективно имеет для регионов, городов и иных поселений
по меньшей мере такое же значение, как развитие иных элементов
инфраструктуры. Нелогично, например, взимать целевые сборы на нужды
образования с учреждений здравоохранения. Фактически на местах
соответствующие льготы нередко уже вводятся .
Что касается наиболее значимого из налогов второй группы, а
именно платы за землю, то многие некоммерческие организации освобождены
от него федеральным законом. Так, от уплаты земельного налога полностью
освобождаются научные учреждения и организации (когда речь идет об
участках земли, непосредственно используемых для научных, научно-
экспериментальных и учебных целей), учреждения культуры, физической
культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности,
высшие учебные заведения и др.