Тренинг уверенного поведения для подростков

Курсовая
работа

по дисциплине
«Методика введения тренинга»

на тему

«ТРЕНИНГ
УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие
представления о психологическом тренинге

1.1 Определение понятия
тренинга

1.2 Виды психологического
тренинга

1.3 Психология уверенного
поведения

Выводы по главе 1

Глава 2. Описание
программы тренинга

2.1 Структура тренинга

2.2 Содержание программы

2.3 Описание одного дня
тренинга

Выводы и практические
рекомендации

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:
Психологический тренинг как метод активного социально—психологического обучения
в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и
динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое
применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при
организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д.
Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и
социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные
с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией
творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в
подростковом возрасте. Это период не только проблем и противоречий, но и время
повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к
влиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту. Навыки, связанные с
общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно
развиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг, как уже
упоминалось, — эффективный метод стимулирования их развития.

Цель данной
курсовой работы заключается в подготовке программы тренинга уверенного
поведения для подростков.

Объект
исследования: научно методическая литература по заданной теме.

Предмет
исследования: личностные свойства, способствующие проявлению уверенного
поведения.

Гипотеза:
разработанная программа тренинга уверенного поведения для подростков
способствует формированию навыков уверенного поведения.

Задачи
исследования:

1.  Изучение, анализ, отбор и
систематизация литературных источников.

2.  Составление программы
тренинга

3.  Разработка практических
рекомендаций.

Методы:

1.  Теоретический анализ
литературы

2.  Практическая разработка
тренинговой программы

ГЛАВА 1.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

1.1 
Определение
понятия тренинга

В настоящее время
существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой
области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной
проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком
контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных
форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие
понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта,
группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории
[Зайцева]. Определяя границы понятия «психологический тренинг»,
И.В.Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многие
традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает
искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в
группах» [1].

Ю.Н. Емельянов определяет
тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым
сложным видом деятельности [2].

В отечественной
психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов
обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает
социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное
на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области
межличностного общения«, »средство психологического воздействия»
[5].

В настоящее
время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического
тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике
психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы
является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.
Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков,
либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы
одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны,
снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической
проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия
группы [1].

Основные
отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.

Во-первых, в отличие от
психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий
тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное
воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения
оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически
здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В
последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования)
рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие
психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге
уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира,
отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме
того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на
которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не
принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу
невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда
является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд
специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде
всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно
соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова [1].

Специфические
черты и основные парадигмы тренинга

Специфическими
чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов
практической психологии, являются:

· 
соблюдение
ряда принципов групповой работы;

· 
нацеленность
на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь
исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих
участников;

· 
наличие
более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически
собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так
называемые группы-марафоны);

· 
определенная
пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники
большую часть времени сидят в кругу);

· 
акцент
па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации
«здесь и теперь»;

· 
применение
активных методов групповой работы;

· 
объективация
субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в
группе, вербализованная рефлексия;

· 
атмосфера
раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Важной общей чертой
тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими
закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга
можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти
стадии характеризуются как этапы «оттаивания», «изменения»,
«замораживания».

Тренинги,
будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим
содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого
придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно
выделить несколько:

1. 
тренинг
как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи
положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи
отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению
ведущего;

2. 
тренинг
как тренировка,
в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков
эффективного поведения;

3. 
тренинг
как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача
психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. 
тренинг
как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного
поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

1.2 Классификация видов
психологического тренинга

Для классификации
тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных
программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются
изменения.

Одним из самых очевидных способов
классификации является рассмотрение методов групповой работы в рамках основных
психологических и психотеропивтическмх подходов современности.

Психоаналитический подход
подчеркивает важность для понимания генеза и лечение эмоциональных расстройств
которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы
противоречивых мотивов внутри личности.

Экзистенциально-гуманистический
подход опирается на философские идеи экзистенциолизма и феноменологии [1].

К. Аргирис предлагал
использовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей «терапевтичности»
тренинга. Эту же идею разделяет Дж. Джибб, используя для классификации тренинга
шкалу психотерапия — традиционное обучение, располагая на ней девять основных
видов тренинга.

Существует типология,
согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от
обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед
группой. В ней выделены пять типов групповой работы:

1. «Я — Я» —
группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные
источники преобразований внутриличностные.  2. «Я — Другие» — группы,
направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как
происходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного
способа поведения.

3. «Я — Группа»
— группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной
общности, стили взаимодействия с группой.  4. «Я — Организация» —
группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и
межгруппового взаимодействия в организациях.  5. «Я — профессия» —
группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Х. Миккин в качестве
основания для разделения разных видов тренинга принимает организационную
сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером,
организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера.

Он выделяет любительский,
институционализированный и психокоррекционный тренинг.

Любительский тренинг
характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором его
проведения выступает тренер-энтузиаст, а участники мотивированы преимущественно
случайными причинами и любопытством. Работа тренера свободна от внешнего
контроля и проводится за счет личного времени участников.

Институционализированный
тренинг отличается от любительского переходом инициативы его проведения от
тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру ряд
требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной
инстанцией. К постановке конкретных задач, к научной обоснованности программы,
к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированию
иерархии целей тренинга для контроля его эффективности.

Х. Миккин рассматривает
психокоррекционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая по
своим целям и задачам стоит в одном ряду с психологической консультацией,
телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактической
психотерапии.

Н.М. Лебедева и А.И.
Палей выделяют три класса тренинга по их направленности:  1. Субъект-субъект —
социально-психологический тренинг в его различных модификациях.  2.
Субъект-объект — интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие
интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения
профессиональных и личностных проблем.  3. Тренинги интраличностной
направленности, к которым относятся группы личностного роста и их
разновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности. [8]

1.3 Психология уверенного поведения

Сам термин «ассертивность» появился в
обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – около
десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого
получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению – это возможность
достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни
их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество
подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и
оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и
осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации
представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не
манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом
манипуляции.

Нам привычно выражение «права человека».
Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких «психологических
прав», о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей
жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать «я
Вас не понимаю» и не испытывать угрызений совести по этому поводу [8].

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно
сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· 
Способность
защищать и отстаивать собственные права и интересы

· 
Способность
формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с
какими-либо трудностями.

· 
Способность
выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность
(англ. assertiveness) — способность человека
уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав
других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение,
не имеющее целью причинить вред др. людям[7]. Разработаны разнообразные
специальные программы социально-психологического тренинга,
нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей
степени следуют бихевиоральной ориентации, др. — в большей степени
ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или
иной степени руководствуются принципом развития способности
человека быть твердым, честным и дружелюбным[1].

Подростковый возраст
считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление
большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые,
более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если
раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через
точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым
человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении
данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали
различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность
периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть
разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала
и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее
большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие
резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих
к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи
обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности
подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом,
рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал
отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались
Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно
выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович.   Многочисленные
исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся
психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения,
происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает
новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих
сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного
поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на
происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает
первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и
т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных
возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные
межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом
подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к
завершению данного периода человек получает некое целостное представление о
себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты,
ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение
себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает
общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных
позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального
сравнения).

Существует целый ряд
характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи,
открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное
выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование
местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы,
отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как
спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на
себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это
философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны
за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу
реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации,
а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация
самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является
наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то
кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в
тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное
общение. В
данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость
и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека.
Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно
какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно,
чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими.
тренинг уверенный
поведение ассертивность подросток

Демонстрация
уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие
уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя
параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо
владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и
позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными
ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность
требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого
человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как
часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как
часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть
различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения,
которые будут позитивными.

Переговоры и
достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень важное
для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность,
качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся
ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел,
отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника
между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными
менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых
выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения
простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению
относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить
дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить
менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой
деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение
действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком[6].

Уверенные в себе люди
имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они
энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами.
Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная
уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно
определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они
энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать
их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого.
А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности
лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко
добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не
способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное
решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный
признак — постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение.
Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность — это
состояние духа. «…И по вере воздастся вам».

Чем меньшей культурой
обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они
теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение
придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда
выступают в роли лидера — деятельного, активного, способного на риск.
Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все
познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно
прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

• вялость, слабость во
всем теле, бледность;

• скованность движений,
неестественность жестов, «закрытые» позы;

• нарушение ритма
дыхания;

• голос тихий и робкий,
заметное изменение тембра, интонационная бесцветность;

• речь невыразительная,
отсутствуют четкие формулировки;

• враждебное восприятие
мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

• ощущение собственной
неполноценности, неловкости, вины;

• ощущение потери
контроля над ситуацией.

Уверенность:

• легкость во всем теле;

• ощущение внутренней силы;

• непринужденность жестов
и поз, грациозность движений;

• позитивное восприятие
мира;

• эмоциональная окраска и
образность речи;

• ощущение собственной
значимости, гордость;

• ощущение полного
контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную «золотую
середину» между пассивностью и агрессивностью – двумя заведомо
проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои
мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет
исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над
ситуацией.

Напротив, агрессор «бросается» на
проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно
не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о
конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно
наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой
стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант «пассивно-агрессивного»
поведения. О таком говорят «в тихом омуте черти водятся». Люди,
склонные к этому, любят «копить обиды» и строить планы мести
исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы,
бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются
продуктивными и «проигрывают» ассертивному поведению [8].

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

1) Развитие
методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и
единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно
тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы
преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст
представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого
происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость
перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению
нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология,
согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от
обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед
группой.

4) Ассертивность как
способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.

ГЛАВА 2.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА

2.1 Структура
тренинга

Программа развития
уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 11-х классов в напряженный
период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в
среднее специальное учебное заведение.

В соответствии с этим
поставлены следующие задачи:

1. Формирование информационного
пространства (блок теоретической информации).

2. Обеспечение учащихся
средствами самопознания (блок диагностических методик).

3. Развитие навыков
психорегуляции (блок техник и упражнений).

4. Усиление «Я-центра»
и идентичности (блок приемов и упражнений).

Данный тренинг состоит из трех дней. Рекомендуется
для проведения во внеучебное время специалистом (школьным психологом) с
учащимися 11-х классов на добровольной основе.

Этапы проведения 1)
Подготовительный (2–3 часа). 2) Основной (7–10 часов). 3) Заключительный (1–2
часа).

Тематический план

№ п/п Тема Количество часов
1 Подготовительное. Ориентировочное 2–3
2 Фрустрация. Преодоление 2
3 Установки. Распознавание 1–2
4 Субличности. Разотождествление 2–3
5 Стресс. Техники саморегуляции 2–3
6 Закрепление. Поддержка 1–2

Принципы проведения:

Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Уверенность»
была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.

• Целесообразно организовать и провести данный
тренинг во внеучебное время, в период весенних каникул. Это обусловлено тем,
что во время учебы школа похожа на муравейник, а для осознанной работы
необходимы уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме этого, участники
располагают запасом свободного времени, что является очень важным и влияет на
качество усвоения материала и овладения приемами и техниками разотождествления
и психорегуляции.

• Необходимо соблюдать принципы добровольности.
Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи
психолога, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа
возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия,
взаимопонимания.  Мы также предлагаем ведущему перед проведением тренинга
ознакомиться с некоторыми теоретическими вопросами, связанными с Я-концепцией,
идентификацией (для этого рекомендуем хрестоматию «Идентичность»
/Сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: НПО «МОДЭК», 2003).

Оборудование и материалы

Аудитория, по возможности, должна иметь место для
работы участников над письменными заданиями, а также пространство для
проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с
записью релаксационных композиций. Следует также обратить внимание на наличие у
участников альбомов, цветных карандашей. Для того чтобы образы запоминались, их
необходимо нарисовать. Если вы недостаточно хорошо знаете участников,
позаботьтесь о визитках.

В целом программа является частью той большой
работы, которая планируется и проводится в школе в рамках подготовки
одиннадцатиклассников к сдаче экзаменов. Специфика такой работы заключается в
непосредственном воздействии на личность участника и достижение
психотерапевтического эффекта. Самое главное — у выпускника формируется вера в
себя, в собственные силы, в успех!

2.2
Содержание программы

День первый

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1) Вступительное
слово тренера — 15 мин

2) Организационный
момент (тест САН) — 30мин

3) Упражнение
«Необычное знакомство» — 20 мин

4) Упражнение
«Самопрезентация» — 30мин

5) Игра «Имитация»
— 20 мин

6) Перерыв
10-15 мин

II этап. ОСНОВНОЙ:

7) Упражнение
«Любишь ли ты соседа» — 10мин

8) Упражнение
«Перевоплощение» — 25 мин

9) Упражнение
«Две стороны медали» — 30 мин

10)
Упражнение «Луг-лес-река-луг» — 30 мин

День второй

1) Приветствие
– 10 мин

2) Игра «Крокодил»
— 15мин

3) Теоретическая
информация о субличностях – 25 мин

4)
Упражнение
«Круг субличностей» — 20 мин

5) Упражнение
«Каприз» — 10 мин

Перерыв 10-15
мин

6) Упражнение
«Диалог субличностей» — 25 мин

7) Упражнение
«Психодрамма субличностей» — 30 мин

8) Упражнение «Негативная
субличность» — 25 мин

9) Упражнение по
разотождествлению – 30 мин

10) Игра «Апельсин»
— 10 мин

11) Рефлексия – 25 мин

День третий

1)
Приветствие – 10 мин

2)
Теоретическая информация: «Стресс, релаксация, концентрация» — 20 мин

3) Упражнение «Поза кучера» — 20 мин

4) Упражнение «Полное
дыхание» — 15 мин

5) Упражнение «Ритмичное
дыхание» — 25 мин

6) Упражнение «Паровозик» — 10 мин

Перерыв 10-15 мин

7) Упражнение «Полное
дыхание» — 20 мин

8) Упражнение «Поплавок
в океане» — 20 мин

9) Упражнение «Передача
энергии» — 20 мин

10) Упражнение «Маяк» — 20 мин

11) Упражнение «Весенний лес» — 10 мин

12) Упражнение «Часы» — 10 мин

13) Упражнение «Формулы» — 15 мин

Перерыв 5 мин

III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

14) Рефлексия
– 60 мин

15)
Заключительное слово ведущего — 20 мин

2.3 Описание одного
дня тренинга

День второй:

Ведущий. Здравствуйте! Я рад
видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу. Сегодня
я познакомлю вас с механизмами возникновения тревоги и способами психорегуляции
эмоционального состояния. Для начала я предлагаю поработать над тестом «САН»,
с которым вы познакомились вчера. Раздаются бланки, участники отвечают и
обрабатывают данные по тесту.

Ведущий. Пожалуйста, желающие
могут сказать несколько слов о результатах работы по тесту «САН».Участники
по очереди знакомят группу с результатами работы по тесту.

Игра
«Крокодил»

Ведущий. Нужно разделиться на
две команды. Каждой команде необходимо задумать любой объект, существо (живой,
неживой природы). Затем участники одной команды изображают загаданный объект,
предмет или живое существо. Участники другой команды должны по пантомимике
угадать, что изображается, и назвать (дать ответ).  Дается пять попыток.
Выигрывает та команда, которой удастся отгадать большее количество загаданных
объектов живой и неживой природы.  Это игра настраивает участников на активную,
творческую работу, поэтому ее можно назвать игрой на «разогрев».
Кроме этого, игра помогает участникам раскрепоститься, а это необходимое
условие для последующей работы (выполнение упражнения «Круг субличностей»).

Вопросы для обсуждения:

Ø 
В
чем были сложности?

Ø 
Что
получилось, не получилось?

Ø 
Как
вы себя чувствуете после выполнения этого упражнения?

Теоретическая информация о субличностях

Ведущий. Для многих людей их
сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть
различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит: «Михаил,
ты должен сегодня позаниматься, для того чтобы интересно провести занятие».
Другой голос возражает: «Еще один вечер потратить на занятие. Ты так давно
не отдыхал, почему бы тебе не взять машину и не съездить на природу?» А
третий голос утверждает: «Нет, пожалуй, будет лучше просто посмотреть и
никуда не ездить».  Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти
различные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них все
люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности,
где есть «–» и «+».

В системе Роберто Ассаджоли внутренние голоса были
названы субличностями. Если личность — это человек, то субличность — это одна
из частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строится
на основе каждого желания целостной личности. Число субличностей в каждом
человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни:
Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик и т.д.

У каждого человека есть большой набор субличностей,
отличающихся от субличностей других людей. Надо уметь эти субличности
идентифицировать, чтобы не получилось так, как в случае с домкратом, когда одна
субличность с именем «Расстроенный» овладела истинным «Я».

Упражнение
«Круг субличностей»

Ведущий. 1) Перечислите все
свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы
включили и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот
список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству».

Пример списка: • быть здоровым; • закончить учебу; •
сдать успешно экзамены; • достигнуть успеха в чем-то; • быть любимым; •
получить хорошее образование и т.д.

2) Теперь сосредоточьтесь на том, что вы
чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит
вам, что она тоже хотела бы все это иметь? Или субличность, осуждающая людей,
имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются
несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

3) Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов
(или когда почувствуете, что записали все желания), посмотрите на список и
выберите пять-шесть главных желаний. Выделите свои самые важные (главные)
желания, но не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность
«Что подумают люди?».

4) На большом (альбомном) листе бумаги нарисуйте
круг d=20 см. Внутри него круг d=3–5 см (в центре большого). Получилось кольцо,
центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те
пять-шесть желаний, которые являются для вас главными.

5) Придумайте символы, отражающие ваши желания.
Нарисуйте эти символы рядом с желаниями.

6) Дайте каждому желанию, субличности индивидуальное
имя. Они могут быть такими: Авантюрист, Благоразумный(ая), Беззащитный, Ученик
и т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл.

7) Теперь раскрасьте цветными карандашами свое «Я».
Игры, в которые играют внутренние голоса, становятся деструктивными в том
случае, если они не распознаются. Одна из целей — понять сущность собственного «Я»,
усилить его.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Какие впечатления у вас от выполнения
этого упражнения?

Ø  Что было сложным?

Ø  Все ли у вас получилось?

Игра
«Карниз»

Ведущий. Постройтесь в шеренгу.
Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок к носку
стоящего в шеренге, и не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается
придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза».  Выполняется
по принципу «змейки»: первый идет, затем — второй, третий и т.д.
Перешедшие занимают места в шеренге, на другом конце. Игра дает возможность
раскрепоститься, сбросить мышечные зажимы, сблизить участников, повысить
степень доверия.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Как вы себя чувствуете после
выполнения этого упражнения?

Ø  В чем были сложности?

Ø  Часто ли вам приходилось оказываться
в такой ситуации?

Упражнение
«Диалог субличностей»

Ведущий. Дайте возможность
обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим «Я»,
пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят.
Реплики начинаются словами: Мне нравится… Я обижен… Я хотел бы… Мне
представляется… Можно написать диалоги не от всех субличностей, а от двух или
трех.

Упражнение
«Психодрамма субличностей»

Ведущий. Выберите из группы тех
участников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По моему сигналу они
должны начать говорить с вами — требовать, льстить, убеждать, просить.
Оставайтесь в образе своего «Я». Как дирижер оркестра, останавливайте
или приглушайте напористых и усиливайте робких.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Каковы ощущения от выполнения
упражнений?

Ø  Какое упражнение вам показалось
сложнее?

Ø  Какие вы для себя сделали выводы?

Упражнение
«Негативная субличность»

Ведущий. Субличности — это
реальные потребности, в удовлетворении которых каждый из нас нуждается. Но
очень часто реализации планов мешают субличности с негативными голосами. Сейчас
я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить то, что вам
мешает, когда вы решаетесь на какое-либо дело. Этот внутренний голос может
выступать в роли:

«критика» (а
зачем ты поступаешь так?); • «прокурора» (нужно было сделать так); • «упрекающего»
(опять у тебя ничего не вышло); • «авантюриста» (а что если нарушить
… ?); • «саботажника» (у меня все равно не получится); • «жертвы»
(это нужно только мне, никто меня не понимает…).

Это только некоторые примеры. Итак, сосредоточьтесь
на каком-нибудь важном деле, которое вы хотели бы осуществить, например поступить
в вуз. Представьте, что ваш план осуществлен. Теперь подумайте и ответьте, что
может помешать вашему предприятию. Вообразите эту картину. Дайте имя этой
негативной субличности, нарисуйте ее символически. Заключите с ней договор. Для
этого напишите несколько требований.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Каковы ощущения от выполнения
упражнения?

Ø  Получилось нарисовать картинку?

 Ведущий. Вывод: признание себя хозяином своих субличностей, в том числе
негативных, — ключ к личностному росту и успеху. Однако принятие своих
субличностей еще не означает, что вы позволите им завладеть своим «Я».

Упражнение
по разотождествлению

Ведущий. Теперь нам необходимо
ввести важное понятие — «разотождествление», которое широко
используется в психотерапевтической практике. Итак, сядьте удобно, выпрямив
спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь на
выдохе. Слушайте меня и повторяйте вслух мои слова после паузы. 1) У меня есть
тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть усталым или бодрым, но это не
влияет на мое истинное «Я». Мое тело — прекрасный инструмент для
ощущений и действий во внешнем мире, но этот инструмент — это не я. У меня есть
тело, но я — это не мое тело. 2) У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои
эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Я наблюдаю, понимаю и оцениваю
свои эмоции и могу управлять ими — и, значит, эмоции — это не мое я. Я — это не
мои эмоции. 3) У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект. Он
достаточно развит и активен. Он является инструментом познания себя и
окружающих, но… он — не мое истинное «Я». У меня есть интеллект, но
я — это не мой интеллект. 4) Я — центр воли, способный владеть и управлять моим
интеллектом, эмоциями, телом. Я — это постоянное и неизменное «Я». Сделайте
три глубоких вдоха, напрягите тело и с выдохом откройте глаза.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Что получилось? Что не получилось?

Ø  Что понравилось? А что не
понравилось?

Ø  Сложно было выполнять? Или не очень?

Игра
«Апельсин»

Ведущий. Участники
в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком.
Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется
пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости — грудью. 
Как показывает практика, в круге остается несколько играющих. Они замечательно
справляются с заданием. Для того чтобы ускорить игру, задание усложняется.
Участникам необходимо передавать круглый предмет друг другу с закрытыми глазами
и при этом не произносить звуков. Апельсин можно заменить клубком ниток.

Вопросы для обсуждения:

Ø  Узнали ли вы что-нибудь новое о себе?

Ø  Как вы себя чувствуете?

Ø  Вынесли ли вы что-то новое для себя?

ВЫВОДЫ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе
проведенного анализа литературы мы выяснили:

1. Тренинг
определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели
управления поведением и деятельностью;

2. Тренинг
обеспечивает приобретение профессионально важных качеств, умений и их перевод
на уровень навыков, создает условия для разрешения личностных проблем и
развития способностей личности.

3. При
построении тренинга следует четко и ясно определять цель проводимой работы.

4. В. Г.
Ромек отмечает более важные причины неуверенности в себе в межличностных
отношениях: 1)страх быть отвергнутым или высмеянным;

2) заниженная
самооценка;

3)
нерациональные убеждения;

4) излишнее
стремление «соблюдать приличие»;

5) отсутствие
навыков выражения чувств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

1.  Тренеру, проводимому
дынный тренинг необходимо учитывать тонкости подросткового возраста и быть
готовым к тому, что ход тренинга может сложиться несколько иначе;

2.  В ходе тренинга
необходимо обращать внимание на обратную связь, т.к. именно она и способствует
развитию самопознания;

3.  Данный тренинг лучше
всего проводить в дни школьных каникул и по собственному желанию учашихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой
психологический тренинг это творческий процесс, требующий максимальной отдачи. Для
того чтобы эффективно проводить психологические тренинги и с их помощью
формировать уверенное поведение, недостаточно только лишь овладение технологией
поведения. Для начинающих ведущих очень важно чтобы они тоже умели управлять
своим поведение, были уверены в себе и своих силах. Составленная программа
тренинга это лишь план действий и ведущий должен уметь подстраиваться под
группу. С группой одиннадцатикласников может открыться нечто новое неизвестное
для школьников и в этом случае ведущий должен быть готов к таким ситуациям. В
данной программе желательно придерживаться алгоритму действий, но совсем не
обязательно строго его соблюдать.

Участники группы,
используя формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатывают
реалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно обращаться с самим
собой и своим окружением.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: 2006.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое
обучение. – Л., 1985. – 166 с.

3. Зайцева Т.В. «Теория психологического тренинга.
Психологический тренинг как инструментальное действие». СПб.: Речь, М.:
Смысл, 2002 – 256с.

4. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

5. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы
социально-психологического тренинга – М.: МГУ, 1982.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.
Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.

7. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в
межличностных отношениях – СПб.: Речь, 2002

8. http://bim-bad.ru/

9. http://psylib.org

10. http://www.psychology.ru/library/

Добавить комментарий