МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: Организация контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу РФ
Тема: Таможенный контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ культурных
ценностей
Выполнила:
Студентка 5 курса заочного
отделения ИК и М, гр.ТД-252
Кравцова Виктория
Проверил
доцент
Хапилин Анатолий Федорович
г. Ростов-на-Дону
1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие культурных ценностей 4
2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных
ценностей 6
2.1 Пример из судебной практики 12
3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей.
13
Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов 18
Приложение 20
Нормативные источники 21
Использованная литература 21
Введение
Перемещение через таможенную границу культурных ценностей
регламентируется Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в
развитие которого появилось указание ГТК от 2 ноября 1993 года N01-13/10907
«О вывозе культурных ценностей».
При применении данного закона на практике работники таможенных
органов сталкиваются с множеством проблем. Все, что связано с контролем за
перемещением культурных ценностей вызывает негативную реакцию. Это связано
с объективными сложностями в классификации перемещаемых предметов в
качестве культурных ценностей. Для четкого вывода о наличии признаков,
характеризующих культурные ценности, необходимы знания в области искусства,
истории, археологии, такими знаниями в полной мере обладают только
специалисты в конкретной области знаний. Работники таможенных органов не
могут обладать такими глубокими познаниями и вынуждены всякий раз прибегать
к услугам экспертов-специалистов, так как ошибочные выводы о культурной
ценности предмета могут вызвать жалобы лиц, их перемещающих, со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Это обычно занимает много времени и
затягивает процесс таможенного оформления и контроля. В определенных
случаях такие задержки также приводят к конфликтам и жалобам.
Не менее важным препятствием эффективному и качественному контролю за
перемещением культурных ценностей является несовершенство нормативной базы.
Во исполнение Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей должен был
принят ряд нормативных актов (закон был принят 5 лет назад). Министерством
культуры Положение о порядке проведения государственной экспертизы и
контроля за вывозом культурных ценностей до сих пор не принято. Не
определен порядок таможенного контроля и специальной регистрации ввозимых
культурных (такой порядок должен быть выработан Министерством культуры
совместно с ГТК).
До сих пор действуют нормативные акты советского периода. Согласно
Письму ГТК РФ от 8 июля 1996 г. N 01-15/11998 «О вывозе культурных
ценностей», до утверждения нового порядка пропуска и новых списков
предметов, отнесенных к культурным ценностям, таможенные органы должны
руководствоваться приказом Министерства культуры СССР от 23.03.87 N 120 с
изменениями, внесенными 02.12.88 г «О порядке контроля за вывозом из СССР
культурных ценностей».
.
1. Понятие культурных ценностей
В соответствии со ст.6 Закона, под культурными ценностями понимаются
движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской
Федерации, а именно:
. культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц,
которые являются гражданами Российской Федерации;
. культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и
созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без
гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
. культурные ценности, обнаруженные на территории России;
. культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и
естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны,
откуда происходят эти ценности;
. культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
. культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные
с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
К культурным ценностям относятся следующие категории предметов:
1) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в
жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и
техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей
(государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей,
деятелей науки, литературы, искусства);
2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических
раскопок;
3) художественные ценности, в том числе:
— картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых
материалов;
— оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том
числе рельефы;
— оригинальные художественные композиции и монтажи из любых
материалов;
— художественно оформленные предметы культового назначения, в
частности иконы;
— гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
— произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе
художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла,
кости, ткани и других материалов;
— изделия традиционных народных художественных промыслов;
— составные части и фрагменты архитектурных, исторических,
художественных памятников и памятников монументального искусства;
4) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический,
художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
5) редкие рукописи и документальные памятники;
6) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
7) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
8) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в
коллекциях;
9) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы
коллекционирования;
10) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие
интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и
палеонтология;
11) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое,
художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые
государством под охрану как памятники истории и культуры.
Не являются культурными ценностями современные сувенирные изделия,
предметы культурного назначения серийного и массового производства.
2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных
ценностей
Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» устанавливает, что
вывоз архивов, уникальных и редких музыкальных инструментов, старинных книг
(полный перечень приводится выше) за пределы российской территории
разрешается таможенным органом только при наличии свидетельства на право
вывоза культурных ценностей.
При этом, вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие
категории культурных ценностей:
— движимые предметы, представляющие историческую, художественную,
научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с
действующим законодательством к особо ценным объектам культурного
наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их
создания;
— движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые
государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
— культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и
муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных
хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению
уполномоченных государственных органов данное правило может быть
распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
— культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не
предусмотрено законом.
Данный список является исчерпывающим и запрет на вывоз культурных
ценностей по иным основаниям не допускается. В соответствии с
международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации
культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно
ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.
Как уже было сказано, при принятии решения о возможности вывоза
культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается
свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является
основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и
государственную границы Российской Федерации.
Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.
Согласно Закону о ввозе и вывозе культурных ценностей, Федеральная
служба по сохранению культурных ценностей принимает решения о возможности
вывоза, временного вывоза культурных ценностей и выдает соответствующие
свидетельства.
Однако Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Федеральная
служба России по сохранению культурных ценностей упразднена, ее функции
переданы Министерству культуры Российской Федерации, которое:
— осуществляет совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти контроля за соблюдением установленного порядка вывоза
и ввоза культурных ценностей;
— принимает решения о возможности вывоза и временного вывоза
культурных ценностей из Российской Федерации, выдает юридическим или
физическим лицам свидетельства на право вывоза и временного вывоза
культурных ценностей, взимает в установленном порядке специальные сборы за
право вывоза и временного вывоза культурных ценностей;
— обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение
искусствоведческой и историко-культурной экспертизы заявленных к вывозу и
временному вывозу культурных ценностей, а также при возврате после
временного вывоза и передаче прав собственности на них;
— составляет в установленном порядке перечень культурных ценностей,
подпадающих под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
— осуществляет в установленном порядке регистрацию ввозимых и
временно ввозимых культурных ценностей;
— осуществляет в установленном порядке хранение, учет и экспертизу
культурных ценностей, а также публикацию информации о культурных ценностях,
задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными
органами;
— осуществляет в установленном порядке передачу культурных ценностей,
обращенных в доход государства в соответствии с действующим
законодательством, в государственные музейный, архивный и библиотечный
фонды либо религиозным объединениям..
Непосредственно выдачу свидетельств на право вывоза культурных
ценностей осуществляют территориальные управления Минкультуры РФ (см.
приложение). К настоящему созданы Территориальные управления Министерства
культуры РФ по сохранению культурных ценностей в следующих городах:
Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Архангельск, Нижний Новгород, Иркутск,
Саратов, Владивосток, Хабаровск, Санкт-Петербург. Кроме того, такие
свидетельства по ходатайству собственника или уполномоченного им лица могут
выдаваться следующими органами и учреждениями Министерства культуры РФ:
— Комитетом по культуре г. Москвы;
— Российской государственной библиотекой, г.Москва (в отношении
печатных изданий);
— Российской национальной библиотекой, г.Санкт-Петербург (в отношении
печатных изданий).
Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной
экспертизе.
Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей,
представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как
отказ заявителя от их вывоза.
Для получения разрешения на вывоз культурных ценностей их владелец
обязан заблаговременно подать искусствоведу — эксперту письменное заявление
с приложением в двух экземплярах списка и фотографий (размером 13 x 18 см)
каждого предполагаемого к вывозу предмета.
В необходимых случаях предъявляются документы, подтверждающие
установленную законом форму отчуждения данного предмета от прежнего
владельца, а также удостоверяющие их стоимость (чеки, квитанции и пр.).
Вывоз произведений, владельцем которых является сам автор, может быть
разрешен при предъявлении заключения соответствующего творческого союза или
учреждения, где работал автор, об авторстве и возможности их вывоза.
.Предполагаемые к вывозу культурные ценности предъявляются
искусствоведам — экспертам. В случае необходимости экспертиза предметов
проводится по месту их нахождения. Осмотр предметов и подготовка
экспертного заключения о возможности их вывоза производятся в отсутствие
владельца предметов, однако, он может быть вызван для выяснения возникших
вопросов.
Для получения разрешения на вывоз произведений печати их владелец
обязан подать искусствоведу — эксперту заявление и два экземпляра списка
изданий, предполагаемых к вывозу. Срок проведения экспертизы ценности
изданий — до одного месяца со дня подачи списка.
На основании изучения предметов и предъявленных материалов
искусствоведы — эксперты принимают решение о возможности вывоза
предъявленных к осмотру культурных ценностей или об отказе в выдаче
разрешения, а также производят оценку предметов.
В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения
заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или
реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные
органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого
предмета.
При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный
к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной
комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Государственной
экспертной комиссии Государственной архивной службы России.
Услуги по проведению экспертизы оплачиваются заявителем независимо
от решения о возможности вывоза данного предмета за границу.
Разрешение на вывоз культурных ценностей является действительным в
течение трех месяцев со дня выдачи.
При оформлении разрешений искусствовед — эксперт на каждом листе
списка разрешенных к вывозу культурных ценностей, на обороте их фотографий
проставляет штамп установленного образца с указанием номера разрешения,
даты его выдачи, а на последнем листе списка — также общей оценки
предметов. На каждом листе списка в оттиске штампа эксперт или
уполномоченный, выдавший разрешение, ставит свою подпись.
На обороте разрешенных к вывозу произведений изобразительного
искусства проставляется штамп, а разрешенные к вывозу музыкальные
инструменты пломбируются в установленном порядке (за исключением временно
вывозимых).
При этом один комплект списка с фотографиями хранится у эксперта,
другой вместе с разрешением выдается владельцу.
В случаях, когда разрешения могут быть выданы без осмотра предмета в
натуре (произведения печати и т.п.) по письменным запросам граждан,
проживающих в городах, где отсутствуют Территориальные управления
Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей, разрешения
могут быть высланы в адрес заявителей.
Культурные ценности, их списки, фотографии и разрешения при выезде
предъявляются гражданами таможенным учреждениям.
На основании оценки предметов в соответствии с действующим
законодательством взыскивается таможенная пошлина.
При пересылке в почтовых отправлениях предметы предъявляются
соответствующим учреждениям связи вместе с квитанцией об уплате таможенной
пошлины.
Работники таможенных учреждений и организаций связи, искусствоведы —
контролеры устанавливают идентичность вывозимых или пересылаемых культурных
ценностей со сведениями, указанными в документах о разрешении на вывоз и
пересылку этих предметов.
Таким образом, единственным основанием для вывоза культурных
ценностей является предоставление лицом, перемещающим указанные ценности, в
органы таможенного контроля свидетельства, подтверждающего право на их
вывоз. К свидетельству прилагаются перечень ценностей, заверенный печатью
Министерства культуры, а также их фотографии, на оборотной стороне которых
также проставляется печать Минкультуры.
Если граждане выезжают на постоянное жительство за рубеж и желают
вывезти из России отдельные предметы, являющиеся семейными реликвиями или
мемориальными ценностями и не хранящиеся постоянно в государственных или
муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах
культурных ценностей, то свидетельства на право вывоза указанных предметов
выдаются им с разрешения Межведомственного совета по вопросам вывоза и
ввоза культурных ценностей. Обязательное условие для получения такого
разрешения — представление доказательства права собственности на названные
предметы.
2.1 Пример из судебной практики
В арбитражный суд обратился Центр графических искусств с иском о
признании недействительным постановления таможни о наложении на Центр
штрафа и конфискации картин по мотиву сокрытия им от таможенного контроля
перемещаемых через границу картин путем представления таможенному органу
документов, содержащих о них недостоверные сведения (статьи 277, 278).
Истец утверждал, что его вины в нарушениях, отмеченных в
постановлении таможенного органа, нет, поскольку Центр не должен нести
ответственность за действия эксперта-искусствоведа экспертно-контрольной
группы Министерства культуры Российской Федерации, выдавшего ненадлежащее
свидетельство на право вывоза культурных ценностей из России.
Ответчик с утверждениями истца не согласился, сославшись на то, что
постановление таможни вынесено в соответствии с требованиями
законодательства.
Как следует из материалов дела, при таможенном досмотре картин,
вывозимых Центром графических искусств за границу для участия в выставке-
продаже, было установлено, что одно из полотен не соответствовало
фотографии с изображением картины, подлежащей вывозу, семь работ исполнены
в технике и на материале, не соответствующих указанному в документах
возрасту произведений. По заключению эксперта, стоимость картин была
значительно занижена.
За указанные нарушения на Центр графических искусств был наложен
штраф в размере 300% стоимости картин. Все полотна конфискованы как объекты
правонарушения.
Арбитражный суд доводы Центра графических искусств о вине эксперта
отклонил, сославшись на статью 278 Таможенного кодекса, в соответствии с
которой, ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с
обманным использованием документов несет лицо, перемещающее такие товары,
то есть Центр графических искусств. Постановление таможни в части
конфискации картин, которые соответствовали предъявленным на вывоз
документам, отменил, указав в своем решении, что статья 277 Таможенного
кодекса предусматривает конфискацию товаров, являющихся непосредственным
объектом правонарушения.
3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей.
Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором
пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами
допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин,
налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном
состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при
нормальных условиях транспортировки и хранения.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями,
архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
-для организации выставок;
— для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
— в связи с театральной, концертной и иной артистической
деятельностью;
— в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза из РФ культурных ценностей,
принимается уполномоченными органами Министерства культуры РФ.
Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается
собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в
федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении
заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после
официального приема ходатайства.
Решение может быть оспорено собственником заявленных к временному
вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим
законодательством.
Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в
государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных
государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве
обеспечения кредита или служить предметом залога.
При временном вывозе культурных ценностей государственными и
муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными
хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе
прилагаются:
— договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза
культурных ценностей;
— документ, подтверждающий коммерческое страхование временно
вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых
рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех
рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;
— документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и
гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности
и возврата временно вывозимых культурных ценностей.
При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также
физическими лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей
прилагаются:
— свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в
предусмотренные российским законодательством охранные списки или реестры;
— подтверждение об извещении соответствующего государственного
органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их
временном вывозе;
— договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза
культурных ценностей;
— документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и
гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности
и возврата культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при
условии заключения между ходатайствующей стороной и Министерством культуры
РФ договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей.
Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей
обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с
оставлением предмета залога у залогодателя.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть
отказано по следующим основаниям:
— при отсутствии со стороны физического или юридического лица,
осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных
ценностей;
— если состояние культурных ценностей, заявленных к временному
вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;
— если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к
временному вывозу, а также, если культурные ценности являются предметом
спора о праве собственности;
— если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз
культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные
конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности
временно вывозимых культурных ценностей.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть
также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических
отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный
вывоз культурных ценностей.
Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных
ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению
после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.
Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их
временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе.
Временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и
регистрации в порядке, который должен быть установлен установленном
Министерством культуры совместно с Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации.
Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях
культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных
государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной
Российской Федерации; на них распространяется действие законодательства РФ
о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации.
Предоставление государственных гарантий охраны указанных ценностей
осуществляется в каждом отдельно случае в соответствии с международными
договорами или постановлениями Правительства России на условиях соблюдения
принципа взаимности.
Указанием ГТК РФ от 13 декабря 1993 г. N 01-12/1026 «Об освобождении
от обложения сборами за таможенное оформление культурных ценностей»
установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление временно
вывозимых (ввозимых) государственными и муниципальными музеями, архивами,
библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей не
взимаются в случаях:
а) временного вывоза и обратного ввоза указанными учреждениями
культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
б) временного ввоза культурных ценностей в целях экспонирования
указанными учреждениями и обратного вывоза после проведения выставок,
вернисажей и подобных мероприятий.
Что касается таможенных пошлин, то в ТК предусматривается применение
двух типов (видов) режима временного ввоза (вывоза) — с полным и частичным
освобождением от таможенных пошлин и налогов. Согласно указанию ГТК от 19
сентября 1995 года N 01-12/ 1141 «О режиме временного ввоза (вывоза)» в
основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение
дохода. Временный ввоз (вывоз) культурных ценностей для экспонирования на
выставках, вернисажах и подобных мероприятиях осуществляется с полным
освобождением от уплаты таможенных пошлин
В ТК установлен общий предельный срок временного ввоза (вывоза)
товаров — не более двух лет (ст. 71). В рамках этого срока таможенные
органы, выдавая разрешение на помещение товара под таможенный режим,
устанавливают конкретный срок, в течение которого товар, исходя из цели и
обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне)
таможенной территории. Кодексом наряду с этим предусмотрена и возможность
продления установленных сроков для временного ввоза (вывоза).
Основанием для рассмотрения вопроса о продлении предельных сроков
временного ввоза (вывоза) товаров является мотивированное заявление,
подаваемое в ГТК не позднее двух месяцев до истечения первоначально
установленных предельных сроков. Кроме заявления, заинтересованное лицо
также обязано представить документы, необходимые при рассмотрении вопроса о
продлении сроков, в частности:
-заключение таможни о целесообразности дальнейшего продления срока
временного ввоза (вывоза) товаров;
-копии ранее оформленных ГТД, по которым товары были помещены под
рассматриваемый режим (с прилагаемыми к ним документами).
В настоящее время, на основании Письма ГТК РФ от 9 октября 1997 г. N
01-15/19349 «О продлении сроков временного вывоза культурных ценностей»,
таможенные органы производят таможенное оформление продления сроков
временного вывоза с таможенной территории Российской Федерации культурных
ценностей в соответствии с установленным порядком при условии представления
письменного разрешения Департамента по сохранению культурных ценностей
Минкультуры России о продлении сроков действия «Свидетельства» с
приложением к нему перечня вывезенных культурных ценностей, на которые
распространяется действие такого разрешения.
Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов
При ввозе на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов,
созданных в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств,
физическое или юридическое лицо-обладатель прав на демонстрацию и
распространение фильма на территории России (в том числе по доверенности)
представляет в таможенные органы:
1. Грузовую таможенную декларацию, заполненную в соответствии с
Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации,
утвержденной Приказом ГТК России от 25.04.94 г. N 162.
При этом к грузовой таможенной декларации прилагается составленное в
произвольной форме письменное заявление лица, перемещающего товары, в
котором указывается:
а) наименование фильма на языке оригинала и русском языке;
б) страна-производитель фильма, год выпуска, возрастные ограничения
цензорских комиссий страны-производителя;
в) продолжительность фильма (объем в частях);
г) жанр фильма;
д) цель ввоза фильма.
Заявление подписывается уполномоченным должностным лицом предприятия,
учреждения или организации либо физическим лицом, перемещающими товары и
является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
2. Документы, подтверждающие права заявителя на распространение и
демонстрацию фильма:
V договор;
V доверенность;
V банковские документы, свидетельствующие о состоявшейся сделке купли-
продажи.
3. Иные документы, необходимые для осуществления таможенного
оформления и таможенного контроля.
При ввозе на территорию Российской Федерации фильмов зарубежного
производства взимается таможенная пошлина в соответствии со ставками
ввозных таможенных пошлин, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации (код товара по ТН ВЭД 3706, ставка пошлины — 30%
таможенной стоимости).
Приложение
СХЕМА
РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОХРАНЕНИЮ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|Местонахождение |Территория обслуживания |
|территориального | |
|органа | |
|¦г. Москва |Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, |
| |Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, |
| |Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва|
| | |
|г. Санкт-Петербург | |
| |Республика Карелия, Калининградская, |
| |Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская|
| |области, г. Санкт-Петербург |
|г. Архангельск | |
| |Республика Коми, Архангельская, Вологодская |
| |области, Ненецкий автономный округ |
|г. Воронеж | |
| |Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, |
| |Орловская области |
|г. Нижний Новгород | |
| |Республика Марий Эл, Республика Мордовия, |
| |Республика Татарстан, Удмуртская Республика, |
| |Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская |
|г. Саратов |области |
| | |
| |Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, |
|г. Краснодар |Пензенская, Самарская, , Тамбовская, Ульяновская |
| |области |
| | |
| |Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика|
| |Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, |
| |Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская |
|г. Екатеринбург |Республика, Республика Северная Осетия — Алания, |
| |Чеченская Республика, Краснодарский, |
| |Ставропольский края, Ростовская область |
|г. Новосибирск | |
| |Республика Башкортостан, Курганская, Пермская, |
| |Свердловская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий |
| |автономный округ |
|г. Иркутск | |
| |Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, |
| |Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области,|
| |Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа|
|г. Красноярск | |
| | |
| |Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская, |
| |Читинская области, Агинский Бурятский, |
|г. Хабаровск |Усть-Ордынский Бурятский автономные округа |
| | |
| |Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, |
|г. Владивосток |Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), |
| |Эвенкийский автономные округа |
| | |
| |Хабаровский край, Амурская, Камчатская, |
| |Магаданская области, Еврейская автономная область,|
| |Корякский, Чукотский автономные округа |
| |Приморский край, Сахалинская область |
Нормативные источники
1. Таможенный кодекс РФ 1993 г.
2. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе
культурных ценностей».
3. Постановление Правительства от 6 июня 1997 г. N 679 Об утверждении
Положения о Министерстве культуры РФ.
4. Приказ Министерства Культуры СССР от 23 марта 1987 г. N 120 Об
утверждении инструкции «О порядке контроля за вывозом из СССР культурных
ценностей».
5. Письмо ГТК РФ от 29 июля 1997 г. N 01-15/14501 О создании
Территориальных управлений Министерства культуры РФ по сохранению
культурных ценностей.
6. Письмо ГТК РФ от 8 июля 1996 г. N 01-15/11998 «О вывозе культурных
ценностей».
7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 «Обзор
практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного
законодательства».
8. Указание ГТК РФ от 6 сентября 1994 г. N 01-12/973 «О порядке ввоза
на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов».
Использованная литература
1. Комментарии к Таможенному кодексу. Под ред. А.Н.Козырина. – М.:
МГИМО, 1996г.
2. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск II. Организация и
технология таможенного контроля. – М.: РИО РТА, 1995 г.
3. Таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Габричидзе Б.Н. –
М.: Издательство БЕК, 1995г.