1. Предмет и структура философского
знания. Специфика философии как науки
Предметом называется круг вопросов,
которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского
знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);
гносеология (учение о познании); человек; общество.
Основная специфика философского
знания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научным
знанием предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако, не является научным
знанием в чистом виде.
2. Уровни мировоззрения
1) убеждения, полученные
непосредственно из нашего личного опыта, на нем располагается огромное
количество очевидных и простых знаний о мире.
2) очевидную информацию,
подтвержденную опытом других людей.
3) Теории. Это высший уровень нашего
мировоззрения, т.к. теории более сложные сооружения, включающие в себя
кирпичики информации из предыдущих уровней.
3. Основной вопрос философии.
Материализм и идеализм
Основной вопрос философии вопрос об
отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух
сторон: во-первых, что является первичным дух или природа, материя или
сознание и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,
соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
4. Философские концепции бытия:
монизм, дуализм, плюрализм
Мони́зм философское учение,
согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном
счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Дуализм философское учение, которое
признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их
относительность. В философии сознания дуализм это дуализм души и тела, точка
зрения, согласно которой сознание (дух нематериальный ресурс) и материя
(физическое тело материальный ресурс) представляют собой две
взаимодополняющие и равные по значению субстанции.
Плюрализм философская позиция,
согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и
несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический
плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).
5. Социально-исторические типы
мировоззрения. Философия как разновидность мировоззрения
Жизненно-повседневное и теоретическое
миропонимание.
Важнейшими социально-историческими
типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и
философский.
Житейское, повседневное
миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой
продуманностью, обоснованностью. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами,
требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие
человеческие ценности.
Иное дело критическая работа ума на
основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется
уже на другом просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым
интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания
принадлежит и философия.
6. Основные методы философии
Основными методами философии
являются:
Диалектика – метод философского
исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически.
Метод единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный
диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе
(а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт
постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск
абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их
единство).
Догматизм – восприятие окружающего
мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика – метод,
основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого
творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого
достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными
выводы
Софистика – метод, основанный на
выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок.
Герменевтика – метод правильного
прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной
философии.
7. Функции философии
Функции философии – основные
направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи,
назначение.
Мировоззренческая функция
способствует формированию целостности картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать –
предельно обобщать окружающую действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции – подвергать
сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты,
качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение
границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,
увеличение достоверности знания.
Социальная функция – объяснить
общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его
структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их
устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция
философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и
идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали,
помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в
том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и
человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее
материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
8. Мифология как способ понимания
мира. От мифологии к философии
Исходной для человеческого общества
системой общих знаний о мире была мифология. Миф выступает как способ отражения
мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными
представлениями об окружающем мире. Таким образом, самые первые представления о
мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти
представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал
фантазии, верования в богов и героев, а с другой эмпирические знания,
обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствования
понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от
друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой на
вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают
статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая
рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с
человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, которая обращалась к
проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии
как учения о религии.
9. Основные принципы философского
мышления в Древней Индии
Главная цель индийской философии
достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и
вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход
в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое,
нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма, как и брахманизма,
характерна направленность на индивида, личность. Центральной, системообразующей
проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты
старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке
Буддизм исходит из равенства всех
людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской
концепции человека лежит идея перевоплощения живых существ.
10. Философские аспекты буддизма
Теория взаимообусловленного
существования. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления
(причина) сопровождается другим частным явлением (следствие).
Карма одно из центральных понятий в
индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон,
согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его
судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Теория не существования души одно
из основных положений буддийской философии, состоящий в отрицании абсолютного
непреходящего я и высшего я, или Атмана.
11. Характерные черты философии
Древнего Китая
Для китайского видения мира и
окружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центра
существующего мира, понимание отдельных событий, истории в целом как
циклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей за
правильное воплощение на Земле космических циклов, восприятие человека, природы
и космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое,
боязнь перемен, не выделение отдельной человеческой личности из коллектива,
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии,
приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство
Великой Китайской стены), отсюда уважение и трепет перед организующей силой
государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и
государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей
(власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы
государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства
объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его
власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
понимание жизни, прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение
земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного
человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа
жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятие
потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям,
старшим, почитание предков и духов.
12. Социально-философские идеи
конфуцианства и легизма
Конфуцианство древнейшая
философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника
социальной жизни. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо
управлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители данной философской
школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного
управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия
отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к
подчиненным как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения
людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основной вопрос легизма
как управлять обществом?
Легисты выступают за
то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.
Таким образом, легизм философия сильной государственной власти. Основными постулатами
легизма являются следующие: человек обладает изначально злой природой; движущей
силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; как
правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников)
должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед
наказанием; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и
применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для
всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам
(независимо от звания), если они нарушили законы; государственный аппарат
должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны
даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а
не передаваться по наследству); государство главный регулирующий механизм
общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения,
экономику, личную жизнь граждан.
13. Космоцентризм античной философии
Космоцентризм это первый этап
развития античной философии, который часто называют досократовским, он
сохраняет вначале черты мифологии. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор
делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются
объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с
тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными
оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного
первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом.
14. Основные этапы развития античной
философии
1. Натур-философский (главная
проблема проблема устройства мира, проблема первоначала).
2. Гуманистический (смена
проблематики от природы к человеку и обществу). Софисты, Сократ;
3. Классический (период большого
синтеза). Первые философские системы Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр
перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема
счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие
неоплатонизма). Добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли,
монотеистической религии.
15. Поиск первоосновы мира в античной
философии
На первом, досократовском, этапе
греческая философская мысль носит космоцентрический характер и сохраняет
вначале черты мифологии. Значительной в древнегреческой философии была
атомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия и
небытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые,
неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им «атомами».
Тем самым многообразие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. После
открытия природы как объекта философии стало возможным поставить вопрос о
человеке, а затем о Боге.
16. Атомистические учения Демокрита
Он описал мир как систему атомов в
пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только
бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы,
согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как
говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм,
размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.
Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят
возникновение сложных тел. Само же движение свойство, естественно присущее
атомам. Тела это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как
различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех
же букв слагаются разные слова.
17. Суть принципа софистов: «Человек
есть мера всех вещей»
Наиболее полно суть воззрений
софистов выразил Протагор. Он говорил об относительности всякого знания,
доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием
противопоставлено противоречащее ему утверждение. То, что человек считает
существующим, то для него действительно существует, а то, что он считает
несуществующим, то для него и не существует. Люди приносили много жертв во имя
того, что существовало только лишь в их сознании, и пренебрегали часто
действительно существующими ценностями, но лишь потому, что не осознавали их в
качестве существующих. Человек смотрит на мир не глазами, данными природой, а
«глазами» своего сознания, своей культуры
18. Философия Сократа
Используя метод диалектических
споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания,
поколебленный софистами. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с
материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как
самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем
бытие воспринимаемого мира (монизм). В вопросах этики Сократ развивал принципы
рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий,
что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание,
поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.
19. Учение Платона об «идее»
Идея — центральная категория в
философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы
пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба. В платоновских идеях
обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и
управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они —
вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все
множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные
сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления,
при этом между ними существуют отношения координации и подчинения.
20. Учение Платона о государстве
Государство, по Платону, возникает
потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих
главных потребностей. Идеальное государство возникает как общество трех
социальных групп. Этими группами являются правители философы, стратеги
воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и
производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение
жизненных потребностей. Первое место в группе приемлемых государственных форм,
естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих
государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно
аристократическая республика (а не аристократическая монархия). К упадочным,
нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и
нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть
нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней
части души. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких
личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с
низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются
демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания,
которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру,
направленную против аристократии.
21. Философия Аристотеля как
энциклопедическое учение
Исходя из признания объективного
существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и
неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также
увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя
инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного
многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо
придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный
творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма —
это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной
материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли
разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум).
Форма и материя неразрывно связаны
между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем
естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд
форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего
совершенства.
При этом мыслитель усматривает
причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с
этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийная
сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего,
не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».
Познание у Аристотеля имеет своим
предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое
знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму
чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и
восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей.
22. Основные идеи эллино-римской
философии
Это время разложения древнегреческого
рабовладельческого общества, завоевания Греции Александром Македонским,
экономического и политического упадка Греции; философия в это время существует
как своеобразные рецепты выживания: «скептицизм», «эпикуреизм», «стоицизм»;
«неоплатонизм» и др.; как показатель возвышения духовного статуса Рима,
появляются римские философы, в частности это Лукреций Кар, Марк Аврелий,
Сенека. В целом философия этого периода характеризуется обобщенным
материалистическим пониманием мира, кризисом духовности, изменением духовных
ориентиров на основе христианской идеологии.
23. Теоцентризм средневековой
философии
В основе средневекового
человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о
том, что Бог начало всего сущего. Средневековая философия поставила
принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине,
смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего». Таким образом, в
средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть
которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение
и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное)
противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним
из стержневых в философской антропологии.
24. Патристика: суть учения и
основные представители
Патри́стика философия и
теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII
века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для
христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в
формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Юстин,
100-167, затем Афинагор. Климента Александрийского. Евсевий Кесарийский.
Константином Великим. Августин Блаженный.
25. Схоластика и её роль в философии
средневековья
Схоластика (9-15 века н. э.)
средневековая «школьная философия», представители которой пытались рационально
обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они
использовали идеи античной философии. Схоластика это философствование в
пределах нормативного текста по жестким логическим законам. Однако философия не
была свободной, она зависела от церкви. Схоластика носила лишь религиозный
характер, мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже
самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.
Систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274, Италия).
Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания и
отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь
деятельность человеческого разума.
26. Спор между номиналистами и
реалистами в средневековой философии
В XI веке развернулась борьба между
номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о
триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и
Бог-Святой Дух. Реализм философское учение, согласно которому подлинной
реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные
предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).
Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли,
идеи в божественном разуме, а человек — подобие бога; только благодаря этому
человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть
ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью
разума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Номинализм — философское течение,
представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли
человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой
самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем
абстрагирования для целого ряда вещей и явлений.
27. Гуманизм, как философское
направление эпохи Возрождения
Гумани́зм мировоззрение, в
центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Гуманизм как философское направление
получил распространение в Европе в XIV середине XV вв. Его центром была
Италия. К основным чертам гуманизма относились: антицерковная и
антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога и
доказать самоценность человека; антропоцентризм особое внимание к человеку, воспевание
его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.
28. Идеи натурфилософии эпохи
Возрождения
Натурфилосо́фия Попытка
истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных
научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.
Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила,
пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и
закономерностей явлений природы.
Древней натурфилософии свойственно
стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого
целого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы)
(Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также космология и
космогония.
29. Социально-политические учения Т.
Гоббса и Дж. Локка
Джон Локк — британский педагог и
философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению
сенсуализма. Локк был первым философом, который выражал личность через
непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской»,
то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без
врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным
чувственным восприятием.
Томас Гоббс — английский
философ-материалист, автор теории общественного договора и системы
механистического материализма (рассматривающие мир как механизм, в более
широком смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физическим
причинам).
человек бытие сознание
мировоззрение
30. Философские идеалы и основные
представители французского Просвещения XVIII века
Философским основанием французского
Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней,
противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале
своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи
декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов
внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках
рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное
материалистическое понимание природы.
31. Теория познания И. Канта:
основные понятия и принципы
Кант отвергал догматический способ
познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического
философствования, сущность которого заключается в исследовании способов
познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и
изучении отдельных способов человеческого познания. Кант соглашается, что если
наше познание начинается с опыта, то его связь всеобщность и необходимость не
из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь
опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой
априорной деятельности сознания. Кант не разделял безграничной веры в силы
человеческого разума, называя эту веру догматизмом.
32. «Категорический императив» И.
Канта
Категорический императив — понятие,
введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить
идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое
единство этих принципов.
Человек по Канту, есть высшая
ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое
достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть,
следовательно, тоже высшая ценность.
Есть ли во внешнем мире образец,
эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой
личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам
дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть
Бог как символ нравственного идеала.
33. Суть антропологического принципа
в философии Л. Фейербаха
В целом философия Фейербаха
антропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно с
нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает
изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального
статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни,
стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его
поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально
естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и
только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.
Заслугой Фейербаха является
подчеркивание связи идеализма с религией.
34. Объективный идеализм Г.В.Ф.
Гегеля
Исходное положение философии Гегеля
тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи,
понятия, духа. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного)
идеализма Гегеля состоит в следующем: В основе всех явлений природы и общества
лежит абсолютное, духовное и разумное начало «абсолютная идея», «мировой разум»
или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его
состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. Объективный идеализм – признает
наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную
(творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть
«мирового сознания»;
35. Принцип историзма, разработанный
в немецкой классической философии
Принцип историзма включает также
предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем. Начиная с
Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым
отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
36. Немецкий иррационализм XIX века в философии А. Шопенгауэра
У Шопенгауэра основой и животворящим
началом всего является не познавательная способность и активность человека, а
воля как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в «человеке
разумном», в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью;
ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную,
служебную роль.
Наука, по Шопенгауэру, никогда не
может обрести конечной цели, однако есть сфера, которая рассматривает
«единственную действительную сущность мира» это ИСКУССТВО.
Шопенгауэр говорит, что «обыкновенный человек, этот фабричный товар
природы» не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и
ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений
возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым
созерцанием вечные идеи.
37. Человек в «философии жизни» Ф.
Ницше
Человек должен быть ближе к природе и
поэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собой
людей. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает жизнь на
основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличие от
Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И
выбранная им категория центр его концепции «воля к власти». Наиболее значимый
критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо
все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.
38. Основные этапы и представители
позитивизма
Позитивизм философское учение и
направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного,
действительного знания эмпирические исследования и
отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм
основной тезис: все подлинное (позитивное) знание совокупный результат
специальных наук.
1. Первый (классический) позитивизм.
Основатель Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
2. Эмпириокритицизм. Представители:
Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
3. Неопозитивизм или логический
позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн,
Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4. Постпозитивизм. Представители:
Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен
Тулмин.
39. Основные принципы философии
прагматизма и его представители
Прагматизм философское течение,
базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его
происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса,
который первым сформулировал «максиму» прагматизма.
40. Герменевтика, как философское
направление
Герменевтика также является
философским методом анализа текста. Направление в философии XX века, выросшее
на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения
герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений
культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая
представляет собой совокупность основополагающих текстов.
41. Философские аспекты учений
психоанализа и неофрейдизма
Фрейд представляет психику человека
состоящей из противостоящих друг другу сфер сознательного и бессознательного,
которые разделены особой психической инстанцией предсознательным. Согласно
Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное особая
психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду
с сознанием и в значительной степени контролирует его. Согласно Фрейду,
главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия
и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. По Фрейду, каждый человек
стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет
эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре
общества.
42. Основные идеи и представители
экзистенциализма
Экзистенциализм, также философия существования
направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности
иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно
родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он
отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком
собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был
Жан-Поль Сартр.
43. Неотомизм и тейярдизм, как основные
направления религиозной философии ХХ века
Неотомизм официальная философия
католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой
христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как
первопричина, вещи как соединение материи и формы, процессы как переход
потенции в актуальность.
Тейярдизм – Согласно его теории,
сочетавшей в себе естественнонаучные и христианские элементы, целью умственного
и общественного развития человечества является его полное духовное единство,
которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизику
эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько
не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в
конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных
существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов,
молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его
нервной системы. В отличие от своих предшественников, де Шарден полагал, что
человек привносит с собой новое измерение во Вселенную. Он называл это
рождением рефлексии: животные просто знают; а человек знает, что он знает, то
есть обладает «знанием в квадрате».
44. Характерные черты и основные периоды
развития русской философии
По мнению Н.О. Лосского, характерными
чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии),
соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм,
реалистичность (онтологизм).
Предметами философского поиска
русских мыслителей были:
1. Проблема человека;
2. Космизм (восприятие космоса как
единого целостного организма);
3. Проблемы морали и нравственности;
4. Проблемы выбора исторического пути
России между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской
философии);
5. Проблема власти;
6. Проблема государства;
7. Проблема социальной
справедливости;
8. Проблема идеального общества;
9. Проблема будущего.
Основные школы русской философии
1. Историческая философия П.Я.
Чаадаева;
2. Философия западников и
славянофилов А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.С.
Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.
Аксаковы;
3. Ортодоксально-монархическая
философия Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев;
4. Философия Ф.М. Достоевского;
5. Философия Л.Н. Толстого;
6. Революционно-демократическая
философия Н.Г. Чернышевский, народники Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л.
Лавров, П.Н. Ткачев, анархист П.А. Кропоткин, марксист Г.В. Плеханов.
7. Философская антропология Николай
Николаевич Страхов
8. Либеральная философия В.С.
Соловьёв.
9. Русская религиозная философия
С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский;
10. Философия космизма Н.Ф.
Фёдоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский;
11. Философия «русского зарубежья»
Д.С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н.А. Бердяев;
45. Философские аспекты дискуссии
«западников» и «славянофилов»
Основная идея западников заключается
в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости
полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития
для процветания России.
Особое место в русской философии XIX
в. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель,
сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX
столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он
излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».
Славянофилы отрицали и не
воспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы,
крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п.
Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе
к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Славянофилы
исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными
ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. И
это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.
46. Философская система В. Соловьева.
Философская система Соловьева одна из
первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из
принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного
сверхприродного идеального начала.
В своей философии Соловьев
руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом
идеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтеза
науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог
придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит
к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о
воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной
философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие
в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых
Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря
мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых
существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа
отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и
потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на
множество враждующих элементов.
Преодолению розни в бытии
способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом,
шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник
развития которого мировая душа, названная Соловьевым Софией.
47. Основные идеи и представители философии
«русского космизма»
Мировоззрение, с корнями в
мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Намеренное
противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения
ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Русский космизм, с
его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности,
современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в
нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Так выражена
планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности
поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи
нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Русский космизм П.А. Флоренского
Христианский космос В.С. Соловьёва
Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова
Антропокосмизм Н.Г. Холодного
Третий синтез космоса В.И.
Вернадского
Космическая философия К.Э.
Циолковского
Современная цивилизация и русский
космизм
48. Категория бытия в философии
Бытие предельно широкая философская
категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В основе
понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только
здесь и сейчас, но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство
этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.
Можно выделить следующие основные
формы бытия:
вещей, процессов, заключающее в себе
бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
человека подразделяется на бытие
человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
духовного, состоящего из объективного
и субъективного духа;
социальное, состоящее из бытия
отдельного человека и бытия общества.
49. Структура и свойства материи
Мате́рия философская категория
для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия
материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин
«реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит
онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных
понятий материализма и в частности такого направления в философии, как
диалектический материализм. Универсальными свойствами материи являются:
несотворимость и неуничтожимость
вечность существования во времени и
бесконечность в пространстве
материи всегда присущи движение и
изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
детерминированность всех явлений
причинность зависимость явлений и
предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий,
от порождающих их причин и условий
отражение проявляется во всех
процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних
воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению
высшей его формы абстрактного мышления
50. Основные принципы и законы
диалектики
Диалектика (от греч. диалектике)
означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика
это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и
всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Сегодня можно выделить
три ее исторические формы стихийную диалектику древних, идеалистическую
диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику
современности.
Исходными принципами диалектики
являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает мир в
постоянном изменении и развитии, в движении. Важнейшим принципом диалектики
является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из
развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов,
явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными,
подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов
действительности. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие,
существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и
духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного
мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет
непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества. К
принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей
причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения,
конкретности истины и др.
51. Пространство и время как формы
бытия
52. Сознание. Общие понятие, основные
подходы, происхождение
В настоящее философия с
достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет
особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и
материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее
производно от материи.
Основные подходы к проблеме сознания
в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный
(классический материализм).
Физикализм – крайне
материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как
самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и
объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Солипсизм – другой крайний взгляд на
природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная
достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом
(крайними направлениями)
Три главные точки зрения на вопрос о
происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще
только человеку.
53. Основные функции и свойства
человеческого сознания
C помощью своего сознания человек
решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций.
1) познавательную функцию, с помощью
которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему
знаний о мире;
2) ценностно-ориентационную функцию,
с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое
отношение к ним;
3) управленческую функцию, с помощью
которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то
есть управляет своим поведением.
Основные свойства человеческого
сознания идеальность; интенциональность; идеаторность.
Идеальность – это особая,
нематериальная сущность сознания.
Интенциональность – направленность на
предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом
сознания.
Идеаторность сознания – способность
творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за
рамки простого отражения».
54. Основные формы чувственного и
рационального познания. Сенсуализм и рационализм
Сенсуализм направление в теории
познания, согласно которому ощущения и восприятия основная и главная форма
достоверного познания
Рационализм метод, согласно
которому основой познания и действия людей является разум.
Поскольку интеллектуальный критерий
истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной
чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во
взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают
главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если
разумность считается единственным существенным критерием.
55. Уровни и методы познания
На эмпирическом уровне преобладает
живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы
(суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки
эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и
экспериментальных данных, их систематизация.
Теоретический уровень познания
характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не
устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического
объяснения осуществляется научное предвидение будущего.
56. Основные концепции истины:
классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная. Основные свойства и
критерии истины
Классическая линия понимания истины:
истина это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи),
представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью.
Конвенциональная теория: истина это
результат соглашения (А. Пуанкаре, Т. Кун)
Когерентная теория: истина это
характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.
Авенариус, Э. Мах)
Прагматическая теория: истина это
полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение,
позволяющее достичь успеха (Ч.С. Пир)
Критерий истины – средство проверки
истинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственного
опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая
достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые интуиции»
(Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и
простота теории;
При таком подходе вопрос об
истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность
или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего
мышления»;
5) Марксизм: критерием истины
является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Свойство истины – объективность:
конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и
независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это не
свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.
57. Человек как объект философского
осмысления. Природное и социальное в человеке
В античной философии сформировался
особый подход в постижении природы и человека космоцентризм, суть которого
заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских
проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего
некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Начиная с классического
периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое)
место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в
соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется
понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения
человека и Бога. Философия Возрождения является гуманистической, и потому
антропоцентричной, т.е. в центре философии проблема человека, как самоценного
существа и через призму этого понимание мира. Философы связывали свободу
человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой
деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,
индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным
образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка
проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций:
эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и
свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.
Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
Сложились две концепции о природе
человека:
социологизаторские распространились
особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о
человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых
биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только
личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
биологизаторские общей чертой,
является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
58. Человек, индивид, личность.
Свобода и ответственность как условия существования личности
Индивид обозначение единичного в
отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный
человек в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Личность человеческий индивид в
аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных
видов деятельности.
Личность формируется в процессе
деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс
социализации индивида. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика
личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается
как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек, полностью подчиненный
другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.
59. Проблема типологии исторического
процесса
В философии истории последняя
предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и
будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда
ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории,
к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель,
неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким
образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего, как в
прошлое, так и в будущее.
В философии истории, пожалуй, с
наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания.
Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или
цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически
последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для
себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто
научным.
60. Основные группы глобальных
проблем современности
Проблемы, стоящие перед
человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные это
проблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные существующие
в пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны с
перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса
в ходе как мирного развития так и в результате глобального военного конфликта.
Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.
1. Проблема урбанизации. Рост городов
и населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращению
числа одних видов, росту численности других, в том числе вредных для человека
и народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?
2. Проблема демографического кризиса.
Сущность проблемы состоит в том, приведет ли дальнейший рост населения к
необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
3. Проблема сырьевого кризиса. Здесь
суть проблемы приведет ли рост использования сырья (как органического, так и
минерального) к его исчерпанию?
4. Проблема энергетического кризиса
не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и
экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники
энергии?
5. Проблема экологического кризиса
может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить
биосферу Земли?