Сущность политической власти

Сущьность политической власти
Политическая власть — это специальный социальный институт,
упорядовающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. — определяющее
воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,
которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В.
носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р.
П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании
институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой
власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В.
мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения
между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться
к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва
(ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом
и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает
ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция,
общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в
ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее
первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические орг-
ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими
во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,-
политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от масс и даже от приведших их в
власти партий.
Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,
указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой
выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в
нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей —
второго важнейшего эл-та власти.
Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с
доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она
невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и
власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко
выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В
конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все
же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое
выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на
коленях”.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого
властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения
одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В
широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или
группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти —
это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект
власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо
важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-
ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение,
пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить
человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (
оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные основания П.В. — законы, суд, госуд. аппарат, отряды
принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и
региональные структуры. Руководствуясь антрополигическим принцпом, выделяют
такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.
Виды власти. Особенности различных эл-в власти — субъекта , объекта,
ресурсов — могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из
наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в
соответствии с ресурсами, на которых она основывается , на экономическую,
социальную, духовно-информационнцю, принудительную ( которую часто называют
политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и
политическую в широком, собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов власть делится на госуданственню,
партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте
распространения выделяются мегауровень — междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и
т.п.; макроуровень — центральные оргаы гос-ва; мезоуровень — подчиненные
центру орг-ции ( областные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в
первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям
ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти
гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти —
демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.
Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:
легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;
верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может
ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе
ликвидировать их;
публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что
политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая
существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с
помощью права ко всем гражданам;
моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от
политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти
полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно,
много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только
принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.
Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при
командной роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический
же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из
них: в эк-ке — наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике
— разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также
самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной
сфере — доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм.

Добавить комментарий