Сущность финансовой политики государства

Сущность финансовой политики государства

Содержание работы:

Сущность финансов. 3
Содержание и значение финансовой политики. 6
Государственные финансы. 8
Содержание государственных финансов. 8
Государственные доходы, методы их мобилизации. 11
Государственный бюджет. 15
Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических
процессах. 15
Доходы государственного бюджета. 16
Расходы государственного бюджета. 19
Бюджетный дефицит, управление им. 22
Внебюджетные фонды. 24
Финансовая политика российского государства на современном этапе. 25
Список используемой литературы: 28

Сущность финансов.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые
на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и
обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных
средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов
внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды — во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства,
которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают
финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет — лежащие в
основе финансовых операций отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти
отношения — производственные (экономические), поскольку возникают
непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех
стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во
всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические
отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи
представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую
категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе отношения,
выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической
категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму
выражения.

Денежный характер финансовых отношений — важный признак финансов. Деньги
являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может
быть и финансов, ибо последние есть общественная форма , обусловленная
существованием первых.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением
денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и
потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не
являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй (области
возникновения и функционирования финансов) и третьей стадиях
воспроизводственного процесса — в распределении и обмене. Однако характер
движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не
позволяет отнести третью стадию к сфере функционирования.

Важным признаком финансов как экономической категории является
распределительный характер финансовых отношений.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы
первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта
стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование
различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки
от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование,
амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и
отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым
назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между
субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение
государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация
целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения,
формирование фондов экономического стимулирования за счет разных источников
и др.) тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму
финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и
государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и
поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей
общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых
отношений.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда
создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное
формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения,
когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные
экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные
фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их
использования. Финансовые фонды — важная составная часть общей системы
денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма
использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями
расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по
сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение
любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает
концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного
производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и
личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других
распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда
связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму
финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений
любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали.
При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются
финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменений социальной природы
общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт
этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы — это денежные
отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в
связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов
хозяйствования и государства и использованием их на расширенное
воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к
экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением
подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

Содержание и значение финансовой политики.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих
функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации
поставленных целей играет финансовая политика.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие
важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются
на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа
состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и
производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и
текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей,
предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы,
возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение
поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая
политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее
разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются
концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в
финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на
главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития
общества путем своевременного изменения способов организации финансовых
связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает
благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя
решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы,
путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых
связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами
решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития
общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта
предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций
и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является
соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е.
согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы,
путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного
этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными
частями экономической политики- финансовой, кредитной, политики в области
ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития
общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать
благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов
предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в
формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению
эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения
между сферами общественного производства, а также их концентрации на
главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее
реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в
том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и
рациональном их размещении по территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств
на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста
эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в
развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей
со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных
мероприятий.

Государственные финансы.

Содержание государственных финансов.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны,
призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему
для выполнения экономических, социальных и политических функций. По
экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по
поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и
части национального богатства, связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием
государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества,
нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной
сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти),
предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней
государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит,
финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному
назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий
спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и
территориальных проблем.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные
взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов
федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение
государственных структур мобилизуется значительная часть национального
дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней —
федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой
деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных
органов власти и управления.

Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует
федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются для
финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения
государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных
функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.

В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют
республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для
выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих
государственных функций.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В
последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли
и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства,
расширяются и усложняются функции местных органов власти.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные
фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными
властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд
социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие
целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный,
природоохранительный, регионального развития и т.д.).

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения,
составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения
возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств
предприятий, организаций и населения и их передачей во временное
пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования
государственных расходов. Привлечение государством временно свободных
денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи
на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов
государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита
являются займы и казначейские ссуды.

С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке,
направляются на финансирование потребностей экономического и социального
развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать
бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный
кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Государственные доходы, методы их мобилизации.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно
взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение
государственных структур и использования средств на различные
государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое
выражение в понятии государственных доходов, второй — государственных
расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений,
которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении
государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.
При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду
централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий —
децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в
основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической
деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных
доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают
доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и
социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным
государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных
фондов — социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и
др.

В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы,
как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются
источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом
госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы
предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является
национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных
обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве
источника государственных доходов может выступать ранее накопленное
национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы —
внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и
национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые
государством для выполнения присущих ему функций. К внешним относится
национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство
другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или
поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с
помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации
государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и
эмиссии.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными
методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных
доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические
задачи — стимулировать рост производства и повышение его эффективности,
влиять на размещение производительных сил по территории страны,
содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они
являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей
основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической
системе рыночного типа. Именно в условиях функционирования рыночной
экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе
финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и
социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они
используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для
обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования
средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение
займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается
финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь,
определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой
процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует
и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно
наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не
желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска
все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия,
причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство
прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не
обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом
рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И
бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью
покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в
экономике.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов
позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного
управления.

Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная
использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей
государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны
удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития
экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и
укрепления обороноспособности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства,
осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов
государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие
расходов производятся в целях расширения производства (путем финансирования
капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов
социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики
являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые
предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет
государственных инвестиций собственность передается специальным органам
управления госимуществом.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно
взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.
Организационное построение данной системы базируется на целевом направлении
средств, безвозвратности расходования государственных ресурсов, соблюдении
режима экономии.

Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой
сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных
средств, в некоммерческой — заработная плата, затраты на текущее
содержание, капитальные вложения и т.п. Принцип безвозвратности
расходования государственных ресурсов означает, что средства,
использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие
цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Достижению наибольшей
результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает
такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть
охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации
затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с
сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное
их осуществление.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах —
самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения.
Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных
предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов. Бюджетное
финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих
общегосударственное значение. Кредитное обеспечение применяется, с одной
стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для
покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны,
государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к
заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного
кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового
обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс
экономических интересов, добиться высокой результативности от применения
каждой из форм.

Государственный бюджет.

Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических
процессах.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные
отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют
разные направления распределительного процесса (между секторами экономики,
сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный,
республиканский, местный).

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного
фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической
сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у
государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично и национального богатства) в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках
экономического и социального развития.

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве
инструмента распределения и контроля возможно только в процессе
человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом
государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением
бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на
решение экономических и социальных задач. При правильном построении
бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной
сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и
совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на
развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике
государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет
лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых
экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в
руках государства. Доходы и расходы бюджета — это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение;
доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы —
удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства
с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и
населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет
зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом
экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы
средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы
бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных
предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объема бюджета. В
налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти
денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С
организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж,
поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и
установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и
методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует
налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и
одновременно служить барьером на пути социального обнищания
низкооплачиваемых слоев населения.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на
прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные
учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,
уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введен
для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на
территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи
за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный
налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на имущество,
который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но
и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение
плательщика, осознающего себя собственником. В налоговой системе страны
после длительной перерыва восстановлен налог с наследства, которым с 1
января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке
наследования или дарения.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г.
и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с
оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются также различные акцизы,
устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного
обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные
предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включен в налоговую систему страны
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Уплата налогов осуществляется в определенной очередности. Сначала
плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных
платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и
юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны
рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые
взимаются.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы
от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к
рынку — и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой —
поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных
бумаг.

Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В
расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой
группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,
транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной — по отраслям и
видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей
стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от
оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального
обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная
функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя
невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых
экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,
приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального
продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы
довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на
оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты
по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Ее подготовка и проведение позволяет с
меньшим объемом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена
Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся
правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов
на содержание Вооруженных Сил Содружества.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической —
управленческой — сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная
часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей.
Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его
содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к
высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других
отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации
управленческого труда, делает руководство общественным производством более
оперативным, конкретным, а потому — более действенным.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение
страны выдвинули на первый план двуединую задачу — сокращение бюджетных
расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных
средств.

Бюджетный дефицит, управление им.

Бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы
с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть
различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не
кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,
крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он —
явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

За последние несколько лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он
привел к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и
внешнего.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х —
начале 90-х годов явились:

низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;

нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не
по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные
военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся
странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и т.п.;

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать
его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию
инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно
снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной
напряженности), поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.

Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума признала
неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173 трлн. рублей
— 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн. рублей, что также
ниже плановых показателей. Недоимка и отсроченные платежи за указанный
период увеличились до 71 трлн. рублей. По мнению экспертов, правительство
“упустило” бюджет текущего года. Изменить что-либо радикально не удастся
несмотря на то, что в октябре сбор налогов улучшился. С 1 по 25 октября в
госказну поступило 10,6 трлн. рублей — 84 % от задания. Бюджет-97 может
повторить судьбу нынешнего, поскольку предлагается принять завышенные
доходы. Правительство при доработке начального проекта сделало Госдуме
уступку — увеличило расходы на экспортные производства и конверсию, оставив
неизменным уровень дефицита бюджета.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
руководствоваться следующим: бюджетный дефицит -зло, но еще большим злом
для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто
математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики ее
болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует
рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся
мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о
чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого
размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут
использоваться разнообразные формы государственного кредита (как
внутреннего так и внешнего) и др.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке
конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими
экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать финансовое
положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь
социально-экономического процветания и развития.

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
В нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования,
пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д.
Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи
обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и
неустойчивости, кризисных явлений.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на
экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на
государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные
мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги
населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования
социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе
зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно
постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории
государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и
содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств
направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные
бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками
финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование
денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых,
доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования
затрат соответствующего фонда. Внебюджетные фонды по основным направлениям
своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и
таможенных пошлин.

Финансовая политика российского государства на современном этапе.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики,
сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним
относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее
неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего
государства, находить нужные способы для решения назревших задач;
отсутствие стратегических концептуальных разработок.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях,
является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития
хозяйства, всемерного повышения эффективности производства.

Новая финансовая стратегия должна быть разработана с учетом различных форм
собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования
рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового
воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны
стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами,
финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и
эффективность такой практики.

Свидетельством кризиса в области финансов выступают огромный дефицит
государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей
инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие
большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные
суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершенного
строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных
финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое
сокращение производства вооружения и снижения в общем объеме производства
доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения отвлекает из
гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов,
энергии.

Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение
денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе
финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных
инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.

В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики
перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма
— усилить его воздействие на эффективность общественного производства на
основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности
использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового
механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых
взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие
хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций,
регионов страны за конечные результаты работы.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.
Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую
основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система
бюджетного финансирования, приняты законы об ответственности за нецелевое
использование средств, выделенных из федерального бюджета. Так , согласно
пункту 8 “в” Положения о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19
августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ имеет право взыскивать в
установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства,
выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению,
с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие
нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.

Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием
соответствующей базы. В последние годы Верховный Совет России принял ряд
законов, создающих правовую основу финансовой деятельности. К ним
относятся: Законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о
налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о
государственной налоговой службе и др.

Список используемой литературы:

Родионова В.М. Финансы М. “Финансы и статистика” 1995

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента Как управлять капиталом? М.
“Финансы и статистика” 1995

Экономика и жизнь № 45 ноябрь 1996 Бюджетный оптимизм “испаряется”

Финансовая газета №23

Документ Министерства финансов РФ от 16.04.96, № 3-А2-02

Добавить комментарий