МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
по курсу «Финансовая статистика»
на тему: «Международные статистические стандаота в области финансов».
Выполнила студентка финансово-
учетного факультета специальности
«Финансы» группы Ф-41-99
Левшук Наталья
Проверила .
Симферополь 2003
На базе монетаристской концепции в 70-80 годы появилось новое направление
в макроэкономике — финансовое программирование, которое предполагает
построение глобальной модели экономики. Построение модели финансовой
системы как элемента глобальной экономической модели является необходимым
этапом развития статистической системы. Однако построение финансовой
статистической модели требует согласования методологических принципов
классификации показателей в различных областях экономики, которые
исторически развивались независимо друг от друга. Такое согласование,
называется гармонизацией статистических показателей макроэкономической
финансовой статистики (МФС). Необходимость гармонизации продиктована
следующими потребностями статистического анализа:
. Необходимость сравнения результатов экономической деятельности разных
стран.
. Необходимость сравнения деятельности хозяйствующих субъектов в
различных секторах одной экономики.
Рассмотрим основные принципы гармонизации МФС.
Для построения модели финансовой статистики необходимо определить объект
статистического учета. В настоящее время существует два подхода к
определению экономического статистического анализа объектов экономики:
1. Функциональный подход который заключается в изучение экономической
функции и исходя из ее анализа определяется состав анализируемы
субъектов экономики. Этот подход основан на измерении экономической
функции и анализе влияния каждого экономического субъекта на
экономическую функцию.
2. Институционный подход который заключается в измерении экономической
деятельности институционных единиц, которые представляют из себя
относительно обособленные хозяйствующие субъекты.
В международной статистической системе объектом учета выступает
институционная единица. Статистические показатели МФС отражают
агрегированные данные об экономической деятельности группы институционных
единиц.
МФС составляют следующие основные элементы:
1. Финансовые счета, балансы финансовых активов и обязательств, таблица
потоков финансовых ресурсов системы национальных счетов (СНС).
Финансовые счета СНС отражают произошедшие за отчетный период
изменения в национальной экономике произошедшие в результате операций
всех финансовых активов и обязательств. Значение финансовые счетов СНС
состоит в том что они позволяют проконтролировать правильность
составления других счетов СНС, так как сальдо всех нефинансовых
операций каждого сектора экономики, должно быть равно сальдо операций
с финансовыми активами и обязательствами этого сектора.
Балансы финансовых активов и обязательств измеряют накопленные на
определенную дату финансовые активы и обязательства в различных
секторах экономики. Таблица потоков финансовых ресурсов СНС позволяет
отслеживать движение финансовых ресурсов между секторами национальной
экономики.
2. Платежный баланс (ПБ) — статистический отчет, в котором отражаются
данные обо всех совершенных за определенный период времени
внешнеэкономических операциях данной экономики, то есть операциях
экономики данной страны с остальным миром. Все прочие изменения такие
как, переоценка изменения в классификации и другие в ПБ не отражаются.
Одним из самых важных показателей ПБ является сальдо по счету текущих
операций, которое показывает, насколько в отчетном периоде экономика
страны представила больше реальных ресурсов остальному миру, чем мир
ей. Положительное сальдо по счету текущих операций, означает
превышение национального сбережения над внутренними инвестициями.
3. Международная инвестиционная позиция (МИП) — система показателей,
характеризующая объем и структуру всех финансовых активов и
обязательств данной страны по отношению к экономикам остального мира
по состоянию на определенную дату. МИП, отражающая состояние
иностранных активов и обязательств, принципиально отличается от ПБ
отражающего изменения в иностранных активах и обязательствах, причем
только те, которые произошли в результате операций.
4. Денежный обзор (ДО) представляет собой консолидированный баланс
активов и пассивов группы финансовых учреждений страны. ДО
предназначен для анализа денежной массы и процессов создания
ликвидности финансовой системы национальной экономики. Важнейший
показатель денежного обзора – «широкие деньги» соответствующий
денежному агрегату М2.
5. Статистика государственных финансов (СГФ) — это статистическая система
которая определяет правила учета, рекомендуемые для систематизации
сбора данных об операциях органов государственного управления.
Ключевыми понятиями в МФС являются понятия финансового инструмента,
финансовых активов и обязательств.
Финансовый инструмент представляет собой финансовое соглашение между
институционными единицами.
Финансовый актив — это экономический актив, созданный в результате
формального или неформального соглашения между двумя институционными
единицами. Таким образом, для одной стороны соглашения финансовый
инструмент является активом, а для другой обязательством.
Понятия финансового инструмента, финансовых активов и обязательств очень
близки, однако есть различия которое состоит в том, что всякий финансовых
актив и обязательство является финансовым инструментом однако обратное не
всегда верно. Примером финансовых инструментов, которые не являются
финансовыми активами и обязательствами являются срочные сделки, условные
обязательства, включая гарантии и финансовые производные.
К настоящему времени утверждены стандарты разграничения национальной
экономики и остального мира. Все институционные единицы, составляющие
экономику данной страны, называются резидентами, все прочие единицы
нерезидентами. Создание единообразных критериев для разграничения
национальной экономики и остального мира позволило существенно продвинутся
в решении задачи гармонизации различных областей макроэкономической
статистики.
Классификация институционных единиц по институционным секторам
осуществляется на основе функций, которые они выполняют в экономике. На
основании этих функций экономика разделена на сектора. Секторная
классификация экономики важна при составлении таблиц потоков финансовых
ресурсов, так как в ней они анализируются в разрезе секторов экономики, а
также для составления ПБ и МИП, поскольку в этих системах виды активов и
обязательств классифицируются по экономическому сектору. В СНС принята
следующая секторная классификация:
. Сектор нефинансовых предприятий
. Сектор финансовых учреждений.
. Сектор государственного управления.
. Сектор домашних хозяйств.
. Сектор некоммерческих организаций обслуживающих домашние хозяйства.
Все единицы, находящиеся за пределами национальной экономики условно
относятся к сектору остального мира.
На основании классификации секторов экономики происходит гармонизация
принципов секторизации в разных странах. Указанные институционные сектора
делятся на подсектора их классификация также приведена в СНС. С точки
зрения статистики финансового сектора выделяются следующие сектора:
. Центральный банк.
. Денежно-кредитные финансовые организации.
. Другие финансовые посредники, кроме страховых и пенсионных фондов.
. Вспомогательные финансовые институты.
. Страховые компании и пенсионные фонды.
Единство секторной классификации экономики во всех областях МФС позволяет
обеспечить сопоставимость и согласованность статистических показателей.
Время регистрации хозяйственной операции в международной МФС
осуществляется на основе принципа начисления. Он заключается в том, что
финансовые операции отражаются тогда когда происходит смена собственности
на активы, но необязательно тогда, когда происходят кассовые платежи.
Разработкой методологии международных стандартов занимается ряд
международных организаций, однако, центральное место в этом процессе
занимает Международный Валютный Фонд (МВФ). МВФ разработал нормы в
отношении своевременной публикации ключевых экономических и финансовых
данных и установил процедуру регулярного сбора и распространения информации
для различных стран мира. Эти нормы изложены в документе «Стандарты на
распространение данных». Стандарты МВФ на распространение данных состоит из
двух частей.
. Специальный стандарт — для стран, которые стремятся к международным
рынкам капитала.
. Общий стандарт — для всех других стран.
При подготовке материалов для представления в МВФ необходимо использовать
методические рекомендации по составлению СНС, ПБ, СГФ и ДО. В стандартах
МВФ предусматривается группировка элементов по следующим параметрам:
. широта охвата данных;
. периодичность и своевременность представления данных;
. доступность данных для пользователей;
. достоверность и качество данных.
По охвату институционных единиц эти стандарты ориентированы на
показатели, которые наиболее важны для понимания ситуации в секторах
экономики, финансах и политике.
Под периодичностью понимается частота обработки данных, под
своевременностью — скорость распространения данных.
Официальные статистические данные должны пользоваться доверием
потребителей этих данных. Факторами формирования доверия является понимание
применяемых методов и процедур сбора и обработки информации, а также
распространением документации о методологии и источниках формирования
используемых при подготовке статистической информации. Важным условием
доверия представленной статистической информации является оценка
пользователями степени объективности и профессионализма организаций
создающих статистические отчеты.
Подводя итог краткому обзору международных статистических стандартов в
области финансов, необходимо отметить объективную необходимость следования
международным стандартам статистической информации, для привлечения
иностранного капитала в Россию. Это обусловлено следующими причинами:
1. Все страны-члены МВФ имеют обязательства предоставлять в эту
организацию денежно-кредитные и макроэкономические данные, основанные
на международных стандартах;
2. Нерезиденты реально и активно могут заниматься масштабной коммерческой
деятельностью в нашей стране лишь при условии, если имеют возможность
оценить сложившиеся экономические условия на основе понятной им
статистической информации.
3. Вступление в мировое экономическое сообщество, предполагает проведение
интенсивных переговоров по экономическим вопросам. Одним из важнейших
условий успешности таких переговоров является сопоставимость статистических
данных, обеспечить которую невозможно без применения международных
стандартов.
Список литературы:
1. Копытин В.Ю. //
http://www.gaap.ru/biblio/corpfin/statistics/pv_003.htm