ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет после окончания второй
мировой войны нет мирного договора. Причина этого в том, что между Японией
и бывшим СССР не был урегулирован территориальный вопрос. В Японии спорные
острова называют «Северными территориями», а в России — «Южными Курилами».
Вступление СССР в войну против Японии и оккупация японских территорий
советскими войсками
В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939 г. —
август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны.
Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о
нейтралитете со сроком действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три
дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной
бомбардировки Нагасаки, Советский Союз, в нарушение Пакта о нейтралитете,
вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких
сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской
декларации и капитулировала перед союзными державами.
После окончания войнывся территория Японии была оккупирована союзными
войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно
Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а
Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то
советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа,
продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они
развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских
войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и
Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными
территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно
бескровной после военных действий, и следовательно подлежала прекращению в
результате территориального урегулирования по мирному договору.
Об односторонних мерах СССР по включению японских территорий
в его состав
Во время войны может случиться оккупация территории другой страны и у
оккупирующей страны по международному праву есть права на осуществление ее
управления на основе военной необходимости. Однако, с другой стороны,
Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны и другие
международные юридические акты налагают на эту страну определенные
обязанности, в частности, уважение частных прав населения. Сталин
игнорировал эти международные нормы и Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в
состав территории своей страны. Этот акт, совершенный до заключения мирного
договора, является нарушением международного права и абсолютно не может
быть оправдан. Можно сказать, что этот незаконный акт аннексии породил
проблему Северных территорий. Далее Советский Союз в период 1947—49 годов
насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и
гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев)
и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами. Выселение без
военной необходимости населения оккупированных районов оккупирующей страной
и заселение их гражданами собственной страны также является нарушением
международного права.
Впрочем, в условиях тоталитарного строя этот акт присвоения территории
изображался как якобы законный, и в течение долгих лет велась пропаганда в
том плане, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи будто бы стали
советскими территориями.
В результате среди многих граждан родилось ошибочное мнение, что эти
острова являются территориями СССР. Кроме того, возникло такое ошибочное
представление о том, что решение территориальной проблемы между Японией и
Россией якобы является вопросом передачи или продажи Японии исконно
советской территории. Впрочем, Северные территории никогда юридически не
признавались в международном аспекте территорией СССР.
О японо-советской Совместной декларации 1956 года
Переговоры, проведённые между Советским Союзом и Японией в 1956 году,
не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп,
Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их
возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она,
согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и
Кунашир.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали
Совместную декларацию, то есть договор, предусматривавший прекращение
состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны
обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о
возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова
Шикотан.
Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между
Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией.
Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть
решена на переговорах по мирному договору.
О японо-советских переговорах после японо-советской
Совместной декларации
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР
периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального
результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое
время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального
вопроса не существует». Далее, как мы говорили ранее, требования Японии о
возвращении Северных территорий изображались в СССР как «незаконные
посягательства на советскую землю», что породило ошибочный взгляд на
проблему Северных территорий как на вопрос передачи Японии исконно
советской территории.
О перспективах переговоров по мирному договору между
Японией и Россией
В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М.
Горбачев. В опубликованном в то время заявлении стороны согласились, что
«мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного
урегулирования, включая решение территориального вопроса».
После Августовской демократической революции Президент России Б.
Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному
Россией от СССР, важными принципами которого становятся законность и
справедливость. Японское правительство приветствует такой подход.
Во-первых, будут в полной мере уважаться и после возвращения Северных
территорий права человека, интересы и чаяния россиян, проживающих на
Северных территориях в настоящее время.
Во-вторых, при условии признания суверенитета Японии над Итурупом,
Кунаширом, Шикотаном и грядой Хабомаи она намерена проявить гибкость по
поводу сроков и формы их фактического возвращения.