БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«СОСТАВЛЯЕМ БИЗНЕС-ПЛАН
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (на примере нормативных актов Республики Беларусь)»
МИНСК, 2008
Формирование новых механизмов
установления экономических и хозяйственных связей, развитие
предпринимательства, конкуренции, рынка и рыночной инфраструктуры требует
переоценки теории планирования на всех ступенях деятельности, включая
макро-мезо-микроуровни в республиканском и региональном разрезах.
С целью развития института
бизнес-планирования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17
октября 2005 г. № 1136 создана Комиссия по развитию коммерческих организаций, в
функции которой входит рассмотрение бизнес-планов инвестиционных проектов.
Бизнес-планирование представляет собой
набор действий и решений, предназначенных для того, чтобы организация более
качественно смогла достичь поставленных целей. Такое бизнес-планирование
становится все более актуальным для белорусских организаций, которые вступают в
жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными фирмами и
корпорациями.
Бизнес-планирование в Республике Беларусь
в том виде, в котором оно существует в настоящее время, используется при
формировании стратегии развития отрасли, организации, реализации инвестиционных
проектов, базируясь на нормативных правовых актах Республики Беларусь,
обеспечивающих оценку эффективности инвестиционных проектов, перечень которых
представлен в приложении к данной статье.
Стратегическое бизнес-планирование в
конкретной организации можно отнести к важнейшим инструментам для привлечения
инвестиций, оно также способствует принятию правильных управленческих решений.
В идеале каждая организация должна иметь разработанный набор целей и задач,
продуманную стратегию преобразования этих целей в действия. Бизнес-план также
относится к важному инструменту изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и
затрат, определения показателей развития организации, путей увеличения его
доходности. Однако бизнес-планирование само по себе не способно обеспечить
успех и процветание. Коллектив организации должен стремиться достичь
определенных результатов, заложенных в качественно сформированном бизнес-плане,
внедрить нововведения и изменения в организации в достаточной (эффективной)
степени.
Назначение и функции бизнес-плана
Разработка бизнес-плана — важное условие
для начала организации бизнеса и его функционирования. Принято считать, что
наличие бизнес-плана является одним из факторов повышения доходности
организации, защищает ее от неоправданных рисков
и помогает решить основные задачи
коллектива, в том числе:
• сформулировать кратко-, среднесрочные
и долговременные цели, стратегию и тактику их достижения, определив лиц,
ответственных за реализацию такой стратегии;
• определить показатели и выбрать состав
производимой продукции (товаров и услуг), оценить производственные затраты по
их созданию и реализации;
• установить конкретные направления
деятельности организации, целевые рынки и ее место на них;
• выявить соответствие имеющихся кадров
предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
• определить состав маркетинговых
мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, сбыту, рекламе и др.;
• оценить финансовое положение и
соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям
достижения поставленных целей;
• на основе анализа хозяйственной
деятельности предусмотреть риски или трудности, которые могут помешать
реализации бизнес-плана;
• создать бизнес-план (спланировать
хозяйственную деятельность организации на год или иной период) в соответствии с
потребностями рынка и возможностями получения инвестиционного кредита или
финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта.
С целью более качественной подготовки
бизнес-планов инвестиционных проектов, совершенствования методологии их
разработки и во исполнение пункта 7 постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и
бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» Министерство
экономики Республики Беларусь постановлением от 31 августа 2005 г. № 158
утвердило Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (далее —
Правила).
Правила учитывают современные
экономические условия функционирования организаций и реализации инвестиционных
проектов, адаптированы под действующее налоговое, инвестиционное, банковское и
другие законодательства, детализированы и оптимизированы. Но два года работы
показывают, что и эти Правила требуют уточнений и совершенствования.
Итак, действующие Правила устанавливают
основные требования к составлению бизнес-планов инвестиционных проектов,
выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований,
определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов
инвестиционных проектов. Правилами предусматриваются упрощенные требования к
проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам с
оказанием мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долл. США, и
проектам, не предусматривающим оказания мер государственной поддержки,
независимо от их стоимости.
Бизнес-план инвестиционного проекта
разрабатывается в случаях обоснования:
• возможности привлечения организацией
инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;
• целесообразности оказания организации,
реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.
Если организацией либо вышестоящей организацией
предполагается внедрение инвестиционного проекта, то для этого требуется только
решение руководителя, а основанием является его приказ, определяющий
ответственных за разработку бизнес-плана — членов рабочей группы, которым
предоставляются полномочия, способствующие сбору и взаимоувязке исходных
данных. В рабочую группу, как правило, входят руководители и специалисты
организации. Они также отвечают за достоверность используемых в расчетах
данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана и |
своевременность внесения в него изменений и дополнений. Кроме того, приказом
руководителя устанавливаются: механизм взаимодействия между структурными
подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его
реализации; необходимость привлечения к разработке сторонних консалтинговых
фирм с указанием основания для их привлечения; смета затрат на проведение работ
по бизнес-планированию и источники их финансирования; сроки разработки,
согласования и др.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план включает в себя:
• титульный лист;
• содержание;
• описательную часть;
• приложения, справочные и иные
материалы, подтверждающие исходные данные.
Общие требования к подготовке
бизнес-плана:
• составляется с учетом
специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности
организации;
• в случае реализации проекта в
действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух
вариантах: с учетом и без учета реализации проекта;
• каждый раздел формируется на основании
достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных
соответствующими документами;
• отдельными приложениями к бизнес-плану
оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в
бизнес-плане (копии контрактных и предкон-трактных, учредительных и отчетных
документов, материалов аудиторской проверки и др.).
В соответствии с Правилами, разработка и
реализация инвестиционного проекта включают четыре стадии: предынвестиционную,
инвестиционную, эксплуатационную, ликвидационную. Схема последовательности
создания и реализации бизнес-плана инвестиционного проекта помещена на рисунке
1.
Первая, предынвестиционная, стадия
включает:
• исследование рынков
сбыта товаров, продукции, работ, услуг (далее — продукция) и их сегментов,
сырьевых зон, балансов производства и потребления, определение возможных
поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и
комплектующих изделий;
• подготовку исходных данных,
необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов инвестиционного
проекта;
• определение схемы и источников
финансирования инвестиционного проекта;
• поиск инвесторов.
Главным пунктом разработки бизнес-плана
инвестиционного проекта является маркетинговое исследование рынка, результаты
которого позволят принять решение о целесообразности производства конкретного
вида продукции или увеличения объемов его выпуска. На этом этапе анализируются
предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических
характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования
и технологий.
С учетом результатов маркетинговых
исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и
оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей
продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определяется объем инвестиций и
вырабатывается стратегия маркетинга.
При необходимости осуществляется
подготовка обоснований инвестиций в строительство в соответствии с
требованиями, изложенными в строительных нормах Республики Беларусь СНБ
1.02.03-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований
инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», утвержденных
приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25
августа 1997 г. № 358.
На предынвестиционной стадии принимается
окончательное решение (заказчиком, инвестором, иными заинтересованными
сторонами) о целесообразности реализации инвестиционного проекта и разработке
бизнес-плана.
Вторая, инвестиционная, стадия включает:
инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство зданий и
сооружений, приобретение оборудования и ввод объекта в эксплуатацию.
Третья, эксплуатационная, стадия предусматривает
функционирование объекта, выполнение работ по его модернизации, финансово-экономическому
и экологическому оздоровлению.
На четвертой, ликвидационной, стадии осуществляется
ликвидация или консервация объекта.
Правилами регламентированы наличие
разделов в бизнес-плане («Резюме»; «Характеристика организации и стратегия ее
развития»; «Описание продукции»; «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;
«Производственный план»; «Организационный план»; «Инвестиционный план»;
«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»; «Показатели
эффективности проекта»; «Юридический план») и их объемы.
При проведении расчетов бизнес-плана
инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного
проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями —
инвестиционное предложение, в которых отражается основная информация об
организации.
При разработке бизнес-плана
инвестиционного проекта Правилами рекомендуется соблюдать следующие принципы и
подходы:
• при выполнении финансово-экономических
расчетов использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования,
позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров на конечный
результат;
• при решении вопроса о новом
строительстве учитывать альтернативные расчеты и обоснования возможного
размещения производства;
• в случаях если участвуют средства или
преференции государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет
и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а
также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;
• горизонт расчета бизнес-плана должен
охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Если же привлечение
заемных средств не предусматривается, то горизонт
расчета обоснованно может быть изменен.
Шаг отображения информации принимается равным одному году;
• если для реализации бизнес-плана инвестиционного
проекта требуются валютные средства, то расчеты приводятся в условных единицах,
в остальных случаях — в текущих ценах без учета инфляции в белорусских рублях.
На 2-3 страницах раздела «Резюме» (без
учета таблицы) приводятся:
• история и характеристика организации,
ее роль в отрасли, описание отрасли;
• достижения в деятельности организации;
• особенности производственно-хозяйственной
деятельности (например, сезонный характер, серийный или мелкосерийный характер
производства, прочие);
• описание действующих технологий,
основных производственных средств с выделением их активной части, сведения о
правах на основные средства (права собственности, аренда, лизинг и др.) и
земельные участки;
• информация о внедрении международной
системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными
требованиями;
• характеристика выпускаемой продукции и
мощностей по ее выпуску;
• источники финансирования
инвестиционных проектов (реализуемых и реализованных);
• анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации за текущий год и 3 года, ему предшествующих;
• объекты социальной сферы в инфраструктуре
организации, их доля в стоимости основных средств.
Стратегия развития организации
отражается в разделе бизнес-плана «Характеристика организации и стратегия ее
развития» путем раскрытия и обоснования следующих вопросов:
• перспективное развитие: главные цели и
задачи (новый ассортимент, повышение качества продукции, рост объемов
производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, обновление основных
производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение
и пр.);
• актуальность и новизна проекта;
• соответствие производственных мощностей
объемам производственной программы; потребность в дополнительных производственных
мощностях на перспективу,
Дисконтирование —
метод, применяемый при оценке и отборе инвестиционных программ. Суть его
заключается в приведении разновременных инвестиций и денежных поступлений фирмы
к конкретному периоду времени и определению коэффициента окупаемости
капиталовложения.
способ их создания (строительство,
покупка, аренда);
• остановка в случае необходимости
производства (его участков) на период реконструкции;
• перечень и обоснование требуемого
оборудования и технологий, а также планируемых объемов производства продукции и
ее потребительских характеристик;
• объем инвестиционных затрат для
подготовки и организации производства;
• обеспеченность производственных
площадей (в т. ч. создаваемых) инженерными коммуникациями;
• выбор поставщиков оборудования,
сравнительные технические характеристики оборудования разных производителей и
условия его поставки, обслуживания, гарантий и цены;
• контрактные и предконтрактные договоры
на поставку оборудования и проведение (намерение проведения) тендера, об
условиях и сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;
• анализ воздействия будущего
производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их
утилизации, переработки;
• стадии проработки этапов проекта
(проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических
работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества,
аттестация производств в соответствии с международными требованиями,
сертификация продукции);
• мероприятия по достижению целей;
• собственные источники финансирования
проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций, прочие
источники;
• потребность в долгосрочных кредитах,
займах и пр. на капитальные вложения.
В случае нового строительства приводится
описание конкретного места реализации проекта с учетом географического
положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры
(наличие трудовых ресурсов, дорог инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей
и другой инфраструктуры).
Для целей подтверждения обоснованности
принятого решения о разработке бизнес-плана инвестиционного проекта в разделе
«Описание продукции» представляется следующая информация:
• область применения;
• основные потребительские, функциональные
и другие характеристики продукции;
• контроль качества на соответствие
международным и национальным стандартам;
• обеспечение гарантийного и
послегарантийного обслуживания;
• наличие патентов, лицензий,
сертификатов;
• новизна технических и технологических
решений, потребительских свойств.
В разделе бизнес-плана инвестиционного
проекта «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга» излагаются
ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе
рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Анализ рынков должен включать:
• общую характеристику рынков,
планируемых для сбыта собственной продукции;
• требования потребителей к продукции;
• долю организации на рынках;
• оценку конкурентов и их продукции;
• выявление преимуществ организации
перед конкурентами.
Практика показывает, что технологическое
и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок
данной продукции разработчику бизнес-плана инвестиционного проекта установить и
отразить в документе очень проблематично.
Бизнес-план инвестиционного проекта
включает раздел «Производственный план», который разрабатывается на срок
реализации проекта и состоит из следующих подразделов:
• программы производства и реализации
продукции;
• материально-техническое обеспечение;
• затраты на производство и реализацию
продукции.
В разделе «Инвестиционный план» определяются
общие затраты инвестиций как сумма непосредственно самих инвестиций в основной
капитал и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Инвестиции в основной
капитал — это ресурсы, необходимые для строительства, реконструкции,
приобретения и монтажа оборудования, осуществления иных предпроизводствен-ных
мероприятий. Прирост чистого оборотного капитала соответствует дополнительным
ресурсам для их эксплуатации, расчет потребности в нем осуществляется в
соответствии с Правилами или на основе другой обоснованной методики.
Данные по инвестициям и источникам
финансирования (собственные, заемные и привлеченные средства, государственное
участие) сводятся в таблицы. По источникам собственных средств обоснования
подкрепляются расчетами, представляется подтверждение о намерениях (решениях)
банков, потенциальных инвесторов и иных заинтересованных при наличии таких
намерений (решений).
Для предоставления мер государственной
поддержки требуется указывать основания по видам государственного участия
(нормативный правовой акт, решение, распоряжение и т. д.).
В разделе «Юридический план» описывается
организационно-правовая форма организации, уточняются основные юридические
аспекты будущей деятельности организации, особенности ее внешнеэкономической
деятельности.
Кроме того, разработанный бизнес-план
инвестиционного проекта является не только руководством к действию, но и может
служить реальной основой для получения государственной поддержки и льгот,
определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 950 «О мерах
по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182» в
виде:
• отсрочки и (или) рассрочки, налогового
кредита;
• нормативного распределения выручки;
• выделения субсидий6 и (или) средств из
республиканского бюджета на финансирование капитальных вложений;
• выделения из республиканского бюджета
бюджетного займа, бюджетной ссуды8;
• гарантий Правительства Республики Беларусь
по кредитам, выдаваемым банками республики;
• понижения цен (тарифов) на природный
газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
• отсрочки и (или) рассрочки погашения
задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
• возмещения из средств республиканского
бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами (до 50% ставки
рефинансирования).
Из вышеизложенного можно сделать вывод,
что новые Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов
разработаны достаточно качественно и отвечают современным экономическим
условиям развития республики.
В то же время ответы на вопросы: будет
ли бизнес-план отражать реальную картину развития, станет ли он руководством к
действию, качественно ли произведены долгосрочные расчеты — зависят как от
профессионализма разработчиков, уровня руководства и энтузиазма коллектива, так
и от экономических факторов: уровня инфляции, роста цен на сырье, спроса и
предложения на рынке и др.
Поэтому со стороны специалистов
организаций, разработчиков-аналитиков, консалтинговых фирм требуется не только
руководствоваться Правилами, проявлять творческий подход при разработке
бизнес-планов, но и тщательно подходить к сбору исходной информации и
прогнозированию производственной деятельности предприятия.
По мере реализации проекта
финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении
экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового
окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и
финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на
обеспечение эффективности реализуемого проекта.
Следует отметить, что на качество
реализации бизнес-плана инвестиционного проекта большое влияние оказывает
увеличение степени неопределенности и рисков. Это может привести к увеличению
расходов и продолжительности его выполнения, уменьшению ожидаемой прибыли, в
отдельных случаях — к нерентабельности будущих производств и в результате к
снижению качества инвестиций. В таких условиях на первое место выдвигается
требование по умению управлять проектами. Не последнюю роль в этом играют такие
факторы, как:
• ужесточение требований инвесторов к
результатам инвестиционных проектов;
«Ссуда бюджетная —
средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим с целью устранения
временных плановых кассовых разрывов, возникающих в отдельные периоды года
из-за несовпадения сроков поступлений и расходования ресурсов, и обеспечения
таким образом своевременного финансирования предусмотренных затрат.
Ставка рефинансирования —
размер платежа, производимого клиентами банка при погашении старой
задолженности по кредитам путем замены их новыми кредитами.
• усиление взаимосвязи и
взаимозависимости проектов и внешнего мира;
• ускорение темпов обновления техники и
технологий;
рост конкуренции.
Успешное управление проектами в
инвестиционной деятельности требует создания новых проектоориентированных
организаций и соответствующей перестройки организационных структур и систем
управления. При этом первоочередными задачами в области управления проектами
должны стать:
• изучение, обобщение, широкая
пропаганда и разъяснение через средства массовой информации теории и практики
управления проектами;
• совершенствование законодательной и
нормативно-методической базы управления проектами и эффективное применение ее к
инвестиционным проектам;
• создание и развитие национального
научно-методического обеспечения и стандартов управления проектами с учетом
мирового опыта и отечественных достижений;
• совершенствование методологии
технико-экономических обоснований, расчетов, оценки и управления стоимостью
проектов и программ;
• формирование отечественного рынка
программных продуктов, отвечающих современным требованиям и учитывающих
особенности национальной экономики;
• расширение сети инвестиционных
компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм;
• создание технологических центров,
технопарков, инновационных фондов фирм и поощрение инноваций.
Типичные ошибки
при составлении бизнес-планов
Практика показывает, что при
формировании бизнес-планов инвестиционных проектов часто
организации-разработчики повторяют одни и те же ошибки.
Самой распространенной ошибкой является
попытка применить неадаптированную к особенностям отечественной деловой среды
методологию подготовки таких документов в части систем бухгалтерского учета и
отчетности; законодательной базы; систем судопроизводства, подзаконных
нормативных актов, стандартизации; нормативно-методического обеспечения
внутренней деятельности организаций в виде комплексов
организационно-управленческой документации.
Второй распространенной ошибкой является
попытка создания бизнес-плана путем заполнения отдельных граф в универсальной
форме, предлагаемой общими Правилами. В то же время практика показывает что не
может быть универсального (типового) проекта и единой стандартной формы
бизнес-плана.
Разные виды бизнеса требуют отражения в
бизнес-планах совершенно (или в значительной степени) различной информации
(например, бизнес-план по организации парикмахерской и разработка и постановка
на производство новой модели компьютера). Кто определит, какие конкретные формы
бизнес-плана проекта должны быть заполнены в указанных примерах?
Из практики известно, что прежде чем
приступить к разработке того или иного бизнес-плана, связанного с банковским
кредитом, инициаторам (разработчикам) следует обратиться в кредитный отдел
соответствующего банка и выяснить, какая именно информация интересует банк в
первую очередь, так как банковские специалисты обязательно потребуют от инициаторов
реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволит
определить банку выгодность подключения к финансированию конкретного проекта и
оценить основные факторы риска.
Следующая часто встречающаяся ошибка,
допускаемая разработчиками бизнес-планов, неправильное понимание того, какие
вопросы, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много
сил тратится на проработку разделов «Финансовый план», «’Анализ эффективности
реализации проекта», но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции
и обоснованию ее конкурентоспособности. Важнейшим же разделом бизнес-плана
является «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга», потому что если
потребность в будущей продукции завышена, то ценность финансового плана и анализа
эффективности инвестиционного проекта приближается или становится равной нулю.
В стратегии маркетинга важнейшим
подразделом является ценовая политика, особенно планируемый уровень
рентабельности будущей продукции. Так, при закладке в базовые цены низкого
уровня рентабельности (до 10%) реализаторы проекта столкнутся с проблемой
дефицита собственных инвестиционных ресурсов. Опыт показывает, что при уровне
рентабельности производства 25-30% организация может решать инвестиционные
вопросы и поддерживать достойные условия развития коллектива.
Разработчикам следует понимать интересы
и психологию инвестора или кредитора проекта. В общем, следует включать в
разделы своих бизнес-планов все, что разработчики считают нужным и полезным,
имея в виду, что государственного стандарта ни для формы бизнес-плана, ни для
содержания его разделов не существует. Развиваются бизнес, его технологии и
организация, развивается и методология планирования реализации проектов.
Следовательно, понятие «качественный бизнес-план» всегда будет относиться к
какому-либо конкретному случаю.
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРЕЧЕНЬ важнейших нормативных правовых
актов Республики Беларусь, обеспечивающих бизнес-планирование и оценку
эффективности инвестиционных проектов
Наименование
нормативно-правового акта
Инвестиционный кодекс Республики
Беларусь (гл. 5) от 22 июня 2001 г. № 37-3.
Принят Палатой представителей 30 мая
2001 г., одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г. (в редакции Законов
Республики Беларусь от 5 августа 2004 г.
№ 313-3 (редакция от 1 ноября 2004 г.), от 18 июля 2006 г. № 159-3)
Указ Президента Республики Беларусь от
28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка
оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям» в редакции от 4 августа 2006 г. № 496, от 29 января 2007 г. №
52, от 7 июня 2007 г. № 266)
Указ Президента Республики Беларусь от
18 апреля 2006 г. № 252 государственных займах (кредитах)*
Об утверждении Положения о внешних
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства
экономики Республики Беларусь» (подл. 5.9) (в редакции от 7 декабря 2006 г. №
1632, от 27 февраля 2007 г. № 242, от 31 мая 2007 г. № 729)
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах
развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (в
редакции от 28 августа 2006 г. № 1091)
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 1136 «Об утверждении Положения о
комиссии по развитию коммерческих организаций и ее состава» в редакции от 16
марта 2006 г. № 355, от 8 июля 2006 г. № 849, от 19 февраля 2007 г. № 200)
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 893 «О мерах по реализации Указа
Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании
утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
(в редакции от 7 декабря 2006 г. № 1632)____________
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 28 июля 2006 г. № 950 «О мерах по реализации Указа
Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 330 «Об утверждении Положения о
порядке проведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов
резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь и
внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12
августа 2005 г. № 891»____________________________________
10
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 20 ноября 2001 г. № 1680 «О мерах по реализации
инвестиционного проекта модернизации
инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь»
(в редакции от 2 августа 2006 г. №
990)_____________________
Постановление Министерства экономики
Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении правил по
разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов»_____________________________________
Постановление Министерства экономики
Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 44 «Об утверждении критериев оценки
инвестиционных проектов для включения в проект перечня важнейших инвестиционных
проектов и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих государственной
поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов
за пользование банковскими кредитами»
13
Постановление Министерства экономики
Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о
внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при
проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь Государственной
комплексной экспертизы»_________________
14
Постановление Министерства экономики
Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 168 «Об утверждении форм
заключений экспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и
бизнес-плана инвестиционного проекта»_____________________________________
Приказ Министерства экономики Республики
Беларусь от 18 сентября 2006 г. № 146 «О порядке прохождения и создания
комиссии по конкурсному отбору инвестиционных проектов, подлежащих
государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения
части процентов за пользование банковскими кредитами»
Постановление Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 2 «Об утверждении
Положения о порядке деятельности инженерной организации, осуществляющей
комплексное управление инвестиционным проектом в строительстве» (в редакции от
24 июля 2006 г. № 19)_______________