Человек и сознание вот тема, которая входит в греческую
философию вместе с софистами (софисты учителя мудрости).Наиболее известными
среди них были Протагор (490-420 годы до н. э.) и Горгий (ок. 480 — ок 380 годы
до н. э.).
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для
чело-века выступает как непосредственно данное, как предмет подражания или
веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно
при-обретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софистика воевала
против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законно-сти.
Софисты выступили с критикой основания старой цивилизации. Они видели порок
этих оснований нравов, обычаев, устоев в их непосредственности, ко-торая
составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существо-вание
получило только такое содержание сознания, которое было допущено са-мим этим
сознанием, то есть обоснованно, доказано им. Тем самым индивид становился
судьей над всем тем, что раньше индивидуального суда не допуска-ло.
Софистов справедливо называют представителями греческого
Просвеще-ния: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько
популя-ризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных
учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой.
Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обу-чение.
Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное
разумом.
Аристотель. однако, как и Платон, считал государство не
просто средст-вом обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной
жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю,
состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель условие и
гаран-тия счастья, то, соответственно, жизни счастливой. Не случайно греческий
фи-лософ определяет человека как общественное животное, наделенное разумом.
Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежи-тии
люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое
воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государ-стве: с
одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их
соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем бла-городных
задатков, а с другой “целью государства является благая жизнь … само же
государство представляет собой общение родов и селений ради дости-жения
совершенного самодовлеющего существования”, наилучшей жизни, ко-торая. по
Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (Аристо-тель был
сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни
слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение спра-ведливости.
Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также
благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щед-рость, правдивость,
благожелательность.
Предпосылка политических концепций античных философов
признание законности необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля
речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства.
Лю-ди от природы неравны, считает Аристотель; те, кто не в состоянии сам
отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может
воспи-тать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие
добродете-ли, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru