ОГЛАВЛЕНИЕ
|ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… |……..2 |
|ГЛАВА 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как | |
|нарушение процесса социализации. ……………………….. |……..5 |
|§1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения | |
|несовершеннолетних. ………………………. |……..5 |
|§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении | |
|подростков. ………………………………… |…….15 |
|ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с | |
|подростками отклоняющегося поведения. …………. |…….30 |
|§2.1. Характеристика основных средств воздействия | |
|культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося| |
|поведения. ……………………………. |…….30 |
|§2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной | |
|сферы с подростками отклоняющегося поведения. | |
|…………………………………………………. |…….36 |
|§2.3. Социально-педагогическая программа социализации | |
|подростков отклоняющегося поведения. ………………………………………………… | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… |…….43 |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………. |…….54 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………… |…….56 |
| |…….58 |
ВВЕДЕНИЕ
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает
преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет
каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную
ситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь
и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все
больше втягивается подростков в преступный бизнес подростковый рэкет,
продажа наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь
от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой
досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств,
потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом
предопределяет его положение в обществе.
С подростками отклоняющегося поведения ведется работа
общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными
реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не
всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании
воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей
повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка,
способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения
эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой
входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности
подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и
методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением.
А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности
подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие
способности часто остаются вне целенаправленного педагогического
воздействия.
Необходимость выявления педагогических возможностей культурно-
досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних
правонарушителей предопределила тему данной работы.
Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности
подростка на основе использования средств и методов культурно-досуговой
деятельности.
Цель предопределили следующие задачи:
найти пути предупреждения и преодоления подростковой преступности;
выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые
в работе с подростками;
разработать и предложить социально-педагогическую программу социализации
подростков отклоняющегося поведения с применением средств культурно-
досуговой деятельности;
Объект исследования: особенности процесса социализации подростков
отклоняющегося поведения.
Предмет исследования: организация процесса социализации подростков
отклоняющегося поведения на основе использования педагогических
возможностей культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования — теоретический анализ источников и документов,
наблюдение анкетирование, беседы.
Практическая значимость – проработав и проанализировав материал,
разработать и предложить социально-педагогическую программу социализации
подростков отклоняющегося поведения, которая может быть использована в
деятельности центра социальной помощи семье и детям п. Загорск.
Степень разработанности проблемы.
Проблема отклоняющегося поведения изучается такими науками, как
педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.
В этом плане значительную ценность представляют работы В.А
Балцевич, С.А. Белигевой, Г.П. Гавриловой, И.С. Кона, А.П. Краповского,
В.А. Крутецкого, В.Ф. Лелюх, А.С. Макаренко, Л.Ф. Обуховой, Р.В.
Овчаровой, А.М. Прихотан, Б.А. Титова, М.В. Цилуйко, Д.Б. Элькомина, М.Г.
Ярошевского и многих других.
Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о
роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли
культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой
о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формировании
личности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения
с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения.
ГЛАВА 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса
социализации.
§1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения
несовершеннолетних.
Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Главная задача профилактической работы в системе правонарушений
несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и
социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом
неблагоприятного социального развития, обусловленного различными
неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими
особенностями.
Как известно, отклоняющимся асоциальным поведением, называют
поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным
нормам.
Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно-
ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхождении
отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов,
причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении
отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и
нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей
характера, эмоционально-волевой сферы.
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития
личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления
отклоняющегося поведения и объясняются относительно низким уровнем
интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования
личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью
подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством
самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся
несправедливости взрослых.
В свою очередь, отклонения делятся на:
отклонения корыстной ориентации;
агрессивной ориентации;
отклонения социально-пассивного типа.
Социальные отклонения корыстной направленности. К ним относят право
правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную,
денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи, спекуляция). Среди
несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных
уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях,
направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои,
изнасилование и убийство).
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении от
дохода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских
обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные
проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы,
бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств,
погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее
проявление этой позиции – самоубийство, суицид.
Таким образом, асоциальное поведение различаясь как по содержанию и
целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может
проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и
права, незначительных проступков до тяжелых преступлений.
Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения
несовершеннолетних:
1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым
годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные
напитки.
Сравнительно-социологические исследования выявили несколько
закономерностей этой проблемы:
4. Пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных
ситуаций.
5. Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В
одних случаях оно является элементом каких-то обязательных
ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение,
средство освобождения от внешнего контроля.
6. Алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном
стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
2. Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может
совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж,
убийств. По А.Е. Личко[1], существуют разные уровни наркомании:
7. единичное или редкое употребление наркотиков;
8. многократное употребление, но без признаков физической и психической
зависимости;
9. наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость,
поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической
зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных
ощущений;
10. наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и
поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на
то, чтобы избежать мучений.
11. наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.
По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые
приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью
запретного.
2. Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия — чаще всего следствие озлобленности и
пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач.
Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны маменькины
сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.
3. Суицидальное поведение.
Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, –
. 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
. 21% — 15 летних;
. 12% — 14 летних;
. 4% — 12-13 летних.
Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании
конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где
подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с
жизнью, а крик о помощи.
4. Психические расстройства.
Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические
расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого
возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется
избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при
хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Как связаны психические нарушения и закономерности нормального
протекания переходного возраста?
1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому, что ее
характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто
не успевает развиваться в детстве.
2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять
индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение
учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых
подростков пограничную умственную отсталость, неспособность
справиться с заданием.
3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний,
накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у
подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда
физического недостатка.
4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают
его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным
воздействиям.
5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой
патологии.
5. Противоправное поведение.
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки,
проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и
материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и
низкой заботой о воспитании детей. По наблюдениям психологов среди
несовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются
и вменяемыми, имеют определенные отношения от нормы. По данным
социологического исследования, которое проходило в Саратовской области
среди несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения
в психике (психозы, неврозы и т.д.)
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, так называемый,
докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом
преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких
проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-
полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и
токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального
поведения, не представляющих большой общественной опасности.
Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные
отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда
подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается
судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность.
Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений
несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых
на комиссиях по делам несовершеннолетних.
Возрастной состав несовершеннолетних приходящих через комиссию – это
старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие подростки 11-13
лет (до 26%).
Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления: 48% —
подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% — за побеги и
бродяжничество; 3-5% — за употребление алкоголя и столько же за аморальное
поведение.
Более углубленное психологическое и социально-психологическое
исследование личности подростков с отклоняющимся поведением показало, что
они также характеризуются разной степенью деформации системы внутренней
поведенческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей.
Заметное неблагополучие выявляется в системе межличностных отношений в
семье, школе, на улице.
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является
результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса
социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый
возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к
взрослости.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних
происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные
влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.
В связи с этим, отрицательное влияние испытываемое подростком со
стороны ближайшего окружения можно разделить на прямые и косвенные
десоциализирующие влияния.
Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны
ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального
поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют
антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие
регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких
случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли
таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые
группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и
т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где
наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали
нормой повседневных отношений.
Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в
результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний
среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением
(общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по
делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со
стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная
часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов
известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков,
воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная
дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют
место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида
от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и
ценностям ближайшего окружения.
Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены
разнообразными факторами социально-психологического и психолого-
педагогического характера. Так, социально-психологические факторы,
приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых
условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов
социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта.
Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только
нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ
жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и
внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения
с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым,
выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.
С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику
правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать не столько с
позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса
десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что
заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих
влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и
социально-психологической реабилитации.
Рассмотрение ранней профилактики с позиции предупреждения процесса
десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных
факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в
свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-
профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении
подростков.
§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.
Положение дел с подростковой преступностью ее развития в ближайшее
будущее в значительной мере определяет будущее в значительной мере
определяет будущую криминогенную ситуацию в России. На начало 1996 года в
стране насчитывалось более 12,5 млн. подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Это возраст, с которого в соответствии с национальным законодательством,
наступает уголовная ответственность.
Подростки этой возрастной группы составляют около 8% населения всей
страны, однако на их долю приходится 16% зарегистрированных преступлений.
За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза, а за десятилетие
удвоилось.
2/3 совершенных преступлений подростками составляют корыстные и
корыстно-насильственные преступления. В преступности несовершеннолетних все
более проявляется корысть, садизм, жестокость. Растет количество
преступлений на почве наркомании, токсикомании. В Бурятии проблема
отклоняющегося поведения является одной из самых актуальных проблем.
Республика является одним из самых неблагоприятных в криминальном отношении
регионов, где уровень преступности возрастал вплоть до 1996 года при общем
снижении в Российской Федерации. По числу преступлений на 100 тыс. жителей
в 1995-96 гг. Бурятия занимала 4 место среди регионов РФ и третье место по
подростковой преступности после Чукотки и Магаданской области.
Если говорить более конкретно о преступности среди подростков в
Бурятии, то всего на учете состояли 4263 несовершеннолетних и 1052
неблагополучные семьи, в которых родители уклоняются от воспитания своих
детей.
В отношении данных семей инспекциями по делам несовершеннолетних
совместно с органами социальной защиты проводится серьезная и кропотливая
работа.
Из 4263 подростков, состоящих на проф. учете в подразделениях милиции
1144 проживают в неполных семьях, 109 не имеют родителей, 1451 не работают
и не учатся. То есть это дети, которые в современных условиях, когда
родители подолгу не получают заработную плату, с легкостью могут встать и
становятся на преступный путь.
В настоящее время особо остро встала проблема наркопреступности
общества. Так, по сообщению помощника прокурора Б.Д. Дармаевой, если за
1995 год было совершено 133 преступления связанных с наркотиками, то за
1997-98 гг. они возросли в два раза, 1997 — 262, 1998 — 277
преступлений.[8]
Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовной сферах
общества устранили традиционные формы социального контроля, системы
воспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия
материальных средств общеобразовательные, культурно-просветительные и
правоохранительные органы, а во многих случаях просто отказались от
воспитательной и профилактической работы.
Существенно сократилась численность реабилитационных учреждений, баз
отдыха и досуга населения. Все сильнее сказываются такие факторы как:
семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия на
телевидении, свободная продажа спиртных напитков.
Но одна из основных причин возникновения преступности заключается
в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижении жизненного
уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих
подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.
Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. За последние
годы широкое распространение получила проституция и порнография, расширился
прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный
просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в
том числе совершения преступлений на сексуальной почве.
Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной,
политической и экономической сферах общество значительно расширяет спектр
социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно
стимулирующих подростковую преступность. Среди них, такие факторы:
1. кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи,
ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных
социальных институтов для человека является семья «… именно семья
дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье
происходит формирование ролевого поведения»[40].
В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения,
накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того,
в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных
потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов)
культурных ценностей.
Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным
потенциалом:
1. воспитательно-сильные — доля таких семей в количестве обследованных
составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной.
Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи.
1. воспитательно-устойчивые — такой тип семьи создает в целом
благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и
недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации,
прежде всего школы.
1. воспитательно-неустойчивые — такой тип семьи создает в целом
благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна
неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее
выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному
потенциалу семьи.
1. воспитательно-слабые с утратой социального контакта (семьи) с
детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам
не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их
поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;
1. воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;
1. с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой;
1. маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией;
1. правонарушительные;
1. преступные;
1. психически отягощенные;
Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки
зрения отрицательными, а то и криминальными.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке
постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и
жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и
устойчивых семьях.
Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи
как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и
воспроизводят стереотипы их поведения.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и
благополучных школьников, проводимые различными исследователями,
показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных
семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди
неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как неполная семья,
аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей,
эмоционально-конфликтные отношения в семье.
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений,
снижающих негативность семейного воспитания [1].
неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;
неблагоприятный социально-психологический климат в семье;
психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.
Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере
влиять на формирование личности подростка.
В воспитании подростка определяющим является социально-
психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура
родителей, нравственная направленность семьи как социального института.
К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере
выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого –
неполноценное воспитание личности.(К этому приводят факторы социального
риска), об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были
разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А.
Семашко: Среди них можно выделить:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи,
плохие жилищные условия);
медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия,
хронические заболевания детей и т.д.);
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи
с повторным браком или сводными детьми);
социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным
уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни
родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к
субкультуре преступного мира).
Как известно, на разных возрастных этапах развития человека
демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый
период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное
повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет
избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за
незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только
тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об
эффективности роли семьи как социального института.
2. Дистанцирование школы от детей. Среди институтов социализации,
обуславливающих усвоения подростками социального опыта, особое
место занимает школа, прямое назначение которой обучать и
воспитывать детей, давать им знания необходимые для будущей
профессиональной деятельности. Наряду с вышеперечисленными
назначениями, школа выступает институтом социализации.
3. Отчуждение и утрата влияния школы значительно более
распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем
утрата влияния семьи. Очевидно, психолого-педагогические факторы
школьной дезадаптации прежде всего нужно искать в причинах,
снижающих референтную значимость школы. Поэтому было выделено две
стадии социальной дезадаптации.
Первая стадия – педагогическая запущенность, характеризуется утратой
референтной значимости и отчуждением от школы, как института социализации
при сохранении высокой референтности семьи.
Вторая стадия, более глубокой и опасной дезадаптации – социальная
запущенность, характеризуется тем, что наряду со школой подросток
отчуждается и от семьи теряя связь с остальными институтами социализации,
становятся как бы социальным Маугли, усваивая искажаемые целостно-
нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных преступных
подростковых компаниях.
Все это может рассматриваться в следующих аспектах:
отчуждение ребенка от коллектива, отдаляясь от учебной деятельности,
деятельности коллектива, становится чужим среди своих.
подросток все дальше отдаляясь от учебного заведения не поддается
воспитывающему влиянию.
появляется много времени для бесцельного время провождения, а потребность
в общении толкает подростка на поиск приятелей на стороне, в неформальных
группах с асоциальной направленностью.
возникновение конфликта в семье, школе, отсюда возникает бродяжничество.
Школа также призвана восполнять дефекты семейного воспитания,
оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения
нарушения социализации детей и подростков.
3. Влияние асоциальных группировок в микросреде.
Одной из характерных отличительных черт непереходного периода являются
те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфере
самосознания, то есть в этот период закладываются основы самосознания,
представления о себе как о субъекте труда, общения и познания.
Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер
взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и
сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации.
У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к
самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это
стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно
формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых.
У подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу
сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую роль института
социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают
большое значение в усвоении подростков социального опыта. «Контакт общения
подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью»[8].
Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным
отклонениям, проявляются тогда, когда на первое место по сравнению с семьей
и школой по степени влияния выходит неформальные асоциальные группы
сверстников.
По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные
группы на три типа:
просоциальные или социально-положительные;
асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в
системе узкогрупповых ценностей;
антисоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем)
социально отрицательные группы 3/5, то есть большинство изученных
подростковых объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально
положительным и близким к этому типу объединением.
В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление
к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха,
развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики.
Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов,
парков, кофе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с
вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.
Совсем другого перехода требуют асоциальные группы, которые должны
быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов профилактики.
Таким образом, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в
результате подростки перестают усваивать моральные ценности неформальных
групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании
личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды
общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к
значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате
социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста
подростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в
поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный
характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в
подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические
предпосылки трудновоспитуемости.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными
является кризис подросткового возраста.
В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения
как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений
подростка с окружающими.
Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвящено наибольшее
количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики.
Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О
подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших
школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода –
это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести
следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях
подростка[2]:
1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового
созревания:
неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем,
отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
«гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в
период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости,
эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;
2. Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями,
учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что
объясняется следующими причинами:
так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется
моралью равенства;
чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния
взрослого;
повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к
мнению сверстников.
3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с
представителями своего, так и противоположного пола:
активное формирование потребности общения со сверстниками обостряем
стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях
может проявляться в различных формах асоциального поведения;
половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма
серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также
может служить толчком к асоциальным проявлениям.
Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть
преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные
условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических
закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.
Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют
нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические
предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию
подростка. К ним относятся:
1. нервно-психические заболевания и отклонения.
У несовершенных правонарушителей, состоящих на учете в детских
комнатах милиции наблюдаются различные психические аномалии: олигофрения,
психозы, психопатии, неврозы, признаки органического поражения головного
мозга [8].
Психические патологии тесно связаны с неблагоприятными конфликтными
отношениями в семье.
2. социальная адаптация умственно-отсталых детей. Умственная
отсталость таких детей затрудняет их социальную адаптацию. При
особых неблагоприятных условиях они могут легко попадать под
влияние взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их
руках.
2. пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся
поведением (А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера).
Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».
Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны, прежде всего,
с условиями семейного воспитания, а также с органическим повреждением мозга
(черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы настолько
взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения у исследователей при
определении первопричинности поведения подростка.
Поэтому эффективная профилактика правонарушителей должна
предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и
медико-социального характера, направленных на оздоровление среды, лечение и
коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок
асоциального поведения, можно сделать такие выводы:
В качестве психобиологических предпосылок социального поведения могут
выступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуации
характера, отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную
адаптацию детей и подростков.
Анализ психобиологических предпосылок показывает, что эффективная ранняя
профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких
комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного
и медико-педагогического характера и, в свою очередь, требуем наличия
достаточно широкой специальных учебно-воспитательных реабилитационных
учреждений, рассчитанных на детей с различными отношениями в психическом
развитии.
Важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности
является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей,
родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые
особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей
подросткового возраста.
Таким образом, проработав и проанализировав материал по проблеме
условий и причин возникновения отношений подростков, следует сказать, что в
числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезис
асоциального поведения, можно выделить такие как:
1. индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических
предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную
адаптацию индивида.
2. психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах
школьного и семейного воспитания.
3. социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим
окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе.
4. личностный фактор, который проявляется в активно избирательном
отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и
ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи,
школы, общественности.
5. социальный фактор, определяющийся социальными и социально-
экономическими условиями существования общества.
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками
отклоняющегося поведения
§2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой
деятельности на подростков отклоняющегося поведения.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств
сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей
его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух
тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в
присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него
индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает
возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому
социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной
деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование
личности подростков может осуществляться в процессе социальной
деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной
стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и
способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это
объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания,
овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан
предшествующим поколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков
успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-
досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки
знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами
межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как
известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения
процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение
подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более
открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных
институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на
их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического
процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и
методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет
достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками
отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-
досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как
важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание
способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности,
обусловленное его содержанием. [10].
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на
развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что
подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех
сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток
субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только
дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить
эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма.
Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены
по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных
средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха,
шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с
известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут
особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом
соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность
души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются
особенностями трудных подростков.
Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и
карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к
сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников
нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты,
конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте,
дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать
свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы
полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой
интерес.
В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма,
как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для
подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой
деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность»,
«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана,
например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где?
Когда?».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации
досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки –
просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-
развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется
четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет
никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального
вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее
специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и
практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической
разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью,
техническому творчеству.
Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой
деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности
подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом
в целом.
Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности,
необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом
процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых
учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное
мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском
воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.
Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое
прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего
времени» и т.д.
В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут
придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший
интерес у подростков
Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является
трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании
содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют
встречи с представителями различных профессий, экскурсии на
производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных
профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование
личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное
воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на
положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в
сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения
(этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая
личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во
всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности
является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей
оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с
общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача
учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою
деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов
красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами,
модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на
физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья,
физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического
воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и
эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с
нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данного направления способствует организация кружков,
спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное
отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности
взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности)
личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе
направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит
духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная
дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы
и потребности, происходи социализация подростков, которая носит
положительную направленность.
Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их
деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении
на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений
между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.
§2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с
подростками отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая
обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо
актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Заглянем немного назад, когда еще было социалистическое общество,
коммунистическая партия, комсомол, пионерия. Именно в этот период велась
активная борьба с преступностью. В начале 50-х годов в Ленинграде был
создан координационный совет по работе с трудными подростками. Самое
непосредственное участие в деятельности совета принимал Дворец культуры им.
Дзержинского, в котором было создано специальное отделение по работе с
детьми (подразумевались трудные подростки).
Координационным советом были решены все основные проблемы,
принципиальные для эффективного, комплексного воздействия. Ведущее место в
работе с подростками отклоняющегося поведения отводилось клубу. С этой
целью в каждом районе города были созданы специализированные районные
военно-патриотические подростковые клубы – «Аврора», «Северянин»,
«Дзержинец» – всего 23 клуба. Клуб должен точно, а не понаслышке знать
трудных подростков своего микрорайона. Поэтому была установлена конкретная
взаимосвязь работы клуба с милициями и комиссиями по делам
несовершеннолетних. Были решены все необходимые материальные вопросы: для
каждого из клубов выделено помещение, нашлись и руководители.
Самыми популярными оказались, конечно, спортивные секции, а также
наибольший интерес вызвали военно-спортивные кружки и кружки спортивной
техники.
Создание вокально-инструментальных кружков привлекли ребят своей
общедоступностью, модой на ансамбли среди молодежи, возможностью показать
себя, выделиться из общей массы подростков. Особо популярными стали
традиционные «Слеты» клубистов.
Районные слеты проводились 2 раза в год. На слетах было все:
соревнования в различных видах спорта, на полосе препятствий, в строевой
подготовке, в выступлениях художественной самодеятельности и многое другое.
В конце дня (слет продолжался целый день с 9 утра до 9 вечера) клубу-
победителю вручалось знамя, атрибуты и награды. Эти слеты как бы подводили
итог всей деятельности клубов за год. Очень большое удовольствие получали
ребята от общения со сверстниками, от эмоциональных переживаний в желании
победить.
Главной особенностью работы таких клубов было то, что наряду с
культурно-досуговой деятельностью (кружки, секции, слеты, массовые
мероприятия) велась и кропотливая индивидуально-педагогическая работа,
которая строилась по двум направлениям: индивидуальное шефство и
индивидуальная работа с родителями подростков.
Индивидуальное шефство организовывалось клубом совместно с инспекцией
по делам несовершеннолетних путем привлечения к деятельности студентов и
курсантов высших учебных заведений.
Постоянная работа с родителями подростков складывалась по ступеням: от
привлечения родителей к педагогическим встречам, к постоянной
индивидуальной работе и затем к участию в клубных мероприятиях, посвященных
воспитанию детей и подростков в семье.
Подобная работа с подростками отклоняющегося поведения развернулась и
в нашем городе. Под руководством бывших афганцев в 1984-84 гг. были созданы
военно-патриотические клубы «Авангард» и «Маяк».
В стены клубов предполагалось привлечь подростков, которые состояли на
учете в инспекции оп делам несовершеннолетних, отстающие в учебе, не
поддающиеся воспитанию в семье.
Направленность клубов была военно-патриотическая, отсюда следует, что
с подростками велась работа, готовящая их к службе в армии!
В летний период был организован летний лагерь в Верхнем Саянтуе.
Ребята жили в палатках, питались в полевых условиях. Дети были оторваны от
города, от уличной жизни. Контингент здесь был такой: 20% — подростки,
посещающие клубы постоянно, 35% — из малообеспеченных семей; 45% — ребята,
состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работа этих
клубов велась в полную силу. Но в связи с отсутствием финансирования в
начале 90-х годов заканчивается их деятельность.
В настоящее время в нашем городе функционирует два Дворца детского и
юношеского творчества, три Дома творчества, около 70 клубов и несколько
центров эстетического и творческого развития.
Одним из таких учреждений является Дворец Детского и юношеского
творчества «Рассвет», который находится в пос. Загорск. В 1998 году он был
создан на базе бывшего Дворца культуры «Рассвет». С приходом нового
директора Розенко А.Т. , обновлением педагогического коллектива он стал
работать в полную силу.
Работа ДДЮТ «Рассвет» строится по следующим секторам:
> центр художественной самодеятельности;
> культурно-массовый отдел;
> спортивный комплекс «Забайкалец»;
> центр технического и прикладного творчества.
В ДДЮТ 114 творческих объединений, где занимаются более 6000 человек.
Среди них можно выделить такие образцовые коллективы, как театр
«Подснежник», танцевальный ансамбль «Радуга», фото-киностудия «Полет»,
ансамбль эстрадных танцев «Каскад». Эти коллективы были неоднократными
лауреатами и дипломантами городских, республиканских и всесоюзных
конкурсов.
Вызывает особый интерес как традиционные, так и новые направления
деятельности дворца:
> изостудия;
> экологическая школа выживания;
> музыкальная студия;
> академия дошкольников;
> студия декоративно-прикладного творчества.
Два года назад в поселке Курба закончил свою работу летний трудовой
лагерь, куда привлекались подростки отклоняющегося поведения по причине
ухода начальника лагеря. Летом этого года под руководством директора Дворца
планируется открытие такого же лагеря в поселке Ацагаты. Планируется
набрать 70 человек.
В 1993 году в нашем городе начинается формирование сети стационарных
учреждений по оказанию помощи детям и подросткам, попавшим в трудные
жизненные ситуации.
На сегодняшний день функционирует 10 таких центров:
1. Загорский Территориальный Центр помощи семье и детям;
2. Социальный приют при Бичурском центре помощи населению;
3. Приют при Кабанском центре помощи населению;
4. Отделение службы помощи семьям и детям при Курумканском центре
помощи;
5. Закаменский социальный приют для несовершеннолетних;
6. Приют при Прибайкальском центре помощи населению;
7. Приют при Баргузинском центре помощи населению;
8. Отделения медико-санитарной реабилитации при Галзуринском
санатории;
9. Северо-Байкальский медико-реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями;
10. Республиканский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних.
Среди них хочется выделить работу центра социальной помощи семье и
детям поселка Загорск, который занимает оказанием квалифицированной помощи
семье и детям. В центре функционируют три службы:
1. Служба по работе с семьей и детьми, руководитель Т.Г.Поздеева
2. Служба реабилитации детей, руководитель Дьяченко С.А.
3. Служба консультативной экстренной помощи, руководитель Козлова Г.И
Последняя из вышеперечисленных служб проводит работу с подростками
общеобразовательной сменной средней школы, где обучается 360 человек. Это в
основном, «трудные» подростки, в возрасте от 13 до 18 лет, состоящие на
учете в отделении милиции. Работа с подростками ведется по следующим
направлениям:
1. профилактическое.
— выезды в спецучреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола);
— беседы: «у опасной черты: проблема подростковой преступности»,
«алкоголь и наркотики – их последствия».
2. психологическая реабилитация
— психологические тренинги – позитивное развитие личности;
— психологический семинар для родителей трудных подростков;
— психологический семинар для учителей;
3. социально-педагогическая реабилитация
— организация летнего оздоровительного лагеря городского типа;
— уроки этики и морали «Дорога к счастью». (Проводились среди 11-х
классов)
4. культурно-досуговое
— экскурсии по достопримечательным памятным местам нашего города
(этнографический музей);
— «День открытых дверей» — посещение кружков и секций ДДЮТ
«Рассвет»;
— проведение мероприятий «Остров Сокровищ», «Школа детектив», «Под
знаком зодиака».
Помимо работы по данным направлениям существует такая форма – как
телефон доверия. Он работает круглосуточно. Для подростков специально
открыта «Горячая линия», которая работает с 15.00 до 17.00.
Вопросы, с которыми обращаются подростки, носят весьма разнообразный
характер. Среди них такие как:
. взаимоотношения со сверстником;
. формирование личности;
. учеба и проф. ориентация;
. наркомания, алкоголизм;
. суицид;
. одиночество;
. конфликт с учителями;
. сексуальные проблемы;
. прочие.
По словам психолога Центра Севастеевой Н.В., такая форма, как телефон
доверия нужна и необходима, так как число обращений подростков растет с
каждым годом.
Бесспорно, данные учреждения ведут работу с подростками
отклоняющегося поведения – одни из них в большей, другие – в меньшей. Но,
тем не менее, нет единого целенаправленного процесса, который бы был
направлен на воспитание каждого подростка в отдельности путем
индивидуального подхода. А это возможно только при условии ввода подростка
в социально-педагогическую среду, коллектив. Поэтому наша задача – выявить
предпосылки создания такого культурно-досугового учреждения, которое бы
охватывало развитие всех сторон личности подростка, обеспечивая тем самым
коррекцию процесса социализации. Этим учреждением является клуб, который
должен выполнять роль института социализации.
§2.3. Социально-педагогическая программа социализации подростков
отклоняющегося поведения.
Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на
рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения
подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто
называют девиантным, отклоняющимся.
Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от
общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического
здоровья, права, культуры и морали [14].
Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-
первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это
антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,
нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые.
Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют
правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке –
преступлениями.
Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном
(преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу
повышенного риска. Потому что:
1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с
психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции».
2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального
контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении
внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые
способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще
не сложились и не окрепли;
3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества.
Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения,
как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и
противоправном поведении, суицидах.
Совершению правонарушений и преступлений среди подростков
способствует ряд причин:
1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей,
неполных семей;
2. социально-экономический кризис;
3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить
подростков, нет права на труд, на выбор профессии;
4. плохая организация досуга среди детей и подростков.
И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия
для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг
играет особо важную роль в социализации личности подростков.
Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата
нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на
подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за
период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая
в 2 раза. Что касается нашей Республики, то по числу преступлений на 1000
жителей в 1996-97 гг. Бурятия занимала четвертое место среди регионов
Российской Федерации и третье место по подростковой преступности после
Чукотки и Магаданского края.
Крайне тяжелое положение сложилось в поселке Загорск. Большая часть
жителей, проживающих в нем, работает на авиазаводе, который находится
сегодня в трудном экономическом положении.
Длительное время рабочие находятся в административных отпусках,
подолгу не получая заработную плату. Многие родители, пытаясь уйти от
проблем, находят выход в пьянстве, отсюда возрастает число асоциальных
семей, а страдают, прежде всего, дети. Материальная бедность, отсутствие
контроля со стороны родителей толкают детей на улицу. Такие семьи нередко
являются поставщиками детей с асоциальным поведением.
Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для
самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальной и
противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки,
секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилось
число детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и
причинами этому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов
в данной деятельности.
Нами было проведено социологическое исследование. Цель данного
исследования – выявить спектр интересов, потребностей и установок
подростков.
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 23% — девушки от 15 до
17 лет, 27% — мальчики от 14 до 18 лет, которые обучаются в
общеобразовательной средней сменной школе №2 поселка Загорск. Важно
отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят
на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент
опрашиваемых можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения.
Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека
значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в
подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по
сравнению с семьей и школой.
Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое
большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 56%, 32% —
посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в
основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе
ряд негативных моментов, – нет четкой цели этого мероприятия; организация
подобной формы – создает условия для проявления асоциального поведения
(драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной
почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% — предпочитают
слушать музыку. Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не
посещает досуговых учреждений.
В последнее время на выбор образца поведения подростка особое
давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они
участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился
дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость,
агрессию. Так:
54% подростков смотрят боевики,
28% — триллеры,
3% — фильмы с элементами эротики,
8% — комедии.
На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее
большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом.
Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь
10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да»
выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» – 67%.
При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:
13% — не курю,
15% — не употребляю спиртные напитки, и только 6% из них занимаются
спортом.
А на вопрос «нет»
а) не занимаюсь спортом – 19%
б) употребляю спиртные напитки – 49%
в) курю – 10%.
Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта:
первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у
подростков стремления вести здоровый образ жизни.
В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником
возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие
ответы.
Употребление спиртных напитков:
50% — в компании друзей,
36% — из любопытства,
14% — просто так от нечего делать.
Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:
26% — из любопытства;
18% — пример родителей;
14% — влияние друзей;
10% — мода;
11% — желание почувствовать себя взрослей;
Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие
отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье
происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил,
социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая
часть опрошенных — 67% ответила: в неполной и только 33% имеют отца и
мать.
Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем
подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь
подросток делится со своими проблемами с друзьями – 52%, 26% — с
родителями, 22% — не делится ни с кем.
Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненные ценности ценят
подростки, дал нам следующий результат:
44% — счастье в семье,
26% — любовь,
27% — материальная обеспеченность,
26% — здоровье,
21% — образование.
Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины
возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения и, конечно же,
никакой организации досуга. Именно от того, как проходит процесс
социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся
поведение является следствием нарушения социализации.
Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную
направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на
счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно
изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.
И поэтому наша задача – создать все условия для коррекции их
социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую
среду, одной из которых является коллектив.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем социально-педагогическую
программу социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях
организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет
реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет
создан при центре социальной помощи семье и детям поселка Загорск. В
качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального
статуса в процессе творческого и физического развития детей.
Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 лет
общеобразовательной средней сменной школы №2 поселка Загорск при абсолютном
учете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи
клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими
специальными учреждениями.
Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы он был
сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими
условиями:
> систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения,
недопустимость их разрыва;
> добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;
> возможность выбора занятий по интересам;
> дружеское единство коллектива на основе уважения общественного
мнения.
Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростков
отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое,
творческое, социальное развитие.
Задачи:
. вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;
. создание условий для их самовыражения, саморазвития;
. создание условий для организации совместного досуга детей и
родителей;
. совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по
делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи
поселка Загорск, так как только совместными усилиями можно
добиться положительных результатов в воспитании трудных
подростков.
Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям:
— спортивно-оздоровительная;
— профессиональная ориентация;
— художественное творчество;
— техническое творчество;
— краеведческая.
Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является
условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных
форм деятельности. В данном случае мы использовали принцип доминирования.
Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое
воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в
профессиональной ориентации:
. создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою
очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через
оказание услуг по ремонту технических приборов;
. посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях – демонстрация диапазона профессионального выбора;
. конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;
. организация интересных встреч с представителями различных
профессий.
Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского
самосознания:
Целью создания краеведческого кружка «Мой поселок» является
формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских
навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:
> устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;
> проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного
города».
Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию,
планируется:
> организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо,
карате;
> открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой
медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время
стихийных бедствий;
> проведение дня здоровья (ежемесячно).
Цель данного воспитания – физическое развитие, закалки организма,
научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также
осознание необходимости в здоровом образе жизни.
Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления
происходит формирование нравственных качеств личности:
> участие в движение «Социальная инициатива» – помощь престарелым,
слабым, обездоленным людям;
> организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий
для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей
(в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центром
социальной помощи семье и детям пос. Загорск);
> воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».
Эстетическое развитие подростков будет происходить:
I. Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек
от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит
максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель –
формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные
задачи секции «Грация»:
— духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;
— рост творческой активности;
— физическое оздоровление.
Работа секции включает в себя следующие направления:
1) группа шейпинга;
2) психологические тренинги;
3) цикл бесед «Уроки Афродиты» – теоретический курс с привлечением
специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог,
модельер и т.д.);
4) обучение танцам и специальной пластике;
II. Посещение театров, музеев, выставок.
III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят»,
«Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».
Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:
1) кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные
представления, но и обучаются технологии шитья кукол
2) кружок «Игра на гитаре».
Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь
тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить
успех всей деятельности клуба.
Исполнители программы:
— профессиональные педагоги;
— профессиональные режиссеры;
— специалисты по эстетическим вопросам;
— комиссия по делам несовершеннолетних.
Финансирование:
Министерство культуры Республики Бурятия, Городское управление
образования, спонсорская поддержка, Администрация Железнодорожного района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|1 |Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося |
| |поведения, Л.: Университетское, 1989 г. |
|2 |Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное |
| |здоровье России,1994 г. |
|3 |Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и |
| |формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г. |
|4 |Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического |
| |воспитания подростков. М., 1988 г. |
|5 |Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы |
| |развития и проблемы регулирования, 1988 |
|6 |Воловик А. Введение в интерес. М.,1983 |
|7 |Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// |
| |Психологическая наука и образование №1, 1997 |
|8 |Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической |
| |конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994 |
|9 |Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками.|
| |М.: Просвещение, 1986 |
|10 |Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 |
|11 |Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995|
|13 |Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, |
| |1997 |
|14 |Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 |
|15 |Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970 |
|16 |Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. |
| |А.В. Петровского. М., 1985 |
|17 |Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. |
| |М., 1980 |
|18 |Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965 |
|19 |Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации |
| |молодежи. Улан-Удэ, 1999 |
|20 |Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988 |
|21 |Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995 |
|22 |Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996 |
|23 |Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 1986 |
|24 |Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., |
| |1995 |
|25 |Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996 |
|26 |Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998 |
|27 |Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. |
| |С-Пб., 1995 |
|28 |Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая |
| |наука и образование — №1, 1997 |
|29 |Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. |
| |А.И.Бурова. М., 1987 |
|30 |Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., |
| |1996 |
|31 |Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ,|
| |1999 |
|32 |Санхядова А.К. Вестник социального работника. Бурятское |
| |отделение межрегиональной ассоциации работников, Вып. 1, 1998 |
|33 |Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы |
| |межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997 |
|34 |Социально-психологические особенности формирования любительских |
| |объединений (методические рекомендации) М., 1986 |
|35 |Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным |
| |коллективом. М., 1979 |
|36 |Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной|
| |деятельности в социализации личности несовершеннолетних |
| |правонарушителей. Л., 1987 |
|37 |Теория и методика социальной работы, Часть II, М., 1994 |
|38 |Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере |
| |досуга. С-Пб., 1996 |
|39 |Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений |
| |с окружающими. М., 1992 |
|40 |Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и |
| |подростками. М., 1982 |
|41 |Харчева В. Основы социологии. М., 1997 |
|42 |Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у |
| |подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной|
| |и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 1998 |
|43 |Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967|
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании,
результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие
имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае,
если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного
исследование – выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей
подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых
предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете
наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на
вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой
собственный вариант ответа в пункте «другое».
Заранее благодарим Вас за участие!
Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
Ваш пол:
Возраст:
1. Чем предпочитаете заниматься в свободное время
а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями (подругами)
г) посещать досуговые учреждения;
д) посещать дискотеки, ночные клубы;
е) другое
2. Какие фильмы предпочитаете смотреть?
а) боевики;
б) триллеры;
в) детективы;
г) фильмы с элементами эротики;
д) комедии;
е) мелодрамы;
3. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) не курить;
б) не употреблять спиртные напитки;
в) заниматься спортом;
г) жить полноценной духовной жизнью;
д) другое.
4. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
(подчеркните то, что относится к вам)
Да
Нет
— курю
— употребляю спиртные напитки
— не занимаюсь спортом
— употребляю наркотики
5. Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это
произошло?
а) в компании друзей;
б) в дни семейных торжеств;
г) от нечего делать;
д) из любопытства;
е) случайно;
ж) другое.
6. Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?
а) влияние друзей;
б) пример родителей;
в) любопытство;
г) мода;
д) желание почувствовать себя взрослей;
е) другое.
7. Если у тебя возникла какая-либо серьезная проблема, то с кем ты ее
обсуждаешь?
а) с друзьями;
б) с родителями;
в) не обсуждаю вообще;
г) другое.
8. В какой семье ты воспитываешься?
а) в полной;
б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).
9. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?
а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) другое.
Благодарим за ответы!!!
————————
[1] А.Е. Личко