Декаданс.
Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе.
Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-
ре.:
В 80е годы XIX в во Франции декаданс-ми стали называть себя литерат-худ.
явл. откровенно враждебных реализму. “Декаданс” в их понимании означал
эстетич. неприятие окр. мира, подчеркнутый индивидуализм, утонченность и
осознание себя носителями высокой культуры.
Русский модернизм.
Серебрянный век русской поэзии. Этот термин еще в начале века употребил в
св. статье философ Ник. Бер-в. “Мы живем в серебрянном веке”. В эмигратции
редактор журнала “Апполон” Марковский написал воспоминания “На Парнасе сер-
ого века”.
Русский модернизм делился на 3 течения : Символизм, Акменизм, Фунуризм
Символизм.
1892 — 1912 гг. Родился он на почве не психологич. а социальной.
Они демонстр. отказались от служения общ. задаче, разочаровав. в культ-
полит. программе народничества.
Русский символизм был попыткой уйти от действительности. Символисты отошли
от традиций русской лит-ры в мир идеалист. философии, в мир индивид.
восприятия жизни.
Русск. символизм внутренне очень неоднороден. К началу 1900г. символизм
имел 3 направления:
1. Было предст. Мин-м, Мережковским, Гиппиус идр., связавшими искусство с
богоискательными идеями. Эти писатели демонстративно отказывались от
прогресс. традиц. русск. лит-ры и провозглашали новые принцыпы литературы.
2. В. Брюсов, Бальмонд и др. Заявили о себе во 2й половине 90х годов XIX.
Они рассматривали нов. напр-ие, как чисто литерат. явление. Этим поэтам
было свойственно ипрессионическое восприятие жизни и стремление к чисто
художественному исполнению поэзии.
Брюсов и Бальмонт так же как и Мережковский и др. получили название старшие
символисты.
3. Младшие символисты. Блок, Белый, Соловьев пришли в лит-ру в начале века.
Выступали с фил. бож-м пониманием мира в духе В, Соловьева. Развернутая
поэтич. декларатция символистов — статья Д. Меряжковского. Статья “О
причинах упадка и новых течениях современной русской лит-ре”.
В этой статье Мереж. обозначил 3 осн. эл. нового искусства: мистическое
содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.
“ В поэзи то, что не сказанно и мерцает сквозь темноту символа действует
сильнее на сердце чем то, что выраженно словами слова, только определяют
ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли”.
Константин Бальмонд “Элементарные слова о символистической поэзии”.
“Реалисты всегда явл. простыми наюлюдателями, символисты — всегда
мыслители”.
“Говорят, что символисты непонятны …”,”Если вы любите непоср. впечатл.,
наслаждайтесь в сиволизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если
вы любите впечатл. сложные, читайте между строк — тайные строки выступают и
будут говорить с вами красноречиво.
Брюсов “Ключи тайн”.
“Искусство — есть постижение мира любыми нерассуд-ми путями. Созд искусства
— это приотворенные двери в вечность. “Искусство начинается в тот миг,
когда художник пытается уюснить самому себе свои темные, тайные
чувствования. Где нет этой тайности — нет искусства. Искусство может быть
велич-й силой, которое имеет человечество”.
Мистическое содержание произрастает из идеалистической философии, они
исходят из идеи двоеличия, т.е. противопост. мира земного и небесного мира,
мира реального и царства духовного.
Мир реальный — низкий, осязаемый, познаваемые, постеж. разумом,
рациональный. Высшая ступень — мировая душа — это ирреальный мир, мир
непознаваемого, непостижимого разума, а восп. сердцем и душой.
Исскуство — это ср-во преобр-я мира земного, низшего, грубого. Искусство
помогает достич идеалов, приобщиться к царству души. Велика роль поэта
символиста, он творец новой жизни, пророк, помогает создать нового
человека. Миссий поэта — самая высокая на земле. Искусство выше всех сфер
человеч. жизни.
Символ — и есть тот знак который соед-т эти 2 реальности, это связь миров
земного и небесного. Связь эта устанавливается только чувствами,
интуитивно, иррационально. Символ — бесконечная цепь смыслов. В отличии от
слова он многозадачен. Брюсов называл символизм “поэзией намеков”.