Швейцария

Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет Украины

Кафедра украиноведения и политологии

Комплексная контрольная работа
по курсу «Политология»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
ШВЕЙЦАРИИ

Выполнила: студентка III курса

факультета менеджмента
группы МО-01-1
Мазина Мария
Преподаватель: асс. Вергун А.В.

Днепропетровск
2003
Содержание

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире 1

2. Конституция государства 4

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия,
структура, схема 5

4. Форма государства 7

4.1. Форма государственно-территориального устройства 7

4.2 Форма правления 8

4.3 Тип политического режима 9

5. Форма избирательной системы 10

6. Модель президентской власти 10

7. Тип парламентаризма 11

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) 12

9. Тип партийной системы 13

10. Основные общественные организации и движения 14

11. Правовое положение личности 15

12. Тип государства 16

13. Тип политической системы и его характеристика 17

14. Список используемой литературы 19

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

Швейцария — страна противоречий. Здесь говорят на четырёх языках, живут
в двадцати шести исторически сложившихся кантонах, отличающихся друг от
друга. Значительная часть её населения — это культурные, этнические,
религиозные и языковые меньшинства. До середины прошлого века Швейцарию не
раз потрясали войны за власть и религиозные войны. В стране нет никаких
полезных ископаемых и нет выхода к морю. До середины XIX в. Швейцария была
одной из беднейших стран Европы.
Официальное название: Швейцарская Конфедерация

Географическое положение: в Центральной Европе; граничит на севере – с
Германией, на западе – с Францией, на юге – с Италией, на востоке – с
Австрией и Лихтенштейном

Площадь: 41,3 тыс.км2

Столица: Берн (229 тыс.чел.)

Крупнейшие города: Цюрих (839 тыс.чел.), Женева (389 тыс.чел.), Лозанна,
Базель

Административное деление: 23 кантона

Государственное устройство: федеративная парламентская республика

Глава государства: президент

Глава правительства: президент

Законодательная власть: двухпалатное федеральное собрание (Национальный
совет из 200 депутатов, избираемых на 4 года; Совет кантонов из 46
депутатов, избираемых на 3 или 4 года).

Ведущие политические партии: Социал-демократическая партия Швейцарии,
Радикально-демократическая партия Швейцарии, Демократическо-христианская
партия Швейцарии, Швейцарская народная партия, Партия «зеленых» Швейцарии

Вооружённые силы: 3,5 тыс.чел.

Высшая точка: пик Дюфур, 4634 м.

Главные реки: Рейн, Ааре, Рона

Численность (1996): 7,081 млн.чел.

Средняя продолжительность жизни: мужчины 74 года, женщины 81 год

Официальные языки:
немецкий (64%), французский (19%), итальянский (8%), ретороманский (1%)

Верующие: католики (48%), протестанты (44%)

Занятость: сельское хозяйство и добывающая промышленность 6,7%,
обрабатывающая промышленность и строительство 37,5%, банки и сфера услуг
55,8%

Денежная единица: швейцарский франк

ВНП на душу населения (1997): 44 500$

Экспорт: машины и оборудование, химикаты, медикаменты, часы, точные
приборы, текстиль, одежда, продукты питания, включая шоколад

Импорт: машины и оборудование, автомобили, нефть и нефтепродукты, сырьё

Основные торговые партнеры: страны ЕС, США, Япония

[pic]
Общая характеристика. Швейцария бедна природными ресурсами, если не
считать гидроэнергии. Тем не менее, это процветающая страна, во многих
отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию
обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение
имеет туризм).
В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица
удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским
Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными.
Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х
годов, сказался и на Швейцарии: безработица достигла наивысшего уровня
после 1939, темпы инфляции возросли. Но уровень жизни в стране оставался по-
прежнему очень высоким.
Внешняя политика. С окончанием Второй мировой войны Лига наций
прекратила свое существование. Швейцария приняла решение не вступать в
новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус
наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и
несколько специализированных организаций ООН, включая Международную
организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения.
Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ
сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно
меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции
Швейцарии в международной политике. Эта страна является членом нескольких
организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций
по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного
комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария оказывает значительную помощь
развивающимся странам.
В 1948 она вступила в Организацию Европейского экономического
сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому
экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС).
Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для
Швейцарии. Однако она стала одной из стран-учредителей Европейской
ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы. В 1972
национальный референдум ратифицировал соглашение о свободной торговле с ЕС,
согласно которому к 1977 были постепенно сняты пошлины на все промышленные
изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным членом Группы десяти,
объединения крупнейших вкладчиков Международного валютного фонда (МВФ).

2. Конституция государства

Конституция 1874 г. заменила Конституцию 1848 г. и относилась к числу
так называемых «старых» конституций. Она включала короткую преамбулу, три
главы и переходные положения.
Первоначально текст Конституции состоял из 123 статей, однако за свою
историю он подвергся многочисленным изменениям и к 1985 г. в этот акт были
включены 54 новые статьи, причём 52 из них были оставлены под существующими
номерами, но с прибавлением латинских слов «бис», «тер» и т. д., а 54
статьи были отменены или изменены.
Из фактических 173 статей только 84 отражают первоначальный текст
Основного закона 1874 г. В результате частых изменений Конституция в
значительной степени утратила свое единство и внутреннюю логику. Как
справедливо отмечает В.В.Маклаков, по сравнению с новыми и новейшими
конституциями других западноевропейских стран швейцарский Основной Закон
проигрывал и по форме, и по содержанию.
«Разнокалиберность», «разномастность» отдельных частей и положений
Швейцарской Конституции привели к тому, что за время существования
действующей конституции неоднократно предлагался полный её пересмотр. В
1967 г. в этот процесс вмешался швейцарский парламент, и федеральным
департаментом полиции и юстиции была создана рабочая группа по подготовке
полного пересмотра Основного Закона страны.
В последующем были опубликованы материалы исследований, и в 1974 г.
комиссии из 46 экспертов было поручено выработать проект новой Конституции.
Опубликованный в 1978 г. проект в течение нескольких лет проходил процедуру
согласования. С тех пор он неоднократно перерабатывался. В 1985 г.
Федеральное собрание поручило правительству доработать и передать ему новый
проект Конституции. Проект нового акта был передан на народное обсуждение в
конце 1995 г.
Новая Конституция Швейцарской Конфедерации была принята на национальном
референдуме 18 апреля 1999 г., заменив действовавшую до того времени
Конституцию 1874 г., и вступила в силу с 1 января 2000 г.
Конституция 1999 г. в целом в значительной мере сохранила прежнюю
структуру, хотя в ней стало больше разделов и глав. Объем акта несколько
уменьшился, главным образом за счет отказа от мелочного, скрупулезного
регулирования, столь характерного для Конституции 1874 г.
В результате Конституция приобрела достаточно современный вид и в
структурном отношении стала похожей на аналогичные акты Западной Европы. На
первое место были поставлены права и свободы швейцарских граждан, институт
гражданства и социальные цели государства. Затем следуют нормы,
регулирующие отношения между Конфедерацией, кантонами и коммунами.
Следующий, отдельный раздел специально посвящен политическим правам и
специфическому институту, занимающему особое место в Швейцарии, — народной
законодательной инициативе и референдуму. Регулирование структуры
федеральных органов власти и их взаимоотношений не занимает большого места
в Основном Законе. Завершается Конституция 1999 г., как и её
предшественница, нормами о порядке изменения Конституции и переходными
положениями.
В Швейцарии на конституционном уровне закреплено большинство принципов,
характерных для государств с развитой демократией, определяющих судебную
организацию и судебную деятельность.

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия,
структура, схема

Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет,
федеральное собрание и федеральный суд.
Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов,
избираемых парламентом сроком на четыре года. Единственное формальное
ограничение по составу этого органа состоит в том, что от каждого кантона
может быть избран только один депутат. Однако фактически состав совета
строго ограничивается традициями: например, в нем обязательно должны быть
представлены основные географические районы страны и две из языковых групп
(франко- и италоязычная). С 1959 состав совета по возможности отражал
влияние главных политических партий. Каждый год один из членов совета
избирается президентом Швейцарии, но эта должность не облечена особыми
властными полномочиями.
Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи подразделяются
соответственно на семь различных отраслей:
1. Департамент иностранных дел;
2. Департамент внутренних дел;
3. Департамент юстиции и полиции;
4. Военный департамент;
5. Департамент финансов;
6. Департамент народного хозяйства;
7. Департамент транспорта и энергетики.
Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из
двух палат: совета кантонов и национального совета.
Национальный совет является представительством народа. 200 членов этого
Совета выбираются по количеству населения, проживающего в кантонах. Каждый
кантон имеет в Национальном совете, как минимум, одного члена. Выборы
национальных советников проводятся по пропорциональной избирательной
системе и проходят каждые четыре года.

Президент
на 1 год
Федеральный канцлер
Федеральный совет
(правительство)
Федеральная канцелярия
7 членов
(штаб правительства)

Федеральный
суд выборы на 4 года
выборы

на 6 лет
выборы на 6 лет

Совет кантонов
Национальный
(46 депутатов
совет
из 23 кантонов) (200
депутатов)

Федеральное собрание

в кантонах
выборы
выборы на 4 года
на 4 года

Население, имеющее право голоса и
обладающее избирательным правом

Совет кантонов представляет кантоны и федеративным элементом
Федерального совета. Каждый кантон имеет в Совете кантонов двух
представителей. Их выборы проходят в соответствии с кантональным правом и
процедурой. За исключением кантона Ури, в выборах применяется мажоритарная
система.
В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они
проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение
Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета
выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий
вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот
Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с
учетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не
приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если
согласительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с
парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не
созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.
Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые
законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные
правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции
верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы
неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды
кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В
состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в
отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела.
Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет. Суд
социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связанным со
всеми видами общественного страхования. Военные суды принимают решения по
преступлениям и проступкам, совершенным во время прохождения гражданами
военной службы.
На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным
или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во
главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением кантонов
сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-
Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных
началах.
В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой
совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на
четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех
уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных
особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого
общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в
1942.

4. Форма государства

4.1. Форма государственно-территориального устройства

Важной характеристикой государства выступает форма государственного
устройства, которая раскрывает способы его административно-территориального
строения, особенности взаимодействия центральных, региональных и местных
органов власти.
Швейцария является федеративным государством.
Федеративное государство выступает как союз относительно
самостоятельных в юридическом плане государственных образований: республик,
штатов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации,
которые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного
участия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются
учредительной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не
противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному
закону.
При этом целостность федеративного государства обеспечивается
приоритетом общефедеральных законов и решений центральных властей по
отношению к законодательным актам и решениям органов власти субъектов
федерации, принимаемым в пределах установленной для них компетенции.
Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких
первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до
1848 г. ее кантоны. Государства, входящие в состав федеративного
государства, передают часть своей государственной власти союзному
государству. Одновременно граждане государств, входящих в состав союзного
государства, становятся подданными федерации.
В государстве, организованном на принципах федерализма, индивидуум
ощущает себя скорее членом сообщества, который принимает решения и
разделяет ответственность вместе с другими, поскольку он может активно
участвовать в политической жизни стоящей к нему наиболее близко
политической единицы (общины, района). Там ему хорошо знакомы все местные
условия, которые он и учитывает. Он знает представителей власти и людей,
выставляющих свои кандидатуры на выборах.
В Швейцарии действует принцип разделения государственных задач между
политическими единицами более или менее высокого уровня:
— то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это
внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны,
вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика,
энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы
потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях);
— то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или
частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная
политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).
Этот принцип часто именуют “принципом субсидиарности”. Но ввиду
становящихся все более сложными проблем современного государства, такой
способ разделения задач часто бывает недостаточным.
Реформа народного образования, конъюнктурная политика, охрана
окружающей среды, строительство автомобильных дорог — все это задачи,
которые должны решаться в национальных рамках; то есть разделение задач
превращается в сотрудничество и взаимодействие (в “кооперативный
федерализм”).

4.2 Форма правления

Форма правления выступает внешним проявлением содержания государства,
определяя порядок образования, структуру и правовой режим высших органов
власти, то есть это система их формирования.
Швейцария является республикой. Республика – форма правления, которая
характеризуется выборностью главы государства. На современном этапе
республиканское правление выступает в качестве преобладающего способа
организации государственной власти для большинства народов мира.
Швейцария — парламентарная республика, которая строится по принципу
верховенства парламента как высшего представительного органа государства,
избираемого населением. Правительство в республике такого типа несёт
ответственность перед парламентом и формируется парламентским путём из
числа представителей партии, победившей на выборах, или же на коалиционной
основе. В этом случае оно остается у власти до тех пор, пока располагает
поддержкой большинства депутатов.
Ключевой политической фигурой в парламентарной республике становится
руководитель правительства – премьер-министр или канцлер. Полномочия
президента как номинального главы государства, избираемого парламентом,
коллегией выборщиков либо непосредственным голосованием граждан, в основном
сводятся к представительским, церемониальным функциям, напоминающим функции
короля в парламентарной монархии.
Любые важные политические действия президента, включая роспуск
парламента и назначение досрочных выборов, могут быть осуществлены только с
согласия правительства.

4.3 Тип политического режима

Политический режим — это понятие, раскрывающее отношения между
гражданским обществом и государством. Это совокупность элементов
идеологического, институционального и социологического порядка,
способствующих формированию политической власти данной страны на
определённый период.
Демократия – это слово в переводе с греческого языка означает
народовластие. По знаменитой формуле американского президента Авраама
Линкольна демократия — это власть народа, исходящая от народа и для народа.
Демократия является наиболее естественной формой отношений между
гражданским обществом и государством: государство служит гражданскому
обществу, гражданское общество контролирует деятельность государства.
Формально-юридические принципы демократического государства:
1) принадлежность власти народу, народ — источник государственной власти,
его воля в конечном счете является решающей;
2) признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и
мнений меньшинства;
3) политическая свобода граждан;
4) равенство всех перед законом.
В Швейцарии преобладает либерально-демократический режим, главным
принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии —
защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.
Важнейшими учреждениями демократии являются референдум и избирательная
система, через них осуществляется прямая связь между гражданским обществом
и государством.
Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им
присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что
ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым
парламентским выборам.

5. Форма избирательной системы

Избирательная система – совокупность правил, приёмов и процессов,
обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической
власти.
Пропорциональная система, которая используется в Швейцарии,
предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным
партиями или избирательными коалициями. Голосование идёт за партийные
списки, при этом определяется так называемый «избирательный метр» —
наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Достоинства пропорциональной системы:
. устраняется явное несоответствие между количеством поданных за
партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест, что
более адекватно отражает политическую волю населения;
. в органах власти представляется более реальная картина расстановки
политических сил.

Недостатки пропорциональной системы являются продолжением её
достоинств:
. поскольку голосование идёт за партии, а не за конкретных лиц,
резко ослабевает связь между избирателями и парламентариями;
. сложность в формировании правительства из-за того, что
пропорциональная система обеспечивает представительство в
парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках
всей страны. Отсутствие доминирующей политической партии делает
неизбежным создание многопартийных коалиций на основе компромисса
партий с различными целями;
. зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур из-за
того, что списки кандидатов составляются чаще всего
административно-канцелярским путём. Отсюда возможность
бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие
населения к представительным органам;
. создаётся возможность войти в парламент мелким националистическим,
религиозным, региональным партиям, а в результате этого
политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей
страны, на общенациональном уровне, получают представительство в
органах государственной власти.

6. Модель президентской власти

Глава государства – высшее должностное лицо, которое олицетворяет
государство, является символом его единства.
По способу избрания Швейцария относится к третьей модели президентства
– получение президентского поста путём опосредованных выборов – парламентом
или специальными коллегиями.
В Швейцарии слабая президентская власть при парламентской форме
правления, то есть по объёму компетенций и полномочий она относится к
третьей модели.

7. Тип парламентаризма

Парламентаризм – сложное и многообразное явление, включающее в себя не
только механизм формирования и деятельности парламента, а также связи и
отношения его с исполнительной и судебной властью, но и способы выработки
компромиссов и консенсуса для обеспечения цивилизованного равновесия в
обществе, способ естественного отбора политических лидеров, политических
профессионалов.
Парламентаризм – система государственного руководства обществом,
характеризующаяся чётким распределением законодательных и исполнительных
функций при привилегированном положении законодательного органа –
парламента по отношению к другим государственным органам.

Типология швейцарского парламентаризма:

Критерии Тип
парламентаризма

Форма правления
Парламентская республика Кабинетный парламентаризм

Структура парламента
Двухпалатный Двухпалатный
парламентаризм

Избирательная система
Система пропорционального Пропорциональный парламентаризм
представительства

Степень политического противоборства
Умеренная оппозиция Стабильный
парламентаризм

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция)

Партия — это объединение граждан, которые по основным моментам имеют
общее для них представление о том, как должно выглядеть государство и
какими правилами должна регулироваться жизнь людей в обществе.
Партия имеет целью посылать своих делегатов в парламент и
правительство, влиять на законодательство и принимать участие в
формировании политической воли в целом. Для этого составляется программа.
В Швейцарии осуществлять свое влияние пытается большое количество
партий. Примечателен тот факт, что членами какой-либо партии вообще
являются всего лишь около 10% избирателей. Однако количество членов ни в
коей мере не идентично числу сторонников партии.
В Швейцарии нет никаких политически мотивированных ограничений для
партий, так что формирование и активность партий ограничиваются единственно
общим правопорядком.
В Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит
Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная
социально-христианская или Консервативно-католическая). Свою основную
задачу она видит в защите учения и институтов Римско-католической церкви и
в отстаивании прав кантонов, выступает за социально защищённую рыночную
экономику.
Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая)
партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более
широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении
партнерства между государством и частным предпринимательством.
В центре политического спектра находится Радикально-демократичес- кая
партия Швейцарии. Она была действительно радикальной по стандартам XIX в.,
когда определяла политику страны. В современных условиях эта партия стала
относительно консервативной. Выступает за рыночную экономику и политическую
и духовную свободу личности.
От этой партии, объединявшей первоначально в своих рядах почти всё
городское население, откололась сначала Демократическая партия, а в 1919 г.
Партия крестьян, ремесленников и горожан. Первая из них исчезла, а вторая
называет себя Швейцарской народной партией. Обе партии представляют
интересы среднего сословия крестьян и ремесленников.
Каждая из трёх партий (Христианско-демократическая народная партия,
Социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия)
удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое
соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает
Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих
партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место
занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской
народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров).
Основанная в 1919 г. протестантская Евангелическая народная партия
Швейцарии отвергает любой церковный и государственный абсолютизм, выступает
за социально ориентированную рыночную экономику и старается смотреть на все
политические вопросы с точки зрения христианского евангелизма.
Основанная в 1944 г. Швейцарская партия труда— коммунистическая партия,
борющаяся за национализацию экономики и ликвидацию обороны страны. Она
стремится к такой социальной и финансовой политике, которая ориентировала
бы все свои интересы на так называемом “маленьком человеке”.
Социалистическая рабочая партия борется против того, чтобы Швейцария
являлась правовым государством, которое она намерена ликвидировать
революционным путём.
Союз независимых возник в 1935 г. как фракция беспартийных сторонников
основателя треста, располагающего крупной сетью распределения
потребительских товаров и услуг. Партия выступает за защиту потребителей и
социальную ангажированность свободного предпринимательства и одновременно
борется с государственным управлением экономикой и односторонней политикой
союзов.
Среди других небольших партий: «Зелёные», Союз независимых, Либеральная
партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов). Последняя,
образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за
ограничение иммиграции.

9. Тип партийной системы

Партийная система – совокупность политических партий и взаимосвязи
между ними.
По количеству партий, существующих в стране, Швейцария имеет
многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической
жизни двух и более партий (в данном случае четырёх партий). Количество
партий отражает наличие разветвлённой системы социальных интересов. Такая
партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни
одна из партий не обладает явным политическим доминированием.
Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль
политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь
неодинаково. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет
характер отношений внутри партийной системы.
Политическое влияние партий зависит от количества членов партии;
количества избирателей, проголосовавших за неё на выборах и числа
депутатских мандатов, полученных партией в ходе выборов.
В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии
различаются по влиянию на процесс принятия политических решений, роли и
места в партийной системе.

10. Основные общественные организации и движения

Общественные организации – добровольные, построенные на основе
самоуправления и самодеятельности объединения граждан, выражающие интересы
определённых групп населения – социальные, профессиональные, национальные и
другие, или объединённые общностью тех или иных
целей и соответствующих интересов.
Общественные движения – объединения различных социальных сил для
реализации поставленных целей. Они могут быть структурно не оформлены, не
иметь формального, коллективного или индивидуального членства. Включают в
себя группы и течения неодинаковых политических взглядов и мировоззрений.
Растущее значение имеют национальные экономические и профессиональные
союзы, представляющие специфические интересы своих членов. Тем самым они, с
одной стороны, оказываются конкурентами партий, которые нацелены на общие
интересы. Но с другой стороны, они заинтересованы в сотрудничестве с ними,
поскольку партии оказывают им помощь при выдвижении подходящих кандидатов.
И наоборот, союзы поддерживают партии в финансовом отношении.
Важнейшими группами союзов являются, с одной стороны, союзы
работодателей, отраслевые объединения швейцарской экономики, объединившиеся
в “Торгово-промышленный союз” и “Центральный союз организаций швейцарских
работодателей”. На другой стороне стоят союзы работающих по найму,
организации рабочих и служащих. “Объединение швейцарских профсоюзов”
является головным союзом 15 различных объединений трудящихся, таких как
“Объединение швейцарских рабочих-металлистов и часовщиков”, “Союз
швейцарских строителей и лесорубов” и “Союз железнодорожников”.
Организованные таким образом социальные партнеры — работодатель и
работающий по найму — обладают благодаря большому числу членов этих союзов,
их финансовой мощи и развитым отношениям значительным влиянием в деле
законодательного регулирования экономических и социальных проблем. И если
партии в Конституции Конфедерации даже не упоминаются, то в ней
зафиксировано, что головные объединения экономики в обязательном порядке
должны при решении важнейших вопросов вовлекаться в законодательный процесс
путем опроса. И на переговорах об общих трудовых договорах, о мерах
экономической политики и о пересмотре системы социального страхования они
тоже защищают перед властями интересы своих членов.
В Швейцарии также действуют «Объединение швейцарских союзов служащих»,
«Объединение христианских профсоюзов», «Ассоциация молодых специалистов».

11. Правовое положение личности

Провозглашенные во время Французской революции 1789 г. права человека
преследовали цель обеспечить свободу каждого отдельного человека и его
личную независимость от сверхмогущества государства. Ту же цель преследуют
и права человека, закреплённые в Конституции Швейцарской Конфедерации. В
отличие от прав политических права человека принадлежат каждому человеку
как личности. Они не обуславливаются государственным гражданством человека.
К этим правам относятся:
Свобода вероисповедания и свобода совести. Каждый человек свободен в
выборе своей веры, как религиозной, так и политической. Но то или иное
вероисповедание не освобождает от выполнения гражданских обязанностей.
Свобода выбора религии и религиозного культа. Разрешаются все
богослужебные действия, не попирающие мораль и общественный порядок.
Право на заключение брака. Ничто не может юридически препятствовать
заключению брака, за исключением несовершеннолетия, близкого родства или
психического заболевания. Ни отсутствие средств, ни различие
вероисповеданий и гражданства не считаются препятствиями к браку.
Право на свободное выражение мнений. Это право относится к основным
свободам демократии. Если отличающиеся друг от друга точки зрения не могут
быть свободно представлены в прессе или публично, то это означает, что
отсутствует база для независимого формирования мнений.
Свобода торговли и свобода предпринимательства. Конкуренция в рыночной
экономике защищена этой охраняемой правом свободой.
В некоторых сферах Швейцарская Конфедерация обладает исключительными
правами (“монополией”). Это таможенная монополия, монополия на выпуск монет
и банкнот, на производство пороха и алкоголя.
Кроме Конфедерации исключительные права (“прерогативы”) имеют также
кантоны в основном в рыболовстве и охоте.
Для некоторых сфер хозяйственной деятельности, влекущих за собой
пользование общим достоянием, государство выдает “концессии” (например, для
транспортных предприятий, водопроводных станций, добычи полезных ископаемых
и т.д.).
Социальные права человека. Так называемые социальные права человека в
Конституции Швейцарской Конфедерации не содержатся.
Гражданские права, обладателями которых являются только граждане
Швейцарии:
Равенство перед законом (в узком смысле). Нарушение этого равенства
может быть обжаловано через суд. Неимущие граждане могут воспользоваться
финансовой помощью государства (бесплатный процесс и/или бесплатное
предоставление адвоката).
Право свободного выбора места жительства. Закрепляется право каждого
швейцарца поселиться в любом месте Швейцарии. Это право не исключает
правил, связанных с регистрацией места жительства.
Право на создание объединений и свободу собраний находится на грани
между гражданскими и политическими правами. Граждане имеют право собираться
вместе с единомышленниками и создавать объединения всех видов. Это право
разрешает образование политических партий, равно как и религиозных и
экономических объединений.

Политические права
Осуществление политических прав принципиально предполагает швейцарское
гражданство. Кроме того, тут должны соблюдаться и прочие условия (например,
минимальный возраст и место жительства при праве голосовать, избирать и
быть избранным). К политическим правам относятся пассивное и активное
избирательное право, а также право на инициативу и участие в референдуме.
Об обязанностях гражданина Швейцарии
Обязательное обучение. Посещение школы в течение восьми или девяти лет
является обязательным, а государственной школы — бесплатным.
Налоговая повинность. Граждане уплачивают в Конфедерации и в кантонах
подоходный налог, а в некоторых кантонах ещё и налог на имущество.
Большинство налоговых систем нацелены сегодня на прогрессивное
налогообложение, т.е. большие доходы облагаются большими в процентном
отношении налогами, чем более низкие доходы.
Воинская повинность. Каждый гражданин Швейцарии мужского пола является
военнообязанным и должен проходить в возрасте от 20 до 50 лет — в качестве
офицера до 55 лет — специальную подготовку, а в случае войны —
действительную военную службу. Граждане, непригодные к прохождению военной
службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации. Военное
устройство Швейцарии претерпевает в настоящее время изменения, а именно
возрастной ценз военнообязанных планируется снизить до 40 лет.
Обязанность голосовать. За исключением немногих кантонов, где
неисполнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным
штрафом (принуждение к голосованию), гражданин Швейцарии абсолютно свободен
в использовании или неиспользовании своих политических прав.

12. Тип государства

Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели,
политические интересы в обществе, функционирование государственного
механизма.
Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в
зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и
индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и
автократия. То есть Швейцария является демократическим государством.
С точки зрения уровня социально-экономического развития Швейцария –
высокоразвитое государство.
С точки зрения способа организации – республика.
С точки зрения государственного устройства – федеративное.
С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти
– демократическое.

13. Тип политической системы и его характеристика

Политическая система – универсальная управляющая система общества,
компоненты которой связаны с политическими отношениями и которая, в
конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами,
обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на
основе использования государственной власти.
Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и
последовательно раскрыть социально-политическую природу общества,
существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы
организации власти.
Политическая система выступает как динамическая целостная система в
органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной,
этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они
изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия
граждан в политической жизни.
Классификация политических систем отличается большим многообразием,
основана на значительном числе различных критериев.
В зарубежной политической мысли типы политических систем
классифицируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более
конкретно анализировать, отличать достоинства одних типов политических
систем и видеть недостатки других, как при одинаковых экономических
структурах, так и их различных.
Политолог Ж. Блондель делит политические системы по содержанию и формам
управления. Он выделяет пять основных типов:
> либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии
государственных решений (сюда можно отнести Швейцарию);
> коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и
пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
> традиционные политические системы, управляемые олигархиями с
весьма неравномерным распределением социальных и экономических
благ;
> становящиеся политические системы в развивающихся странах с
авторитарными средствами управления;
> авторитарно-консервативные системы, цель которых сохранение
социального и экономического неравенства, но более действенными
средствами.
Встречается и упрощённая классификация политических систем. Например,
системы, ориентированные на традицию или статус-кво. Их главная цель –
сохранить и поддержать традиционные структуры, положение, сложившееся в
политической и духовной сферах. Это также системы, ориентированные на
перемены. Их цель структурные преобразования всех сфер жизнедеятельности
общества.
Достаточно распространено деление политических систем на тоталитарные,
авторитарные и демократические (Швейцария).
Швейцарскую Конфедерацию можно отнести к западной политической системе,
так как в ней парламентская форма демократии.
Западные политологи выделяют три типа политических систем:
* Политические системы англо-американского типа. Они
характеризуются политической культурой, опирающейся на
рациональный расчёт, терпимость и толерантность граждан и
политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны,
способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется
принцип разделения власти на три ветви: законодательная,
исполнительная, судебная и четко определены их функции.
* Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в
руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократия).
Средства массовой информации находятся под контролем государства.
В обществе разрешена деятельность только одной партии, которая
контролирует деятельность всех элементов политической системы,
включая и государство. Господствует идеология правящей партии.
Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая
активность носит разрешительный и принудительный характер.
* Континентально-европейские системы. Для них характерно
существование и взаимодействие элементов старых и новых культур,
политических традиций и форм политической деятельности, партии и
общественно-политические объединения свободно функционируют в
границах существующих конституционных норм, представительная и
исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на
основе определенных законом регламентов и процедур. Швейцария
относится к такому типу политической системы.
Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это
свидетельствует о многомерности современных политических структур, о
необходимости изучать, анализировать политические системы с учётом разных
подходов, критериев и приёмов.

14. Список используемой литературы

Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И.
Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

Политология: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей (часть
1) / Под ред. В.Е. Пушкина. – Днепропетровск: НГА Украины, 2000. – 212с.

Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ,
1996. – 286с.

Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.:
Республика, 1999. – 512с.

Интернет-ресурсы:

http://www.grachev62.narod.ru/Ac_pr/G4_2.html

http://www.grachev62.narod.ru/Krasnov/contents.htm

http://www.grinzzo.spb.ru/shveycar.htm

http://www.hrights.ru/text/b3/Chapter1.htm

http://www.ifes.ru/library/articles/rus_1996-11/page2.html

http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006118/1006118a1.htm#1006118-A-101
http://www.omega.fact400.ru/mt/sprav/SWZ/
http://www.yust.ru/Publications/swiss.htm

Добавить комментарий