Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)
Кафедра культурологии
Научная студенческая конференция
«Русская культура на рубеже веков и тысячелетий»
тема:
Сегодня студенты, завтра – интеллектуальный потенциал нации – какой?
(Взгляд самой молодёжи).
Выполнил: студент гр. Р-41
Сёмин Василий
Москва, 2001
Россия только что переступила рубеж двух тысячелетий. Что значит для
россиян новый век? С чем мы в него вошли? Какой будет наша страна в третьем
тысячелетии: великой державой или страной третьего мира?
Пожалуй, на эти вопросы смогут ответить те, в чьих руках находится будущее
страны. Нет, оно находится не в руках сегодняшних политиков, несмотря на
то, что они за свой век ещё успеют нас удивить. Будущее России в руках тех,
кто сейчас учится в ВУЗах, пока не теряя надежду на то, что их знания и
диплом будут востребованы и должным образом оплачены. Так что же из себя
представляют сегодняшние студенты – те, в чьих руках судьба поколения?
Хочется отметить, что культура молодёжи сильно изменилась с тех пор, как
распался Советский Союз. Наша проблема в том, чтобы проанализировать эти
качественные изменения и сделать вывод о том, как эти изменения могут
повлиять на судьбу поколения.
С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась
американизации и вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр
жизненных идеалов и духовных ценностей у нескольких поколений. Конечно же,
наиболее заметны эти изменения у тогдашних подростков – тех, кому сейчас от
18 до 22 лет, потому что именно на качественных изменениях уровня и образа
жизни после 1991 года формировались моральные ценности сегодняшней
молодёжи.
Надо отметить, что переход от советского общества к демократическому
принёс с собой свободу слова, свободу интересов, свободу мнений и
действий, а также позволили каждому человеку самому выбирать своё будущее,
а не идти по натоптанной дорожке: <детский сад – школа – ПТУ – армия –
работа на заводе – семья, дети – пенсия>.
Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами, кроется
опасность морального разложения общества – уже сегодня мы можем пожинать
плоды перестройки – это уровень преступности и проституции, в том числе
малолетней, на несколько порядков высший, чем в 80-х годах; высокий уровень
наркомании и алкоголизма среди молодёжи; отсутствие интереса к науке и
стремления к творческой работе.
Напрашивается вывод о том, что если перед человеком стоит серьёзный
жизненный выбор, то он должен быть к нему быть подготовлен, будучи
образованной с детства и самостоятельной личностью. В противном случае
подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться
просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелёгкую взрослую жизнь, став или
жертвой современных пороков общества, или даже одним из их
распространителей.
А что же формирует жизненную концепцию современного подростка? На
сегодняшний день, уже раннее детство ребёнка начинается с обилия
всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор,
музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые
родители не утруждают себя воспитанием ребёнка, просто покупая ему эти
современные игрушки и будучи довольными, что ребёнок не отвлекает их от
дел.
В итоге ребёнок познаёт мир с экрана телевизора, где зачастую
показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пёстрого набора
начинает формироваться основа личности будущего человека. А в комбинации с
современными игрушками вроде игровых приставок и компьютеров, развитие
человека вообще может ограничиться умелым нажиманием кнопок. Поэтому
ребёнка нужно как-то оградить от той грязи, которую выливает на него
ежедневно взрослый мир.
Позже, когда ребёнок становится подростком, он оказывается в
обществе, где на него начинают влиять молодёжные субкультуры: уличная,
компьютерная, музыкальная и другие разнообразные субкультуры.
Хочется отметить, что культурный потенциал подростка очень сильно
формируется компанией – обществом, в котором он проводит своё время. И
получается так, что принятые в компании нормы, правила, способы
времяпровождения формируют (может даже и несознательно) соответствующее
поведение и принципы человека. Например, часто бывает, что человек и
курящей компании пытается бросить курить, но появляясь в компании не может
удержаться, глядя как курят его товарищи.
Весьма интересно влияние компьютерной субкультуры, которая связана не
столько с компьютером, как таковым, сколько с интернетом – средством
виртуального общения либо человека с человеком, либо человека с
компьютером. Ведь интернет, кроме получения информации, даёт возможность
общения с другими пользователями, которые находятся по всему миру. Таким
образом, во всемирной сети можно и найти себе интересного собеседника, (для
этого служат чаты и ICQ), и получить квалифицированный совет или помощь
(посредством форумов), а также поиграть в компьютерные игры с реальным
соперником или получить самую редкую информацию, например биографию
киноактёра или историю рок-группы. Но из всех возможностей интернета особой
популярностью пользуются любовные знакомства в сети, когда человек ищет
себе собеседника противоположного пола, они знакомятся, узнают друг друга
лучше, а позже назначают свидание.
Но анализируя компьютерную субкультуру, в противоположность её плюсам
, включающим почти безграничные возможности и огромный объём информации,
есть и минусы, один из которых – фактор уединения, ухода от реальности в
виртуальный мир, доходя порой даже до разочарования и отвержения реального
мира. Данное явление уже начали исследовать психологи и учёные, и
установили определённую норму времени, проводимую в интернете, превышение
которой грозит психологическим привыканием. Зачастую такие «компьютерные
наркоманы» чувствуют себя в сети уверенно, и порой завышенно, выставляя
себя героем-суперменом, но стоит выключить компьютер, и этот герой может
оказаться невзрачным застенчивым человеком, который настолько привык к
виртуальному миру, что в настоящем мало чего может добиться.
Помимо упомянутых субкультур, в молодёжной культуре существуют
некоторые идеологические течения, проповедующие определённые жизненные
тезисы, например: панк-культура, рок-культура, хип-хоп-культура.Такого рода
движения несут в себе определённый набор моральных принципов, определяют
имидж и вкусы человека, и его отношение к окружающему миру.
Говоря об отношении к учёбе, современная молодёжь значительно
отличается от советской. Сегодняшнее образование не является обязательным,
поэтому появившаяся опять же свобода выбора поделила молодёжь на тех, кто
учится ради знаний, и тех – кто ради диплома. Учитывая сегодняшнее
положение образования в России, у тех, кто учится ради диплома, существует
возможность облегчить себе учёбу покупкой зачётов и экзаменов.
Говоря о количестве желающих получить высшее образование, интересен
факт, что в 91-92 годах резко снизилось число абитуриентов, и во многих
ВУЗах был недобор – это объяснялось тем, что молодёжь шла работать в
торговлю, считая правильным решением не тратить впустую время на учёбу, а
зарабатывать лёгкие деньги. Уже к 96-97 годам поток абитуриентов начал
сильно расти, и сейчас желающих поступить в ВУЗ более чем достаточно.
Получилось, что жизнь показала, что больше ценится – высшее образование или
стаж работы в коммерческой палатке.
Таким образом, перед сегодняшней молодёжью сегодня открыты все пути в
жизни, выбор одного из которых должен определить будущее человека. Далеко
не все делают правильный выбор, но всегда были, есть и будут те, кто
достоин быть интеллектуальным потенциалом нации. Сколько бы мы не говорили
про распущенность и безнравственность молодёжи, среди них всегда есть
гармонично развитые личности. С другой стороны, сегодняшнее молодое
поколение воспитано на новой почве, и поэтому именно за этим поколением
стоит задача сделать Россию сильной державой с образованным и материально
обеспеченным населением. Именно принципиально новая, неконсервативная
политика сможет показать миру Россию с новой стороны.
Но если мы хотим получить современного качества общество, которое
будет способно взять на свои плечи управление страной, то именно сейчас
пора позаботиться о воспитании молодёжи.