ПО КУРСУ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТКИ ФАКУЛЬТЕТА ССМК
ГР. ЗМ 98-1
НЕСТЕРЕНКО ТАТЬЯНЫ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
1999г.
ПЛАН:
I. ВВЕДЕНИЕ
1.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
2.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
3.
ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
II.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.Теория самоактуализации
2.«Пик-переживание»
3.«Плато-переживание»
4.Иерархия потребностей
5.Жалобы и мета-жалобы
6.Дефициентная и бытийная мотивация
7.Дефициентное и бытийное познание
8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.
9.Эупсихика.
III. ДИНАМИКА
1. Психологический
рост
2.Препятствия росту
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
2.Социальные отношения
3.Воля
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ.
Каким был задуман человек,
как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как
понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы тревожили
всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу
(1908 1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ
Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943
году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой
началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть
впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих
лет Маслоу изучал людей,
находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой
во всех ее аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в
жизни. Хотя психическое здоровье, как замечено ученым, не зависит от
социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут
самодостаточность и самостоятельность. Результаты этих исследований он обобщил
в книге ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ.
Исходным пунктом
гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление
личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все
богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями
мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.
Всю свою
психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой
личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств,
способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он внес
значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы
бихевиоризму и психоанализу, стремившихся «объяснить до уничтожения»
творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и
индивидуальные достижения человечества. . Его работы в большей степени
собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.
1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
. Абрахам Харольд
Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных
родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Родители очень хотели,
чтобы он, старший из семи детей, получил образование и содействовали этому,
хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы
своего детства: «Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел
психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей не евреев. Это
немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я
был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей[1]».
Отношения Маслоу
с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Мать Маслоу была очень
религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие
проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в
Боге.
Он даже отказался
присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу как жестокую,
невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей,
что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его
высказывании о матери , некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была
жива, нет ни капли тепла или любви.
Маслоу вспоминал
отца как человека, который «любил виски, женщин и драки». Более того,
отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто
говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она
обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.
Первоначально,
поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две
недели, проведенные в колледже, убедили его, что он никогда не станет
адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском
Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где
он закончил официальный академический курс по психологии, получив степень
бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934
году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и
доминантного поведения в колонии обезьян.
Незадолго до
переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной
возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были
кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими
дефектами. Тем не менее, брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными
событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: «Жизнь фактически не
начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».
После получения
докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк, продолжал исследования в
Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу описывал
Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х начало 1940-х годов) как центр
психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских
интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм,
Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, один из основателей
гештальтпсихологии, вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в
своем стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий
опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную
основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также
занимался психоанализом.
После Висконсина
Маслоу начал широкие исследования сексуального человеческого поведения. Его
исследования в этом направлении поддерживались психоаналитическими
представлениями о важности секса для человеческого поведения. Маслоу полагал,
что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени
усовершенствует приспособленность человека. Во время второй мировой войны,
когда Маслоу увидел, как мало значит психология в решении основных мировых
проблем, его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной
психологии и психологии личности.
Во время
продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и
его опыт применения психологии в конце концов выразился в «Эупсихическом
менеджменте» собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и
индустриальной психологией, написанных в течение лета, когда Маслоу работал
наблюдателем на маленьком предприятии в Калифорнии.
В 1951 г. Маслоу
перешел в только что организованный Бренданский университет, приняв пост
председателя психологического отделения; он оставался на этом посту до 1961
года, а затем был там профессором психологии. В 1967-1968 гг. он был
президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. Членом
совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Этот не
академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к
философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в
возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом
хронического сердечного заболевания.
Маслоу был членом
ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской
психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной
психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей
Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год.
Большинство книг
Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: «По
направлению к психологии бытия« (1968); »Религии, ценности и
вершинные переживания« (1964); »Эупсихея: дневник» (1965);
«Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и
личность« (1987 ), »Новые измерения человеческой природы»
(1971). Том, составленный при участии его жены и названный «Памяти
Абрахама Маслоу» был опубликован посмертно в 1972 году.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
2.1. Психоанализ
Психоаналитическая
теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализирование себя
самого сильно воздействовало на Маслоу, показав огромное различие между
интеллектуальным знанием и актуальным опытом.
«Немного
переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть
психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью»
Маслоу решил, что
психоанализ лучшая система анализа для психопатологии и наилучшая возможная
психотерапия (это было в 1955 г.). Вместе с тем он счел психоаналитическую
систему совершенно неудовлетворительной в качестве общей психологии как теории
всего человеческого мышления и поведения. «Представляется одностороннее,
искореженное подчеркивание человеческих слабостей и недостатков, и это
претендует на полное описание человека… Практически все деятельности,
которыми человек гордится, которые придают значение, ценность и богатство его
жизни, либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом»
2.2. Гештальтпсихология.
Маслоу также
серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером,
работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу
о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальтпсихолога существенным
элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность
воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных
частей.
Но менее
значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна,
нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм это единое целое, и то, что
происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по
самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который
первым использовал сам термин.
Ему Маслоу
посвятил книгу «К психологии бытия». В предисловии он писал:
«Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая
психология, то я бы сказал, что это интеграция Гольдштейна (и гештальтпсихологии)
с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного
духа моих учителей в Висконсинском Университете»
3. ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
У Маслоу изучение
самоактуализации не было запланировано как научное исследование, и начиналось
оно не как таковое. Все началось с попыток молодого интеллектуала понять двух
своих учителей, которыми он восхищался, которых он любил и обожал и которые
были прекрасными людьми. Маслоу пытался понять, почему эти два человека, Рут
Бенедикт и Макс Вертхаймер, так отличались от большинства людей на свете. У Маслоу
было такое впечатление, что они не только отличаются от других людей, но что
они нечто большее, чем люди. Его исследование началось как ненаучная
деятельность. Он стал делать записи о Максе Вертхаймере и Рут Бенедикт. Когда он
пытался понять их, думать о них и вести о них записи в своем дневнике и в своих
заметках, в один прекрасный миг понял, что эти два образа можно обобщить, как определенный
тип людей, а не два несравнимых индивида. Это было стимулом для дальнейшей
работы.
Это не было
исследованием вообще. Маслоу делал свои обобщения на основе выбранного им самим
определенного типа людей.
Люди, которых он
выбрал для своего исследования, были уже пожилыми, прожившими большую часть
своей жизни и добившимися значительных успехов. Маслоу считал, что, выбирая для
тщательного изучения прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных,
проницательных людей начинает появляться иной взгляд на человечество.
Маслоу выбирал
образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были
люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных
проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие
свои таланты, способности и другие данные.
Группа состояла
из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических
личностей Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор
Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и
Баруха Спинозы.
II. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Маслоу определяет
самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей,
возможностей и т.п.« »Я представляю себе самоактуализировавшегося
человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного
человека, у которого ничто не отнято. Средний человек это полное человеческое
существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» .
«Самоактуализация
это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к
проблемам реальным»
1.Теория самоактуализации
В последней книге
Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» [19] описываются
восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов
поведения, ведущих к самоактуализации.
1.
«Прежде всего,
самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с
полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и
погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент
самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент,
когда Я реализует самое себя … Ключом к этому является бескорыстие. «
Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас
(например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном
событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного
сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет
самоактуализирующими.
2.
Если мыслить жизнь как
процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в
пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или
отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо
выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день
значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация это
непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или
оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор
из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение
самоактуализации.
3.
Актуализироваться значит становиться реальным,
существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу
понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая
темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация это
научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит,
например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм,
независимо от мнений и точек зрения других.
4.
Честность и
принятие ответственности за свои действия существенные моменты самоактуализации. Маслоу
рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо
выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем
ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда
человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.
5.
Первые пять шагов
помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и
инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет
к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни,
таких как брак или профессия.
6.
Самоактуализация это также постоянный процесс
развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие
умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает
использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы
делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность
не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью
использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом,
сделали невероятно много.
7.
«Пик-переживания»
переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен,
более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В
такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше
любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего
конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу
энергию.
8.
Дальнейший шаг
самоактуализации это обнаружение своих «защит» и работа отказа от
них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя
хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни все это требует разоблачения
собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем
образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других
механизмов защиты.
2.«Пик-переживание»
«Пик-переживания» это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека.
Маслоу отмечает, что «пик-переживания» часто вызываются сильным
чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты
природы. «Термин »пик-переживание» это обобщение для лучших
моментов человеческого бытия, для счастливейших моментов жизни, для опыта
экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости». Большинство из нас
испытали немало «пик-переживаний», хотя мы так их не называли.
Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса примеры
«пик-переживания». По Маслоу, «пик-переживания» вызываются
интенсивными, вдохновляющими событиями. Жизнь большинства людей наполнена
длительными периодами сравнительной невнимательности, недостаточной
вовлеченности, даже скуки. В противоположность этому
«пик-переживания» в наиболее широком смысле слова это те моменты,
когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с
ним. Наиболее значительные «пик-переживания» сравнительно редки.
Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии как глубокие мистические
переживания.
3.«Плато-переживание»
«Пик-переживания» вершины, которые могут длиться
несколько минут или несколько часов, редко дольше. Маслоу описывает и более
устойчивые и длительные переживания, называя их
«плато-переживаниями». Они представляют собой новый и более глубокий
способ видения и переживания мира. Это включает фундаментальное изменение
отношения к миру, изменяющее точку зрения и создающее новые оценки и усиленное сознавания
мира. Маслоу сам пережил это в конце жизни, после первого сердечного приступа.
4.Иерархия
потребностей
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как
«болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением
удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток
определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных
потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда
или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в
конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением.
Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их
удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные
потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.
Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно
существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена,
другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека.
Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь
человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
ИЕРАРХИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:
1.
физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
2. потребность в
безопасности (стабильность, порядок)
3. потребность в
любви и принадлежности (семья, дружба)
4. потребность в
уважении (самоуважение, признание)
5. потребности
самоактуализации (развитие способностей)
В основе этой
схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу,
должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать
наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.
Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью,
прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет
действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает
возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в
мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной
степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности;
физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть
удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать
удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это
последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным
принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того,
что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше
человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность,
человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического
расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут
развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные
проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они
готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.
Наконец, Маслоу
предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию
потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут
отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и
принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе,
а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена
потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевым моментом
в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда
не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности
частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и
более уровнях потребностей.
Маслоу сделал
предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в
следующей степени:
85%
физиологические;
70% безопасность и защита;
50% любовь и принадлежность;
40% самоуважение;
10% самоактуализация.
К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают
постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но
одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.
неважно,
насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности
более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный
уровень и останется там, пока эти потребности не будет в достаточной мере
удовлетворены.
В качестве
примера можно привести следующий список конкретных ценностей для человека:
Здоровье
Семья
Работа
Дом
Любовь
Деньги
Досуг
Образование
Путешествия
5.Жалобы и
мета-жалобы
Маслоу
полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням
фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут
касаться отсутствия техники безопасности, произвола начальства,
негарантированности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся
неудовлетворения наиболее фундаментальных потребностей физической безопасности
и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку
соответствующего работе признания, угроз потери престижа, недостатка групповой
солидарности; эти жалобы касаются потребностей принадлежности или уважения.
Мета-жалобы
касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в справедливости,
красоте и истине. Этот уровень жалоб хороший показатель того. что все обстоит
сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это
означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или
менее удовлетворены.
Маслоу полагает,
что жалобам не может быть конца: можно надеяться лишь на повышение их уровня.
Жалобы на несовершенство мира. отсутствие совершенной справедливости и т.п.
это здоровые указания на то. что, несмотря на довольно высокий уровень
фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему
совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб
может служить показателем просвещенности общества.
6.Дефициентная и
бытийная мотивация
Маслоу
указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной
мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то
потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх
первичные примеры дефициентной мотивации.
Однако
внимательный взгляд на поведение людей и животных обнаруживает другой род
мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются
новые мотивации, такие как любопытство или желание игры. При таких условиях
деятельность может приносить удовлетворение и радость как таковая, а не только
как средство удовлетворения некоей вне ее лежащей потребности.
Бытийная
мотивация относится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоящем или
к желанию искать позитивные ценностные цели (мотивация роста или
мета-мотивация). Дефициентная же мотивация состоит в потребности изменить
данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или
фрустрирующее.
«Пик-переживания»
в целом относятся к миру бытия, и психология бытия, по-видимому, наиболее
применима к самоактуализирующимся людям. Маслоу различает Б- и Д- (бытийное и
дефициентное) познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь.
7.Дефициентное и
бытийное познание
В
дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как удовлетворяющие
потребности, как средства для других целей. Это в особенности справедливо
тогда, когда потребности сильны. сильные потребности, как правило, канализируют
мышление и восприятие, так что индивидуум сознает только те аспекты среды,
которые имеют отношение к удовлетворению потребности. Голодный человек замечает
только пищу, нищий только деньги.
Б-познание более
точно и эффективно, потому что воспринимающий в меньшей степени искажает свое
восприятие в соответствии с потребностями и желаниями. Б-познание не судит, не
оценивает и не сравнивает. Фундаментальным отношением является здесь восприятие
того, что есть, и способность ценить это. Стимулы вызывают полное внимание.
Восприятие кажется более богатым и полным.
8.Дефициентные и
бытийные ценности. Дефициентная и
бытийная любовь.
Маслоу
полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому индивидууму: истина,
добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность,
совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота,
богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.
Дефициентная
любовь это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то
потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви.
Это любовь из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества
и т.п.
Бытийная любовь
это любовь к сущности, к «бытию» или «существу» другого. Такая
любовь не стремится к обладанию и занята больше добром Другого, чем
эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал Б-любовь как способность
давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь
«улучшить» что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить
цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое. Д-любовь скорее выражается в
срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь это идеал
необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к
маленьким несовершенствам ребенка.
Маслоу
утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна,
чем Д-любовь. Она остается живой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает
свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной «пик-переживаний»
и часто описывается в столь же экзальтированных словах, которыми описывают
религиозный опыт.
9.Эупсихика.
Этим, им самим созданным термином. Маслоу называл идеальное
общество, в отличие от «утопии», идея которой казалась ему
визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество может быть
создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся
индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личному развитию. так и
к исполнению своей работы и совершенству в своей жизни.
III. ДИНАМИКА
1. Психологический
рост
Маслоу
рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все
более «высоких» потребностей. Движение к самоактуализации не может
начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей,
таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация
потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне
функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной
популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в
уважении и почете всю свою жизнь.
Стремление к более высоким целям само по себе указывает на
психологическое здоровье.
Маслоу
подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации.
Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу
роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение
меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации
включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что
самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные
проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они
стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают
трудные задачи легким решениям.
2.Препятствия
росту
Маслоу
указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к
физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр.
Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием прошлого
опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в
непродуктивмом поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением,
которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними
защитами, которые отрывают нас от самих себя.
Дурные привычки
часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и
алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность.
Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают
гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного
действования в различных ситуациях.
К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще
два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».
Десакрализация это обеднение собственной жизни посредством
отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью.
Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту
заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли
свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В
качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на
секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации
и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая
вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.
Комплекс Ионы» это отказ от попыток реализации в полноте
своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества,
так и большинство людей в действительности боятся использования своих
способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не
требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты
собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся
«прохождением» курса, требующим лишь части их талантов и
способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная
профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные
достижения сделают их менее привлекательными.
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
Маслоу не
описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что
когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для
потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что
необходимо, чтобы телу отдавалось должное. Маслоу отмечает важность интенсивной
стимуляции физических чувств в «пик-переживаниях», которые часто
вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает,
что обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения важное
дополнение традиционного, когнитивно ориентированного образования и что
физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного
вовлечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.
2.Социальные
отношения
По Маслоу, любовь и уважение фундаментальные потребности,
существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии
потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников
психологии даже не упоминает слово «любовь», как будто психологи
считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям,
вроде проекции или сексуального подкрепления.
3.Воля
Воля – важный ингредиент в длительном процессе самоактуализации.
Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и
напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.
«Самоактуализация
означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным
врачом не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или
настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно».
В
силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил
перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу,
здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве
что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы
развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для
самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как
счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные
эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному
функционированию.
Маслоу
подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на
отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что
«пик-переживания» часто являются поразительными примерами мышления,
прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В
таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего
в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания
добра и зла в единстве.
Холистическое
мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и
выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых
отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с
неопределенным и неоднозначным.
Такая
неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность
радости творческого решения проблемы.
Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину
индивидуума его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной
внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для
актуализации самости..
«Самоактуализирующиеся
люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь
многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой
породы».
Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех
индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой,
которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации.
Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру
в личности.
V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
Самоактуализирующие люди представляют собой «цвет» человеческой
расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного
развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные
характеристики дают представление о том, что значит быть здоровым, полноценным
человеком с точки зрения гуманистического персонолога.
Каждый человек
стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая
попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться
пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь
самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.
Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди
имеют следующие характеристики.
1. Высшая степень
восприятия реальности.
Она означает повышенное внимание,
ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности.
Вряд ли можно более точно описать это свойство.
2. Более развитая
способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на
самом деле.
Это свойство отнюдь не
означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий
относительно ее. Человек руководствуется в жизни не мифами и не коллективными
представлениями, а по возможности научными и во всяком случае диктуемыми
здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.
3. Повышенная
спонтанность.
Иначе говоря, быть, а не
казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние ее,
отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным,
профаном и т.п. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.
4. Более развитая
способность сосредоточиваться на проблеме.
Кажется, такая способность
более понятна: упрямство, упорство, вгрызание в проблему и способность ее
рассматривать и обсуждать с другими и наедине с собой.
5. Более выраженная
отстраненность и явное стремление к уединению.
Психически здоровому
человеку необходима душевная сосредоточенность, он не боится одиночества.
Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный
диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать внутри
себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это
человек религиозный.
6. Более выраженная
автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре.
Непрерывное ощущение себя
частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак
психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не
должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Это означает, что он
должен черпать из всех источников, быть способным воспринимать все культуры и
не быть подчиненным ни одной из них. Регулятором поведения здоровой личности
служит не мнение окружающих, не их взгляды, не их одобрение и не их правила, а
кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе. Короче
говоря, не безличная культура стыда, а культура вины, не внешнее принуждение к
одинаковому поведению, а многовариантность поведения на основе самостоятельного
видения жизни в целом характеризуют психически здоровую личность.
7. Большая свежесть
восприятия и богатство эмоциональных реакций.
Вероятно, данная
характеристика не нуждается в дополнительных разъяснениях. Если человек есть
единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, то должен
брать лучшее из всех них.
8. Более частые прорывы
на пик переживания.
Вот это качество как раз
нуждается в комментариях. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты
осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда
человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В
такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень, ему вдруг
становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия.
К таким переживаниям не
обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественных
вдохновений творца. Их может вызывать миг любви, переживание природы, музыки,
слияние с высшим началом. Главное, что человек в такие моменты чувствует не
отстраненность, а соединенность с высшими силами.
Он становится в наибольшей
степени богоподобным, говорит Маслоу, а это значит, что он не испытывает ни
малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.
9. Более сильное
отождествление себя со всем родом человеческим.
Всечеловечность, чувство
единства гораздо больше того, что нас всех разъединяет. Неповторимость и
несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.
10. Изменения в
межличностных отношениях.
Психически здоровая личность
самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это
означает, что у нее нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или
привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит
от их пристрастий и общественных установлений. Она равнодушна вообще к знакам поощрения
и порицания, ее не увлекают ордена и слава, награду они находят внутри, а не
вне себя.
11. Более демократичная
структура характера.
Самореализующаяся личность
не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у
нее и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. Она
устраивает вокруг себя островки сотрудничества, а не исполнения инструкций,
коллектив для нее не иерархически построенная организация, а собрание
незаменимых специалистов.
В общественной структуре
такому человеку соответствует демократическое общественное устройство. Вообще,
у таких людей, на какой бы должности и какое бы общественное место они ни
занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде
так, чтобы не иметь над собой контролеров и зависимых от них материально людей.
12. Высокие творческие
способности.
В каком-то высшем смысле
понятия человек и творец совпадают. Если в наличии этого мы не видим, если
вокруг, как нам кажется, серые, незначительные, незаметные люди, значит, это
общество дурно устроено, оно не дает человеку возможности, простора для
самоактуализации.
13. Определенные
изменения в системе ценностей.
Люди, достигшие определенной
степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в
людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не
обязательно могут сформулировать это в словах. Иначе говоря, у них
положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но обладают
определенной и, как правило, твердой положительной жизненной философией,
системой взаимоувязанных ценностей.
14. Креативность.
Маслоу обнаружил, что все
без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству.
Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у
выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил,
скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща
неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной
жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и
живительно простой личности.
Чтобы быть креативным,
самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку
или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал
самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что
хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени
творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном
супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!
15. Сопротивление
окультуриванию.
Самоактуализирующиеся люди
находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную
внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в
себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному
влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что
самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах
человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и
манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не
отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с
существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно
независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их
ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда
считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.
Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного
улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что
социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь,
работая внутри этой системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самоактуализирующиеся люди не ангелы.
Сказанное выше
может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди избранная группа
«суперзвезд», приближающаяся к совершенству в искусстве жить и
стоящая на недосягаемой для остального человечества высоте. Маслоу
недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей
человеческой природе, самоактуализирующиеся люди также подвержены глупым,
неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут быть
упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при
каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной
гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не
так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны
проявлять определенную «хирургическую холодность» в межличностных
конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа,
развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись
после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными.
Далее,
самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и
сомнений в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят
пустых сплетен и легкого разговора. Фактически они могут говорить или вести себя
так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. И наконец, их доброта к
другим может сделать их уязвимыми к бесполезному для них общению (скажем, им
грозит опасность погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными людьми).
Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались
Маслоу как великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они
напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше,
чем тот, которого мы достигли.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Геннадий БУТЫРЦЕВ Что такое свободная личность?
2.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. АБРАХАМ МАСЛОУ И
ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
3.Абрахам Маслоу САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
4. Гуманистическая теория личности АБРАХАМА
МАСЛОУ
(по книге Л.Хьелл и Д.Зиглер «Теории личности»)