Содержание
1. Сущность рынка государственных ценных бумаг в России 2
2. Виды государственных ценных бумаг России. Их ликвидность и доходность 3
2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 4
2.1. Облигации федерального займа (ОФЗ) 5
2.3. Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) 7
2.4. Казначейские обязательства (КО) 7
2.5. Золотые сертификаты 8
2.5. Ценные бумаги органов местного самоуправления 8
3. Российский рынок ценных бумаг после 17 августа 1998 года 9
Список литературы 14
1. Сущность рынка государственных ценных бумаг в России
Рынок государственных ценных бумаг — важнейший элемент фондового
рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок
государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
1. Осуществляется централизованное заимствование временно свободных
денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых
компаний, различных предприятий и населения;
1. Различные государственные ценные бумаги активно используются при
проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной
политики.
3. Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются
для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.
Средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг,
позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — покрытие
переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих
займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные
обязательства, но в России в последние годы удерживается высокая инфляция,
и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно
краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.
К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемые под
конкретные проекты, — как это делается, например, в Японии, где такие
облигации называются «строительными»: средства, полученные от их
размещения, направляются на строительство дорог, жилья, инфраструктуры.
Долговые обязательства, эмитируемые Правительством, рассчитываются как
на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов — юридических лиц), так и на
розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов). Обычно для
оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и в
дематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не
только высокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые
для населения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно
низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.
Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является
конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к
меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных
инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с
использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.
2. Виды государственных ценных бумаг России. Их ликвидность и доходность
К государственным ценным бумагам России относятся:
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)
Государственные долгосрочные обязательства (ГДО)
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Золотой сертификат
Краткосрочные обязательства (КО)
Облигации федерального займа (ОФЗ)
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Ликвидность ценных бумаг — возможность превращения ценных бумаг в
деньги. Ликвидные ценные бумаги образуют часть оборотного капитала
владельца и могут быть легко реализованы на рынке.
Доходность ценных бумаг — отношение годового дохода по ценным бумагам
к её рыночной цене; норма прибыли, получаемой владельцем ценной бумаги.
2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
Выпуск Государственных краткосрочных бескупонных облигаций
используется с целью привлечения средств на финансирование государственных
расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.
Первый аукцион по размещению ГКО состоялся 18 мая 1993 года, в ходе
его было размещено бумаг на сумму 0,88 млрд. руб. По оценкам большинства
экспертов, в настоящее время на долю ГКО приходится около 90 % оборота всех
фондовых бирж страны.
Основные задачи рынка ГКО:
1. Финансирование дефицита бюджета;
1. Регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной
массы, находящейся в обращении.
Схема эмиссии ГКО рассчитан на погашение более ранних выпусков за счет
средств, поступающих от последующих эмиссий.
С 7 сентября 1995 года в соответствии с п.9.5 новой редакции
Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных
краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденной Приказом Банка России от
15.06.95 № 02-125, переоценка ГКО осуществляется по средневзвешенной цене.
С 1 сентября 1995 года при расчете доходности ГКО без учета налоговых
используются следующая формула:
N 365
Доходность ГКО = (— -1) х —— х 100%,
P Т
где N — номинал облигации в рублях, Р — цена облигации в рублях,
С — величина купона в рублях,
А — накопленный с начала купонного периода доход в рублях,
Т — срок до погашения облигации в днях,
t — срок до окончания текущего купонного периода в днях.
Исходя из данной формулы видим, что у ГКО нет фиксированной ставки
дохода: доход по ним образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по
которой вкладчик купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного.
Иногда уровень доходности ГКО не обеспечивает положительной процентной
ставки, т.е. бывает ниже уровня инфляции. Это случается, когда спрос на ГКО
значительно превышает предложение. Такая ситуация ведёт к дальнейшему
оттоку денег с рынка.
В октябре уровень доходности государственных ценных бумаг немного
увеличился. Особенно сильно это коснулось краткосрочных и среднесрочных
серий. Доходность этих выпусков тесно связана со ставками по коротким
межбанковским кредитам, которые давно не опускались ниже ставки
рефинансирования. Такая ситуация характерна в условиях дефицита рублевых
средств. К концу октября ситуация на рынке ГКО осложнилась. Связано это
было с кризисом на азиатском финансовой рынке, в связи с которым
иностранные инвесторы начали активно выводить средства из ГКО и, если бы не
ограничение на репатриации прибыли масштабы падения цен на ГКО могли бы
быть более впечатляющими. Предполагается, что иностранные инвесторы
продолжат вывод средств из ГКО.
В начале декабря резко увеличилась доходность ГКО. 1 декабря она
составила 40% годовых. Однако ЦБ РФ не посчитал нужным вмешиваться в
ситуацию. Кроме того массовому оттоку средств с рынка ГКО способствовало
резкое повышение доходности валютных операций. Очередное увеличение
доходности не повлияло на ставку рефинансирования. Она осталась на уровне
28% годовых. Но с 1 декабря произошло увеличение ломбардной ставки, по
которой предоставляется большинство кредитов коммерческим банкам с 28% до
36% годовых. Ломбардная схема предоставления кредитов представляет собой
выдачу кредита под залог высоколиквидных ценных бумаг. Пока доходность ГКО
сокращалась, заемные ресурсы были доступны для производства. Но при
значительном увеличении ее будет наблюдаться сокращение внутренних
инвестиций в производство.
2.1. Облигации федерального займа (ОФЗ)
Среднесрочные бумаги — необходимый элемент финансирования дефицита
бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких
выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в
России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической
стабилизации, обозначившейся к лету 1995 года.
Основным видом среднесрочных бумаг в России являются облигации
федерального займа (ОФЗ), выпускаемые Правительством РФ для финансирования
бюджетного дефицита. Система ОФЗ базируется на следующих общих принципах:
применение безбумажной (электронной) технологии,
плавающий купонный доход,
среднесрочный период обращения,
именной характер бумаги.
Эмитент (Минфин РФ) устанавливает для каждого отдельного выпуска
облигаций по согласованию с Банком России его объём, порядок расчета
купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, даты
размещения, погашения и выплаты купонного дохода, ограничения на владение.
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода
его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до
даты начала размещения.
На доходность ценных бумаг влияет налогообложение, у ОФЗ оно имеет
следующие особенности:
1. Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по ОФЗ с
переменным купонным доходом (далее: облигации) не облагается налогом на
прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц,
1. При обращении облигаций образуется накопленный купонный доход — часть
купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации,
рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты
выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода,
включаемый в цену сделки.
Формула доходности по ОФЗ: D=([H+C /(1-T)] : [P+A /(1-T)] — 1) х 365/t
х 100%,
где N — номинал облигации в рублях, C — купон в рублях, D — доход,
T — купонный период в днях, P — цена ОФЗ без учета накопленного
дохода
A — накопленный доход, t — срок до выплаты купонов в днях
Величина купона в рублях -С-вычисляется по формуле: С=(R/100) x
(T/365) x T,
где R — купонная ставка в % годовых, T — купонный период.
Величина накопленного дохода — А — вычисляется по формуле: А=(С/Т) х
(Т-t).
В конце декабря 1997 года доходность на рынке ОФЗ понемногу снизилась,
стабилизировалась на уровне 29-30% годовых.
2.3. Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ)
Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) выпускаются
Правительством РФ для покрытия дефицита бюджета. ОГСЗ предоставляет право
на получение дохода выше уровня доходности по другим видам государственных
ценных бумаг. Первый выпуск ОГСЗ с 27 сентября 1995 года обеспечил доход в
размере 102,72% годовых.
При обращении ОГСЗ налоговые льготы распространяются на часть суммы
накопленного купонного дохода, рассчитываемого как разницу между
накопленным купонным доходом и доходом, уплаченным при приобретении.
Первые торговые сессии на Российской бирже показали устойчивый рост
спроса на ОГСЗ. Новый финансовый инструмент, появившийся на государственном
рынке ценных бумаг, решит вопрос о сохранении средств средних и мелких
инвесторов в условиях инфляции и экономической нестабильности.
Государство получает возможность заимствовать временно свободные
денежные средства физических лиц на длительный срок.
В конце декабря 1997 года инвестиционная привлекательность и
ликвидность рынка ОГСЗ опять упали до минимального уровня. Реальных сделок
осуществляется мало. Участники рынка настроены на продажу облигаций.
Причина снижения интереса — недавнее падение доходности ОГСЗ ниже уровня
ГКО с аналогичным сроком погашения.
2.4. Казначейские обязательства (КО)
Казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 года,
позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ,
предусмотренных в федеральном бюджете. На сегодняшний день с помощью КО
проводится бюджетное финансирование учреждений МВД, ВПК, энергетики и
сельского хозяйства. Выпускаются КО в безбумажном режиме в виде записи на
счетах «депо» в уполномоченных Минфином РФ депозитариях.
Перспективы рынка КО проблематичны, т.к. КО стимулирует инфляцию.
Увеличивая объём эмиссии КО, государство подрывает доходную часть бюджета
т.к. не менее 65-70% от выпущенных КО в течение одного месяца обращения
возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений.
Суть казначейских налоговых освобождений заключается в том, что
государство погашает часть своих долгов перед предприятиями путём зачета
(не взимания) платежей в Федеральный бюджет. Погашение и обмен на налоговое
освобождение происходит по текущему курсу КО, который рассчитывается по
формуле: Tk = H + H x (t x P/100) / 360,
где Tk — текущий курс КО, H — номинал, t — срок обращения,
P- ставка процентного дохода по КО.
Тот факт, что КО может быть досрочно обменено на налоговое
освобождение, делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. КО, как
и ГКО, являются наиболее ликвидными обязательствами Российского
Правительства, обращающимися на внутреннем рынке. Льготы по налогам
распространяются только на доход, выплачиваемый государством.
2.5. Золотые сертификаты
Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год,
были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату
начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые
льготы. Золотой сертификат является низко доходной ценной бумагой т.к.
размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически
отсутствовал.
2.5. Ценные бумаги органов местного самоуправления
Выпуск ценных бумаг субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления — наиболее неразработанный с законодательной точки
зрения вопрос. В соответствии с Законом о Госдолге, эти бумаги не
включаются в государственный внутренний долг, и федеральное Правительство
не несет по ним ответственности. Займы не оказывают влияния на развитие
региональных рынков ценных бумаг. Они выпускаются под реализацию одного
проекта (как правило, жилищного), эмитенты не распространяют информацию об
эмиссии и препятствуют участию в займе инвесторов из других регионов. Не
решен вопрос налогообложения таких бумаг. Решения Комиссии по ценным
бумагам о придании этим бумагам статуса государственных и освобождении от
налогообложения соответствующего дохода не может быть признано легитимным,
т.к. вопросы налогообложения относятся к компетенции законодательной
власти. Данные условия не способствуют развитию и активизации столь важного
сегмента фондового рынка.
Российский рынок ценных бумаг после 17 августа 1998 года
Для российского фондового рынка 1998 год стал годом тяжелых
испытаний. Мировой финансовый кризис, начавшийся еще в 1997 году, наиболее
сильно ударил по развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. В то
же время драматическое падение российского рынка ценных бумаг в 1998 году
было вызвано не столько «азиатским кризисом» и снижением мировых цен на
нефть, сколько внутренними причинами — валютным кризисом, кризисом
банковской системы и, прежде всего, кризисом государственного долга
(особенно внутреннего).
Быстрое нарастание внутреннего государственного долга началось с 1995
года, в первую очередь, за счет заимствований на рынке государственных
ценных бумаг — заимствований по сверхвысоким ценам и на короткий срок. В
это время система регулирования государственного долга практически
отсутствовала. К началу 1998 года внутренний долг увеличился до 19,4% ВВП,
а к середине 1998 года — до 25,6% (в годовом исчислении). Увеличение
внутреннего долга вызвало соответствующий рост расходов на его
обслуживание. Так, средства, необходимые ежемесячно только для погашения
ранее выпущенных облигаций (без учета купонных выплат по двух-,
трехлетним купонным бумагам, ОФЗ), достигли в первой половине 1998 года
10—15% месячного ВВП, или были больше, чем все месячные доходы федерального
бюджета.
Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной
задержкой в проведении необходимой девальвации рубля: в результате
инвесторы «закладывали» риск девальвации в цену государственных бумаг,
что, в свою очередь, через рост их доходности вело к падению рынка
акций.
Большая доля нерезидентов на рынке государственных и корпоративных
ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления
золотовалютными резервами страны и регулирования валютного курса в
соответствии с реальным экономическим развитием. В 1997 году и на
протяжении большей части 1998 года этого практически не было. Не
регулировались и высокие риски банковской системы, чрезвычайная слабость
которой в полной мере проявилась в августе 1998 года.
Развитие финансового кризиса 1997—1998 гг. в России прошло в несколько
этапов:
На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 — январь 1998 года)
под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои
средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс
государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос
на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение
золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на
сырье поставило на повестку дня вопрос о девальвации рубля уже в конце 1997
года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного
коридора на 1999—2000 гг. и об отказе от девальвации, что кроме прочих
негативных последствий дало российским банкам и другим участникам рынка
неверные ориентиры.
Все эти события неизбежно повлияли на дальнейшее падение цен на акции.
В итоге уже в январе 1998 года произошло два серьезных падения котировок
российских ценных бумаг, составивших около 30%. Общее падение индекса РТС-
12 с начала октября 1997 года3 до конца января 1998 года превысило 50,9%.
См. рис. «Индекс РТС и средневзвешенная доходность ГКО-ОФЗ в 1997—1998
гг.» на следующей странице.
.
Временная стабилизация ситуации на рынке ГКО-ОФЗ и валютном рынке,
произошедшая в феврале – марте 1998 года, оказала благоприятное воздействие
и на российский рынок корпоративных ценных бумаг. На протяжении февраля
индекс РТС-1 обнаружил определенные тенденции к повышению и вырос на 8,87%,
а в марте — на 7,02%.
Второй этап финансового кризиса в России пришелся на конец марта –
май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение
состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению
инвесторами экономического положения России. Ситуация требовала проведения
ряда неотложных мер:
. девальвации рубля (поскольку в I квартале 1998 года был зафиксирован
существенный дефицит платежного баланса на фоне низких цен на сырье и
низкого уровня золотовалютных резервов Банка России);
. реструктурирования государственного долга путем замены дорогих и
коротких ГКО-ОФЗ на более дешевые и длинные бумаги (или, в крайнем
случае, перехода к инфляционному погашению задолженности).
Отсутствие действий в этих направлениях обусловило рост
пессимистических настроений инвесторов, которые в мае 1998 года вновь
начали рассматривать Россию как зону повышенного риска, что и привело к
быстрому росту уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг. В
него, в частности, были включены риски неисполнения Минфином России своих
обязательств по государственному долгу и риск девальвации рубля. Резкое
повышение доходности ГКО стало для многих инвесторов серьезным сигналом к
уходу с рынка.
В июне после снижения кредитных рейтингов России, ряда российских
банков и компаний начались массовый вывод средств инвесторов с финансовых
рынков и, соответственно, новое повышение процентной ставки по ГКО, которая
превысила 50%. Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это резко
повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых масштабных
интервенций на валютном рынке со стороны Банка России.
Размещение в июне 1998 года двух внешних займов (на сумму около 4
млрд. долларов) вследствие высокой цены заимствований послужило только
новым негативным сигналом для инвесторов и снизило котировки других
обращающихся евробондов.
Новое обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг,
произошедшее в первой половине июля 1998 года, характеризовалось ростом
средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых. В результате 8 июля
1998 года Минфин России был вынужден отменить аукционы по размещению двух
выпусков ГКО и дополнительного транша ОФЗ. Теперь погашение ГКО-ОФЗ шло
практически только за счет налоговых поступлений. 13 июля 1998 года
Правительство Российской Федерации объявило о намерении предложить
держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные
облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах, что
и было сделано к началу августа, но не изменило ситуацию на рынке.
Временное улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля о
том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России финансовую
помощь в размере 22,6 млрд. долларов. В течение недели средневзвешенная
доходность ГКО снизилась до 53%, а индекс РТС-Интерфакс увеличился на 34%.
Тем не менее во второй половине июля начался новый, третий этап
финансового кризиса. Предоставление западной помощи без требования
немедленной предварительной девальвации рубля и реструктуризации банковской
системы, усиление налогового пресса на производителя в рамках
антикризисного пакета Правительства Российской Федерации привели не к
возврату, а к активизации ухода российских и иностранных инвесторов с рынка
государственных ценных бумаг (что многие рассматривали как последнюю
возможность спасти свои деньги), а также к быстрому расходованию всего
первого транша МВФ на поддержку курса рубля и дальнейшему падению рынка
корпоративных ценных бумаг.
Дополнительной причиной ухудшения ситуации в России в августе 1998
года явилось серьезное обострение банковского кризиса, вызванное падением
котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением
кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате
возникли дополнительные финансовые требования к российским банкам со
стороны нерезидентов. Для довнесения средств банки предприняли продажи
имеющихся в их портфелях ценных бумаг с последующей конвертацией вырученных
средств в валюту. Такие действия вызвали новую волну падения цен на ГКО-ОФЗ
и акции. Увеличилась доходность государственных обязательств, ускорилось
падение рынка корпоративных ценных бумаг. За время, прошедшее с момента
выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа, индекс РТС-Интерфакс
упал почти на 30%.
В условиях быстрого сокращения валютных резервов Банка России
неизбежным, хотя и очень запоздалым выходом из создавшегося положения стала
девальвация рубля. Однако другие решения, также принятые 17 августа 1998
года, — приостановление обращения ГКО-ОФЗ, незаконное введение
трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков и
принудительная реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ — серьезно подорвали
инвестиционную привлекательность России и поставили в чрезвычайно сложное
положение инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и
российских эмитентов, привели к параличу банковской системы, резкому
сокращению объемов производства и экспортно-импортных операций, ухудшению
финансового положения участников рынка и, в целом, ухудшили общие условия
хозяйствования в России.
В этой ситуации очень быстро произошли драматическое падение объемов
торговли корпоративными ценными бумагами (рынок «замерз») и почти полная
потеря ими ликвидности.
Последующий период (сентябрь—декабрь 1998 года) можно охарактеризовать
как период посткризисной стагнации рынка, вызванной, в частности, тем, что
вплоть до конца 1998 года оставались нерешенными принципиально важные
вопросы:
. не была принята окончательная схема реструктуризации государственного
долга;
. отсутствовала ясная программа реструктурирования банковского сектора;
. сохранилась общая социально-экономическая неопределенность
относительно перспектив развития экономики России в 1999 году,
связанная прежде всего с проблемами бюджета.
Список литературы