Рейтинг страховых компаний Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковский государственный экономический университет

Кафедра финансов

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: ”Страхование”

На тему: “Рейтинг страховых компаний Украины”

Проверил: Выполнил:
преподаватель студент 3-го курса
доктор экономических 6-й группы
наук финансового факультета
профессор Бешляк А. В.
Внукова Н. Н.

Харьков, 2002

Содержание

Введение
3

Уровень платежеспособности как основной показатель финансовой надежности
страховщика
4

Участники и методика проведения рейтинга
7

Итоговые результаты рейтинга
10

Заключение
11

Список использованной литературы
12

Введение

Как узнать о надежности страховой компании? Если задать этот вопрос
иностранцам, то можно не сомневаться, что ответ будет лаконичным. Вам
скажут, что необходимо просто посмотреть на ее рейтинг. Aaa, AAA или A++ —
удивительно, но этой информации американцу или европейцу вполне достаточно
для того, чтобы заключить со страховой компанией договор и спать спокойно.
И не надо изучать основы финансового анализа и копаться в отчетности
страховщика. Не надо искать благодарные или критические отзывы клиентов,
допытывать менеджера, в какие ценные бумаги страховая компания размещает
страховые резервы и кто и на каких условиях перестраховывает ее риски. Все
это уже сделали профессионалы — сотрудники рейтинговых агентств.
В Украине навести справки о надежности страховщика куда сложнее.
Официальной информации на страховом рынке практически нет. Департамент
страхового надзора охраняет отчетность страховщиков, как государственную
тайну. Информация о «болезни» страховщика выходит за пределы этого
ведомства только тогда, когда больной уже давно мертв. Баланс и отчет о
прибылях и убытках страховщики обязаны публиковать в средствах массовой
информации, однако зачастую они умудряются сделать это так, что найти эту
информацию практически невозможно.
Поэтому я “опубликую” собственный рейтинг, основной задачей которого
будет донесение до потребителей страховых услуг объективную информацию о
деятельности страховых компаний в понятном, предельно сжатом виде. А за
основу возьмем показатель уровня платежеспособности страховых компаний.
Почему именно этот показатель? Об этом вы узнаете, ознакомившись с работой
полностью.

Уровень платежеспособности как основной показатель финансовой надежности
страховщика.

Рейтинг характеризует способность компании своевременно и полно выполнять
свои обязательства перед клиентами. Выделены два компонента в анализе
деятельности компании — платежеспособность по действующим полисам
страхования и финансовая устойчивость, то есть перспективы выполнения вновь
возникающих обязательств с учетом изменений в экономической среде. В
качестве факторов рассматриваются финансово-экономические показатели
деятельности компании, определяющие текущую платежеспособность, и слабо
формализуемые характеристики внутреннего риска компании, определяющие ее
финансовую устойчивость.

Обязательства страховщика состоят из двух групп:
• внешние обязательства, то есть обязательства перед страхователями,
финансовыми учреждениями, перестраховщиками, бюджетом и др.;
• внутренние обязательства — это обязательства перед основателями,
представительствами и филиалами, сотрудниками.
По объему преимущество имеют внешние обязательства, которые можно
поделить на страховые и прочие. Объем внешних обязательств является
основным показателем для определения платежеспособности.
Страховые обязательства — основная составная внешних обязательств.
Страховая платежеспособность обеспечивается за счет двух основных
источников — средства страховых резервов, которые должны быть адекватными
взятым обязательствам, и собственного свободного средства. Учитывая
характер страховой услуги, в основе которой лежит категория страхового
риска и случайность его наступления, расчетный размер страховых резервов
может быть недостаточным для выполнения всех обязательств за страховыми
выплатами. Поэтому страховщик должен иметь свободные от обязательств
средства, которые может использовать для выплат в случае, если страховые
резервы будут выплачены.
Если страховых резервов будет не хватать, страховщик должен будет
выполнить страховые обязательства за счет собственных средств. Западный
опыт показывает, что страховщика можно считать платежеспособным в случае,
если собственные средства превышают внешние обязательства.
К собственным средствам страховщика принадлежат уставный фонд, а также
резервы, которые формируются за счет прибыли, и резервы, которые не связаны
с обязательствами. Сюда следует также отнести нераспределенную прибыль.
Наличие значительного объема собственного средства имеет важное значение с
самого начала деятельности. Если страховщик не имеет сбалансированного
страхового портфеля, а страховые резервы скромные и не могут дать
значительной инвестиционной прибыли, страховщик за счет собственных средств
может выполнить свои обязательства. Собственные средства страхователя
образовывают запас (маржу) платежеспособности
Под платежеспособностью страховой компании понимается ее способность
выполнить существующие страховые обязательства перед клиентами исходя из
имеющихся у нее активов, с использованием дополнительных средств
перестраховщиков при расчетах по рискам, переданным в перестрахование. В
качестве базовой характеристики при определении уровня платежеспособности
используется коэффициент текущей ликвидности.
Под финансовой надежностью страховой компании понимается ее способность
сохранять существующий уровень платежеспособности в течение некоторого
времени при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на
финансовые потоки.
Обеспечение платежеспособности страховщиками Украины контролируется
согласно закону Украины «О страховании», которым предусмотрено:
• наличие уплаченного уставного фонда и наличие гарантийного фонда
страховщика;
• создание страховых резервов, достаточных для будущих выплат страховых
сумм и страховых возмещений;
• превышение фактического запаса платежеспособности над расчетным
нормативным запасом платежеспособности.
Принципиальным моментом в новом украинском законодательстве есть введение
маржи платежеспособности, то есть превышение фактического запаса
платежеспособности над расчетным, где расчетный нормативный запас
устанавливается на уровне двух коэффициентов: 0,25 и 0,30, соответственно
взятых от поступлений страховых премий за отчетный период и от страховых
возмещений за один и тот же период.

Учасники и методика проведения рейтинга

Главный плюс рейтинга — его комплексность. В нем нет одного основного
показателя, по которому будут ранжироваться компании, и это позволяет
избегать субъективных оценок деятельности страховщиков. До сих пор в
средствах массовой информации можно было найти лишь списки страховых
компаний, ранжированные по определенному показателю. Зачастую подобные
списки называют рейтингами, однако по ним нельзя было делать каких-либо
однозначных выводов. Компании, собравшие огромные взносы или лидирующие по
величине активов, совершенно не обязательно будут более надежными, чем
компании, не попадающие в число лидеров, но занимающиеся классическим
страхованием и имеющие сбалансированные страховой портфель и финансовые
потоки. Безусловно, размер компании в методике рейтинговой оценки
учитывается. Однако это всего лишь один из многих влияющих факторов, каждый
из которых по отдельности абсолютно не гарантирует присвоения компании
высокого рейтинга.
Рейтинговые агентства выставляют два типа рейтингов: полный и
дистанционный.
Дистанционный рейтинг выставляется рейтинговым агентством по ведущим
операторам украинского страхового рынка. В данном случае рейтинговая оценка
проводится исключительно на основе официальной общедоступной информации без
уточнения каких-либо показателей у самой компании.
Исходя из этого, мы собрали 18 самых крупных и известных компаний со всех
регионов Украины. Список участников, а также их финансовые показатели
приведены в таблице 1.
Таблица 1. Финансовые показатели участников рейтинга
|1|КРЕДО |Запорожье |5625,|25,65 |5 |
| | | |5 | | |
|2|АЗОВ |Мариуполь |9129,|21,65 |5 |
| | | |1 | | |
|3|ИНПРО |Львов |9009,|20,64 |5 |
| | | |6 | | |
|4|ДИСКО |Днепропетро|15234|20,29 |5 |
| | |вск |,6 | | |
|5|ГАРАНТИЯ|Чернигов |11117|19,91 |5 |
| | | |,1 | | |
|6|ГАЛИТСКА|Ивано-Франк|3353 |17,8 |5 |
| |Я |овск | | | |
|7|АВАНТЕ |Харьков |53289|16,3 |5 |
| | | |,3 | | |
|8|UNION-IN|Симферополь|3169,|14,8 |5 |
| |SUR | |1 | | |
|9|АСКА |Донецк |70574|10,87 |5 |
| | | |,4 | | |
|1|ЛЕММА |Харьков |40872|6,72 |5 |
|0| | |7,8 | | |
|1|АУРА |Днепропетро|34801|6,28 |5 |
|1| |вск |,5 | | |
|1|НАДРА |Киев |14100|4,88 |4 |
|2| | |,1 | | |
|1|ВИКТОРИЯ|Винница |1457,|4,28 |4 |
|3|-М | |5 | | |
|1|ИНТО |Одесса |24487|4,21 |4 |
|4| | |,7 | | |
|1|ОРАНТА |Киев |90139|2,87 |4 |
|5| | |,1 | | |
|1|СКАЙД-ВЕ|Киев |28858|2,68 |4 |
|6|СТ | | | | |
|1|ОСТРА-КИ|Киев |62550|2,51 |4 |
|7|ЕВ | |,8 | | |
|1|МОНОМАХ |Одесса |9927,|1,56 |3 |
|8| | |8 | | |

Заключение

Заинтересованность людей в страховой защите — это основа существования
страховых компаний, которые предлагают разнообразные виды страховых услуг и
выступают на рынке их продавцами, имея на цели получения прибыли. Если нет
заинтересованности со стороны страхователей в приобретении страховых услуг,
страховщик не в возможности существовать. Ведь только при условии
реализации своего специфического товара компания создает страховые резервы,
осуществляет инвестирование, накапливает доходы. Таким образом,
страхователю в отношениях со страховщиком принадлежит решающая роль.
Платежеспособность — важнейший показатель надежности страховой компании,
ее финансовой устойчивости и, следовательно, главный показатель
привлекательности компании для потенциальных клиентов. При составлении
рейтинга страховых компаний показатель платежеспособности ставится на
первое место среди других критериев надежности.
Подводя итоги рейтинга, можно сказать, что 17 из 18 представленных
страховщиков показали достойные результаты и получили оценки 4 и 5. Однако
одна компания все-таки выглядела не так хорошо, что фактически отражает
ситуацию на украинском рынке страхования, т. е. 7-8% страховых компаний еще
не отвечают требованиям страхователей.
Наконец, если даже мы вдруг совершили ошибку (надеемся, что этого не
произошло, но не ошибается тот, кто ничего не делает), уверен, она не будет
крупной. И даже в этом случае рейтинг принесет пользу и рынку, и невинно
пострадавшей компании. Почему? Да потому, что прохождение процедуры
рейтинга означает, что компания прошла раскрытие большого объема
информации. И в этом смысле рейтинг уже сам по себе является знаком
качества.

Список использованной литературы

1. Базилевич В. Д. “Страховое дело” – Киев: ”Знание”,2002.-204с.
2. Осадец С. С. “Страхование” – Киев: КНЭУ, 2002.- 599с.
3. “Аналитика: показатели деятельности страховых компаний за первое
полугодие 2002 года” Страховое дело №3(7),2002.-с.22-39.
4. “Рейтинговые классы для страховых компаний” Электронная версия
журнала “Эксперт”, №19(279) от 21 мая 2001 года
5. Ресурсы интернета: www.raexpert.ru
6. Ресурсы интернета: www.insurance.com.ua
7. Ресурсы интернета: www.business.kiev.ua

Добавить комментарий