Томский политехнический университет
Кафедра культурологии и
социальной коммуникации
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ “ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ”
ТЕМА “СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ”
Выполнил студент
гр.№ З-11211Сурнин О.В
Проверила преподаватель
Лойко О.Т.
ТОМСК 2001-2002 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Этапы развития туризма в России:………………………………………..5
2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)………………………5
2.2. предпринимательский период (1890-1917г.г.)………………………7
2.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г……………………8
2.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……..10
2.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)………..…12
2.6. переходный период (с 1990г.)…………………………………………14
2.7. современное состояние российского туристского рынка…………14
3. Заключение……………………………………………………………………17
4. Список использованной литературы……………………………………..18
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал
массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому
его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие
туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего
Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями,
культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления
туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в
отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым:
транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-
бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм
входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в
некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые
описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых,
пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира,
торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует
характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие
от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную
местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или
проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в
пространстве и времени независимо от цели такового.
Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление
к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли,
завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных
путей.
За многовековую историю путешествий, географических открытий,
промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных
связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты
и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в
различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется
потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и
обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы
путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность
населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц,
ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и
культурных достопримечательностей и т.д.
С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети
предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и
трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с
путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих
классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и
развлечений.
Т.о., туризм становится особой формой передвижения людей. Он
развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых
мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями
делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания,
наблюдения, описания, литературные, исторические и географические
материалы, отчёты и дневники. Появление туризма стало возможным в
результате коренных изменений в характере общественного производства,
развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных
отношений в различных сферах.
Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука,
изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых,
наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих
исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию,
нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана
с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют
несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ДО 90-х г. XIX в.)
В русском государстве первые путешествия были связаны с
познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня
Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними
из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были “любопытство
посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто
был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также
перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её
пределами (Византия, Астраханское государство).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества.
Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения
святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В
начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и
Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным
описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и
познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе
сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными
местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и
другие святые места.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им
новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали
практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для
расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие
в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной
Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из
распространённых видов туризма в России. В результате путешествий,
связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл
обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого,
голландского, французского. Совершали путешествия не только представители
царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и
вернуться в любое время.
Т.О., первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и
религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений,
способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству
с достижениями культуры разных народов.
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий
за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к
газете “Московские ведомости”, где представил “План предпринимаемого
путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение россиянам совершить
групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на
себя составитель плана.
В соответствии с “Планом” предусматривалась поездка группы молодых
дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем
проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для
ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия
оговаривались в специальном контракте.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с
оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств
минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и
оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты,
Кавказских Минеральных вод и др.
Основным препятствием для путешествий XVIII- началаXIXв. по России
были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути
(гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же
заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для
высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и
походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию,
организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой
для объединения любителей туризма в различные специализированные
организации.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при
Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский
клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены
организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два
сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне
и флоре Кавказа и Закавказья.
Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для
организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому
Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую
поддержку и просуществовал недолго.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только
внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось
строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на
перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.
В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и
картой. Его составитель Е.Вейденбаум дал в книге подробное описание
Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых
пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в
Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя
обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми
достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй
горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и
морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот,
близостью тёплого моря.
Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для
людей с заболеваниями дыхательной системы.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей
природы, горного спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было
научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких
горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян
распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия,
Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что
расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
Т.о., туризм в просветительский период развивался в следующих
направлениях:
. путешествия с торговыми, политическими, познавательными и
религиозными целями;
. паломнические путешествия;
. поездки с целью лечения и оздоровления;
. образование первых туристских организаций, которые положили
начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя
их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они
способствовали становлению туристской работы и популяризации
путешествий.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.).
Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй
половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.
Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого
осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии,
этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали
природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто
интересовался природой.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был
Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось
распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к
тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто
использовались для далёких загородных прогулок.
Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской
организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел
представителей за рубежом. Клуб издавал журнал “Русский турист” и
ежегодник.
По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные
общества и группы в других городах России. Однако эти первые организации
были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и имевших
средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили не
более двухсот вёрст.
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество
туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще
и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35
статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
1) профессиональные велосипедисты;
2) исключённые из другого общества;
3) учащиеся учебных заведений;
4) находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и
юнкеры;
5) те, кто имеет ограничения прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих
членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов,
издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших
собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую
организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило
след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо
туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и
различные районы России, и другие страны.
В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого
являлось содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества
было построено несколько горных хижин и гостиниц.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное
общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и
общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод,
содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа,
устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование
горное снаряжение. Первое десятилетие XXв. для туризма на Кавказе
характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими
туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали
практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших
теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна
Татьяна Николаевна”.
Т.о., предпринимательский период характеризуется познавательно-
экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов
спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения
с помощью экскурсий и путешествий.
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В 1917-1930г.г.
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий,
зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского
движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства,
развёртывания культурной революции возникали первые учреждения
пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся
и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы
Родины.
В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили
экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое
лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда
пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские
вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной
основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.
По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал
вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции
стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны
государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и
на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути
деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом,
обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения,
питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка
кадровых групповодов-организаторов и т.д.
Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и
комсомольские активисты.
При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро
ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий,
ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции:
краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали
туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено
сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными,
гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность
способствовала организационному становлению туризма.
Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской
работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по
маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать
снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично
оплачиваемые профсоюзами.
Наряду с этим была сформирована база для элитного отдыха и
оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Создавались
коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного населения
путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в
Крыму и на Кавказе.
В 1925-1928г.г. функционировало государственное акционерное общество
“Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки
на поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по
заранее определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого
характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов
на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма.
Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в
основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую
интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
. создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской
направленности;
. формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
. создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы,
транспортная сеть;
. формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два
основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и
экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
. появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЕРИОД
(1930-1970г.г.)
В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное
Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было
переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).
Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили
ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания
трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм,
самодеятельный туризм.
ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны.
С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные
станции.
Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы.
Основным источником накопления финансового фонда явились взносы
коллективных и индивидуальных членов.
С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный
турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.
В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для
членов общества была установлена скидка.
В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО
“Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и
упорядочением приёма зарубежных гостей.
К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым
явлением.
Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских
организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической
базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить
практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих
предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников,
общественных организаторов.
В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и
образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-
экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит
квалифицированных специалистов по туризму.
К этому времени сложились два основных направления в туризме среди
трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-
экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления
требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.
Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением
новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а
всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на
которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.
В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-
экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ,
работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма,
консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в
пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей,
производство инвентаря.
В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры
туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное
планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной
деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные
туристы награждались значком “Турист СССР”.
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался
Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная
секция туризма.
В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная
деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась
разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
(ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-
экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму,
Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного
войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития
туризма.
В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система
туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.
Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных
лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во
время войны располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись
новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в
Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С
каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое
распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский
туризм.
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г.
образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось
вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в
период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан
СССР.
В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность.
Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и
осваивали туристские маршруты.
Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий,
работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в
выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия.
Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке
государства и профсоюзов.
Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного периода
стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет
по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и
областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями
были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в
другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в
одном и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь
период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или
пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками
туристских приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм,
который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным
самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до
спортивных походов высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения:
пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства,
развития различных видов туризма организационно-централизованный период
также характеризуется следующими чертами:
. создание материальной базы для рекреационного туризма (дома
отдыха, санатории, пионерские лагеря);
. лимитирование внешнего (выездного) туризма.
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами,
выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные
сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные
показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской
индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на
молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и
экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских
предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой
работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые
турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент
туристских услуг в туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с
1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации
туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное
бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и
экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство
действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль
обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили
развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные
путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета
министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании
туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи:
создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия,
расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие
потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской
индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм
предоставляемых услуг
. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным
туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги,
приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров,
курортных и спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-
х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей
краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма
в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база
лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в
крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды
обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном
лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс
лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание
было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
. развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и
планирования;
. распространение новых форм обслуживания (семейный отдых,
курсовочное лечение);
. создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
. создание научной основы изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от
административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства
и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские
предприятия становятся собственностью разных владельцев);
. формирование туристского рынка на основе новых законов;
. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе
новых экономических и правовых отношениях;
. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов
туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и
приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы,
пансионаты, дома отдыха);
. возникновение большого числа малых и средних туристских
предприятий;
. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью
шопинга.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро
путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали
называться туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на
разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского
потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные
туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный
спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по
привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего
социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.);
упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические
туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера,
отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм,
образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление,
морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими
причинами:
. новизна иностранного продукта для российского потребителя
(отсутствие выездного туризма в СССР);
. упрощение порядка выезда;
. расширение внешних деловых контактов;
. увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших
валютными средствами;
. доступность цен на выездные туры;
. большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта
(лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом,
комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации,
сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.).
Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и
выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства
туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и
выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя
полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались
непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи,
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-
исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-
Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка),
речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный,
экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на
Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
. нестабильность внутренней политики;
. несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным
стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов,
авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом
обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
. несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности,
классности гостиниц и уровню сервиса в них;
. завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
. несовершенство законодательного и экономического стимулирования
российского въездного и внутреннего туризма на государственном и
местном уровне;
. недостаточно квалифицированная организация обслуживания
туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному
туристскому центру, так и стране в целом;
. отсутствие единой политики государства и местных властей по
созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения
развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только
зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается
качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются
всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от
палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью
и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
В заключение, хочется сделать несколько выводов по
специфике развития туризма в России.
Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими,
экономическими, политическими, культурными аспектами.
1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными,
политическими и религиозными целями, сформировали навыки
территориальных перемещений, способствовали распространению
географических знаний о странах, народах, а также знакомили с
достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения
первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные
восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки,
пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм
элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры,
экологический туризм и др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к
комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы
(различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов,
туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6. Постепенное формирование рынка услуг.
7. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и
экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.
8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
9. Создание административно-правовых норм в туризме.
10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет,
журналов, буклетов, организация выставок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
2. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”
Ростов-на-Дону, 1988г.
3.”Основы туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
4. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.