2.1. Расчёт показателей системы национальных счетов на базе имеющейся
статистики и анализ складывающейся экономической ситуации в США за период
1967 – 1974 гг.
На рис. 2.1.1 представлены показатели, характеризующие
экономическую ситуацию в США за период с 1967 по 1974 гг.
|Показател|годы |
|и | |
|1967 |1968 |1969 |1970 |1971 |1972 |1973 |1974 | |GNPR |2185,87 |2327,131
|2416,688 |2408,43 |2598,663 |2545,832 |2734,209 |2747,448 | |NNPN |712,3
|789 |859,9 |905,4 |1029,8 |1058,6 |1193,5 |1288,7 | |NNPR |1996,916
|2127,832 |2207,702 |2193,314 |2373,905 |2310,345 |2488,013 |2482,566 |
|NIN |641 |709,4 |775,5 |811,4 |922,8 |947,9 |1075 |1156,8 | |NIR |1797,028
|1913,161 |1991,014 |1965,601 |2127,248 |2068,747 |2240,984 |2228,472 | |IN
|111,5652 |143,6963 |160,5473 |156,7526 |232,3706 |200,1104 |247,4815
|260,1457 | |IR |312,7705 |387,5305 |412,1881 |379,7302 |535,663 |436,7315
|515,9089 |501,1475 | |SN |136,4475 |142,3785 |136,4885 |141,1764 |196,1502
|184,307 |219,0372 |259,5684 | |SR |382,5273 |383,9765 |350,4198 |341,9971
|452,1674 |402,2414 |456,6129 |500,0354 | |INCN |607,0775 |653,378
|698,4981 |752,7396 |855,9166 |909,0878 |1029,682 |1125,168 | |INCR
|1701,927 |1762,077 |1793,32 |1823,497 |1973,067 |1984,041 |2146,513
|2167,535 | |NXN |-5,52885 |-10,642 |-12,3082 |-12,9619 |-10,9751 |-22,5434
|-21,1548 |5,7101 | |BDEFN |14,0346 |9,4919 |-11,2956 |-1,9884 |19,1641
|6,999 |-7,8696 |-5,7048 | |BDEFR |39,34567 |25,59844 |-29,0003 |-4,81686
|44,17727 |15,27499 |-16,4053 |-10,9898 | |WR |796,9697 |815,7895 |827,2981
|832,021 |847,1178 |876,5133 |895,3488 |866,8076 | |UNEMP |7,5506 |7,4259
|6,8918 |8,6142 |12,2543 |12,1742 |10,3831 |10,9038 | |UNOCC |67,13639
|66,56702 |65,56487 |65,18771 |65,91237 |65,31682 |64,03964 |63,42376 |
|NUNEMPR |4,125789 |4,013274 |3,702298 |4,496969 |6,180108 |6,07389
|5,151948 |5,336679 | |ПDEFL | |3,952902 |5,04315 |5,982028 |5,087209
|5,624712 |4,692274 |8,213467 | |ПCPI | |3,636364 |4,97076 |6,128134
|4,724409 |3,508772 |4,116223 |10 | |LTIN | |10,0529 |11,74315 |13,88203
|12,38721 |12,82471 |11,89227 |16,11347 | |STIN | |9,552902 |11,74315
|14,58203 |9,687209 |9,724712 |10,99227 |16,51347 | |?TAXN |188,999
|209,3543 |242,347 |240,8345 |226,974 |257,1533 |282,4979 |300,4498 |
|?TAXR |529,8543 |564,6016 |622,2003 |583,4169 |523,2227 |561,225 |588,9053
|578,7898 | |
Охарактеризуем экономическую ситуацию в США в период с 1967 по 1974 гг.,
используя имеющиеся и расчётные данные. Рассмотрим динамику ВНП за
соответствующий период.
Рис. 2.1.3. Динамика ВНП.
GNPP – потенциальный ВНП
GNPR – реальный ВНП
GNPN – номинальный ВНП
[pic]На рис. 2.1.3. представлены графики, отражающие изменение ВНП в США.
Можно заметить, что реальный ВНП, колебание которого имело место в
экономике США вплоть до 1974 г., ведет себя несколько иначе чем номинальный
ВНП. Но тем не менее можно заметить тенденцию роста реального ВНП. Что же
повлияло на его изменение? Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в США в данном
периоде.
Воздействие НТР на социально-экономическое развитие страны было
противоречивым. С одной стороны, она создала новые возможности для
ускоренного развития производства, повышения уровня и качества жизни, а с
другой — порождала новые проблемы, с которыми должно было считаться
государство при проведении экономической политики. К таким проблемам
относились:
быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств,
сопровождавшееся хищнической эксплуатацией природных ресурсов, что
губительно сказывалось на окружающей среде;
рост безработицы, вызванный изменениями в структуре производства и, как
следствие, новыми требованиями к уровню квалификации рабочей силы;
разрыв между предложением товаров и услуг и платежеспособным спросом
населения;
снижение темпов экономического роста на фоне усилившейся конкуренции со
стороны европейских государств, взявших курс на интеграцию.
Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли
буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии
управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в
программе «новых рубежей», предложенной демократической администрацией Дж.
Кеннеди в начале 60-х гг.
В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была
положена идея стимулирования темпов экономического роста. Предполагалось,
что для обеспечения полной занятости, на уровне 4 % рабочей силы, рост ВНП
США должен составлять не менее 5 % в год.
Важнейшие принципы «новых рубежей» были разработаны группой
неолиберальных экономистов во главе с профессором Миннесотского
университета У.Геллером, назначенным председателем совета экономических
консультантов. Главным стержнем программы должен был стать
«последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров
и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного
сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и
необходимой стабильности цен».
[pic] На рис. 2.1.4. Темпы инфляции в США за период с 1967 по 1974 гг.
Однако среди экономических советников президента не было единого мнения о
том, какими методами следовало добиваться поставленной цели. Выделилось два
направления в подходе к решению этой задачи. Представители первого из них
считали, что для повышения деловой активности и достижения нормального
соотношения между спросом и предложением нужно увеличить государственные
расходы, в том числе и на социальные нужды. Сторонники второго подхода
полагали, что важнейшим средством ликвидации диспропорции между спросом и
предложением является сокращение налогов, в первую очередь на доходы
корпораций. И те, и другие были сторонниками кейнсианской идеи дефицитного
финансирования, которая вошла в практику в годы «нового курса».
Но главное внимание уделялось профессиональной подготовке и обучению,
прежде всего среди молодежи, особенно страдавшей от безработицы. Были
созданы «трудовые корпуса», в которых за 1965—1968 гг. прошли подготовку
195 тыс. человек, из них более половины — негры.
[pic]
На рис. 2.1.5. Динамика инвестиций в США 1967 –1974 гг.
Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах
предусматривали выдачу льготных займов бедствующим фермерам и
сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи,
обучение грамотности и самым простым профессиям мигрирующих и сезонных
сельскохозяйственных рабочих.
Особая роль в законодательстве по борьбе с бедностью отводилась
программам и тактике «общинных действий». Замысел нововведения состоял в
усилении эффективности и улучшении координации различных программ «помощи
бедным» на местном уровне, путем участия местной общественности. В
муниципалитетах и штатах создавались агентства «общинных действий», которые
распределяли и контролировали использование помощи. На долю программ
«общинных действий» в 1965—1968 гг. пришлось около 2,5 млрд дол., или 45 %
всех расходов Управления экономических возможностей.
Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной
подготовки детей бедняков. Специальные средства выделялись также для
учебных округов со значительным числом учащихся из бедных семей. Эти меры
способствовали повышению образовательного уровня малообеспеченной молодежи.
В области обслуживания была принята специальная программа «Меди-кейд» в
виде поправки к закону о социальном страховании.
Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с
доходами ниже «границы бедности» получили право на льготные условия
медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.
Наибольшее значение в социальной политике демократов середины 60-х гг.
имело то, что за многие десятилетия была сделана попытка ограничения
расовой дискриминации. По законам 1964 и 1968 гг. была запрещена
дискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования,
при продаже земли и сдаче в аренду жилья.
Известный шаг вперед администрация Л.Джонсона сделала и в области
трудового законодательства. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят
до 1,6 дол. в час. Это законодательство распространялось на новые категории
рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных
сельскохозяйственных рабочих.
Кроме того, была активизирована политика регулирования сельского
хозяйства. С 1965 г. увеличивались субсидии и кредиты федерального
правительства фермерам для поддержания цен. В 1968 г. на эти цели было
израсходовано около 3,5 млрд дол.
Всего же на «борьбу с бедностью» за период 1964—1968 гг. было
израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к
концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение
этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966
гг. ВНП возрос на 4—6 % в год, что в 2 раза превышало темпы в
предшествовавшие 5 лет. Впервые за многие годы США стали опережать страны
Западной Европы по темпам экономического роста. Индекс общего объема
промышленного производства возросло 156 (1959 г. — 100). Среди основных
факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию
США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый
для обновления основного капитала в условиях НТР; б) рост потребительских
расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного
регулирования.
[pic]
На рис. 2.1.6. Динамика налоговых поступлений. США 1967 –1974 гг.
Однако не все обещания программы «великого общества» были выполнены. В
1965 г. началась эскалация войны во Вьетнаме, что потребовало увеличения
военных расходов и замораживания средств на социальные программы.
Потребности военного бюджета вынудили правительство ввести 10%-ные надбавки
к подоходному налогу. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уровня
жизни населения.
Непопулярная война вызвала невиданное по масштабам антивоенное движение,
которое вместе с другими
акциями социального протеста создали напряженную политическую обстановку в
стране, что привело к поражению демократов на выборах 1968 г.
[pic]
На рис. 2.1.7. Дефицит (излишек) госбюджета в экономике США 1967 – 1974 гг.
Обострение противоречий социально-экономического развития США в 70-е гг.
Уже в первый год правления республиканской администрации во главе с
Р.Никсоном экономика США столкнулась с серьезными проблемами. С осени 1969
г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8
%. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли
промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы,
что составило около 5 млн человек. Покатились вниз стоимость акций на Ныо-
Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли
корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали
рост цен и нарастающая инфляция.
В этих условиях администрация Никсона прибегла к чрезвычайным мерам по
стимулированию экономики. Летом 1971 г. президент объявил о переходе к
новой экономической политике, которая прошла четыре фазы. На первом этапе
(август—ноябрь 1971 г.) цены и заработная плата были заморожены на 90 дней,
был установлен дополнительный 10%-ный налог на импорт и временно прекращен
обмен долларов на золото. США признавали установление колеблющегося курса
доллара, отказываясь тем самым от «золотого синдиката». Практически это
означало конец Бреттон-вудской финансовой системы и влекло за собой
дальнейшее падение стоимости доллара и усиление инфляции.
[pic]На рис. 2.1.8. Динамика инвестиций в США 1967 –1974 гг.
На второй стадии новой экономической политики (ноябрь 1971 г. — январь
1973 г.) замораживание цен и заработной платы было заменено контролем над
ними, осуществляемым специально учрежденной комиссией по заработной плате и
ценам. Правительство поставило задачу не допускать ежегодного роста цен
более чем на 2,5 % и установило потолок повышения ставок оплаты труда в
новых коллективных договорах в 5,5 %. Проведенная в декабре 1971 г.
девальвация доллара повысила конкурентоспособность американских товаров на
мировом рынке.
В ходе третьей фазы новой экономической политики (январь—июнь 1973 г.)
прямой государственный контроль над ценами и заработной платой был снят.
Предполагалось, что в дальнейшем предприниматели и профсоюзы добровольно
будут соблюдать линию на ограничение уровня инфляции 2,5 % в год. Однако
этого не произошло. Весной 1973 г. темп инфляции составил 8,2 %. Это
вынудило правительство вновь на 60 дней заморозить цены, чтобы затем
перейти к новой системе контроля. Однако и она не дала желаемых
результатов.
Четвертая фаза новой экономической политики, которая завершилась 30
апреля 1974 г., т.е. по истечении срока действия закона о стабилизации,
провалилась. Именно в этот период цены росли особенно быстро, что отчасти
было связано с принятием в июле 1973 г. нового аграрного закона, снявшего
все ограничения на производство сельскохозяйственной продукции. В отчете
СЭК за 1973 г. признавалось, что попытки справиться с инфляцией оказались
безуспешными, что она «превратилась в чудовище, напоминающее многоголовую
гидру: на месте одной отсеченной головы каждый раз вырастали две новые».
Социальная политика республиканской администрации Никсона отличалась от
политики демократов. Были урезаны программы «борьбы с бедностью»,
ассигнования на переустройство городов, профессионально-техническое
обучение, помощь этническим меньшинствам. Сокращение расходов федерального
правительства сопровождалось призывами к усилению компетенции штатов и
муниципалитетов в сфере социальной политики, к более активному привлечению
частного капитала, поощрению личного успеха, преодолению безынициативности,
лености и т.д. Вместе с тем правительство больше учитывало интересы тех
слоев населения, которые не могли сами себя обеспечить.
————————
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]