Министерство сельского хозяйства Российской Федерации «Воронежский
государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки»
Кафедра экономической теории и мировой
экономики
Курсовой
проект на тему
Проблемы
реформирования экономики в России на современном этапе.
Выполнил: студентка Э 2-1
Жаркова Э.Ю.
Руководитель: профессор
Шишкина Н.В.
Воронеж 2006.
План
Введение………………………………………………………………………………………………………
3
1
Общая оценка экономической ситуации в стране………………………… 5
2
Основные проблемы и их анализ…………………………………………………… 18
2.1
темпы инфляции…………………………………………………………………………
18
2.2
уровень безработицы………………………………………………………………………… 27
2.3
взаимосвязь этих проблем……………………………………………………………… 31
3
Выводы и предложения……………………………………………………………………… 34
Используемая
литература……………………………………………………………………… 37
Введение
В проделанной мною работе я
попыталась отобразить положение России на данном этапе развития, показать его
всесторонне: лучшие и худшие стороны.
Цель моей работы – выявление и
анализ проблем современной экономики.
Задачи данной работы:
·
Проанализировать
современную экономическую ситуацию в России
·
Обозначить основные проблемы
современной экономики нашей страны
·
Выявить причины
возникновения этих проблем
·
Исследовать данные
проблемы
·
Нахождение возможных
путей решения
В первой главе я попыталась
дать общую оценку экономическо-политической ситуации в нашей стране,
проанализировать, почему произошло так, а не иначе, выявить причины неудач.
Вторая глава содержит в себе
подробный анализ 2 проблем: инфляция и безработица. Я выбрала их потому что,
на мой взгляд, они являются особенно наболевшими.
Третья глава содержит выводы и
предложения. В ней я попыталась указать дальнейший путь развития нашей державы.
На протяжении всей своей работы
я высказывала абсолютно субъективное мнение о дальнейших путях развития России.
Считаю выбранную мною тему
чрезвычайно актуальной. Наша страна сейчас находится на том периоде развития,
когда каждое принятое решение, каждый шаг, каждая реформа, может тем или иным
образом повлиять не только на отдельные секторы экономики, но и на всю державу
в целом. И, конечно всем бы хотелось, чтоб эти реформы пвисит будущее всей россииу чрезвычайно актуальной. но субъективное
мнение были хороши не только для правящей верхушки, но и для простого
населения, вне зависимости от социального статуса. Поэтому поднятие и анализ
данной проблемы является чрезвычайно важным и злободневным на сегодняшний день.
1.
Общая оценка экономической ситуации в стране.
Россия в
настоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выбор
направления дальнейшего движения будет, абсолютно очевидно, иметь далеко идущие
последствия.
Завершилась
фаза восстановительного роста, начата разработка стратегии и механизмов для
перехода к экономическому росту инвестиционного типа. Собственно говоря, выбор
уже сделан: взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществ
страны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна
развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших
стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных
доходов, которые будут использованы для модернизации нашей экономики.
Установленная
законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей будет
превышена уже к 2007 г., почти на два года раньше, чем планировалось
первоначально.
Уже сейчас
имеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленной
инвестиционной политики. Теперь необходим следующий шаг – использование доходов
от природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурного
типа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно с
союзниками и ближайшими партнерами.(7)
Сегодня
финансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века.
Сейчас важно, чтобы объекты инвестирования соответствовали приоритетам
стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное
воплощение.
Вместе с тем на
фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов
развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к
существенному торможению экономического роста в нашей стране. Практически
исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с
усилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускной
способности транспортной инфраструктуры.
Сохраняется
тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде
всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и
здравоохранения.
Обостряются
проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества
производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности. (14)
Для того
чтобы ответить на вызовы времени и воплотить в жизнь новые стратегии
экономического развития, необходимо ответить на ряд острых для общества и
специалистов вопросов. Один из таких вопросов – спокойное, профессиональное и
строгое подведение итогов приватизации в нашей стране. Это гигантский по своим
масштабам и последствиям процесс трансформации не только экономики, но и всего
нашего общества. За ничтожный срок произведена ломка отношений между
государством и субъектами экономики, в стране радикально поменялось положение
общественных слоев и групп. Последствия этих процессов наше общество стало
осознавать и осмысливать совсем недавно.
Ускоренная
приватизация вызвала много споров о ее правовой основе. Неверно думать, что в
этой сфере царил полный правовой беспредел. Анализ показал, что в каждый данный
момент наличествовало законодательство, которое устанавливало рамки действий
государственных органов.(5)
Другое дело
– качество этого законодательства, его неполнота и нередко нецивилизованное
лоббирование частных интересов. В результате образовался ряд «завалов».
Во-первых:
С позиции сегодняшнего дня видны противоречия и
«дыры» в законодательстве, и явная «подгонка» правовых актов под конкретные
интересы и нужды. Особенно этим отличались президентские указы тех лет. Но даже
это несовершенное законодательство постоянно нарушалось чиновниками всех
уровней, которые отвечали за раздачу государственной собственности. Ни о какой
прозрачности для общества этих решений речи тогда не шло.
Почти каждый
приватизированный объект немедленно обрастал «гроздьями офшоров». В результате
образовался первый крупный «завал»: отсутствие прозрачности и ясности в
важнейшем вопросе – кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в
этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно
четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для
массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.
Во-вторых:
Какие доходы бюджет получил от приватизации?
Разумеется, это
просто слезы по сравнению с теми оценками активов, теми доходами, которые
впоследствии получили новые собственники.
Мы постоянно
слышали аргумент: целью приватизации было создание эффективного собственника, а
не пополнение бюджета, и это правда. И никто не предлагает пересматривать
приватизацию на этом основании.
Но, второй
«завал», тем не менее, образовался. Его суть – гигантская недооценка
национального богатства страны, его фактическое обесценение в ходе
приватизации. И с этим что-то нужно делать. Необходимо вернуть экономике России
ее истинные масштабы, а через это – и надлежащее место в мире.
В-третьих: Одна из причин, почему
значительная часть экономики, нашего национального богатства оказалась
ненаблюдаемой, – это отсутствие строгого и исчерпывающего описания объектов
собственности, включая их оценку.(12)
Подобное описание
в советской экономике с единственным собственником, государством, не
требовалось. А когда началась приватизация, отсутствие описания объектов
приватизации позволило их оценивать, как Бог на душу положит, а потом прятать в
офшорах огромные куски активов, получая с них неучтенные доходы. Так мы
получили третий «завал».
Перед
государством стоит задача обеспечения четкого описания всех объектов
собственности, включая отражение в земельных и лесных кадастрах. И только решив
эту задачу, мы можем прийти к обществу цивилизованных собственников, а
государство получит твердую основу для разработки и проведения в жизнь
реалистичной экономической политики.(3)
В-четвертых: О сверхконцентрации
собственности в руках немногих граждан и не граждан страны. На
старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально
большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное
богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы
сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:
–
гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями
тысяч собственников– держателей акций, и
– огромное число
малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до
80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.
Но, в
середине 90-х от этой цели фактически отказались. Вместо этого были созданы
гигантские холдинги, прежде всего, в сырьевых отраслях, а собственность была
передана в руки горстки лиц.
Малый же бизнес
был брошен на произвол судьбы и практически отдан под власть криминала и «крышующих»
его правоохранителей.
Так мы получили четвертый «завал».(12)
Из-за
сверхконцентрации собственности у нас до сих пор не развиты фондовый рынок,
банковская система, назревают разрывы в доходах, и общество пока еще (если
говорить объективно) не принимает частной собственности.
Не говоря уже о
соблазнах конвертировать экономическую власть в политическое влияние и обратных
тенденциях.(6) Ясно, что мы не построим конкурентоспособную рыночную
экономику, не разобрав этот «завал».
Полагается,
что всем понятна искусственность и неадекватность границ России на
экономической карте мира. Большая часть реальных активов, составляющих
национальное богатство страны, либо не вовлечена в хозяйственный оборот, либо
не отражается в легальном финансовом обороте, что ведет, в частности, к
занижению валового внутреннего продукта.
В
результате в России сложился многотриллионный мешок как бы
«виртуализированных», но вполне реальных активов, – прямая противоположность
финансовому «пузырю» на рынках развитых стран. Уже второе десятилетие страна
живет в противофазе с остальным миром, тем самым формируется системное
напряжение между экономиками двух типов, снятие которого требует комплексного и
стратегически выверенного подхода. (1)
Ситуация
подводит нас к выбору: либо мы соглашаемся со сложившимися условиями и будем
пытаться выжать в этих рамках максимум возможного, либо мы выходим за эти рамки
и подводим под задачи, поставленные президентом, принципиально иные ресурсные
возможности, которые позволят совершить модернизационный рывок и оздоровить
морально-политическую и, если угодно, психологическую обстановку в стране.
При этом
суть проблемы очевидна. Приватизационный механизм развития отечественного
бизнеса за счет декапитализации госсобственности и ее передела в нижней точке
стоимости себя исчерпал. Сегодня этот механизм – главное препятствие на пути
роста капитализации отдельных бизнесов и экономики страны в целом, условием
которой является интеграция в мировой рынок и доступ к долгосрочным кредитным
ресурсам.
Очевидно,
что если бы в России доминировали иностранные компании, то капитализация страны
в десятки раз превышала нынешнюю, а российская экономика входила бы в десятку
крупнейших экономик мира. Этот потенциал роста остается незадействованным, он
не включен в повестку дня переговоров бизнеса и власти. Публичные дискуссии и
проектные работы правительства по-прежнему идут вокруг недокапитализированных
активов.(7)
Общественное
сознание как бы застряло на проблемах «массового ограбления» и верит в
неизбежность «справедливого» передела. А выигравшие от приватизации
собственники до сих пор не избавились от ощущения недолговременности своего
успеха и боятся нового передела.(12)
С
экономической точки зрения, политика рекапитализации национальных активов
выгодна и государству, и бизнесу. Технически, как показал опыт «ЮКОСа», такой
рост возможен. Даже при умеренно успешном сценарии в ближайшие 7–10 лет Россия
может рассчитывать на рост показателей капитализации до двух трлн долл. США.
Только капитализация Газпрома, по заявлению одного из его руководителей, должна
увеличиться многократно. Однако данный сценарий нереализуем, как показал опять
же опыт «ЮКОСа», в виде индивидуальной стратегии отдельно взятой частной
компании. Помехой является кризис доверия между бизнесом и властью: власть
подозревает бизнес в желании продать национальные активы иностранному капиталу,
а бизнес – власть в желании реприватизировать собственность.
Необходимым
условием реализации политики рекапитализации является продуманная программа
взаимодействия бизнеса и власти, открытая для широкого круга участников. Для
этого необходимо переформатировать общественную дискуссию с проблемы
«справедливого» передела собственности на проблему «справедливого» раздела
будущей прибыли, которая намного превосходит «недоплаченную стоимость» приватизированных
активов. Все стороны, естественно, будут ориентированы на идею роста и
совместного участия в доходах. Новый формат позволит вывести дискуссию из
конфронтационного пространства в договороспособное, позволит власти и бизнесу
консолидироваться на основе общей национальной стратегии развития России и
таким образом снизить до минимума страновые риски.
С точки
зрения технологии, решение задачи рекапитализации в общенациональном масштабе
невозможно в закрытом режиме – через договор группы госчиновников и бизнеса.
Этим политика системной рекапитализации бизнеса должна принципиально отличаться
от декретной приватизации.(6)
Выработка и
реализация национальной стратегии ускоренного развития России на основе
фундаментального роста стоимости активов возможна только в случае привлечения
основных групп интересов, отражающих в совокупности ожидания широких слоев
населения. Залог успеха инициативы способные снять синдром «массового
ограбления» в результате приватизации, переключить внимание общества с прошлого
на будущее. Россия должна пройти эту развилку, в противном случае 2008 г. может
быть стартом нового «справедливого» передела собственности.(5)
Киевский Майдан
показал, что понимание обществом социальной справедливости легко превращается в
политическую реальность и обесценивает любые кулуарные договоренности бизнеса и
власти.
Формулу
национального согласия, выстроенную на взаимном интересе государства, бизнеса и
рядовых граждан, предстоит определить, опираясь на понимание необходимости
авторства каждого из этой тройки. Выгода, которую при этом извлекут все три
стороны, должна быть выражена в рамках их внутренней программы и собственного
языка, и должна быть значима по своей величине.
Для бизнеса
успех проекта означает формирование надежной основы для долговременного
экономического развития, с существенным выигрышем уже на первом этапе,
естественно, при условии повышения конкурентоспособности национальной экономики
в целом.
Для
государственной власти – это защита пространственного суверенитета, гарантия национальной
безопасности в вопросах контроля за критически важными ресурсами страны.
Для широких
слоев населения – это приоритет целей, отражающих представление о социальной
справедливости, и понятные механизмы их достижения.
В целом
такая программа может обеспечить власти политическую поддержку на десятилетие.
Инициативы президента, озвученные в послании Федеральному Собранию и, кстати,
частично реализованные (сокращение срока давности по имущественным спорам,
амнистия капиталов, легализация личной собственности граждан), свидетельствуют
о понимании властью существующих проблем.
В свою
очередь, бизнес должен выступить с ответными инициативами, с учетом основных
стратегических целей государства:
1) обеспечение
социальной справедливости;
2) гарантии национальной
безопасности;
3) возможности
долгосрочного планирования развития бизнеса и экономики в целом.(12)
Необходима
лаконичная и бьющая прямо в цель программа шагов, понятная лидерам
общественного мнения в стране, руководителям государства и бизнес-сообществу. И
это не должно вызывать конфликтов с международными партнерами России.
Идеологический
смысл заключается в том, что каждая из сторон является незаменимой в общей
формуле национального согласия. Инициатива объективно будет принадлежать тем,
кто успешно соединит вопросы долгосрочного развития бизнеса и национальной
безопасности. На этой объединенной платформе можно обращаться к широким слоям
населения.
Смысл также
в том, чтобы вывести обсуждение проблемы из закрытых кабинетов в публичное
пространство. Только публично проговорив проблему, можно реально подвести черту
под прошлым и двигаться дальше в будущее.
Целевой
установкой является создание новых источников роста в экономике и механизмов
для решения задачи подведения итогов приватизации с выходом на более высокую
рыночную стоимость капитальных активов. Речь идет не о переделе собственности и
не о пересмотре итогов приватизации и реприватизации, тем более, как это имеет
место в Украине, а о рекапитализации.(14)
Поскольку
необходимость переоценки национального богатства России совпадает во времени с
формированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса,
беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов, успех данного
проекта предполагает соответствующую переговорную составляющую в ходе
установления нового глобального баланса экономических потенциалов.
При этом мы
рассчитываем, что по прошествии 5–8 лет Россия может достичь рыночной
капитализации в 5–6 трлн долларов США (сегодня, кстати, в Соединенных Штатах
Америки этот показатель равен 14 трлн долларов), т.е. станет полноправным
участником «большой восьмерки», и ее экономический статус перестанут подвергать
сомнению.
При этом
экономическая политика приобретет устойчивость и реалистичность, поскольку
будет опираться на адекватное представление об экономике страны. Новый масштаб
легальной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.
Бизнес
получит гарантированную и государством, и обществом легитимность итогов
приватизации и, как следствие, рост капитализации корпоративных активов,
компенсирующих взятые на себя обязательства.
Регистрация
прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры,
«спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем
мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.
Экономика
России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет
обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая
диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет
совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные
позиции России. (12)
2.
Основные проблемы и их анализ
2.1
темпы инфляции:
«Это
было во время инфляции. В месяц я получал 200 биллионов марок.
Деньги
выдавали по два раза в день и тут же устраивали на пол часа перерыв – чтобы
успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят
новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину».
Эрих М.
Ремарк «Три товарища»
Безусловно, инфляция «всегда и везде является денежным
феноменом» (М. Фридман). Однако на протяжении коротких временных
интервалов темпы роста денежного предложения и цен могут отличаться под воздействием
различных факторов.
С начала 2005 года значение индекса потребительских цен (ИПЦ),
отражающего изменение цен на корзину из определенного набора товаров и услуг в
среднем по России, составило 7,3% (см. Рисунок 1). Это означает, что с начала
2005 года в среднем по РФ цены на потребительские товары и услуги увеличились
на указанную величину. В то же время за тот же период 2004 года потребительские
цены выросли лишь на 5,3%. То есть, цены росли в 2004 году медленнее, чем в2005.
Однако, индекс потребительских цен в целом по РФ отражает лишь
среднее изменение цен. В то же время в каждом отдельном регионе страны цены
могут изменяться как значительно быстрее, так и намного медленнее. Так,
например, в Эвенкийском автономном округе цены выросли на 33,6% , в Камчатской
области на 15%, а в Волгоградской области на 11,3%. В то же время в
Корякском АО рост цен не превысил 3%, а в Тамбовской и Архангельской областях
5,5%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские товары и услуги подорожали с
начала 2005 года в среднем на 7,3% и 8,2% соответственно. То есть воздействие инфляции на ваш
личный уровень жизни зависит и от того, где именно вы живете. Кроме
того, индекс потребительских цен рассчитывается как средневзвешенное из трех
компонент: индексов цен на продовольственные товары, непродовольственные товары
и платные услуги населению. Проигрывая в одном, вы можете выиграть в другом. В
мировой практике для сопоставимости данных принято на протяжении достаточно
долгого периода времени поддерживать структуру весов постоянной. Ведь
манипулируя весами, то есть, снижая вес фактора, показавшего больший рост цен,
за счет увеличения веса фактора, продемонстрировавшего более умеренную ценовую
динамику, можно достаточно сильно варьировать конечный показатель. К сожалению,
в РФ Росстат не публикует данные о весах факторов. Более того, можно показать,
что данные веса не являются стабильными, что вызывает большие сомнения в
адекватности предоставляемых данных, иначе говоря – конечные цифры не сообщат
нам всего того, что хотелось бы знать для полного понимания всей картины.
Значительный вклад в рост цен внесло увеличение цен на платные услуги населению
и значительное подорожание продовольственных товаров.(13)
Также уровень монетизации экономики России (отношение денежной
массы к ВВП) по-прежнему достаточно низок по сравнению с другими странами с
переходной экономикой. Таким образом, до достижения сопоставимого уровня монетизации
экономики России рост денежного предложения будет «поглощаться»
потребностью экономики в деньгах для обеспечения трансакций и сбережений. Помимо
этого рост денежной массы соседствовал с быстрым ростом доходов населения и
розничного товарооборота, так что значительная доля прироста денежного
предложения была направлена на обеспечение покупательной способности населения
и поддержание необходимо уровня ликвидности для совершения покупок. (4)
В РФ органом, одной из основных целей деятельности которого
является поддержание стабильности цен, является Центральный Банк. Под контролем
ЦБ находится предложение денег в экономике, оказывающее важнейшее влияние на
инфляцию. В большинстве развитых стран центральные банки используют три
основных рычага воздействия на денежную массу:
1) операции на открытом рынке (покупка/продажа государственных
облигаций)
2) изменение ставки рефинансирования (ставки, под которую ЦБ
выдает кредиты коммерческим банкам)
3) нормы обязательного резервирования
(банки обязаны держать определенный процент своих активов в виде резервов в
ЦБ).
4) поддержание стабильности
национальной валюты.
Однако в России
ставка рефинансирования практически не оказывает никакого влияния на рынок, а
следует за ставкой процента на межбанковском рынке. Одновременно рынок
государственных бумаг в нашей стране практически отсутствует в условиях их
отрицательной доходности. То есть их просто невыгодно покупать, они не
сберегают деньги, а лишь сохраняют какую-то их часть.(13)
Также
в условиях высоких цен на основной товар российского экспорта
(нефть) в Россию поступает значительный объем валюты и для недопущения резкого
укрепления рубля ЦБ вынужден скупать эту валюту, увеличивая тем самым не только
золотовалютные резервы, но и количество денег в экономике. Если же ЦБ хочет
снизить темпы роста денежной массы и инфляцию, то ему придется допустить
значительное укрепление рубля, что негативно скажется на российском экспорте и
конкурентоспособности отечественных товаров. Необходимо не
упускать из внимания и еще один важный момент: сокращение денежной массы для
борьбы с инфляцией может привести к кризису ликвидности в банковском секторе.
Кроме того, растущая экономика требует и соответствующего роста количества
денег. Поэтому чрезмерное его сокращение способно вызвать и замедление
экономической активности. В первом полугодии 2006 года инфляция снизилась, относительно
прошлого года, но это временное улучшение не является определяющим показателем.
В (таблице 2(11))указаны статистические данные по инфляции, в том числе
и ее составляющие на период 2005-2006года. (15)
2005 г. |
2006 г.* |
Январь-июнь | Июль-декабрь | |||
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006* г. |
|||
Инфляция |
10.9 |
9.5 |
7.8 |
6.2 |
2.8 |
3.1 |
Цены на продукты питания |
9.8 | 9.6 | 8.7 | 7.4 | 1.0 | 2.1 |
аграрная продукция |
15.3 | 10.0 | 16.7 | 8.0 | 1.3 | 1.8 |
плодоовощная продукция |
14.7 | 26.0 | 40.8 | 31.5 | 18.6 | 4.2 |
другая сельхозпродукция |
16.1 | 6.3 | 10.7 | 2.4 | 4.9 | 3.8 |
прочие продукты питания |
4.2 | 9.3 | 0.7 | 6.9 | 3.5 | 2.2 |
Цены на непродовольственные товары |
5.9 | 5.1 | 2.4 | 2.3 | 3.3 | 2.7 |
Бензин |
16.1 | 5.0 | 2.7 | 2.5 | 13.0 | 2.4 |
прочие непродовольственные товары |
5.4 | 5.1 | 2.4 | 2.0 | 2.9 | 3.0 |
Тарифы на платные услуги |
21.1 | 15.0 | 15.4 | 10.1 | 5.0 | 4.5 |
услуги ЖКХ |
32.7 | 18.5 | 29.1 | 16.0 | 2.8 | 2.2 |
Прочие |
15.0 | 12.9 | 8.2 | 6.6 | 6.3 | 5.9 |
Базовая |
8.4 |
7.8 |
4.5 |
3.7 |
3.8 |
4.0 |
Базовая |
4.9 |
6.9 |
1.8 |
4.0 |
3.1 |
2.8 |
Справочное. |
||||||
Курс рубля к доллару США |
3.7 | 6.5 | 3.3 | 5.9 | 0.4 | 0.6 |
Темп роста наличных денег |
30.9 | 34.8 | 7.6 | 11.4 | 21.7 | 20.9 |
Таблица 2: Инфляция и ее составляющие (%)
Как приходится бороться с инфляции в России?
Таким образом, ЦБ приходится выбирать между взаимоисключающими
целями в условиях ограниченности средства воздействия на ситуацию. Однако на
самом деле, вполне вероятно, что в настоящее время инфляция в России носит во
многом не монетарный характер («больше или меньше» денег в обороте),
а порождена структурными диспропорциями в экономике. Так, в конце 2004 — начале
2005 гг. денежная масса в стране росла более медленными темпами, чем в аналогичном
периоде предыдущего года, однако это не привело к замедлению темпов инфляции (Рисунок
3.). Так что дело не только в количестве запущенных в оборот денег, но и в
их реальном распределении по всей экономике страны. (13)
Рисунок 3 Темпы прироста денежной массы.
В такой ситуации представляется, что важным является снижение
неопределенности путем четкого определения целей экономической политики,
разработка реалистичных прогнозов, а также избежание значительного сжатия
денежной массы в условиях значительно более низкой монетизации ВВП (отношение
денежной массы к ВВП), чем в развитых странах. В то же время следует
сосредоточить особое внимание на решении структурных проблем экономики, таких как
сильная монополизация локальных рынков, неразвитость банковского и в целом
финансового сектора, развитие цивилизованных методов регулирования предложения
денег. То есть нельзя допускать чрезмерного скопления денег на одних рынках и
их нехватки – на других.(1)
И в заключении можно сказать, что инфляция – вещь неизбежная. И
если для простого россиянина она пока воспринимается как «рост цен»,
от которого нельзя защититься, приводящий к тому, что «жить становится все
тяжелее», то это происходит во многом из-за плохого понимания.
Обыкновенные граждане только учатся азам рынка. Во многом недовольство людей
могло бы быть снижено, если бы люди научились складывать из азов отдельные
слова, иначе говоря – знать, что подорожает, когда, почему, и даже свои личные
бюджеты распределять не от получки до получки, а планировать расходы на более
длительный срок. Отдельный человек не может победить инфляцию. Но снизить силу
наносимого ей удара по карману в какой-то степени можно. Для этого не нужно
быть «продвинутым экономистом» – достаточно вспомнить поговорку
«готовь сани летом, телегу зимой» и откладывать копеечку не на черный
день, а на тот момент, когда, скорее всего, придется профинансировать те или
иные расходы. А тем, кто занят своим, пусть небольшим бизнесом, учиться
придется основательнее.
Конечно, все это не снимает ответственность и с органов
государственной власти, ответственных за рост цен. Высокая инфляция неизбежно
приводит к снижению уровня жизни простых граждан страны, и не допустить это
важная задача правительства и Центрального Банка.(13)
Кроме того, жаль, что пока телевидение или газеты сообщают
простым и понятным языком только прогноз погоды – прогноз «финансовой
погоды» становится не менее нужной вещью для россиян, поскольку все они
живут в рыночной экономике. Что-то говорится и в специальных изданиях, но очень
сложным языком. Если бы метеорологи сообщали бы нам прогноз погоды в своей
специальной терминологии, мы бы попросту не поняли, когда будет дождь или
заморозки. Ну, и еще труднее в таком случае будет объяснить, что право на
ошибку, которое мы признаем за метеорологом, распространяется и на экономиста.
Мы, конечно, недовольны неверным прогнозом погоды, но все же от него не
отказываемся.
2.2 уровень безработицы
«Безработица как таковая, пусть обеспеченная или
затопленная частными или государственными субсидиями, унижает человека и делает
его несчастным».
Иван Ильин
Безусловно, безработица
является наиболее плачевным последствием реформирования экономики в России. И
решение этой проблемы должно быть незамедлительным. Отсутствие рабочих мест
имеет важнейшие последствия на уровень жизни населения. В России же эта
проблема принимает серьезные масштабы.
В феврале
2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим
месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек.
Это 7,7% всего экономически активного населения страны. Об этом сообщается в
докладе Федеральной службы государственной статистики. (2)
При этом
число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось
на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек,
передает «Прайм-ТАСС».
Численность
экономически активного населения в России по состоянию на конец февраля 2006 г
оценивалась Росстатом в 73,9 млн. человек примерно 51% от общей численности населения
страны. (2)
По данным Росстата, реальные
располагаемые денежные доходы российского населения рассчитанные за вычетом
обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен в
январе-феврале 2006 года повысились на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом
2005 года. Среднедушевые доходы россиян в феврале 2006 года составляли 8092
рубля. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в
феврале 2006 г составила 9106 рублей.(11)
Проблема существует также среди
молодежи. Рост числа безработных среди молодежи грозит замедлением мировой
экономики и ставит под удар стабильность и безопасность нашей страны. Прогнозы неутешительны: через 10 лет
уровень безработицы среди молодежи увеличится на 15%. Также, по данным Росстата
огромное количество молодых людей живут за чертой бедности (менее чем на 2
доллара в день). Безработица среди молодежи представляет собой не только
серьезный вызов самим молодым, но и экономические утраты в виде утечки
сбережений и человеческого капитала. Также это чревато издержками на социальные
программы, направленными на борьбу с преступностью и употреблением наркотиков.(10)
Также последствием безработицы является демографический
спад. Статистики уже бьют тревогу: к 2008 году в российских школах будет
учиться на 6 миллионов детей меньше, чем сейчас
Таковы последствия
демографического спада, происходящего в России. Об этом заявил на
пресс-конференции министр образования РФ Владимир Филиппов. За последние 10 лет
в России закрылось 2 тысячи школ, на 25 процентов сократилось число учащихся в
начальной школе. Филиппов отметил, что уменьшение числа учеников и введение
12-летнего обучения влечет за собой переподготовку и сокращение числа учителей.
Так, по расчетам, нужно будет сократить к этому времени 500 тысяч педагогов. (8)
Вследствие безработицы
возникает огромное количество проблем, связанных с отсутствием денежных
средств. Множество семей не может позволить себе «свести концы с концами». По
данным социологического опроса проведенного в Москве в 2006 году. Из 100 опрошенных
семей только, в среднем 13 могут жить более или менее достойно. Прочие данные
приведены в (Таблице 4):
янв. |
Май |
июль |
сент. |
|
Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты |
13 | 16 | 14 | 13 |
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения |
37 | 36 | 34 | 35 |
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой |
38 | 37 | 38 | 39 |
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи |
12 | 11 | 14 | 13 |
Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки квартиру, дачу и многое другое |
0.1 | 0.4 | 0.3 | 0.3 |
Таблица
4: Доход и уровень жизни (кол-во из 100 опрошенных).
И хотя правительство все время
принимает какие-то решения, и все время внедряет какие-то реформы, по данным
социологического опроса население не особо заметило изменений (Таблица 5.)(14):
За минувший год* |
Через год** |
|
Значительно лучше | 4 (5) | 5 (6) |
Несколько лучше | 24 (25) | 15 (16) |
Без изменений | 48 (45) | 37 (34) |
Несколько хуже | 16 (17) | 10 (7) |
Значительно хуже | 7 (6) | 4 (2) |
Нет ответа | 2 (2) | 31 (35) |
Таблица
5: Оценки изменений за минувший год. Ожидание на ближайшее будущее.
*
данные июля 2006 года; **Ожидание на будущее
2.3
Взаимосвязь этих проблем
Интересно заметить что инфляция
и безработица тесно взаимосвязаны между собой. Увеличение занятости и снижение
безработицы сопровождаются ростом инфляции спроса, так как в экономике
постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять
производство приходится за счет «переманивания» ресурсов от одной фирмы
к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и
цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть
достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это
означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы
обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филлипса (Phillips curve). (Рисунок 6)
Задача состоит в нахождении оптимальной
точки пересечения между линиями, идущими от оси инфляции и от оси безработицы.
Предположим, что это – точка, где безработица составляет 4%, а инфляция – 6% в
год. Если инфляция будет раскручиваться дальше, безработица понизится до 3 и
менее процентов.
В любой момент
времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на
кривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для
краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа
инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филлипса.
Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, так как фактический
уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
В 70–х годах в
странах Запада обнаружилось явление «стагфляция», которое сочетало
безработицу с инфляцией. Рост происходил в обоих направлениях. Цены продолжали
повышаться даже в условиях заметного спада производства.
Непредвиденным
подобное развитие событий считать трудно. В развивающихся странах, где
безработицу стимулировал демографический взрыв, а государственное управление
финансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции и
безработицы обнаружилось значительно раньше.
Здесь, по-видимому,
следует учитывать национально-психологические особенности, «фактор
предпочтения», т. е. реакцию населения страны на инфляцию и безработицу, а
также степень социальной защищенности. При рассмотрении среднегодового темпа
колебаний по этим показателям видно, что, например, для Швеции или Италии
ориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции, а для
Германии же последняя является ключевой. Англосаксонский регион также
обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
Опыт
государственного регулирования безработицы различен во времени и пространстве,
эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептов
в этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана с
историческими традициями, склонностями населения, его привычками, политической
активностью и т. д.
3
Выводы и предложения
Экономика России на данном
этапе развития находится в переходном периоде. И от принятых сейчас мер зависит
будущее нашей великой державы. После тяжелого кризиса 90-х годов Россия,
наконец, выходит на путь развития и подъема экономики.
Но для того чтобы страна
процветала необходимо, в первую очередь, заботится о ее населении и экономике.
Эта «забота» должна включать в себя:
-бесплатное и качественное
медицинское обслуживание
Эта проблема сейчас приобретает
ужасающие масштабы, поскольку малоимущий человек не может обеспечить свое
лечение, возникает своеобразный «естественный отбор» и люди с маленьким
достатком вынуждены «загибаться» от отсутствия возможности вылечиться. Это
явный промах государства. Необходимо принятие соответствующих мер и реформ, для
решения этой проблемы, так как успех нации НЕВОЗМОЖЕН без ее здоровья!
-бесплатное и качественное
образование
Бесплатное образование сейчас
становится вымирающим видом. Все больше и больше становится так называемых «коммерческих»
университетов и школ. Все меньше бюджетных мест остается в государственных
ВУЗах. Сейчас, как показывает практика, платное образование доказывает свою
несостоятельность (качество бесплатного образования значительно выше).
Порой талантливый от природы
ребенок не может после школы продолжить свое обучение из-за отсутствия средств
на него. В результате мы теряем огромное количество пртенциально-качественных
«мозгов». А как же тогда будет развиваться держава без ученых и научных
разработок? Без высококвалифицированных и ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов?
-поддержку науки
В первую очередь финансовая. В
России рождается огромное количество умных и талантливых людей, это одна из
наиболее, на мой взгляд, одаренных наций. Достаточно вспомнить наших великих
ученых, поэтов, писателей…
Сейчас же мы наблюдаем пугающую
своими масштабами «утечку мозгов». Если так пойдет дальше в стране не останется
ни ученых, ни, следовательно, собственных технологических разработок.
В качестве выводов и в
заключении я могла бы сказать следующее:
Для подъема и эффективного
развития экономики в России необходимо обратить внимание на промышленность. В
нашей стране имеется огромное количество заводов, которые простаивают без дела,
их нужно оснащать современным оборудованием и налаживать в них выпуск товаров. Необходимо
развивать собственное производство, заниматься научными разработками,
внедрением новых технологий в производство. Все это позволит производить КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ
товар. А также очень серьезна такая проблема, как простое РАЗБАЗАРИВАНИЕ нашего
богатства, полезных ископаемых. Необходимо всерьез задуматься над этим, ведь все
когда-нибудь кончается и наша нефть тоже не вечна, поэтому надо думать о
будущем. Не надо продавать сырье за границу, нужно строить соответствующие
установки и вести переработку на местах, и продавать сырье уже
переработанным.Это не только поднимет и укрепит экономику, но и решит важную
проблему – даст людям рабочие места. Этим мы убьем сразу нескольких зайцев:
снизим безработицу и поднимем экономику и уровень жизни населения.
Использованная литература:
1. Афонцев.
Завершение революции: консолидация и нестабильность:\ www.iet.ru
2
Безработица увеличилась. 22 марта 2006 г.//www.newsru.com (8)
3 Егор
Гайдар. Инфляция://www.iet.ru
4 Егор
Гайдар. Восстановительный рост и некоторые особенности современной
экономической ситуации в России://www.iet.ru (10)
5 Институт
Экономики Переходного периода. Экономико-политическая ситуация в России://www.iet.ru (7)
6 Клепач, О.
Брезинская, Д. Лепетиков. Валютный курс и экономический рост://www.opec.ru (9)
7 Обзор
Российской экономики.://www.polit.ru (6)
8 Обзор
социально-экономического развития России://www.interfax.ru (12)
9 Пресс-конференция
с министром образования.://www.itar-tass.com (11)
10 Роман
Доброхотов. Нетрудовые резервы://www.iet.ru (5)
11
Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: //www.gks.ru
12 .Степашин
С. 26.04.2006.Публикация материалов международной конференции «Переходные
экономики в постиндустриальном мире: вызовы десятилетия» 20-21 марта 2006
года://www.iet.ru (2)
13 Трунин
Павел. Инфляция: изучаем проблему://www.iet.ru
14 Центр
развития. Обозрение Российской экономики. Валютный курс и денежные показатели://www.dcenter.ru (4)
15 Центр
развития. Обозрение Российской экономики. Инфляция: //www.dcenter.ru (3)
16 . Шишкин А.Ф.
Экономическая теория: Учебник для ВУЗов.-М.:Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС,
1996. 656с.