Заключение
Как показывает анализ процессов приватизации и развития фондового рынка
в России, денационализация может осуществляться либо путем глобальной или
ограниченной приватизации, либо бесплатной передачи предприятий или продажи
его инвестору. В результате ваучерной приватизации уже к 1994 году в России
13 тыс. предприятий стали акционерными обществами. Малая приватизация была
практически завершена, однако часто она проходила в условиях получения
неполной собственности (например, аренды магазина).
Экономические последствия форсированной приватизации, проведенной по
российскому образцу, оказались крайне тяжелы. Системы национальных счетов
показывают, что для реального сектора российской экономики ситуация
становится невыносимой. С другой стороны, если приватизация не ставит своей
целью радикальное изменение социально — классовой структуры общества, то
можно увидеть, что разумная, умеренная, постепенная приватизация
действительно частично повышает инвестиционную активность, но только вместе
с реформами в других областях финансовой деятельности.
Итоги приватизации последних лет незыблемы и пересмотрены не будут. Об
этом заявил председатель правительства РФ Михаил Касьянов (из материалов
информагентств), открывая заседание правительства, на котором была
рассмотрена программа приватизации федерального имущества до 2006 года.
Правительство, сказал Касьянов, будет и впредь придерживаться этого
принципа, а также проводить приватизацию при соблюдении ее открытости.
Как сказал Касьянов, в 2004 году планируется приватизировать более 2
тысяч объектов федеральной собственности, большинство из которых
«управляется неэффективно и минимизирует конкурентоспособность
предприятий». При этом, заметил премьер-министр, государство владеет
менее 25% акций таких предприятий, что означает, что оно не может в
полной мере влиять на развитие этих предприятий, а значит, должно
избавить их от «своего избыточного присутствия».
До 2006 года, уверен премьер-министр, правительство «сможет расчистить
рынки от избыточного присутствия неконкурентоспособной собственности
государства», учитывая то, что приватизация является «важнейшим
инструментом экономической политики страны, структурных и
институциональных преобразований».
От приватизации федерального имущества в бюджет страны в следующем году
поступит порядка 35 млрд. рублей. Об этом сообщили в Министерстве
имущественных отношений РФ накануне заседания правительства. При этом в
министерстве ожидают, что в 2005 году доход от приватизации федерального
имущества также составит 35 млрд. рублей.
В планах ведомства — до 2008 года приватизировать госимущество, которое
не обеспечивает необходимые госфункции, а также продажа пакетов акций
акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает
эффективного влияния в управлении».
По данным Минимущества, на 1 июня этого года в федеральной собственности
находились пакеты акций 4205 акционерных обществ и 9860 ФГУПов.
[http://www.spbvedomosti.ru].
Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов:
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и
развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль
играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой
экономической системы.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не
занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной
формы собственности в экономике страны ведет к возникновению
государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для
потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму
собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует
функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо
разгосударствление и приватизация.