Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование
применения различных художественных техник на творческих занятиях с
дошкольниками
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика старшего дошкольного возраста
1.2
Психолого-педагогические
аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе
Глава 2. Экспериментально-педагогическое
исследование применения различных художественных техник на занятиях по
изобразительному искусству
Заключение
Литература
Введение
Дошкольный возраст
ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы
эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период является
первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель
которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка. Современные
достижения теории и практики в области художественного образования отражают
различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия
действительности.
В ряде последних научных
исследований И.Я. Базик, С.Ю. Бологовой, Л.А. Венгер, Р. Гибсон, Н.В. Гросул и
др. рассматривается необходимость обновления содержания художественного
образования дошкольников, совершенствования технологий обучения, эстетического
воспитания и развития продуктивных видов творческой деятельности детей.
Вопросам активизации
творческого процесса и формирования у дошкольников практических умений по изобразительной
деятельности уделено много внимания в работах ведущих психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева,
И.А. Джидорьяна, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского, Н.П. Сакулиной, Т.С.
Комаровой, Т.Г. Казаковой, И.А. Гусаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.
Поддъякова, Л.С. Выготского, Н.Б. Халезовой, Г.Г. Григорьевой, Е.А.
Флериной, З.А. Богатеевой, В.Н. Аванесовой, Л.И. Божович, П.А. Венгера,
Д.Б. Эльконина и др. исследователей. Но в последние годы в практике работы
многих воспитателей и педагогов появляется все больше новых художественных
техник в работе с детьми, новых нетрадиционных методов творческой деятельности,
требующих пристального внимания и педагогического обоснования, и определения их
места в общей системе эстетического образования дошкольников. Этим и
обусловлена актуальность нашей работы.
Объектом нашего
исследования является процесс применения различных художественных техник на
творческих занятиях с дошкольниками.
Предмет исследования – формирование
у дошкольников художественных умений при помощи различных техник.
Цель исследования –
педагогическое обоснование применения различных художественных техник на
творческих занятиях с дошкольниками.
Гипотеза исследования:
применение различных художественных техник при работе с дошкольниками возможно
и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные
продуктивные виды художественной деятельности; детское творчество реализуется
через активную игровую деятельность; практические занятия способствуют развитию
художественного восприятия действительности; в процессе творческой деятельности
у дошкольников развивается эстетическое отношение к действительности; достигается
ценностно-смысловое понимание результатов творческой деятельности и развивается
устойчивая учебная мотивация.
Объект, предмет, цели и
гипотеза исследования определяют следующие задачи:
— рассмотреть
психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста;
— выявить возможности
применения различных видов художественной деятельности на данном этапе детского
развития;
— провести
опытно-экспериментальное исследование по применению различных художественных
техник на творческих занятиях с детьми;
— определить
результативность опытно-экспериментальной работы по формированию у старших
дошкольников умений художественного характера.
Методологической основой
исследования являются теории и концепции художественного образования и
эстетического воспитания дошкольников, системный подход к изучению
педагогических процессов. Исследование базируется на основных положениях о
сущности целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский,
В.П. Беспалько, Б.В. Давыдов, В.В. Краевский), а также на теоретических
основах эстетического воспитания дошкольников (З.А. Богатеева, Н.А. Ветлугина,
И.А. Русакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).
Практическая значимость
исследования состоит в том, что его результаты могут быть направлены на
совершенствование педагогической деятельности по художественному образованию и
эстетическому воспитанию старших дошкольников, в определении диагностических
методов исследования сформированности практических умений в изобразительной
деятельности.
Глава
1. Теоретическое обоснование применения различных
художественных
техник на творческих занятиях с дошкольниками
1.1
Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного
возраста
Учет
возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь
на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы
занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для
развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают
правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного
материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов
учебно-воспитательной деятельности.[1]
Старший
дошкольный возраст обладает своими психологическими и педагогическими
особенностями, на основании которых педагог должен строить свою работу с такими
детьми.
Дошкольный
возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и
познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения
структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к
школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.
В период от 3
до 5-6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и
ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного
созревания коры больших полушарий к 5-6 годам является усложнение системы
связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и
между разными областями коры. Одновременно значительные изменении претерпевают
и межполушарные связи: к 6-7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба
полушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные
предпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС.[2]
Формирующиеся
с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной
деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных
процессов.
В 3-4 года
еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных
действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание),
присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного
опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование
предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся
между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию
дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5-6 годам
повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При
предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов
обнаружено, что количество незамеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними
детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза – при
предъявлении предметов.
К 6-7 годам
происходят существенные изменения в системной организации зрительного
восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата коры
больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.
В 6 лет
опознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времени
и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе
тренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в
наборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опыте
внутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение
дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о
переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно
иной уровень.
В дошкольном возрасте развиваются элементы трудовой и
учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения
взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно
взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать
сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это
нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять
желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием
будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря,
что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз
обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении
ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по
образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.
Развиваются в
дошкольном возрасте и основные психические процессы: воображение, внимание,
память, мышление.
Развитие
детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда
ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и
использовать одни предметы в роли других.
В играх детей дошкольного
возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение
получает дальнейшее развитие.
В старшем дошкольном
возрасте (5-6 лет), когда появляется производительность в запоминании,
воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое.
Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в
процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный,
целенаправленный характер.
Творческое воображение
детей проявляется в сюжетно-ролевых играх и художественной деятельности.
К концу дошкольного
периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:[3]
1) Произвольное,
самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;
2) Возникновение
воображаемого плана её реализации.
Воображение у
дошкольников выполняет несколько функций:
1)
Познавательно-интеллектуальную,
2) Аффективно-защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку
лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно-защитная
функция воображения
обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.
К 6 годам возрастает
целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит
выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.
Следует отметить, что в
период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от
игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли.
А детей 6 7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и
воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на
замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность,
подвижность.
Старший дошкольный
возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения.
Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала
репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а
затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Значение воображения в
психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего
мира, развитию личности ребёнка.
Помимо воображения у
детей в старшем школьном возрасте активно развивается память. Большую роль в
развитии памяти у ребёнка 5 – 6 лет играют слуховые и зрительные впечатления.
Постепенно памяти становится все более сложной.
Память ребёнка
дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В
этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе
предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и
несущественные признаки, частные детали.
Для детской памяти
характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная
фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или
сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от
первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную
деталь.
В дошкольном возрасте
начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте
носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы
все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).
Но уже в возрасте 5-6 лет
начинает формироваться произвольная память[4].
Следует также отметить,
что в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении
всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при
воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
Развивается у детей и
внимание. Характерной
особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно
вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание
остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам:
предметам, событиям, людям.
Внимание в дошкольном
возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.
Следовательно, оно является непроизвольным.
Появлению и развитию
произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и
активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к
саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:
1) развивать его
познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),
2) тренировать
способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на
другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём.[5]
В 5-6-летнем возрасте,
когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения,
развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно
управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если
ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего
внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени
удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.
В основном, дети данного
возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от
индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Мышление – это процесс
познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа,
синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное
(познание с помощью манипулирования предметами),
2) наглядно-образное
(познание с помощью представлений предметов, явлений),
3) словесно-логическое
(познание с помощью понятий, слов, рассуждений).[6]
Наглядно-действенное
мышление интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет: он постигает свойства
предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. На
основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма
мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может
решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К 6-7 годам начинается
более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с
использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте
является наглядно-образное мышление.
Развитию всех видов
мышления и мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения,
абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных
связей способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры,
конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д.
Период 4-6
лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных
движений, в том числе и действий карандашом и ручкой[7].
В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно
манипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация движений и
зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать.
Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и
рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей этого возраста
разнообразны по сюжетам; дети не только рисуют, но пытаются писать буквы,
подписывая свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и
вертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии
становятся более ровными, четкими и этому помогает изменение способа держания
ручки. Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять
вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они все чаще пытаются
писать буквы.
В 6 лет дети
хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер,
пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными.
Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые
штрихи и линии. Регулярные занятия детей рисованием совершенствуют движения,
тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для
успешного обучения письму.
Важно
отметить, что, начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного
формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе
двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил
способ движения недостаточно подражания или показа, необходима специальная
организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание
словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат.
Огромное значение имеют
условия, при которых происходит формирование навыка. Чтобы оно происходило
наиболее эффективно, необходимы следующие условия: осознанный анализ траекторий
каждого движения, выделение основных ориентиров движения, включение в общий
контекст деятельности с высокой игровой мотивацией.
В старшем дошкольном
возрасте меняются отношения ребенка со взрослыми. В самом начале дошкольного
возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым
распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в
которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна.
Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает
сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со
взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь
ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни,
которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной
со взрослыми жизни. Таким образом, ребенок впервые выходит за пределы своего
семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.[8]
Новые отношения между
ребенком и взрослым, при которых образ взрослого ориентирует действия и
поступки ребенка, служат основой формирования такой способности ребенка
дошкольного возраста, как произвольность поведения. Соподчинение мотивов,
характерное для детей этого возраста, есть выражение столкновения между
тенденцией к непосредственному действию и стремлением действовать по образцу, в
соответствии с требованием взрослого. Формирование произвольных действий и
поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который
в полном смысле может быть назван субъектным.
С этой точки зрения
дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного освоения примеров
взрослой жизни (норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношений
людей) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление
своим поведением становится предметом осознания самих детей, а это означает
новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания,
предмет которого – определение своего места в системе отношений с другими
людьми. Формирование сознания ребенка неразрывно связано со становлением
произвольности в управлении собственным поведением.
Важную роль в жизни
ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии,
складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с
равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Большое значение в плане
влияния на развитие личности старшего дошкольника играют так называемые
продуктивные виды деятельности (рисование, лепка и т. д.). По мнению Д.Б.
Эльконина, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который
реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с
помощью известных орудий.[9] По своей психологической
структуре эти виды деятельности сходны с серьезными продуктивными
деятельностями. Некоторые психологи их называют творческими.
Продукты деятельности
ребенка имеют порой странный характер – синяя корова, зеленая лошадь на красном
лугу и т.д. Дело в том, что на каком-то этапе становления этой деятельности
ребенок лишь овладевает материалом. Здесь свойства предмета сами становятся для
ребенка предметом дознания.
1.2
Психолого-педагогические аспекты применения различных
художественных техник
в старшей дошкольной группе
дошкольный
творчество изобразительное искусство
Детство – это первая
ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые
образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных
форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного
поглощения огромного потока всевозможных и самых разнообразных обликов вещей и
явлений. Дети – активные творцы нового удивительного мира, создающие красочные
образы, наполненные новым творческим содержанием.
Поэтому цель и задачи
педагога заключаются в том, чтобы через эстетическое образное восприятие
действительности вызвать у ребенка потребность в воссоздании этого мира. Важно
развить активность восприятия ребенка через произведения искусства и
непосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально-образный
строй, создавая настроение, душевный подъем. Действительность должна быть
эстетически трансформирована, и ребенок, как духовный преобразователь,
воссоздает этот красочный мир явлений, становясь одновременно его частью,
участником действий, наполняя его жизнью.[10]
Педагогическая задача
состоит в том, чтобы обычную детскую наблюдательность, открытость и
эмоциональность восприятия превратить в особое творческое отношение к явлениям
бытия, основанное на изначальной связи и родстве этих явлений с жизнью
человека. Результаты восприятия -единая картина мира и внутренняя взаимосвязь
человека как части этого мира с «окружающей природой». Поэтому восприятие
ребенком действительности должно стать активным творческим процессом
эстетического преломления и образного воссоздания.
Дошкольная педагогика,
методика воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру находятся
в устойчивом динамическом развитии. Изучение фундаментальных программных работ
показало, что каждые 10-12 лет происходит качественное накопление богатого
практического опыта, что является толчком для формирования новых научных концепций
и рекомендаций для работы в дошкольных учреждениях. В основу эстетического
воспитания было заложено ознакомление детей с разными видами искусства,
демонстрация и копирование различных образцов декоративно-прикладного искусства
и народных промыслов, воспитание вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитие
творческих способностей и навыков исполнения. Также говорилось о необходимости
таланта и мастерства педагога, способного разнообразными средствами достигать
значительных успехов в художественном развитии детей.
К концу 80-х началу 90-х
годов в связи с экономическими и политическими реформами дошкольное
образование, его структура и организация претерпели некоторые изменения. Если
раньше положение о детском саде как первой ступени единой системы народного образования,
«одной непрерывной лестницы» только декларировалось и между реальными
программами дошкольной и начальной школьной подготовки по изобразительному
искусству были существенные расхождения, то теперь ситуация складывалась
следующим образом: часть детских дошкольных учреждений использовала
утвержденные типовые программы творчески преобразуя их, используя
индивидуальные экспериментальные варианты; другая часть реорганизовалась в
дошкольные лицеи и эстетические центры по дошкольному воспитанию, используя
свои творческие экспериментальные программы; третье направление реализовалось в
организации дошкольных учебных центров подготовки при школах и создании единых
дошкольно-школьных комплексов. Во всех трех случаях уделялось достаточное
внимание комплексному эстетическому воспитанию дошкольников, в том числе и
изобразительному искусству.
Художественное
образование дошкольников строится сразу по нескольким направлениям:
—
психолого-педагогическое: формирование у дошкольников психологической
готовности к обучению в школе; психической сфере относится развитие детской
мотивации, нравственное, эстетическое, волевое, умственное развитие, развитие
общей культуры, памяти, способности длительно удерживать учебные цели и задачи,
коммуникативности и слушательской готовности, эмоциональности и управляемости
психическими процессами;
— учебно-методическое
определяет формирование компонентов учебной деятельности: умение слушать,
выполнять указания, контролировать свою деятельность; здесь важны
последовательность, устойчивость и методичность выполнения, соотнесение своих
действий и результатов с общей оценкой группы и частной оценкой педагога,
самостоятельность, умение копировать, воспроизводить, творчески
преобразовывать, работать индивидуально и коллективно; для осуществления
успешной учебной деятельности важны информированность в выполнении действий,
подчинение регламентации, активность и динамичность, точность, аккуратность,
исполнительское умение;
— организационное:
систематичность работы с детьми, ее правильная организация.
Современное состояние
педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых
приоритетов в области художественного и эстетического воспитания. В содержание
образования на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта и
эмоционально-ценностного отношения к миру, в отличие от прежних установок,
главным образом направленных на передачу знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить и еще
одну особенность современной педагогической концепции
художественно-эстетического образования детей: рост национального самосознания,
характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остро
ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста средствами
национальной и, прежде всего, народной культуры, которая является первым шагом
в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.
Поэтому одним их
направлений современного художественного воспитания дошкольников является
обращение к русскому народному изобразительному творчеству. Важность обращения
к народному творчеству определяется не только социальной значимостью, но и его
национальной обусловленностью: через приобщение детей к фольклору народ
продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно
стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.
В народной культуре
обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа,
которые передаются из поколения в поколение. Через художественную народную
культуру ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа.
Эстетическое и
художественное развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект
развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является
аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики
дошкольного воспитания детей.
Важным целеполагающим
аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является, как мы уже отметили
выше, формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на
общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих
развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе
продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка
появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные
навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его
будущей профессии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями
превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые
подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им
деятельности.
Достижение
ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени
зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и
живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс
эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано
свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и
возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного
уровня, к способности её практического освоения, о которых мы уже упоминали в
нашей работе.
Необходимо не
пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает
малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте.
Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной
чувствительностью ребенка.
Отставание
или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей
приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в
дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными
ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности
в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не
адаптированности к условиям современной жизни.[11]
Эстетическое
и художественное бучение и воспитание на творческих занятиях – это развитие
способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что
способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения
ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии.
Стимулируя
интегральный способ общения с миром, художественное воспитание учит ребенка на
всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения
гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с
другими людьми.
Эстетическая
деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания,
образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка,
соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной
ситуации и т.д.
К
эстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия:
воображение, творчество, образность, эмпатия.
Очень важной
и можно считать основной и универсальной художественной способностью человека
(ребенка) является чувство формы. О такой способности говорили А.В. Бакушинский,
В.А. Фаворский, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов. Чувство формы включает в себя
способность воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и
эмпатии.
В этой связи
становится актуальным вопрос определения объекта изучения, познания и
творчества. Объектом такого пристального внимания становится форма, которая
проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством
выразительных средств и новизной содержания. Форма реальная,
трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играет
главную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческие
задачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемой
художественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкого
диапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развития
мирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийный
подход к разработке художественного образа.
Художественное
развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики,
требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень
осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для
развития личности ребенка.[12]
Творческая
деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных
способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного
творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.
Детское
творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует
потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции,
ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное
содержание в детских произведениях.
Л.С.
Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все
равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью
внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и
обнаруживающимся только в жизни самого человека».[13]
На этапе
дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество
носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы
различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка
синкретической ориентацией в окружающем мире.
Именно
поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование
содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и
изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов,
наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их
художественной культуры.
В образовательных
программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена
доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль.
Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной
деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.[14]
Дошкольники,
занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают
различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами,
заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных
произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств
играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное
эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого
художественного образа.
Основным
видом деятельности в дошкольном возрасте, согласно мнению ведущих психологов,
является игра. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок
реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является
преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется как
благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации,
конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметь
продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены
на решение одной задачи – развитие личности дошкольника. Изобразительная
деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.
Для детей
старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных
средств передачи образа.[15] Желая стать активным
участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом
отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как
игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности
успешно осуществляется в условиях игры.
Все дети
любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства,
разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией
мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание
«остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности
на листе бумаги.
Рисование для
ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но
очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним
новые возможности изобразительной деятельности[16].
Новые
художественные техники, оригинальное рисование привлекает своей простотой и
доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в
качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с
малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы
технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного
пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное в
творческой деятельности детей то, что самоценным является не конечный продукт –
рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих
способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность
деятельности.
Глава 2. Экспериментально-педагогическое
исследование
применения
различных художественных техник на занятиях по
изобразительному
искусству
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе №6 детского сада с детьми в возрасте 6-7 лет. Несмотря на одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице.