Поэты Кавказа

Содержание

Вступление 3
Основная часть 4
1. Жизнь и творческий путь И. Кашпурова. 4
2. Ставропольский поэт А. Мосиенко 12
3. С. Рыбалко и его Легенды о Кавказе. 16
4. «Трудное счастье» М. Папковой. 19
5.. «Вечно молод душой» Станислав Подольский. 22
Заключение. 24
Библиография: 25

Вступление

Мой интерес к поэтам и поэзии Ставрополья возник неслучайно. Я родилась
в этих местах, выросла, и меня интересует все, что связано с родным краем.
У него интереснейшая история, необыкновенная природа, своеобразная
культура. Я считаю, что люди должны знать как можно больше о своей малой
родине, думать о ее будущем и свою любовь к ней подкреплять конкретными
делами. Я не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, будет ли она связана
с Кавказом, сейчас я очень горжусь, что родилась здесь, чувствую связь с
родной землей.
Красивейшая кавказская природа не раз воодушевляла деятелей искусств на
создание величайших произведений. Художники, писатели, поэты, музыканты
черпали здесь вдохновение. Здесь не раз бывали А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Ф. Шаляпин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Н. А. Ярошенко, А. И,
Солженицин, Р. Камзатов, В. Сафонов, М. Ксешинская.
Но Кавказская земля подарила миру и своих замечательных деятелей
культуры.
К сожалению, в библиотеках, на мой взгляд, недостаточно книг о жизни
местных поэтов, да и литературы, рассказывающей об их творчестве с анализом
произведений тоже мало. Я решила составить свой сборник стихов наиболее
любимых мною представителей поэзии Ставрополья, выразив свое к ним
отношение, анализируя самые, по моему мнению, яркие их произведения.

Основная часть

1. Жизнь и творческий путь И. Кашпурова.

И. В. Кашпуров — один из моих любимых местных поэтов. Меня связывает с
ним любовь к родному краю, которая выражается почти в каждом его
стихотворении. Подробнее изучив его жизнь и творчество, я поняла, что без
его произведений нельзя сегодня понять развитие литературного процесса
Ставрополья. Я открыла для себя Кашпурова, знакомясь с его сборниками
разных лет. Свое представление о его творчестве я показала в данной работе.
Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926г., в селе Калиновском
на Ставрополье. С 1943-1949гг. служил в Советской Армии, после
демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в
Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации
Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный
институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г.
В том же году начал работать в редакции Карачаево-Черкесской областной
газеты. «Ленинское знамя»; В 1959-1961 сотрудничал в газете «Запорожская
правда». С 1958г. Кашпуров был принят в члены союза писателей СССР. В
1963г. Кашпуров вступил в члены Коммунистической партии.
Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете
Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов
«Дыхание степи». Родина, народ, время – основные темы произведений
Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: «Над седыми
курганами»(1958г.), «Мои позывные»(1961г.), «Крылья»(1964г.),
«Версты»(1967г.), «Обновление»(1968г.), «Осенний снег»(1969г.), «Певучие
травы» (1972г.).
Большинство этих сборников выходило в Москве и Ставрополе, в местном
книжном издательстве, и сразу же привлекало внимание читателя не только
свежестью и непосредственностью поэтического голоса, но и удивительно
органичной связью с жизнью большого степного края.
Всего поэт издал свыше двух десятков книг в Ставрополе, на Украине и в
Москве. Поэзия его возмужала. Но что-то в ней осталось неизменным, и это
главное, определяющее, идет от почвы, которая взрастила поэта. Истоки
поэзии Ивана Кашпурова – в любимой его Калиновке, где он родился 14октября
1926г. в семье буденовца, пришедшего на Ставрополье с Украины и
завоевавшего уважение односельчан мастерством печника и чеботаря. От отца
поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде, от
матери-казачке – нежную влюбленность в родную природу. Это сочетание чувств
и зародило в нем великого поэта.
Из Калиновки в 1943г. И. Кашпурова направили в кавалерийскую полковую
школу. Сюда он и вернулся в 1948г. из армии. Первые стихи, посланные
товарищами без его ведома в дивизионную газету, были обращены к ней, к
родной земле.
«Из Калиновки, — душа рвалась на простор, мечтал учиться, — отправился
в Ставрополь, там поступил в вечернюю школу, потом в пединститут», — писал
он. Одновременно работая билетным контролером автоколонны, экспедитором
хлебозавода, заведовал районным домом культуры. В 1952г. Кашпуров стал
студентом Литературного института, который закончил в 1957г. и сразу же
вернулся в родной край. Пронеслись годы журналистской, писательской работы.
Более всего связь с родной землей ощущается в самом духе поэзии
Кашпурова, в ее внутреннем строе, в отношении к поэтическому мастерству.
Хотя, конечно, исконное, идущее от «корней», от взрастившей его сельской
среды, осложнялось и углублялось по мере усвоения близких ему литературных
традиций. И. Кашпуров с самого начала творческого пути пошел вслед за
такими поэтами, как М. Исаковский и А. Твардовский.
Уже в первых книгах Кашпуров проявил себя как поэт определенно
выраженной общественной позиции. Присущее ему оптимистическое
мировосприятие всегда имело четко окрашенный социальный характер.
Абстрактные умозаключения ему чужды, равно как и восхищение жизнью как
таковой. Его радует не какая-нибудь другая, а та жизнь, что утверждал в
деревне и в городе социализм, проходивший период бурного становления в
послевоенные годы.
Кашпуров приветствует процесс сближения родной деревни с городом. В
этом процессе он видит громадные перспективы развития села.
Во всем, и прежде всего в духовном складе сельского труженика, он видит
приметы этого подъема: «От равнодушия и дремоты здесь не осталось и следа»
(«Патриархальщина – не мода»).
Герои его стихов — труженики, чьей энергией и мастерством жива
колхозная жизнь, они вершат не «бумажные», а «жизни главные дела»
(«Заботы»). Это старый хлебороб Игнат Песков и садовник Кузьмич, «довоенных
годов почтальон» Василий Прокофьевич Селин и председатель колхоза Логвиныч,
доярка Наталья Ефремьева и многие другие. Часто Кашпуров называет подлинные
имена своих героев, потому что жизнь существует для него в ее контрактных
проявлениях. В этом конкретном, будничном и неповторимом поэт умеет
различать характерные черты социального и нравственного существа
современного человека.
Кашпуров принадлежит к числу поэтов, призванных раскрыть возвышенный
смысл будничной, повседневной жизни современного крестьянина. В самом
процессе труда поэт обнаруживает возможность наслаждения высокой красотой,
возможность, которая нагляднее и доступнее для восприятия проявляется
именно в крестьянском труде. Ведь крестьянский труд всегда теснейшим
образом связан с природой. Для поэта они нерасторжимое целое, и сама
природа наполнена неустанной работой на благо людей. У Кашпурова о восходе
солнца сказано: «… кто-то выкатил раньше – рано раскаленного солнца шар». О
дожде – «его веселая работа ему по праву самому». «Дорога работает. Ночью и
днем глухо гудит гудрон». В колхозном саду «трудится лето». Апрель
заботится о том, как «прибрать леса и долы», как убрать мартовскую «грязь и
апрель».
Тема природы – любимая тема Кашпурова. С этой темой у него связано
почти все: и труд и любовь. Примером может послужить стихотворение «Осень»
написанное в 1949 году.
Тема природы занимает центральное место в самом стихотворении,
отражается она, по-моему, и в заголовке. Основная идея стихотворения – это
осенние работы на полях. Если определять по жанру, то я бы отнесла данный
текст к пейзажной зарисовке. Стихотворение состоит из 4 строф, которые
можно разделить на 4 части. Первая часть – это вступление, в котором поэт
говорит о красоте земли, когда она покрыта листьями и что в таких «зябких
небесах» даже солнцу холодно. Следующая часть посвящена полям, на которых,
по-видимому, «полным ходом» идет работа, и «моторов не смолкает гул».
В третьей части описываются полевые работы тружеников колхоза «разминая
темный ком земли», описывается «голубоватая степь», которую окидывает
взглядом бригадир.
4 часть – это описание самой осени, с приходом которой все деревья
«полыхают пожаром», и что даже амбары приседают под тяжестью зерна,
собранного в это прекрасное время.
Это стихотворение написано амфибрахием, который придает стихотворению
плавность, пластичность.
Кашпуров использует приемы олицетворения метафоры, чтобы показать всю
красоту осени: «листья мягко укрывают землю», «медленным пожаром полыхает
тополей стена», «дремлет лесная полоса», «приседают, ахая амбары».
Мир природы у Кашпурова полон хлопотливых, радостных и полезных забот,
заключающих в себе ту же необходимую душе красоту, что и труд человека. В
этот мир неустанных трудов органически включается и труд поэта. Отношение
Кашпурова к поэтическому труду сочетает здоровый утилитаризм с
самозабвенностью мастера, стремящегося к эстетическому совершенству. Одно
из главных требований, предъявляемых к себе, он заимствовал из отцовского
морального кодекса, где главное мерило ценности труда – значимость его для
людей, определяемая его высоким качеством.
Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. «Главные для меня слова, —
говорил поэт, — земля, хлеб…» Предмет в его стихах – итог и смысл
извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В
стихотворении «Кубань», представляющем в определенном смысле философское
слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир
сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом
единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как
активно существующие в пространстве:
Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном.
Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном.
Звезды движутся небесами, хаты белые – в даль полей,
Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей.
(«Пахнут яблони», 1967)
Движущийся неостановимо, живущий в неустанных трудах и стремление к
совершенству мир — понятие совершенно конкретное. Это наша земля. Это
родина, страна социализма, это родной край.
Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Действительно, в его стихах
воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края,
раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть
в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. В ранних стихах
образ Ставрополья словно бы ограничен рамками отдельных бытовых картинок.
«Нехотя у дремлющей кошары гавкает на небо волкодав». Поэта не
удовлетворяет перечень картин. Он ищет средства передать главное,
воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Ставрополье – его природа,
его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не
только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный
арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. И
ногайская степь, где даже насыпь «сгорает» и «веет» жизнью лишь зултурган»,
и поле, и лиман, где «сонно качается звезда на воде» в ночную пору. И живые
реальные люди, имена которых поэт почти всегда называет. И уже далекое
прошлое – годы революции и Отечественной войны. По стихам Кашпурова можно
представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю в их
основных очертаниях. Чтобы увидеть родной край, нужно было посмотреть не
него издали. Лучшие стихи о Ставрополе, о его степях написаны, когда
Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Именно в те годы,
когда расстояние и память включились в работу воображения, когда глаз и
сердце могли сопоставить родное Ставрополье с соседней Украиной, которая
стала второй родиной для него, когда увидел «запорожские степи» и, глядя на
них, затосковал о ставропольских, рождается в стихах облик «раздольного
российского юга», «распахнутой дали», которую ни с чем не надо сравнивать,
потому что единственно возможное сравнение – с океаном – стало уже
банальным. Вдали от родного края И. Кашпуров создает стихотворение
«Ставрополье», в котором есть простые и точные строки, понятные и близкие
каждому ставропольцу. И именно это стихотворение показало нам отношение
автора к родному краю. Он описывает его «голубые облака гороха», равнины,
горы, его «торопливые реки», поля, сады, рассветы. Но больше всего в этом
стихотворении поражает то, с какой нежностью Кашпуров обращается к своей
Родине, что «сады и поля твои меня растили». Для него Ставрополье – лучшая
во всем мире земля, вместившая очень много: «Ах, Ставрополье, синий край
России, ты – песня эскадронная отцов». Здесь также много эпитетов: «голубая
полынь», «динамичный грохот, «широкие прокосы», «синий край России». Такие
природные описания свойственны лирике Кашпурова.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, который удлиняет
строку. Можно сказать, что Кашпуров особенно силен в описании степей
Ставрополья, им посвящены его лучшие стихи: «Поющая степь», «Степь»,
«Зултурган», «Ставрополье». Первозданность природы, ее самостоятельное
существование привлекают поэта, но более – человек в мире природы,
постоянно вносящий в ее облик новые черты. Этот изменяющийся зримый облик
сельской жизни более всего определяет содержание стихов. В них разбросаны
штрихи, позволяющие представить себе постепенное изменение Ставрополья, в
исконно сельское бытие, которого все настойчивее входит индустриальная
жизнь страны:
Я видел Ставрополье на картинах, в окно вагона, через дым костров…
Летит оно в равнинах и горбинах, лежит на стыке четырех ветров…
Там, где «голубые облака гороха» и «голубой полыни облака», — река
торопится за людьми «на динамитный грохот», там, где «мериносы моют ноги в
росах», — появляются нефтяные вышки, что, «верно, прогуляться утром вышли и
в степи остались навсегда», там рокочут движки рядом с поселками
нефтяников («Ставрополье», «Вышки»).
Поэт воспринимает природу как источник силы человеческого духа, некое
формирующее дух начало («Зултурган»), и, предостерегая человека, требует от
него не забывать в суете ХХ века «ни трав, ни пугливого зверья».
Исторический подход к отношениям человека и природы становится для поэта
источником глубоко патриотических чувств. Поэта чаще стали привлекать
факты, заключавшие в себе жизненные противоречия. Прошлое для Кашпурова –
это прежде всего дело рук предков, плоды их труда, которые существуют во
времени, как памятники их деяниям, их труду, таким памятником становится
гора Стрижамент, где высились стены крепостные, возведенные «сермяжными
крестьянами крепостными», чтобы охранять рубежи России. Прошлое, по мнению
поэта – родник, из которого произрастают и питаются корни патриотизма.
«Патриотизм вырастает …из памяти. А память рождает гордость деяниями
предков наших», — пишет И. Кашпуров.
Поэт верит в конечную победу здоровых сил природы, к которым человек
относится порой безразлично или даже жестоко («Перепелиный перелет»). Это
стихотворение заставляет поразмыслить над отношениями человека и природы.
Ведь именно сейчас возвысился над миром человеческих треволнений извечный
их спор, заставляет задуматься над всей сложностью их отношений. И сколько
бы оплошностей не совершали мы по отношению к природе, каждому ясно, и
поэту тоже, судя по многим его стихотворениям, что именно наша страна все
более решительно становится флагманом в походе за разумное, бережное и
творческое отношение к природе. Образ «по всей России канонада гремит и
катится на юг» — тяготеет к большому обобщению и поэтому противоречит
существу явления. Стихотворение завершается оптимистической уверенностью:
«через свинцовую завесу летят, летят перепела». Природа побеждает, но
побеждает вопреки человеку, в силу заключенной в ней самой мощи. Однако мы
не можем не признавать, что есть социальные силы, которые должны и могут
быть не врагом ее, а союзником и помощником. Без признания этого даже вера
в конечную победу сил природы может обернуться пессимизмом, который чужд
мировосприятию Кашпурова. В конечном счете, не глубина проникновения в
жизненные противоречия или собственные переживания привлекают в стихах И.
Кашпурова, не умение предвидеть то, что завтра будет трудноразрешимой
проблемой времени, человеческого духа, а ощущение вечных ценностей нашей
жизни, главных завоеваний Октября в их великих и малых, повседневных
проявлениях, спокойная уверенность в прочности бытия.
Кашпурова всегда влекло к жанру поэмы, который занимает в творчестве
немалое место. В поэмах Кашпуров раздвигает границы времени, но оно всегда
тяготеет к началу всех начал – к Октябрю 1917г. От этой даты идет отсчет
лет и в глубь веков и в будущее. В основе его поэм могут быть личные
воспоминания («Апрель» 1961), судьба человека («Андреев» 1963, «Поэта про
гармонь» 1964, «Песнь о друге» 1968), исторические события («Аппасионота»,
1962).
«Апрель»(1961) – одна из лучших поэм Кашпурова, может быть, самая
характерная для него. Здесь очень определенно выразилась активная жизненная
позиция поэта. Образ апреля вырисовывается на фоне нагрянувшей осени, когда
даже ветер кажется промокшим, а озябшие деревья «царапают заплаканные
стекла», словно просят о помощи. Тогда рождается желание
… раскрыть окно пошире и взяв за руки,
втаскивать в квартиру иззябшие доверчивые вязы…
В духе традиций советской поэзии Кашпуров через явления природы,
присуще им закономерности поэтически осмысливает течение общественной
жизни, постигая их общечеловеческий смысл:
…я доказать сумел бы, что именно в апреле,
да, в апреле, становится щедрей и мягче люди.
Этот нравственный вывод определяет пронизывающее всю поэму стремление
приблизить людей к апрелю, к добру и радости, к обновлению.
Наибольшей популярностью у читателя пользуется поэма «Аппасионата».
Путь Ленина к Октябрю, — путь революционера и вождя, — предстает в поэме
спрессованным в лирическое переживание великого человека, навеянное звуками
бетховенской музыки, которая родственностью своей его духу вызвала в нем
бурю воспоминаний.
Создавал эту поэму, Кашпуров опирался на очерк Горького,
непревзойденное до сих пор художественное свидетельство современника,
раскрывшего разные грани ленинского характера. Поэту удается передать
психологию создания музыкального образа и музыкального восприятия,
показать, как могучий дух великого человека покорился власти музыки,
которая «смещала горизонты», «багряным светом озарял годы», воскрешая в
душе главное дело его жизни — Октябрь 1917г.
Присущая поэзии Кашпурова музыкальность – не только постоянная стихия,
но и постоянный герой его поэзии. Однако музыка в поэзии Кашпурова – и в
поэмах особенно существует не только как гармония звуков. Эту музыку поэт
ищет в душе каждого человека, выражающего свое время. Такое расширительное
понятие музыки как стихи, выражающей дух времени, — у Кашпурова, — от
блоковских представлений. Для него эта музыка – в светлом и радостном,
роднящем и сближающем людей коллективном труде.
Нравственное здоровье, убежденность в непобедимости светлых начал в
жизни, вера в торжество гармонии, социальной и психологической,
органическое неприятие всего темного и уродливого создают в стихах и поэмах
И. Кашпурова ощущение постоянной окрыленности жизнью – это и привлекает к
нему читателя.
Я полюбила И. Кашпурова за его искренние, простые строки, в которых мне
близко все: и любовь к родному краю, и гордость за его жителей, и
беспокойство за будущее Ставрополья. Вместе с лирическим героем его поэзии
я переживаю и мучаюсь, люблю и ненавижу, мечтаю и совершаю открытия. Мне
кажется, что творчество Кашпурова в школьной программе должно занять
достойное место среди поэтов – современников России. Школьники Ставрополья
должны знать своих поэтов и писателей, читать их произведения и гордиться,
что наш родной край дал нашей культуре такого замечательного поэта.

2. Ставропольский поэт А. Мосиенко

Знакомясь на уроках и во внеурочное время с литературой родного края, я
встретила имя А. Мосиенко, который также заинтересовал меня своим
мироощущением, особенным отношением к человеку.
Александр Алексеевич Мосиенко родился в 1936г., в станице Зольской
Кировского района Ставропольского края. Служил в армии. Там в 1955г.
опубликовал свою первую подборку стихов, в дивизионной газете «Советский
войн», в г. Бресте. Было ему тогда 19 лет. Вернувшись на Ставрополье после
службы в армии, он окончил филологический факультет Пятигорского
госпединститута иностранных языков, работал директором школы в Курском
районе Ставрополья, около 30 лет редактирует многотиражную газету
«Учитель». Много лет перо поэта и журналиста для него это главное дело
жизни. Ежедневно рядом с газетными строками появляются поэтические,
прозаические произведения. Особенно плодотворны его ежегодные поездки в
Дамхуру – турлагерь ПГЛУ. Оттуда инструктор Мосиенко каждый раз привозит
немало зарисовок, очерков, рассказов, стихотворений, прекрасных, как сам
Кавказ. Произведения А. Мосиенко можно видеть не только на газетных
страницах. Он печатался в журналах «Дон», «Рабоче-крестьянский
корреспондент», альманахе, «Ставрополье», в сатирическом журнале «Хенек»
(«Вилы», «Башкирия»). Вышел в свет сборник сатиры «Кто за рулем». Сборник
лирики «Сентябрьская сирень» и фантастическая комедия «Сны Горбачева»
переведены на японский язык.
В поэтическом сборнике «За рулем» он делает первое заявление,
открывающее раздел «Прошу вас, люди», —
Это как пароль:
Страшен времени бег…
Я – везде человек
В этом вся моя соль.
И первое его обращение к Родине:
Знай, любимая,
Знай, прекрасная!
Пусть я – искорка от Огня
Но в минуты, тебе опасные,
Ты рассчитывай на меня.
Эти два мотива проходят через все творчество автора. Они в гражданских
стихах и в лирике. И в сатире. Кстати, первый сборник «Кто за рулем» — это
сатира, басни, миниатюры с натуры, пародии и гневные поэмы. Верней, не
гневные тревожные огни. Потому что не его стиль подкладывать мины под ноги
идущим. Он, скорее, подсказывает, сокрушается, чем гневается:
Век, словно солнце,
клонится к закату.
И впереди – загадочная
ночь.
Как много правых,
Сколько виноватых!
И тем, и этим надобно
помочь…
(Поэма «Землетрясение»)
Эта поэма – вершина творчества Мосиенко. Это воистину поэтико-
философское осмысление мира, попавшего в водоворот судьбы. Бесполезно ее
цитировать, ее надо медленно читать, как шаг за шагом преодолевать
пространство, которое открывает нам все новые горизонты. Конечно,
профессионал найдет здесь не только совершенство, но и некоторые изъяны
композиции, и определенные разрывы в сюжете, однако такого рода «оступки»
легко устранимы и, я надеюсь, уже устранены самим автором. Говорю так
потому, что, во-первых, читала поэму по горячим следам, она только что была
завершена и еще не успела приобрести черты времени, а, во-вторых, понимаю
самотребовательность автора. Пристрастие к самому себе делает стихи
Мосиенко такими, что им веришь, даже если автор пишет о вещах
маловероятных. Об этом он и сам с некоторой жестокостью или, лучше
сказать, жесткостью говорит в одном из своих стихотворений:
Порой родишь стихотворение,
Рад, как мальчишка,
Хоть пляши
И вдруг поймешь до одурения:
Стих вылупился
Нет Творения.
Нет Озарения души
Или вот слова о Родине:
Я – песчинка твоя незаметная, неизвестная.
Ну и что же!
Мне довольно, что ты
Не вдова безответная,
Не меняешь себя,
На заманчивый грош…

«Жена одна вольна меня судить…» — написал Мосиенко в одном из своих
стихотворений. Написано стихотворение в достаточной мере убедительно, я
думаю, слегка тут слукавил автор, ведь, как сказал другой ставропольский
поэт: «Есть правда беспощадная, как ложь, и ложь – необходимая, как
правда…»
Да, такая именно ложь – безгрешна. Она для того, чтобы близкому
человеку не сделать больнее, когда ему и без того нехорошо. Мне нравится,
что Мосиенко это хорошо понимает. Если необходимо ему будет сказать правду
в глаза, то он сделает это иными средствами, поэтическими, которые никогда
не бьют, а отрезвляют.
Все больше и больше поражается многотерпению поэта. В нем есть что-то
каратаевское, что ли. Истинно русская, истинно народная душа – терпеливая и
неклокочующая ненавистью. Полная веры и житейской упругости.
И я в ряду обманутых
унижен.
Живу надеждой,
что не навсегда.
Быть может, ясный день
когда-нибудь увижу.
Но очень трудно,
очень трудно ждать.
Вторая книга А. Мосиенко — «Сентябрьская Сирень». Хочется привести лишь
слова известного поэта В. Гнеушева из предисловия к первой книге А.
Мосиенко: «… он никогда не пишет того, что принесет человеку не заслуженную
им боль…»
Если такие чувства вызывает сатирический сборник, то «Сентябрьская
сирень» вообще покоряет распахнутостью сердца этого очень мягкого и очень
интеллигентного поэта. Но сколько же боли должно быть в этом распахнутом
сердце, чтобы оно породило такие вот строки:
Я уйду в мир иной
с утешением,
Что не все позабудут меня,
Что в минуты земного общения
Кто-то скажет:
«Загнали коня».
(«Предчувствие»)
И все-то утешение. Да и в этой жизни так мало ему надо от судьбы:
Я прошу, прошу совсем
Немного:
Подари на память
светлячка.
Это стихотворение «Светлячки» показывает его отношение к природе, ко
всем живым существам, вроде светлячков. И помог ему сделать это
амфибрахий. Он описывает реку Лабу, весь ее тернистый и извилистый путь.
Описывает природу, которая окружает Лабу: «Над Лабой безлюдная дорога»,
«Светит Млечный Путь издалека». Автор использует такие стилистические
средства, как олицетворение: «Жаркий день протопал и померк»; метафоры:
«Темный лес пронизан светлячками»; Сравнение: «Хоть слова легки как
светлячки; эпитеты: «Безлюдная дорога», «Жаркий день», «Синий фейерверк»,
«Темный лес», которые придают стихотворению яркость.
Светлячки в ночи, чарующая река Лаба – источник вдохновения для поэта.
И вообще Мосиенко отличают не только нежной любовью к Родине и тонкие
чувства мужчины и женщины, но и любовь к природе. Это его излюбленная тема.
Стихи Александра Мосиенко – его нервные клетки. Они чутко реагируют на
любую подлость и мерзость жизни. И потому из его многообразной поэзии, из
сотен его стихов можно выбрать лишь то, что является ветвями одного дерева
– древа любви. Все остальное многотенье – для тех, кому посчастливится
прочесть его сборники, увидеть, насколько они современны. И в то же время –
как они свободны, не привязаны к суете для бегущего.
Настоящая поэзия – это не только прекрасные формы. Пока они всего лишь
риторические завитушки. Слишком долго мысль, душа были монополией дурных
людей. Да и теперь еще нередко остаются. Мосиенко пробил этот свинцовый
слой. Хочется надеяться, пробил лишь одним из первых. Нет. Это не поздняя
сирень. Это побеждающая доброта, торжествующая любовь, покоряющая мысль.
Это окрыляющая, оживляющая, которая всегда развивается. И отмечая в 64-
летие старейшего поэта Пятигорья, нелишне еще раз повторить известную
истину: «Кто умеет мыслить, тот не умеет стареть».

3. С. Рыбалко и его Легенды о Кавказе.

В этом году я наткнулась на книгу «Легенды Кавказа», в поэтической
форме передающей Кавказские легенды и предания. Многие из них
заинтересовали меня прежде всего потому, что связаны с тем, что окружало
меня с детства: Кольцо-гора, нарзан, Красные камни и т.д. Меня
заинтересовал автор этого сборника. Так я познакомилась с Сергеем Рыбалко,
о жизни и творчестве которого я хочу рассказать.
Сергей Рыбалко родился в 1950 году в г. Армавире Краснодарского края.
Детство и юность прошли на Кубани и Ставрополье, в г. Ессентуки. После
окончания Ессентукской вечерней школы рабочей молодежи учился в Калмыцком
(г. Элиста), затем в Ленинградском университете на филологическом
факультете. В семидесятые годы, после службы в армии, работал
преподавателем русского языка и литературы в профтехучилище, затем
сотрудничал в редакции краевой газеты «Кавказская здравница». В настоящее
время – педагог-воспитатель детского санатория «Березы» г. Ессентуки. Стихи
начал писать со школьной скамьи. Первые газетные публикации появились в
1968г. Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной
печати: в журнале «Смена», альманах «Ставрополье», «Свет в степи»
(Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике «Новый день» (Ставрополь,
1990г.), звучали по радио и телевидению.
Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг «Любовь у каждого своя» и
«Легенда Кавказа», выпущенных Ставропольским книжным издательством в 1990и
1991г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при
газете «Кавказская здравница» (г. Пятигорск), участник краевых творческих
семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару
свои песни, а также популярные русские романсы.
Читая его стихи, я заметила, что он достаточно владеет поэтическим
мастерством, умением донести до читателя простыми ясными словами то, что у
него накопилось в душе:
Мне было неловко и больно
Стоять и смотреть на него
И вспомнил отца я невольно,
Судьбу фронтовую его.

Я вспомнил как в кителе старом,
Опершись на палку рукой,
С работы, худой и усталый,
Шагал он под вечер домой.

Стихотворение показывает отношение Сергея Р. к своему отцу, это
и любовь, и нежность, жалость, сочувствие к его нелегкому труду.
Чувствуется, что у поэта свое видение мира, своя лирическая интонация,
искренность, чувствуется талант, свой взгляд на жизнь, свои интересные
наблюдения, удачно найденные образы, сравнения, сопоставления.
Интересы и стихи о любви. В стихотворении «Любовь у каждого своя»
наиболее ярко выражена эта тема. Стихотворение написано Дантилем, которое
выражает чувство автора.
С. Рыбалко использует прием метафоры, чтобы показать, что «Любовь у
каждого своя» и что она действительно может быть разной: «Она приводит мир
в движенье. Она – основа бытия. Она – костер, Души горенье. Она то взлет, а
то паденье…» Для такого стихотворения характерна поэтическая образность и
афористичность мысли.
Сравнения, которые мы видим в тексте, помогают почувствовать
переживания лирического героя: «И вдруг ужалит, как змея», «Любовь, как
жизнь, как тайна бытия». При помощи олицетворений поэт смог оживить столь
переменчивое ощущение: «Горящая душа», «Любовь – лукаво щурит очи, поманит,
захохочет, ужалит как змея…»
В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил и любовь к
Родине:
Какая ночь! Как воздух пахнет мятой!
Росою звезд осыпан небосвод.
И месяц, как жених молодцеватый,
Смеясь, выходит в звездный хоровод.

И любовь к матери:
В дни обид, огорчений, разлуки,
В дни болезни, когда тяжело,
Вспоминаю я мамины руки,
От которых исходит тепло…
И любовь к женщине:
«Дарите женщинам цветы», —
Я слышал песню в день весенний.
Прими ж, любимая, и ты
Букет моих стихотворений.
И любовь к природе:
Люблю я осень в октябре,
Когда брожу тропинкой сада,
И листьев свежую прохладу
Вдыхаю жадно на заре, —
Словом, ко всему живому на земле.
Новая книга стихов ставропольского поэта Сергея Рыбалко состоит из
нескольких разделов: «Листопад лет», «Незабываемое», «Лермонтовской
тропой», «Четверостишия». В сборник вошла биографическая поэма «Отцовская
дорога», посвященная памяти отца поэта, участника Великой отечественной
войны.
Стихи С. Рыбалко отличает лирическая взволнованность, простота формы,
задушевность, жизненность и афористичность.

4. «Трудное счастье» М. Папковой.

Знакомясь с местными поэтами, я все время думала о том, что нельзя
обойти своим вниманием Кисловодских авторов. Их творчество – страничка
литературы родного края. И знакомство с ними позволило мне лучше узнать и
еще больше полюбить поэзию Ставрополья.
Кисловодская поэтесса Марина Андреевна Папкова родилась в 1915г. в селе
Стародубка Ставропольского края. После переезда в Новочеркасск, Марина
пошла в школу в 1924г, в начальной школе училась 4 года, пока не вернулась
с семьей на Ставрополье в 1928г. Работала нянькой, уборщицей в конторе,
учила в комсомоле неграмотных взрослых, сама училась в школе, а летом
приходилось работать в колхозе, в поле. В 1932 году в школу приехал как-то
представитель Ессентукского педагогического техникума, он и сагитировал
Марину поступать и после окончания школы отправилась учиться в курортный
город Ессентуки. После курсов, продолжая заочно учебу в учительском
институте, Марина получила назначение в Марьины Колодцы, в неполную среднюю
школу преподавателем русского языка и литературы. Окончила Пятигорский
педагогический институт, многие годы работала учителем в разных городах и
населенных пунктах Ставропольского края. В настоящее время на пенсии, живет
в городе Кисловодске.
Творческая биография Папковой достаточно насыщена и интересна. Всерьез
стала заниматься литературным творчеством только с 1991г., тогда Марина
Андреевна посещала занятия в пятигорском литературном объединении
«Пятигорье», которым руководил известный поэт, писатель и журналист Ю. А.
Асадов. С его помощью она в течение 6 лет напечатала 6 поэтических книжек,
в том числе 4 коллективные и 2 индивидуальные. В 1991г. в Пятигорске вышел
сборник стихов «Лирический жемчуг». В 1993г. – коллективная книжка
«Маленький мечтатель». В том же году – индивидуальный сборник «Ясные зори».
В 1995г. в столичном издательстве «Интер-Весы» увидели свет 2 коллективные
книжки – «Пятигорский родничок» и альманах «Бекский Дом», а также одна
индивидуальная – «Малиновый звон».
Все стихи Марины Папковой переполнены лирической нотой, что придает им
горький и мучительный привкус. Хотя бы взять стихотворение «Улетают
журавли», где поэтесса говорит о своей горечи:
… Чашу горечи пью я до дна –
Принесите тепла хоть крупицу
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, который удлиняет
строку и придает стихотворению мягкость, которая так свойственна поэзии
Марины Папковой. Стиль, каковым она пишет, нельзя определить, можно только
процитировать ее слова: «Я пишу о поэтике не языком точной науки, а языком
эмоциональным, языком метафор, ибо они для поэта и есть символ познания».
Метафоры для поэтессы – это в основном одушевление природы. Человек
всегда думал, что в каждом животном, в каждом существе и неживой природы
есть душа. Вот поэтому для нас и сейчас – лес шепчет, река играет, звезда
сметает очи. А эпитеты она использует выразительные, т. к. они способны
придать такую глубину фразе и слову, которая буквально потрясает своей
значимостью: «сжатая душа», «вольные птицы», «усталые руки».
Та горечь, которой переполнено это стихотворение, видимо, связана с
разлукой:
Улетаете в даль, журавли?
Мы вдвоем вас всегда провожали.
Как понять мы тогда не могли,
Что разлука придет не из далей;
С холодом в душе:
Пусть тепло отогреет на миг
Мою холодом сжатую душу!
Именно эта печаль и мука разлуки тяготит лирическую героиню
стихотворения.
Хочу также подчеркнуть самое важное, что я заметила в ее поэтическом
творчестве.
На это нельзя было не обратить внимание, и поэтому я решила рассказать
о ее книге, которая называется «Трудное счастье» и в которую вошла ее
биографическая повесть, которая так и называется «Трудное счастье».
Эпиграфом к нему Марина выбрала такие слова: «Я хочу, чтобы песней
звучала
Моя жизнь для потомков моих.
Жаль, не знаю я жизни начала,
Предков всех, мне таких дорогих!»
Из эпиграфа можно понять, что она, вероятно, почти ничего не знает о
своих предках. А пишет она то, что узнала из рассказов отца, старших сестер
и соседей. Прочитав эту повесть, я узнала о всех трудностях, горечах, о
всех потерях Марины Папковой во время войны. Но она не сдалась, а решила
бороться со всеми несправедливостями жестокой войны, и это ей помогло, она
выжила и, несмотря на все препятствия, добилась для себя «светлой и мирной»
жизни, в которой она живет и по сей день.
Хочу закончить свой рассказ об этой прекрасной поэтессе и, в первую
очередь, женщине, ее словами, которые она поместила в конце повести
«Трудное счастье»: «Книги, написанные мною на склоне лет, — своеобразная
исповедь перед будущими поколениями. Пусть потомки, прочитав о том, как
было в далекие наши годы, устраивают свою жизнь, не совершая наших ошибок,
и с легкостью преодолевают на своем пути все преграды и препятствия!» На
мой взгляд, над этими словами стоит задуматься.

5.. «Вечно молод душой» Станислав Подольский.

В декады русского языка и литературы мы обязательно встречаемся с
местными поэтами и писателями. А в апреле мы на уроках знакомимся с
произведениями местных авторов. Мое внимание привлек наш земляк, уроженец
города Кисловодска, известный писатель Станислав Подольский.
Станислав Подольский родился в предвоенном Кисловодске, напоминавшем
еще солнечный и безмолвный аул горбатыми улочками и многоярусными
домишками, потонувшими в садах.
В ночь его рождения (с 9 на 10 мая 1940г.) мощная майская гроза
предупредила о близкой войне, но грозди сверкающей утренней сирени утешили
обещанием победных салютов.
С первых дней его жизни звучала за окном неутешная зурна, бил
тревожный барабан: проходили свадьбы и похороны земляков, землян.
Каждый новый год гвоздем пришивал неопределенность существования
Станислава к судьбе этой страны. 1941 – война, эвакуация, арыки и горы
Киргизии. 1945 – Победа и возвращение домой. 1953-смерть сердечного отца и
страшноватого Сталина 1954-встречи с возвращенцами из сталинских
концлагерей: высокой и светлой проповедницей Анной, крошечным и скромно-
несгибаемым Михаилом. 1956 – разоблачение «культа» и поступление в
университет жизни после гипнотического школьного сна. 1962 – новочеркасский
расстрел и очередное пробуждение от иллюзий. А там все гуще события, все
сокрушительней вплоть до крушения империи и неопределенных мечтаний.
Станислав Подольский хотел стать музыкантом – вышло быть бродячим рапсодом,
сказочником, балопуром. Думал сочинить автобиографию, а писал на клочках
старых газет и обесцененных облигаций биографию мира танцующую. Полжизни
странствовал на одной шестой планеты, узнавая лицо земли и облики
современников то наощупь, то восхищенным, то омраченным зрением. По пути
отрабатывал хлеб-соль насущные: был монтажником в березовых воронежских
местах, грузчиком на Колыме, студентом в Новочеркасске и во Владивостоке,
школьным учителем у себя на Северном Кавказе. При этом считал, что скитаясь
по свету, просто «дурня валяю», а вышло- старался – намывая золотого песка
впечатлений, складывал в котомку неопубликованной прозы – поэзии. А поэзия
для Подольского – это песня акына, который странствуя распевает о звездах,
воле и судьбе…
Хочу немного рассказать о его поэзии, чтобы узнать, какое место она
занимает в его жизни, чем переполнены его стихи, и какое впечатление они
производят на читателя.
Станислав Подольский много странствовал по миру, видимо, поэтому все
его стихотворения отображают те места, в которых он когда-либо побывал:
дороги, окружающую природу: степи, горы, леса. И все эти места связаны с
незабываемыми впечатлениями, чувствами, которые он привык излагать на
бумаге. Такие стихотворения вошли в книгу «Дождливое воскресенье» — это
седьмая книга стихотворений Станислава Подольского. Стихотворение «В степи
Пятигорья» показывает нам его отношение к Родине, к своему Северному
Кавказу – это чувство любви к милому краю. Стихотворение можно разделить на
2 части. Первая посвящена описанию горы Бештау.
Бештау стремительно – стройный
сумрачно высится,
как пятиглавый собор
нездешнего зодчего…
Создается впечатление, что это не просто гора, а творение рук
архитектора, который и смог создать этот «пятиглавый собор».
Во второй части автор описывает природу, которая окружает Бештау:
А багровый бурьян
в полыханье озимого поля,
окантованного ультрамарином
сгустившихся сумерек…
Автор очень умело создает неповторимый пейзаж окружающей природы. И
делает он это при помощи эпитетов «шелестящая степь», «багровый бурьян».
Подольский смог сравнить «выпавшую росу» с «любовью Лейлы и Меджуна»…
Здесь много метафор, которые показывают любовь Подольского к природе,
к Пятигорью: «полыханье озимого поля», «роса выпадающей боли».
Заканчивается это стихотворение на ноте любви, которую сравнивают с росой,
она выпадает как боль.
Нужно обладать многими качествами и большим умением, чтобы написать
такое стихотворение, где бы сочетались все мысли и чувства, природа и
любовь, и родина.
Значительное место в поэтическом творчестве Станислав Подольского
занимает верлибр — свободные стихи. Эти стихи свободно читаются и их
смысл уловить очень легко. Используются разнообразные формы поэзии от
строго верметра до современного верлибра.
Знакомясь с его творчеством, я пришла к тому выводу, что Станиславу
Подольскому свойственен острый интерес к текущему мгновенью жизни: сейчас и
здесь – в котором отразилось прошлое и вероятное будущее.

Заключение.

Итак, что же представляет собой поэтический мир Ставрополья? Это мир
безграничных разнообразных чувств, это разнообразие жанров и художественно
– изобразительных средств, это большое количество имен современно непохожих
друг на друга поэтов. Ставропольская поэзия живет не один десяток лет,
пополняясь все новыми и новыми произведениями. Я горжусь, что живу в таком
замечательном крае, радуюсь, что среди многих земляков много известных
людей, прославляющих Ставрополье своим трудом. Местные поэты и писатели в
их числе. Чем больше мы будем читать их произведений, тем лучше поймем, на
какой земле мы живем, чем она дышит и чего ждет от нас. Больше полюбим ее и
сделаем так, чтобы на ней вечно царствовали мир, добро и любовь.

Список используемой литературы:

1. Кашпуров И. «Над серыми курганами» М-П: Интер-Весы, 1958г.
2. Кашпуров И. «Осенний снег» М-П: Интер-Весы, 1969г.
3. Кашпуров И. «Пахнут яблони» М-П: Интер-Весы, 1967г.
4. Моисеенко А. «Кто за Рулем» М-П: Интер-Весы, 1998г.
5. Моисеенко А. «Сентябрьская сирень» М-П: Интер-Весы, 1998г.
6. Папкова М. «Бекский дом» М-П: Интер-Весы, 1998г.
7. Папкова М. «Трудное счастье» М-П: Интер-Весы, 1998г.
8. Подольский С. «Дождливое воскресенье» Москва — Новопавловск:
Новопавловск»,1996г.
9. Подольский С. «Евангелие от Анны» Москва — Новопавловск:-
«Новопавловск» 1995г.
10. Подольский С. «Свободные стихи» Москва — Новопавловск: «Новопавловск»
1994г.
11. Рыбалко С. «Новый день» М-П: Интер-Весы, 1990г.

Добавить комментарий