МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«МЕЖДУНАРОДЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
НА ТЕМУ:
“ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И МЕТОДЫ ЕГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ”
СТУДЕНТКИ 1 КУРСА
ЮРИДИЧЕСКОГО Ф-ТА
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ЗАВЕРИНОЙ Н.В.
МОСКВА
1999
“ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И МЕТОДЫ ЕГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ”
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Понятие платежного баланса. 3
1.1. Структура платежного баланса. 5
1.2. Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного
баланса. 7
2. Регулирование платежного баланса. 8
3. Концепции и модели регулирования платежного баланса. 10
4. Литература. 12
Понятие платежного баланса.
Центральное место в балансах международных расчетов занимает
платежный баланс. Он представляет собой количественное и качественное
выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей
государства.
Платежный баланс – это соотношение фактических платежей,
произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-
за границы, за определенный период времени.
Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц,
квартал) и платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за
определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений
за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных
экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики.
Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических
показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и
поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату.
Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают
платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.
По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень
всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени
между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами
всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи
по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями,
включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с
перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями,
которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают
взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный
баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом
права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к
нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной
страны в другую.
Согласно принятым в международной практике принципам деловой
бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств
(пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение
пассивов – в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса
соответствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры
сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторона соответствует понятию
«поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются
знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без всякого знака. При этом
«платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только
фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными
внешнеэкономическими операциями, но также изменения взаимных требований и
обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные
платежи, а иногда только их символизируют.
Видимое противоречие между направлением изменений в активах страны и
отражением этих изменений в платежном балансе объясняется тем, что в
платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своем
материальном выражении, а их денежный результат – фактический или
предполагаемый. В связи с этим экспорт товаров, например, всегда отражается
в кредитовой (доходной) части платежного баланса, поскольку в этом случае
уменьшению товарных ресурсов страны (активов) должно сопутствовать – как
результат продажи – эквивалентное поступление денег. Наоборот, импорт
товаров всегда фиксируется в дебетовой (расходной) части платежного
баланса, так как при этом происходит увеличение ресурсов (активов) страны,
а это требует траты определенной суммы денег. На тех же самых принципах
распределяются по разделам платежного баланса и все другие операции,
связанные с предоставлением и получением различных услуг, вывозом
капиталов, получением и погашением кредитов и т.п.
В международной практике применяется и так называемый метод двойной
записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в
платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие
изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как
вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами
регулируются взаимные требования и обязательства между странами,
возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции.
2 Структура платежного баланса.
Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных
экономических операций относятся к концу XIV века. К началу XX в. наиболее
полное развитие получили методы составления платежного баланса в США и
Англии. Первая официальная публикация платежного баланса была подготовлена
в 1923 г. по показателям 1922 г.
По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два
основных раздела:
I – «Платежный баланс по текущим операциям»:
а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый
баланс;
б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и
некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и
платежи по инвестициям;
II – «Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные
операции) и кредитов».
За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и
пропуски», которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала.
Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции
центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и
поддержанием курса национальной валюты.
Схема платежного баланса была создана в 1947 г., ее опубликовали как
документ ООН, послуживший базой для разработки МВФ формы и принципов
составление платежного баланса. МВФ, издавая «Руководство по платежному
балансу», продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах
повторяет систему построения статей платежных балансов ведущих развитых
стран с некоторыми изменениями. Эти изменения делают схему более
универсальной, что позволяет сравнивать балансы развитых и развивающихся
стран.
Классификация статей платежного баланса
по методике МВФ.
А. Текущие операции[1]
Товары
Услуги
Доходы от инвестиций
Прочие услуги и доходы
Частные односторонние переводы
Государственные односторонние переводы
Итого А: баланс текущих операций
В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал
Прямые инвестиции
Портфельные инвестиции
Прочий долгосрочный капитал
Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США,
действующей до 1958 г.)
С. Прочий краткосрочный капитал
D. Ошибки и пропуски
Итого: А+В+С+D (соответствует концепции ликвидности в США, введенной
с 1958 г.)
Е. Балансирующие статьи
Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование
СДР
Движение золотовалютного резерва
Чрезвычайные источники покрытия сальдо
Обязательства, образующие валютные резервы иностранных
официальных органов
Итого: А+В+С+D+E (соответствует концепции официальных расчетов в США
с 1965 г.)
F. Итоговое изменение резервов
Золото
СДР
Резервная позиция в МВФ
Иностранная валюта
Прочие требования
Кредиты МВФ
3 Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса.
При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются
на основные и балансирующие. В числе основных статей – операции, влияющие
на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельность:
текущие операции и движение долгосрочного капитала.
К балансирующим статьям относятся операции, не имеющие
самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти
статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса
и включают движение валютных резервов, изменения краткосрочных активов,
отдельные виды иностранной помощи, внешние государственные займы, кредиты
международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели
основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е. формально
платежный баланс уравновешен. Если платежи превышают поступления по
основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет
балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы
урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого
используются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это – временный
метод балансирования платежного баланса, поскольку страны-должники обязаны
выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.
Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные
кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками
в национальной валюте.
Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет
странам-членам Фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% их
квот).
Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита
платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде
кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.
К современным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся
также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи».
Окончательным методом балансирования платежного баланса является
использование страной своих золотовалютных резервов. Главным средством
окончательного балансирования платежного баланса служат резервы
конвертируемой иностранной валюты.
Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является
продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту.
Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного баланса,
размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.
2. Регулирование платежного баланса.
Платежный баланс является одним из объектов государственного
регулирования. Восстановление равновесия международных расчетов требует
целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса
международных расчетов входит в число главных целей экономической политики
государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с
инфляцией и безработицей.
Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность
экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер,
направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют
различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях
стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости
от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов
страны.
Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие
меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров,
привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала:
дефляционная политика;
девальвация;
валютные ограничения;
финансовая и денежно-кредитная политика;
специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования
его основных статей: торгового баланса, «невидимы» операций (ограничение
нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции рабочей
силы), движения капиталов.
При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение
чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы применяются
для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличение экспорта
капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограничения импорта
капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности
страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения
золотовалютных запасов.
Новым явлением с середины 70-х годов стали попытки выработки
принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в
частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой «семерки».
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов
относятся:
согласование условий экспортных кредитов;
двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные
кредиты ЦБ в национальных валютах по соглашениям «своп»:
кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций,
прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно
усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический
характер в сочетании с другими формами экономической политики.
3. Концепции и модели регулирования платежного баланса.
Основной целью теории платежного баланса является разработка методов
регулирования внешних расчетов.
Теория автоматического саморегулирования платежного баланса
господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории
при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В
в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в
обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению
конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым
активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил
обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив
золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к
росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В
результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный
баланс становился пассивным.
Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Кейнс
рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным
регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая
неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть
автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а
требует активного государственного регулирования различными методами.
Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т.
Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается
такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными
ценами, под внешним равновесием – устойчивое долговременное равновесие
платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы
достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические
модели.
1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса.
Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска
причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов
страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного
и валютного регулирования.
Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен
социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение
процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное
повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект
такой политики.
2. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности
этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования
с его регулированием международных расчетов; введение в исследование
проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость
межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории
получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс
как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру
внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и
предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса –
«открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей
силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в
национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса,
основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли
отражение в проектах реформы мировой валютной системы.
В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип
симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным, так
и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на
внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной
валюты.
Ямайская валютная реформа намечает принципы межгосударственного
регулирования платежного баланса. Они включают: критерии
несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания,
регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного
соглашения.
В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями
платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в
виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с
поквартальной разбивкой.
4. Литература.
1. И.Я. Носкова, Л.М. Максимова. Международные экономические
отношения. М., 1995.
2. В.А. Назаров, Г.А. Хомянин. Международные экономические
отношения ( учеб. пособие МКУ). М., 1993.
————————
[1] С 1976 г. принято публиковать официально только платежный баланс по
текущим операциям. Все остальные показатели публикуются как справочные
данные о международных расчетах страны.