Петродворец — русский Версаль

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Краевая Олимпиада по мировой художественной культуре
«Мир в художественных отражениях».

Реферат
Тема: Петродворец — русский «Версаль»

Ученицы средней школы № 30
города Новоалтайска
класс 10 А
Дробиной Татьяны

Научный руководитель
учитель МХК
Кузьмина З.И.

2003 г.

План.
1. Вступление.
2. Возникновение Петергофа.
3. Монплезир — один из ценнейших памятников русского искусства
первой четверти XVIII века.
а) Композиция дворца.
б) Монплезирский сад и фонтаны.
4. Большой дворец — основное сооружение Петергофа.
а) начало строительства.
б) Перестройка палат архитектором Н. Микетти.
в) Танцевальный зал Петергофа и Зеркальная галерея Версаля.
Моё впечатление.
г) Перестройка дворца по проекту Ф. Б. Растрелли: Аванзал,
Аудиенц-зал, Церковь, Парадная лестница.
д) Создание новых парадных залов по проектам Ж.-Б. Валлен
Деламота, Ю. Фельтена.
е) Ремонт дворца архитектором А. Штакеншнейдером.
ж) Петергоф — царское жилище.
5. Большой каскад.
а) История строительства Большого каскада.
б) Скульптурное убранство каскада.
в) Ансамбль центральной части нижнего парка.
6. Петродворец — уникальный ансамбль.
7. Парки Петергофа.
а) История развития.
б) Диковинки Петергофа.
в) Фонтаны и каскады
г) Петродворец: сочетание различных стилей.
8. Вывод.

Раскинув крылья, как орёл

летящий,
Горит фасад чешуйками
слюды
Над пляшущей, сверкающей,
журчащей,
Блистающей симфонией
воды.

Всеволод Рождественский

1. Вступление

Я думаю, что стоит прежде всего объяснить, почему я решила писать
реферат по МХК. Несомненно, реферат не может получить хорошим,
если тема не понравится автору, если ему будет скучно работать с
этой темой. Поэтому я остановила свой выбор на теме близкой и
понятной мне. Я полюбила свою тему с первого взгляда. Моя тема
звучит так: «Петродворец — русский Версаль». Что же меня так
привлекло в ней? Дело в том, что я очень люблю путешествовать.
Новые города, сёла, горы, реки, леса и степи — это очень
интересно и захватывающе. Год назад мне удалось побывать в двух
наших столицах — Москве и Петербурге. Много я увидела памятников,
красивых зданий и сооружений. В последний день своего путешествия
я побывала в городе Петродворце. Неизгладимое впечатление произвёл
на меня этот ансамбль дворцов и парков! Жаль, что у меня было
немного времени — я прошлась только по Нижнему парку. Но все
сооружения — фонтаны, банный корпус, здания дворцов, церковь
вызвали у меня восхищение и большой интерес. Дело в том, что ещё
до этой поездки я читала книги, рассматривала фотографии
Петродворца. Как интересно было сравнивать действительность с моим
представлением! Наяву всё выглядело гораздо ярче, красочнее и
величественней. Потому как никакое изображение не передаст журчание
и шум воды, свежий воздух с моря, радугу в воздухе и лучи
солнца, пронизывающие кроны высоких деревьев.
Несомненно, что этот ансамбль дворцов и парков можно
поставить в один ряд с такими музеями как Версаль, Ватикан,
Екатерининский дворец и многими другими.
Поэтому я и выбрала эту тему — мне хочется рассказать о
Петродворце и доказать, что Петродворец — уникальный архитектурный
комплекс. По значимости для русских людей и русского искусства он
аналогичен французскому Версалю.

2. Возникновение Петергофа.

Возникновение Петергофа (Петродворца) связано с окончательным
утверждением России на берегах Балтийского моря в начале XVIII
века и с основанием приморской столицы — Санкт-Петербурга. Дорога
вдоль берега Финского залива соединяла строившийся Петербург с
возводившейся для его защиты военно-морской цитаделью (Кронштадтом).
Почти все земли побережья были розданы сподвижникам Петра I. Ряд
прибрежных мыз закрепили за дворцовым ведомством. На одной из них,
расположенной почти на половине пути от Петербурга до Кронштадта,
обычно останавливался Пётр I, из-за чего она получила наименование
Питергоф (Петров двор). Первое упоминание о ней сохранилось в
походном журнале Петра за 1705 год.
В 1710-1711 годах на берегу залива, «при море и роще», был построен
деревянный дворец, в котором часто останавливался Пётр I и иногда
проводились приёмы.(6, с.322). Когда в 1714 году по распоряжению
Петра началось устройство парадной резиденции, за мызой,
находившейся вблизи западной границы Нижнего парка, сохранилось
только хозяйственное значение, а обветшавший дворец поддерживали
ремонтами до 70-х годов XVIII века.
Похожа история возникновения Версаля как резиденции французских
королей. В истории первое упоминание о Версале относится к 1037
году, но резиденцией этот городок стал намного позже.
… К 1632 году, когда его приобрёл Людовик XIII, Версаль был
небольшим селением. Людовик XIII построил себе тихий охотничий
домик, в котором можно было бы с удовольствием отдохнуть в
недолгие часы своих развлечений. Возводившийся замок был столь мал
и скромен, что в нём не были даже предусмотрены покои ни для
королевы-матери, ни для королевы-жены…
Первым архитектором, ответственным за петергофские работы, был
И.-Ф. Браунштейн, помощник известного немецкого архитектора и
скульптора А. Шлютера. Работая со Шлютером, он получил
разностороннюю подготовку и навыки практической работы.
За два года строительства заложили основу планировки Нижнего
парка и Верхнего сада, возвели и начали отделывать Верхние палаты
и среднюю часть Монплезира, построили Большой грот будущего
большого каскада, начали устройство Малого грота, на месте которого
впоследствии был сооружён каскад Драконов, прорыли Большой канал.

3. Дворец Монплезир — один из ценнейших памятников русского
искусства первой четверти XVIII века.

Дворец Монплезир — один из ценнейших памятников русского
искусства первой четверти XVIII века. Монплезир стал первым
сооружением, давшим основу целому комплексу каменных дворцов,
которые впоследствии и были названы Петергофом.
Мысль о постройке приморских палат на мысу, с которого видны
столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, принадлежала
Петру I. На одном из его рисунков впервые появилось название этих
палат — «Монплезю» (в переводе с французского моё удовольствие).
Сохранившиеся собственноручные наброски Петра I пометили место
постройки Монплезира и планировку Монплезирского сада.
Композиция дворца отмечена предельной чёткостью. К центральному
объёму, выделенному шатровой кровлей, примыкают две галереи,
завершённые миниатюрными павильонами — люстгаузами с небольшими
световыми фонариками. В декоративном оформлении фасадов Монплезира
использованы мотивы голландской архитектуры XVIII века. Стены здания
оставлены неоштукатуренными и раскрашены в цвет кирпича с
пробелкой швов. Северный фасад декорирован нишами и рустованными
пилястрами. Южный садовый фасад, прорезанный большими оконными и
дверными проёмами, почти сплошь застеклён, что придаёт ему особую
лёгкость.
Для внутренней планировки Монплезира характерна такая же
чёткость, как и для его объёмной композиции: среднюю часть дворца
занимает парадный зал, с двух сторон от него расположены по три
небольшие комнаты.
Декоративная отделка Монплезира не поражала роскошью, но её
изысканность, филигранная законченность каждой детали подчёркивали
значительность маленького приморского дворца как места пребывания
властителя великой державы.
Строительство Монплезира началось в 1714 году с устройства
насыпной площади на берегу, где было выбрано место для его
постройки. Земляную насыпь предохраняли от размывания кирпичная
стенка и мощный откос из дикого камня, существующий и в настоящее
время. В течение 1715 года были возведены стены центральной части
Монплезира, а летом следующего года начата отделка зала под
наблюдением И.-Ф. Браунштейна. В 1716 году Монплезир отштукатурили
и вслед за тем приступили к лепным работам. По характеру
исполнения скульптура — несомненное произведение Б. К. Растрелли.
Ансамбль Монплезира включает целый комплекс парадных и
служебных зданий. С восточной стороны дворца расположен ряд
одноэтажных каменных строений: восточный флигель, мыльня, Банный
корпус, Ассамблейный зал и находящиеся за ним тафельдекерская
(помещение для столового белья) и кухня с кофишенской (помещение для
приготовления кофе). С западной стороны к Монплезиру примыкают
флигель и Екатеринский корпус.
Строительство боковых флигелей, называвшихся в первой половине
XVIII века «покоями для фамилии», было вызвано отсутствием в
Монплезире комнат для членов царской семьи и чинов двора.
Перед южным фасадом Монплезира, между одноэтажными флигелями,
примыкающими к дворцу, разбит небольшой прямоугольный в плане сад.
Площадь сада разделена на четыре партера двумя крестообразно
проведёнными аллеями. В каждый партер вкомпонованы одинаковые по
рисунку цветники. Органичной частью композиции сада являются
фонтаны: «Сноп», помещённый в центре сада, четыре фонтана «Колокол»
с золочёными фигурами, отмечающими центры партеров. Два фонтана —
шутихи «Диванчики», полускрытые шпалерами кустарников, стоят в
концах боковых аллей.
Золочёные свинцовые статуи первоначально воспроизводили античные
и ренессансные оригиналы («Аполлино», «Ганимед», «Фавн» и «Вакх» Я.
Сансовино). В 1797-1799 годах их заменили новыми, также свинцовыми,
при этом взамен Ганимеда была поставлена копия с античного
оригинала «Фавн с козлёнком», а вместо Фавна — Психея. В 1817
году все четыре статуи повторили из бронзы.
Монплезирские фонтаны были начаты постройкой одними из первых.
На плане Петергофа 1716 года, исполненном И.-Ф. Браунштейном,
посреди сада изображён фонтанный бассейн четырёхлистной формы,
характерный для архитектуры барокко.
Фонтаны ввели в «работу» в апреле 1723 года, а осеннью
заработали «Диванчики» — трельяжные садовые фонтаны-шутихи в виде
диванов с фонтанирующими маскаронами и водомётом посреди сиденья.
Перед диванчиками по краям аллеи скрывались форсунки, из которых
взлетали струи, образуя водное берсо. Эффект шутих заключался во
внезапности включения воды, которая обливала одного из гостей Петра
I, на забаву остальным.
В наши дни фонтаны Монплезирского сада существуют как редкие
произведения фонтанного искусства первой четверти XVIII века.

4. Большой дворец – основное сооружение Петергофа.

Основное архитектурное сооружение Петергофа — Большой дворец,
возвышающийся на краю шестнадцатиметровой террасы. Блестящий памятник
русского барокко, он является неотъемлемой частью ансамбля, играет
роль основного организующего начала, архитектурно-планировочной и
идейно-художественной доминанты.
Если подойти к дворцу со стороны Финского залива, взору
открывается почти трёхсотметровый северный фасад с ризалитами,
пронизанными светом галереями и золотыми куполами корпусов «Под
гербом» и Церковного. Разновысокие шатровые с переломом кровли,
высота которых нарастает к центру здания, создают выразительный
силуэт. Центральная часть здания увенчана большой золочёной вазой,
поддерживаемой фигурами крылатых гениев. Блеск золота, архитектурная
пластика фасадов, мощное движение и шум низвергающей воды — всё
создаёт ощущение торжества.
Замысел создания этого дворца с гротом под ним и каскадом
Пётр I вынашивал несколько лет. Уже в 1712 году на строительстве
Верхних палат было занято восемьсот тринадцать рабочих с двумястами
подводами. Эти же годом датирован собственноручный рисунок — чертёж
Петра I с обозначением расположения дворца. В «десяти пунктах о
Петергофе», датированных 16 ноября 1715 года, Пётр I указывал:
«Палаты и грот достроить и канал». (2, с. 4)
Автором начального проекта дворца следует назвать И.-Ф.
Браунштейна. Второй этап строительства Петергофа и большого дворца
в частности связан с именем французского архитектора Ж.-Б. Леблона
— выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного
искусства. Приглашённый Петром I, Леблон возглавил всё строительство
в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в Петергоф в середине
1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя
различные дефекты, он приступил к частичным исправлениям и
переделкам.
До конца года Леблон успел укрепить фундаменты Верхних палат
и соорудить подземный акведук, отводивший грунтовые воды. По его
указаниям был расширен Большой канал, увеличены размеры ковша,
изменены его очертания и устроен Средний каскад перед Большим
гротом Большого каскада. Разработанный Леблоном и представленный на
утверждение Петра I в феврале 1717 года «Водяной план» включал проект
водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства
Нижнего парка и Верхнего сада фонтами. (6, с. 322)
Леблон подчеркнул парадное значение дворца: соорудил сквозной
парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна в
центральном помещении — Итальянском салоне, укрепил его деревянными
панелями, живописью и резьбой. Он укрепил подвалы дворца, соорудив
подземный акведук для отвода вод, затоплявших подвалы. В 1719
году, не успев завершить строительство, Леблон умер.
Поражает изысканностью Кабинет Петра I, созданный в 1718-1720
годах по проекту Ж.-Б. Леблона. Кабинет украшали резные дубовые
панно, сюжеты которых в аллегорической форме прославляли деяния
Петра, военные победы, расцвет науки и искусства в России. Дубовые
панно Кабинета Петра I — шедевры декоративной резьбы XVIII века.
Они исполнены по моделям и при участии известного французского
скульптора Н. Пино русскими и французскими мастерами-резчиками.
Впоследствии при перестройке дворца архитектор Ф.-Б. Растрелли
сохранил отделку Кабинета Петра I и Дубовой лестницы.
Дальнейшие работы по строительству и отделке Большого дворца
проводили И.-Ф. Браунштейн (1719-1720 года) и архитектор Н. Микетти.
В январе 1721 года в Верхних палатах произошёл пожар.
Восстановление отделки в пострадавших от огня помещениях совпало с
началом перестройки палат по проекту архитектора Н. Микетти.
Использовав как основу композиционное решение Монплезира, архитектор
решил пристроить к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав
их с центральной частью здания галереями с аркадами. Пётр I
рассматривал все чертежи и неоднократно вносил свои коррективы.
К 1724 году основные строительные и отделочные работы были
завершены. Центральный зал палат (Итальянский салон) был декорирован
четырьмя французскими шпалерами и картинами.
К 40-м годам XVIII столетия назрела необходимость расширения
Верхних палат. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала
«по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные
апартаменты с пристойными покоями». (6, с. 346).
В 1745 году началась длившаяся девять лет перестройка дворца
по проекту Ф.-Б. Растрелли. Перестройке придавалось большое
значение: был предписан даже выпуск памятной медали «На увеличение
здания увеселительного дворца в Петергофе. 1745 год». (2, с. 6).
Архитектор увеличил центральную часть дворца, пристроив два боковых
флигеля и соединив их галереями с двумя боковыми корпусами —
Церковным и «Под гербом». Внутри дворца Растрелли создал роскошную
анфиладу парадных залов и жилых покоев. Все помещения были
богато украшены золочёной резьбой по дереву, зеркалами, живописными
плафонами и наборными паркетами. Вместе с Ф.-Б. Растрелли работали
живописцы И. Вишняков, братья И. и А. Бельские, Б. Тарсиа, П.
Балларини, Дж. Валериани, Л. Вернер. Резной декор дворцовых
помещений выполнили охтинские резчики, наборные паркеты — мастера
П. Жданов и А. Вороницын.
В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных
декоративных эффектов. Планировка дворца, расположение залов и
комнат строго соответствовали пышным ритуалам того времени. Роскошь
и многообразие приёмов художественной отделки помещений были
призваны создать эффект бесконечно развёртывающегося театрального
действия.
Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-зал дворца,
оформленные по проекту Ф.-Б. Растрелли, были ценнейшими памятниками
русского искусства середины XVIII века. Золочёные скульптурные
изображения времён года, плафон «Триумф Весны», прославляющий дочь
Петра I Елизавету, колонный портал, на фронтоне которого были
помещены аллегорические фигуры «Верность» и «Справедливость», обилие
резного золочёного декора, живопись стен — всё оформление парадной
лестницы создавало впечатление сказочного великолепия.
Огромные двухстворчатые двери вели в первый зал —
Танцевальный. Восточная и южная стены здесь имели окна в два
яруса, на противоположных стенах им соответствовали зеркальные
ложные окна. Растрелли называл этот зал «Светлая галерея», — он
был наполнен светом и воздухом; причудливый золочёный резной декор
стен и многоярусные бра в простенках преображали его в «волшебные
чертоги». (2, с. 3). Огромный живописный плафон «Аполлон на Парнасе»,
исполненный итальянским мастером Б. Тарсиа в 1752 году, украшал
перекрытие зала. Оформление дополняли живописные медальоны на
мифологические сюжеты «Метаморфоз». Овидия работы художника Дж.
Валериани и его русских учеников.
Танцевальный зал в Петергофе интересным образом перекликается
с Зеркальной галереей Версаля.
Зеркальная галерея — самое парадное помещение Большого
версальского дворца. Здесь проходили все придворные праздники,
отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, здесь же
принимали иностранных послов.
Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого салона
просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами, и
пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в
погожие солнечные дни — переизбытком света и воздуха. При
украшении Зеркальной галереи расчёт сознательно был сделан на то
чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея
— это не просто зала. Это огромный проспект, длина которого 73
метра, а ширина 10,5 метров.
Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезали
симметрично расположенные семнадцать окон, которые своими пропорциями
гармонируют с золочёными дверями. Пятнадцать ниш напротив окон
заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы,
иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым
удивительно сказочный эффект. Окна утопают в глубоких арочных
нишах, в то время как зеркала наложены на плоскую стену.
Посетивший Версаль посол Венеции в восторге писал: «В Большой
галереи зажигались тысячи огней, они отражались в зеркалах,
покрывавших стены, в бриллиантах дам и кавалеров. Было светлее,
чем днём, красота и величие блистали точно во сне или в
заколдованном царстве». (4, с.118). Зрелище поистине феерическое. В
праздничные дни в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах
зажигались мириады свечей, множились на глазах, отражаясь, как и
всё остальное, в зеркалах.
Своды галереи расписал художник Ш. Лебрен. Он разместил на
сводах двенадцать медальонов и шесть стукковых рельефов. Все фрески
объединяют тема побед воинственного короля (Людовика XIV). Во
фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий
и мифологию, ввёл аллегорические образы, в которые как будто
случайно проникли сцены будничной жизни…
Несомненно, что Растрелли пытался достичь в Танцевальном зале
такого же эффекта переизбытка света и воздуха, как и в Зеркальной
галерее Версаля. У него это получилось. Конечно, Танцевальный зал
немного поменьше Зеркальной галереи, но… Идя по этому залу, я
испытывала чувство торжественности, восторга счастья. Воздух мне
казался пропитанным приятным ароматом. Я представляла себе, как
вечером здесь собираются самые знатные, самые умные люди России.
Играет музыка, горят тысячи свечей, воздух наполнен разговорами,
смехом. Пожилые дамы сидят на диванах, а молодые девушки и их
кавалеры танцуют… Свет отражается многократно, в разных оттенках.
Игра света создаёт весь этот праздник. Какое неземное чувство
счастья жизни должно быть, испытывали эти люди! Как восхищались
иностранцы красотой и величием русских, чувствуя в этих стенах
силу и мощь Российской империи, её неповторимость. Как бы мне
хотелось побывать во время бала, потанцевать, а потом выйти на
свежий воздух и вдохнуть запах моря, полюбоваться на золотого
Самсона и серебристую воду. Как я счастлива, что побывала в таком
исторически интересном месте, месте, отражающем культуру России с
начала XVIII до конца XIX века.
За Танцевальным залом располагается Аванзал. Он также был
украшен золочёной резьбой и живописным плафоном. В окнах зала,
находившегося на оси парадной анфилады интерьеров, открывался вид
на Нижний парк. Казалось, длина дворца бесконечна (в глубине
перспективы уходящих вдаль апартаментов размещалось большое окно,
сквозь которое открывался вид на окружающий ландшафт).
За Аванзалом располагался Большой зал, украшенный росписью стен и
гигантским плафоном «Деметра вручает колосья Триптолему» работы
Вернера и Б. Тарсиа. В зале устраивали дипломатические приёмы и
праздники.
Аудиенц-зал, или Статс-дамская, был также оформлен в стиле
барокко. Зал расположен перпендикулярно оси парадной анфилады помещений.
Продольные стены были декорированы ложными окнами второго света с
зеркалами, что создавало иллюзию увеличения пространства. Украшающая
стены золоченая резьба по дереву дополнена вытянутыми пилястрами с
дверными капителями. Скульптуры, символизирующие ремёсла, науки и
искусства, были выполнены русскими мастерами под руководством И.
Шталмейера по моделям Л. Роллана. В Аудиенц-зале был помещён
плафон «Встреча Артемиды и рыцаря Ринальдо» по сюжету поэмы
Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» работы П. Балларини.
Разнообразие декора, сияние золота на белом фоне создают
впечатление пышности и богатства.
К востоку от петровской части дворца Ф.-Б. Растрелли развернул
личные комнаты императрицы. Завершались они небольшой столовой, из
которой одна дверь вела во флигель, где находились помещения для
членов царской семьи и придворных высшего ранга, другая — в
Предхорную и далее по галерее — в дворцовую церковь.
В пышно декорированном Растрелли интерьере церкви Большого
дворца нашло отражение прославление русского абсолютизма. Завершив
Церковный корпус сложным золотым пятиглавием, архитектор нарушил
симметрию объёмов дворца, создав своеобразный архитектурный акцент.
Резные украшения пяти глав церкви выполнялись в 1749 году под
наблюдением мастера К. С. Жирардона, а резьба для купола флигеля
«Под гербом» — И. Шталмейера в 1751 году. Вместе с этими
мастерами сложные украшения стен и обрамления дверей (картуши,
фигуры трубящих «Слав», изображения орлов, десюдепорты) исполняли
скульпторы и резных дел мастера Л. Роллан и В. Петров со своими
помощниками-резчиками.
В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных
декоративных эффектов. Поэтому все залы, выполненные по его
проектам — это величайшие памятники русского искусства.
В 60-х годах XVIII века были выполнены первые изменения
художественной отделки интерьеров дворца по проекту архитектора Ж.-
Б. Валлен-Деламота. В 1764 он создал новый декор центрального зала
(Итальянского салона). Архитектор заменил прежнюю отделку шпалерной
развеской картин, сплошь закрывших стены зала. Для этого была
использована коллекция произведений П. Ротари, состоящая из трёхсот
шестидесяти восьми портретов, в большинстве изображающих молодых
кокетливых женщин, нарядно одетых в польские, венгерские и
восточные костюмы, а также картин, изображающих композиции на
мифологические сюжеты и жанровые сцены. С этого времени зал получил
название галереи Ротари, Картинного зала, или «Кабинета мод и
граций».
В 1766-1767 годах Валлен-Деламот изменил отделку двух покоев,
расположенных по сторонам Картинного зала. Они были украшены
китайскими лаковыми панно. Небольшие панно для обоих интерьеров,
вкомпонованнные в дверные створки, панели и оконные откосы, создал
лакового дела мастер Ф. Власов вместе со своими учениками и
«мастером разных художеств» Н. Мюриэлем. Паркетные полы Китайских
кабинетов состоят из драгоценных древесных пород: сандала, амаранта,
лимона, эбенового дерева и других. В китайских кабинетах размещены
живописные лаковые композиции. На южной стене Восточного китайского
кабинета привлекает внимание многофигурные панно «Маньчжурский
военный сбор». Другие сюжеты традиционны: изображения восточных
пейзажей и людей.
В 1777-1778 годах Ю. Фельтен изменил отделку Столового,
Тронного и Аванзала. Это было обусловлено появлением в архитектуре
нового стиля — классицизма. Золочёный резной декор уступил здесь
место лепке.
Своеобразным памятником победы России под Турцией в войне 1768-
1774 годах за освобождение народов Балканского полуострова от
турецкого ига стал Аванзал. Фельтен использовал двенадцать картин
художника Я. Ф. Гаккерта, посвящённых победам русского флота при
Чесме. Картины изображают экспедицию русского военно-морского флота
в архипелаг Эгейского моря и победу над Турецким флотом в бухте
26 июня 1770 года. Картины обрамлены рельефными тягами, перевитыми
орденскими лентами, простенки между окнами украшены медальонами, а
десюдепорты — барельефными композициями на тему воинских трофеев
(чалм, бунчуков, турецкого оружия) и дельфинами, символизирующими
спокойное море. Ленкой декор выполнен А. Бернаскони и Т. Насоновым.
Все эпизоды Чесменского сражения были написаны в 1771-1772 годах
на основании схем боя и записей его участников: графа А. Орлова,
адмиралов Г. Спиридонова, С. Грейга и других офицеров. Перекрытие
зала украшает плафон на мифологический сюжет «Жертвоприношение
Ифигении» работы немецкого художника А. Тервестена. После переделки
зал получил название Чесменского.
В Тронном зале также расположены четыре картины с эпизодами
Чесменской битвы. Ю. Фельтен, создавая интерьер в стиле
классицизма, сохранил объёмно-пространственную композицию
растреллиевского Большого зала, пронизанного светом из расположенных
в два яруса двадцати восьми окон. Но прежняя живописная отделка,
имитировавшая золочёную резьбу, была заменена портретами Петра I,
Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны, родственников Петра
I; картинами «Крещение великой княгини Ольги в Константинополе под
именем Елены», «Возвращение Святослава с Дуная после победы над
печенегами»; лепными изображениями военных доспехов, гирлянд,
пальмовых листьев и разнообразной классической орнаментикой. У
восточной стены зала стояло тронное кресло Петра I и висел парадный
конный портрет Екатерины II над ним. От растреллиевского оформления
зала остался также наборный паркет в виде гигантских спиралей,
розеток и лучей.
Создавая столовый зал, Фельтен поместил на стенах скульптурные
лепные панно с гирляндами и амурами, охотничьими трофеями и
музыкальными инструментами и поставил две изящные круглые печи из
белых поливных изразцов русского производства.
По проектам Фельтена было также изменено убранство ряда
парадных гостиных: Диванной, Куропаточной, Туалетной, Спальни
(Коронной), стены которых затянуты китайским расписным шёлком начала
XVIII века и французскими декоративными тканями середины XVIII
века, выполненными по эскизам Филиппа де Лассаля. Характерным
элементом фельтеновских интерьеров явилось устройство фигурных
перегородок с затейливым резным скульптурно-орнаментальным декором.
В дальнейшем (в конце XVIII и начале XIX века) во дворце не
велось крупных работ. Во время ремонта помещений парадной анфилады
Большого дворца, производившегося в 1845-1850 годах, архитектор А.
Штакеншнейдер проявил тонкое чувство стиля, сохранив художественную
выразительность растреллиевского декора. Он также повысил на один
этаж восточный флигель дворца, выступавший в Верхний сад, чтобы
увеличить размеры и количество комнат ко дню свадьбы дочери
Николая I — Ольги. Интерьеры этого флигеля, получившего название
«Ольгина половина», выполнены в стиле «второго роккоко».
Более чем двухвековая история строительства и перестроек
Большого дворца связано с именами известных архитекторов,
скульпторов, художников, декораторов, создавших выдающийся памятник
искусства и культуры. В XVIII-XIX веках это было центральное
сооружение «коронной» летней резиденцией русских императоров. В
залах и гостиных дворца происходили важные государственные приёмы,
устраивались праздники.
Простым людям строго запрещалось приближаться к царскому
жилищу. «Наистрожайшим образом» предлагалось не допускать близко ко
дворцу «матросов, господских ливрейных лакеев и подлого народу, а
также у кого волосы не убраны, платки на шее или кто в больших
сапогах и серых кафтанах». Виновным в нарушении этого указа
полагалось строгое наказание: «чьи б они ни были, без всякого
милосердия будут бить плетьми». (2, с.11).
Как замечательно, что сейчас всякий человек может любоваться
этим великолепным ансамблем! Большой петербургский дворец особенно
красив в часы, когда солнце льётся в его просторные окна и
вечером, когда зажигаются люстры: сверкает золоченая резьба, блики
света играют на парадных портретах, по-особому значительными кажутся
изображения на живописных плафонах, разноцветными огнями искрятся
хрустальные люстры. Гармония и художественная законченность
интерьеров делают Большой дворец поистине сказочным.

5. Большой каскад.

Большой дворец с Большим каскадом являются одним из ярчайших
примеров органического синтеза архитектуры, скульптуры, водно-
декоративного оформления и паркового ландшафта в русском искусстве.
Большой каскад — самый крупный из триумфальных монументов
первой четверти XVIII века, воздвигнутых в ознаменование
победоносного окончания Северной войны. Большой каскад объединяет
шестьдесят четыре фонтана, двести пятьдесят пять скульптур и декоративных
деталей. Фасад Большого грота с каскадами вытянут на 40 метров с
лишним. Каменный массив врезан в толщу земляного склона и
является как бы монолитным контрфорсом, укрепляющим гору, на
которой возвышается дворец. Фасад грота ритмично расчленён глубокими
арками, опирающимися на пилоны с гранитным цоколем. Замок каждой
арки подчёркнут золочёным маскароном. Грот завершён сложным карнизом
и мраморной балюстрадой. Справа и слева от грота расположены
боковые каскады, каждый шириной 8 метров, с семью ступенями,
имеющими фигурные выступы. Ступени украшены барельефами,
кронштейнами, бронзовыми золочёными статуями и вазами на гранитных
пьедесталах.
Перед аркой грота находится фонтан «Корзинка», состоящий из
двадцати восьми низких наклонных струй, образующих подобие плетёной
корзины, в центре которой поднимается девять высокий струй. Воды
этого фонтана сливаются в ковш по трём уступам Среднего каскада.
Над гротом устроена терраса, южная сторона которой замкнута
стеной с мраморной балюстрадой. Начиная от террасы, каскады идут
уступами: против каждого из них зеркала террасной стены украшены
большими маскаронами Нептуна и Вакха, выбрасывающими воду в
мраморные раковины. По сторонам маскаронов в неглубоких нишах
помещены мраморные бюсты, олицетворяющие времена года. У подножия
каскадов расположен ковш, в центре которого высится бронзовая
группа Самсона. От ковша начинается канал, связывающий Большой
каскад с морем. У истока канала стоят две бронзовые аллегорические
статуи — древний старец Волхов и дева Нева.
По обе стороны канала тянутся аллеи, но не дубовые и не
липовые: это аллеи фонтанов, светлые струйки которых выделяются на
тёмной хвое деревьев Нижнего парка.
Фонтан «Самсон» был поставлен по приказу Екатерины I.
Первоначально здесь замышлялся фонтан «истории Еркуловой, который
дерётся с гадом семиглавым, называемым гидрою, из которых голов
будет идти вода по каскадам». (4, с.206). Струи этого фонтана
поднимаются на 20 метров и вырываются из пасти громадного льва,
которого рвёт Самсон. Раньше Самсон был поднят ещё выше, но брызги
его при морском ветре достигали дворца, поэтому Елизавета Петровна
повелела понизить фонтан, и теперь он бьёт ниже террасы,
расстилающейся перед дворцом.
Строительство грота и каскадов началось весной 1715 года. В
течение всего строительства было осуществлено множество переделок
различными архитекторами. Так, первоначально Большой грот был
задуман лишь с двумя боковыми каскадами, а ковшу предполагалось
придать прямоугольные очертания. Как мы знаем, в 1716 году в
Петергоф приехал архитектор Ж. Б. Леблон. Он внёс улучшения в
конструкцию каскада, применив для устойчивости своды, и дополнил его
убранство новыми художественными деталями. Леблон считал необходимым
кроме «простых падучих вод» использовать «играющие воды» (то есть
фонтаны). Он предложил устроить в средней части грота «холодную
залу» с двумя стенными фонтанами, а из двух боковых его помещений
вывести лестницы на верхнюю террасу грота, с которой можно было
бы подняться на эспланаду перед дворцом. (6, с. 373).
После смерти Леблона в 1719 году работы продолжает вести И.-
Ф. Браунштейн и Н. Микетти под руководством самого Петра I.
Важнейшей вехой в истории создания петергофской резиденции явилась
поездка в Ропшу в августе 1720 года Петра I, определившего
возможность устройства самотечного водовода от ропшинских родников.
Его постройка позволила создать грандиозный фонтанный ансамбль, не
имеющийся себе равных в мире по многоводности и разнообразию форм.

Уникальный водовод Петергофа был создан в 1720-1721 годах по
проекту русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. Общая длина
водовода составила 40 километров. На его трассе расположено
восемнадцать прудов — хранилищ, вмещающих более одного миллиона
кубических метров воды и занимающих площадь почти 100 га. Главная
особенность петергофской системы водоснабжения заключается в
отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь
используется принцип сообщающихся сосудов — разница уровней, на
которых расположены пруды и фонтаны.
Летом для испытания напора воды предприняли пробный пуск
Большого каскада и одного Большого фонтана. В это же время начала
осуществляться разработанная Н. Микетти по предложению Петра I
программа сооружения каскадов и фонтанов в Нижнем парке. По
проекту Микетти над Большим гротом располагалась балюстрада,
раскрепованная посередине; в центре верхней стенки устраивался Малый
грот, а завершающая всё сооружение балюстрада, идущая перед
фасадом дворца, обогащалась вазами.
На Фасаде верхней террасной стенки на оси водопадных уступов
Микетти поместил два фонтанных маскарона с чашами, в которые
ниспадала вода. Была увеличена высота водопадных уступов и на
каждом устроено по два водомёта, о которых писал ещё Леблон. На
площадке перед большим гротом Микетти, также как и Леблон,
запроектировал фонтан.
В марте 1722 года Пётр I, стремясь быстрее закончить отделку
интерьеров Большого грота, приказал «сделать фонтану только в
среднем нишеле, а протчие нишели и стены убрать туфштейном и
протчим без раковин». (6, с. 374). Летом 1723 года на площадке перед
аркадой Большого грота Микетти начал устройство фонтана. Созданный
оргинальный фонтан состоял из восьми невысоких и восьми высоких струй,
составлявших два кольца. В центре водяных колец поднималась из
трубы самая мощная пустотелая (менажёрная) семнадцатая струя фонтана.
Пуск Большого каскада в августе 1723 года не означал
завершения всех намеченных работ. Они велись и в последующие годы.
Создание грандиозного фонтанного сооружения, включавшего два
грота, три каскада, десятки фонтанов и разнообразное скульптурное
убранство, потребовало целого десятилетия. На протяжении двух
следующих столетий Большой грот с каскадами сохранил целостность
первоначальной композиции, хотя часть элементов его декоративного
оформления была утрачена или претерпела различные изменения.
Так, например, в 1859-1860 годах были заново отстроены гроты
и каскады под руководством архитектора Н. Л. Бенуа, Фонтан «Кольцо»
был переделан в «Корзинку», образованную двадцатью восемью невысокими
дуговыми струями, сплетающимися одна с другой, подобно прутьям
цветочной корзинки; девять средних струй фонтана напоминает по виду
водяные тюльпаны.
Последние года XIX века и в начале XX века облик Большого
каскада оставался без изменений.
Скульптурное убранство Большого грота и каскада отличается
разнообразием и богатством. По сторонам водопадных уступов, на
гроте и под аркадами, на гранитных бортах ковша установлено
тридцать семь бронзовых статуй. Стенки каскада декорированы двадцатью
девятью барельефами и ста восемью кронштейнами. Два больших и пять
малых маскаронов, восемнадцать ваз, восемнадцать герм, дельфины, львы,
лягушки и, наконец, четыре бюста — всего двести сорок одна скульптура
из бронза, свинца и мрамора украшают Большой каскад.
Создание первоначального комплекса декоративной скульптуры
Большого каскада явилось результатом совместной работы архитекторов
и скульпторов Ж.-Б. Леблона, Н. Микетти, М. Земцова и многих других.
Самым значительным изменением первоначального убранства Большого
каскада была установка в 1735 году в центре ковша фонтана
«Самсон», созданного Б. К. Растрелли.
В конце XVIII века из-за текучести свинца многие статуи и
вазы потеряли свою первоначальную форму. Поэтому решено было отлить
новые бронзовые статуи. Обновление скульптурного убранства каскада,
проведённое с замечательным художественным мастерством, не изменило
и не ослабило значения и выразительности памятника. Скульптура
Большого каскада — крупнейший ансамбль монументальной пластики в
русском искусстве. Здесь можно увидеть такие статуи как «Актеон»,
«Пандора», «Галатея», «Акид», «Юпитер», «Юнона», «Персей», «Волхов»,
«Нева», две группы Сирен, две группы наяд с тритоном и многие
другие. Интересно, что оригинальные статуи русских скульпторов
образуют как бы раму, в которой разместили копии с античных
оригиналов.
Центральная скульптурная группа и самый большой фонтан каскада
— «Самсон, раздирающий пасть льва». Эта скульптура увековечила
торжество России над «свейским львом» (Швецией), победу, одержанную
под Полтавой в день Святого Сампсония в 1709 году. «Самсон»
является олицетворением силы и непобедимости русского народа.
Большой дворец и Большой каскад — композиционная доминанта
всего петергофского комплекса. Вместе с тем они являются
планировочным ядром и основными архитектурными сооружениями
центрального ансамбля Нижнего парка. Этот ансамбль включает террасы
с фонтанами, Большие фонтаны (Итальянский и Французский),
Воронихинские колоннады, фонтаны Мраморных скамей, партеры с
цветниками, Большой (Самсоновский) канал, Аллею фонтанов, фонтан
«Фаворитка», а также боскеты с фонтанами «Адам» и «Ева».
Центральный ансамбль связан системой лучевых аллей с западным и
восточным ансамблями Нижнего парка. Аллея, проложенная по сторонам
ковша, связывает центр непосредственно с морским берегом. Парные
лучевые аллеи направлены к Монплезиру и Эрмитажу, к фонтанам
«Адам» и «Ева». Пятилучие радиальных аллей, ориентированных от
берега к морю, пересекается веером трёх перспектив — Марлинской,
Берёзовой и Морской, прорезающих парк с запада на восток. Эти две
системы и образуют основу всей планировки.

6. Петродворец – уникальный ансамбль.

Недаром Петергоф называют русским Версалем. Влияние знаменитых
французских садов при строительстве летней резиденции под
Петербургом несомненно, тем более, что Пётр I бывал в Версале.
Однако облик Петергофа определяет большое своеобразие. Органическая
связь с морем — характерная особенность ансамбля, хорошо
осознававшаяся его строителями.
Я считаю, что этот ансамбль настолько уникален, что
повторению не поддаётся. Сочетание суровой, но красивой природы,
наличие подземных вод, трудолюбивые люди — всё это сыграло
определённую роль. Хотя многие архитекторы — иностранцы, это дела
не меняет. Чтобы создать, построить что-то на русской земле, нужно
понять русскую природу, характер русских людей и перенять это.
Когда я была в Петродворце, то, конечно об этом не думала.
Всё мое существо занимало восхищение красотой и величественностью
того, что я видела. Большой каскад вызвал у меня ощущение
весёлого, но торжественного праздника, потому как интересно смотреть
на струи воды, которые, как вспышки салюта, достигнув наивысшей
точки, рассыпаются на мириады частиц. Но одновременно я ещё
чувствовала какую-то силу этой воды, этих потоков. Сейчас,
вспоминая это, я думаю, что была там ещё одна невидимая сила —
человеческая. Человек подчинил себе воду, заставил играть и
резвиться, вырываться из труб и плавно течь по каналу. Человек
сказал без слов: «Помните, потомки, свою силу, данную вам, но
делайте дела достойные, создавайте красоту, а не разрушайте. Любите
природу, вас окружающую, ищите гармонию с ней!!» Много чего можно
ещё здесь прочитать, увидеть и понять. Говорится тут и про
величие нашей страны, и про доброту, грацию, правду…. Стоит только
захотеть услышать и увидеть это. Думаю, что сейчас я высказала и
разъяснила главную ценность и необходимость искусства и культуры:
передавать свои мысли через пластику фигур, через оттенки цветов
на картине, через красоту здания. Искусство — это международный
язык. Видом Петродворца восхитится и английский джентльмен и
африканский туземец, и невозмутимый индеец. Вот в чём сила
искусства.

7. Парки Петергофа.

Важнейшую роль в создании регулярных парков Петергофа в 1714-
1728 годах сыграл приглашённый из Голландии садовый мастер Леонард
Ван Гарнихфельт. В Петергофе под его руководством трудились русские
садоводы из подмосковных дворцовых сёл — Коломенского и
Измайловского и ученики петергофской садовой школы. Ближайшим
помощником Гарнихфельта был Антон Борисов — один из выдающихся
мастеров регулярного паркостроения.
Не забывал своё детище и император. Из-за границы Пётр I
отправлял целые грузы с деревьями для дворцовых садов, разведение
которых его весьма занимало. Он лично отмечал на планах, где
следует поставить беседку, а где цветник или птичник.
Из сохранившихся документов видно, что липовые деревья были
закуплены в Амстердаме, около 6000 буковых деревьев доставили из
Ростова, яблони — из Швеции, из Данцига и Ревеля — барбарис,
ветлу и розовые кусты, из Сибири были присланы кедры, а из Крыма
— по штуке всех растущих там деревьев. (4, с. 205).
Вообще же прогулки по петергофскому саду и осмотр его во
времена Петра I допускались только с разрешения самого государя.
Иногда для посетителей Пётр I назначал провожатого, хотя и сам
очень любил показывать им диковинки своего увеселительного дворца.

А диковинок в Петергофе было немало. Пётр I хотел, чтобы его
«забавный дворец» изумлял гостей разными чудесами. Так, по велению
русского царя в большом гроте было поставлено несколько стеклянных
колоколов, подобранных по тонам звучания. По колоколам ударяли
молоточки, приводимые в движение особым колесом, на которые падала
вода. И тогда колокола начинали звенеть тихими и приятными
аккордами.
Так, возле Монплезира, на территории, отведённой для Менажереи
(зверинца) был создан в 1719 году большой водоём для лебедей и
другой водоплавающей птицы. Посреди пруда был сделан фонтан
«Солнце».
Сейчас этот фонтан представляет собой бронзовую колонну с
тремя скрепленными между собой параллельными дисками со ста
восьмидесятью отверстиями на их рёбрах. Фонтану дали название
«Солнце», потому что при действии фонтана из золочёных дисков
вылетают подобные сверкающим лучам солнца длинные струи воды.
По сторонам Менажерейного пруда расположены два небольших
деревянных павильона — Вольера, предназначавшихся для содержания в
летнее время певчих птиц. Стены павильонов почти сплошь прорезаны
широкими проёмами, что придаёт Вольерам особенную лёгкость и
прозрачность.
В Петергофе сохранилось несколько уникальных образцов фонтанов
— шутих. Это фонтаны «Дубок», «Грибок» и «Ёлочки». «Грибок»
расположен около бывшей императорской купальни. Вокруг ножки
«Грибка» стоят скамейки для отдыхающих. Когда фонтан начинает
неожиданно работать, вода падает со шляпки «Грибка» и сто
шестидесяти четырёх трубочек, образуя вокруг скамейки отвесную стену и
не давая посетителям выйти.
По другую сторону Монплезирского проспекта между кустами и
деревьями устроены фонтаны «Дубок» и «Ёлочки». Фонтаны невозможно
отличить от настоящих деревьев. Из листьев «Дубка» и веток «Ёлочек»
может внезапно брызгать вода.
Невозможно описать все фонтаны и каскады Петродворца. Их очень
много: Менажерные фонтаны, «Тритоны — колокола», Львиный каскад,
Марлинский каскад, «Дубовый», «Межеумный», Римские фонтаны,
«Тритоны», Каскад Драконов, «Пирамида» и многие другие.
Я хочу немного подробнее рассказать о фонтане «Нептун», самом
большом фонтане Верхнего сада. Пётр I лично выбрал место для
бассейна Большого пруда. Но закончили отделку Большого пруда только
в 1737 году. На постамент посреди бассейна были установлены
золочёные фигура Нептуна, четырёх тритонов на конях, тритонов,
трубящих в раковины, дельфинов и колесница. На южной стороне
бассейна устроили трёхступенный каскад со статуей «Зимы».
В 1798 году заменили деформированные свинцовые статуи
Нептуновской колесницы на бронзовых, привезённых Павлом I из
Нюрнберга. Вместо «Зимы» поставили статую аполлона Бельведерского.
«Нептун» с его уникальной скульптурной группой — один из
ценнейших памятников петергофского ансамбля.
Не уделила я много внимания и дворцу Марли, или, как его
называли, «Малые приморские палаты». (6, с.428). В Марли не было
помещений парадного назначения, однако разнообразные элементы в
отделки комнат придавали им декоративное изящество. Дворец был
предназначен для временного проживания царской семьи и именитых
гостей. А со второй половины XVIII века дворец становится
мемориальным музеем Петра I.
Территория Петергофа со временем расширялась. Так, в XIX веке
была присоединена территория Монкуражской дачи. Эта территория стала
называться «Александрией». Здесь был построен небольшой сельский
дворец «Коттедж», Фермерский дворец и Капелла, церковь Александра
Невского. Все сооружения Александрии выполнены в основном направлении
искусства XIX века — романтизме.
Итак, на территории Петродворца можно встретить здания,
выполненные во всех стилях, присущих XVIII-XIX векам.

8. Вывод.

Я хочу сделать вывод о проделанной мною работе. Вся моя работа
является своеобразным гимном Петергофу. Все мои слова искренни и исходят
от всей души. Самая главная цель моей работы — доказать вам, читателям, на
сколько уникален этот ансамбль. Версаль никогда не станет нам так близок
и понятен как французам, но образ Петергофа, хотя и созданный по подобию
Версаля стал исконно русским, близким и родным нашей душе.
Во время Великой Отечественной Войны в Петергофе жили фашисты,
грабившие и уничтожавшие всю нашу историю. К 1944 году петергофского
дворцово-паркового ансамбля как целостного памятника искусства уже не
существовало.
Много сил и энергии вложили российские архитекторы, искусствоведы в
восстановление Петергофа. Благодаря их усилиям многие поколения россиян и
зарубежных туристов будут любоваться жемчужиной русского искусства,
Петродворцом, настоящим русским «Версалем»!

Список литературы

1. «Большая советская энциклопедия». Москва. «Советская
энциклопедия», 1971 г.
2. И. М. Гуревич «Петродворец. Большой дворец». Ленинград: «Лениздат»,
1988 г.
3. И. М. Гуревич «Петродворец. Дворец Марли». Москва. «Планета»,
1989 г.
4. Н. А. Ионина «100 великих музеев мира». Москва: «Вече», 2001 г.
5. «Ленинград. Путеводитель». Ленинград: «Лениздат», 1977г.
6. А. Н. Петров, Е. Н. Петрова, А. Г. Раскин, Н. И. Архипов, А. Ф.
Крашенинников, Н. Д. Кремшевская «Памятники архитектуры пригородов
Ленинграда». Ленинград. «Стройиздат», 1985 г.
7. «Советский энциклопедический словарь». Москва. «Советская
энциклопедия», 1990 г.
8. В. М. Тенихина «Петродворец. Коттедж». Лениздат. 1990 г.

Добавить комментарий