Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман А.Н.Толстого » Петр Первый » А.М.Горький назвал » первым
в нашей литературе настоящим историческим романом «, » книгой —
надолго «.
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России —
эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского
народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого » Петр Первый»
всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-
венной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII —
начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-
щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся
за старину, утверждает неодолимость нового. » Петр Первый «- это
огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но
прежде всего — это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском
характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,
художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-
ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-
тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:
рассказ » День Петра » был написан в 1917 году, последние гла-
вы его исторического романа » Петр Первый » — в 1945. Не сразу
сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-
ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.
» На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской
революции, — писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-
золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане «.
Об этом свидетельствуют и его рассказ » День Петра «, и тра-
гедия » На дыбе » (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в
1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-
чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно
к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха — время пре-
образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-
принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе » День Петра » Толстой стремился показать Петра
Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-
ной страны. » Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь
Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой
и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-
ство хуже, глупее соседского? » Отрицательное отношение к Петру
и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-
гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в
1917 году Октябрьской революции.
В пьесе » На дыбе » дана более широкая характеристика вре-
мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-
ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-
ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-
рой » живота не жалел «; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в среде своих » птенцов «: Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье — ему изменяет
Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии » На дыбе » (на ды-
бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-
сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого
загадкой — отсюда и утверждение писателем бесперспективности его
преобразовательской деятельности и изображение краха всех его
многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как
у Пушкина в поэме » Медный всадник «.
Одним из лучших произведений советской литературы на истори-
ческую тему стал «превосходный», по словам А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого «Петр Первый».
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-
ными в жизни нашей страны. 1929 год — год исторического перелома.
Именно в это время Толстой снова обращается к изображению
Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,
«когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чув-
ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА «ПЕТР ПЕРВЫЙ»
1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет
для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-
ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,
мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось
«становление личности в эпохе». Об этом он говорил и в беседе
с коллективом редакции журнала «Смена»: «Становление личности
в исторической эпохе — вещь очень сложная. Это одна из задач
моего романа».
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь
ход повествования, вся система художественных образов должны
были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-
приятий, их историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из важнейших задач было для Толстого «выявление
двигающих сил эпохи» — разрешение проблемы народа, его истори-
ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение
сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог
подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел
соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее
компонентах.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА
«Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде
истории… Нужна прежде всего, как и во всяком художественном
полотне, — композиция, архитектоника произведения. Что это такое —
композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения
художника… В моем романе центром является фигура Петра I.»
Итак, в центре повествования Толстого — Петр, формирование его
личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной
биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только
Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая
способствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-
ческом движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности
своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему
возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,
жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества
представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,
дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических
событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие
созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-
кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,
хищной царевны Софьи — на Красное крыльцо в Кремле, где малень-
кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-
веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце —
в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,
по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-
гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, — в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между
двумя боярскими группами — Милославскими и Нарышкиными, представляю-
щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую
группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими
правление одних и других. » И все пошло по-старому. Ничего не
случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов …
кислые столетние сумерки — нищета , холопство, безделье» ( после
победы Милославских ); но вот победили Нарышкины — «…стали ду-
мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось»
Это понимает и сам народ: «Что Василий Голицын , что Борис —
одна от них радость».
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех
событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке
народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство
народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,
как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром
и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой
правительницы.
Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему
решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу
с византийской Русью. «Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой.
Страшились
перемен, «ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только
боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
«Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат… Не живут —
торопятся… В бездну катимся…» Сопротивлялся и народ — «мало
было прежней тяготы — волокли на новую непонятную работу — на
судостроительные верфи в Воронеже». Бегство в леса дремучие,
на Дон — ответ народа на все тяготы жизни в период правления
Петра.
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого
мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:»Всю зиму были пытки и
казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по
темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре
чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна,
более психологична», она рассказывает о том как сдвинулась с
места Русь — начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся
Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших
событий крупным планом, а в изображении строительства новой
России. Борьба старого и нового становится определяющей в
развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных
условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-
одолевать Петру на пути преобразования Руси.
Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше
исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки
к Северной войне, ее начал «нарвская конфузия», лихорадочная
деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые
успехи в войне со шведами — взятие Нотебурга, выход к устью
Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать
Питербурх.
Большое место отведено в этой книге психологическим характе-
ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает
ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-
зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных
и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые
устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается
Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг
Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих
нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,
семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
«Птенцы гнезда Петрова», люди энергичные, воспитаные Петром,
противопоставлены старому московскому боярству — Буйносову, Лыкову
и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне
смирилось,
но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального
протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке
на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,
в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен
был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.
Чтоб жить » по воле, а не по указу государеву», люди бегут в
леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,
является одной из форм протеста против усилившегося гнета в
период правления Петра.
В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда —
подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы
над шведами и возвращения исконо русских земель — Юрьева и Нарвы.
Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.
» Третья книга — писал сам Толстой,- самая главная часть романа о
Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.
В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-
торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за
границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны
картины не только русской жизни, но и Запада того времени —
Франции,
Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к
роману, будут осуществлены в этой части.»
Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не
так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во
второй
книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и,
хо-
тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить
становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-
прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены
про-
изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее
теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, » ворота закрыты
наглу-
хо, на широком дворе — тихо, людишки взяты на войну, боярские
сыновья
или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли
отданы в школы.» Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу — Пе-
тербург.
Третья книга — это книга о блестяще одержанных победах русскими
над
войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития
Рос-
сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан
образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой
си-
лой социальный конфликт — рост противоречий между Петром и народом.
Книга осталась, к сожалению, незавершенной.
» Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок
времени —
можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в
противоречии».
Так он изображает Петровскую эпоху — в движении, в борьбе нового
со
старым.
В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа,
ме-
сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как
растет
и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в
част-
ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в
быт
людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья
Бров-
киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в
общем
оживлении жизни страны, в том, как » представители одних слоев
поднимают-
ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом
событий
и оказываются отброшенными резко назад».
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса
большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех
суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу
своей родине.
А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: » Самое
главное и самое прекрасное, что есть в книге, — это живое движение
живых людей…-это здоровое и всегда жизнерадостное движение
русского народа».