МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА Истории
и политологии
РЕФЕРАТ
Основные
законы диалектики
По дисциплине: Философия
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
8-го факультета заочного отделения
Я.А. Тереб
Санкт-Петербург 2011г.
Содержание
1.
Введение
2.
Историческое развитие понятия
2.1.
Диалектика античности
2.2.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
2.3.
Материалистическая диалектика
3.
Основные законы диалектики
3.1.
«Закон единства и борьбы противоположностей» (закон противоречия)
3.2.
«Закон перехода количественных изменений в качественные»
3.2.1. Качество
и свойства
3.2.2.
Понятие о качестве и количестве
3.2.3.
Переход количественных изменений в качественные(закон развития)
3.2.4.
Скачки
3.3.
«Закон отрицания отрицания»
Список используемой литературы
диалектика философия закон отрицание
1.
Введение
Диалектика (греч.διαλεκτική — искусство
спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного
теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого
содержания этого мышления.[1]
В письменах праславянской цивилизации диалектика Дивалетико –
двоелётно – действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически.
Чтобы понять суть диалектики нужно рассмотреть историю ее развития
от древнегреческих философов до Маркса и Энгельса.
Родоначальниками
диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика
разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение
о развитии Гераклита, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике
наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель
характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип,
вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля,
по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический
анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон
перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения
противоположностей и закон отрицания отрицания. Маркс и Энгельс рассмотрели законы
диалектики Гегеля через призму материального мира.
Также
в диалектике сформировалось понятие диалектической триады. Тезис – антитезис –
синтез.
Тезис — это некая идея, теория или движение. Тезис,
скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство
вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых
мест.
Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так
как она направлена против первого — тезиса.
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не
находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и
тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь
сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является
третьим диалектическим шагом, называется синтезом.
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой
ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если
оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине.
Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет
рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом,
диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться
и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Также необходимо отметить, что вместо использования терминов тезис,
антитезис и синтез, диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью
терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание
отрицания» — взамен «синтеза».
В качестве примера использования диалектического метода можно
привести цитату из работы Гегеля:
Звук есть смена специфической
внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только
абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности.
Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального
специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом,
реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота.
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара,
так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно
понятию вместе со звуком
Благодаря диалектической логике в философии появились законы,
имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы
мира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны на
научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют
религиозное или мистическое мировоззрения.
2.
Историческое развитие
понятия
В истории философии выделяются следующие исторические формы
диалектики:
1.
Диалектика античности (наиболее яркие представители — Гераклит и досократики, Демокрит,
Сократ, Платон и Аристотель).
2.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой
половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
3.
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской
школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)
2.1
Диалектика античности
Уже в античности складывается диалектический подход к миру. Начиная
с досократиков, у которых предметом философствования был космос. Он представлялся
им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира,
взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения.
Например Анаксимандр видел в мировой первооснове сугубо абстрактные,
бестелесные первоначала двух классов: 1) первовещества – теплое и холодное, 2) первосилы
– антиподического взаимодействия тёплого и холодного.
Для Анаксимена первоначало было и вещественным, и духовным, одновременно.
Это был воздух – и как вещественный компонент мира, и как душа, дыхание мира, душа
человека.
Далее греческие философы обращались к первовеществу – огню. Мир Пифагора
был огненным шаром, вдыхающим пустоту (воздух). Согласно учению Гераклита, все произошло
из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная,
изменчивая из всех стихий
Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего
констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях,
характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму
мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет
предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой
краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется». Гераклит
считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь
делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в
целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.
На этом тапе развития понятия, философы мистическим образом подразделяют
природу на противоположные классы, подразумевая одновременное единство этих классов.
Но философская мысль не стоит на месте и совершенствуется.
Так, Анаксагор из Клазомен провозгласил вечность бытия. Кроме того,
Число материальных элементов (гомеомерий – материальные элементы) – полагал он –
бесконечно, а движущая сила (ум) лишь одна”. Усовершенствование систематизации мировых
диалектических противоположностей создала условия их метафизации. Метафизика уже
заложена в положениях Анаксагора. Его “гомеомерии”, существуя как бы сами по себе,
приводятся однако в движение внешней силой – всемирным умом.
Эмпедокл, пытаясь примирить диалектическое и метафизическое
направления в философии, ещё дальше уходит в антиномическую метафизику. Он полагал
“корнями” первовещества огонь, воздух и землю, а первосилами – две противоположных
движущих силы.
Причём, “корни” приводятся в движение этими силами – или соединяются,
или разъединяются. Положительные силы: Дружба, Приязнь, Гармония, Милость, Веселие,
Киприда, Афродита. Отрицательные силы: Ненависть, Вражда, Арес. Здесь уже явно выступает
самостоятельность противоположностей как вещественного, так и невещественного (силового)
классов. Особо метафизично дробление положительных и отрицательных сил.
Закономерным результатом всего предшествующего развития философской
мысли было учение Демокрита. Он отрицает принцип бесконечной делимости Эмпедокла
и Анаксагора и вводит понятие неделимых частиц – атомов.
Теория атомизма возникла у Левкиппа и (у его ученика) Демокрита на основании:
1) наблюдений и 2) некоторых аналогий”. “Демокрит полагал, что вечные начала (атомы)
по своей природе маленькие сущности бесконечно многие по числу”. Это обоснование
– “классический пример возникновения научной гипотезы”.
Демокрит вычленяет из объективной реальности бесчисленное количество
неделимых частиц-атомов, разделённых пустотой, движущихся собственными вихрями.
Этими атомами и их вихрями, организующими атомический процесс, великий метафизик-атомист,
между прочим, вновь скатывается на позиции диалектики.
Но эти материальные формы мира, ввиду их малости, неподвластны чувствам.
“Лишь в общем мнении – полагает Демокрит – существует сладкое, в мнении горькое,
в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности существуют
только атомы и пустота”.
После формирования «диалектики досократиков» на философскую арену выходят
софисты которым противостоит Сократ.
История софистики делится на два периода. Первый связан с деятельностью
“старших софистов”. К ним относятся Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонт
и Георгий. Второй этап деятельность “младших софистов”: это Алкидамант, Ликофрон,
Фразимах.
Распространяя учение о вне природном происхождении общества, софисты
противопоставляют “природное” и “искусственное”.
Универсальное противопоставление природы искусству развертывается в
трояком плане: в плане возникновения общества и гос-ва, законодательства, религии
и веры в богов.
Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих
– в том, что они существуют, – и несуществующих – в том, что они не существуют”.
Георгий:1)…никто не существует; 2)…если и есть нечто существующее,
то оно не познаваемо и 3)…если оно даже и познаваемо, то его познание невыразимо
и неизъяснимо.
Гиппийуказал в своём определении закона на насильственное
принуждение как на условие возможности законодательства.
Продик: “Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами
вещи”.
Алкидамант: “Природа никого не создала рабами, и люди рождаются
свободными”
Антифонт отстаивал “преимущества природы перед установлениями
культуры и над искусством”
Фразимах, социальный аналитик, выявил относительность социально-этических
норм: “Каждая власть устанавливает законы, полезные для неё самой, демократия –
демократические, тирания – тиранистические и т.д.”
Это был путь критики и сомнений, описанный впервые Протагором. “Он первый
заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом”.
Гегель писал, что софистика встала на путь свободного мышления, которое
должно было “вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры”.
Таким образом, софисты не только подготовили принципы диалектической
относительности (как полагал Гегель), но и заложили, по ленинскому выражению, “софистику
нигилизма” анти аристократического направления, используемую теперь однако одиозными
школами иррационализма и фашизма.
Интерес к человеку хоть и был общей чертой софистов и Сократа, но диалектика
в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины отличала философию
Сократа от софистики.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем
столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным
определениям понятий.
Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей силе
развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной
диалектике, Сократ, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике,
о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического»
метода: «ирония» и «майевтика” по форме, »индукция» и
«определение» по содержанию.
Сократический метод это прежде всего метод последовательно и систематически
задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с
самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией».
Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях
собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины». Продолжением
и дополнением «иронии» служила «майевтика» повивальное искусство»
Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим
слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Сократ
хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача «сократического»
метода найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную
основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи
своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция»
и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.
1.«индукция» это отыскание общего в частных добродетелях
путем их анализа и сравнения
2. «определение» это установление родов и видов, их соотношения.
С именем Платона связано возрождение античной диалектики, которая претерпела
значительный ущерб в школах софистов, Сократа и Демокрита. Диалектика Платона впервые
не только получает собственное наименование, но и обретает своё аналитическое звучание
как умение строить логические рассуждения, вести беседу, диалог.
Но не только субъективность была целью платоновской диалектики. Античная
философия носила объективистский характер во все времена. “Для Платона – сообщает
В.Ф. Асмус – диалектика это – не логика только, хотя в ней есть и логический аспект;
это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона
– прежде всего учение о бытии, о родах истинно сущего бытия и об идеях … “Идеи”
Платона – не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а истинно сущие
роды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как её понимает Платон, не только
путь и метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины
вещей чувственного мира”.
Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно
и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое
условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону,
искусством диалектики.
Будучи верным учеником, почитателем и последователем метафизического
идеалиста, Сократа, Платон, естественно, не смог преодолеть метафизичности и в своём
учении. Его обособленные “идеи” только противопоставлялись “вещам”. Платон называл
диалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий
происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом
«диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого,
чтобы к Единому вернуться.
У Платона диалектика искусство вести беседу. У Аристотеля искусство
вести вероятностные рассуждения (способ доказательства, когда исходят из положений,
полученных от других, и достоверность которых неизвестна). Аристотель различает
аналитику и диалектику. Аналитика устанавливает все абсолютно точно. Все течет и
все изменяется. Если говорить об актуальном, надо иметь в виду реализовавшуюся возможность.
Закон недопустимости противоречий: нельзя утверждать об объекте одновременно в одном
и том же месте и в одно и то же время разного положительного и отрицательного. Закон
исключенного третьего: если есть два суждения и первое ложно, то второе истинно,
третьего не дано. Противоречия: контрадикторные (преступают законы формальной логики),
контрарные (один говорит белый, другой черный, а объект может быть серым). Есть
частное мнение. Это приговор, задание рамки, вилки, в пределах которой рассматривается
объект. Закон тождества я есть я. Выступает против софистики. В конечном счете,
Аристотель – это целая система формально-логических силлогизмов.
2.2
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в
познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными.
Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства
(французская буржуазная революция 1789-1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетов
просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья
разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном
виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в
порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая
философия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством
стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил
философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской
философской мысли.
Немецкая классическая философия – это определенный период в развитии
немецкой философской мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный
учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига
Фейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято
оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками
немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют
две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское
новаторство.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического
немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант (1724-1804).
Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только
в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная
им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до
сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический
принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только
противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются
содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти
формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта «формальной».
Кант противопоставлял ноумен (непознаваемая «вещь в себе») и феномен,
т.е. субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности.
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал,
что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является
результатом активной творческой деятельности сознания.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися
философами, как Иоганн Готлиб Фихте (1762-1854) и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
(1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и
ноумена. Обосновав познавательную активность в некотором едином принципе:
— Фихте– в абсолютном Я (Вещь в себе пропадает. Человек сам творит этот
мир.)
— Шеллинг в абсолютном тождестве бытия и мышления.
Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы
и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской
объективно-идеалистической диалектики.
Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической основе
он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном
виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический
метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических
учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он противопоставил принцип:
сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть
объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная
идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению
и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:
—
пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии
чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов
и категорий диалектики);
—
развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается
не сама природа, а лишь категории);
—
развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На
этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого
сознания и самосознания.
“Все что разумно действительно, а все что действительно – разумно”.
Основные принципы философских идей Гегеля могут быть представлены в
следующих положениях:
—
Принцип единства противоположностей.
—
Систематика принципов и категорий диалектики.
—
Идея исторической закономерности.
—
Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания
и действия.
Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания,
учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах
под общим названием «Наука логики».
2.3
Материалистическая диалектика
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Генрих Маркс(1818
– 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), которые перевели её в материалистическую
плоскость (диалектический материализм).
Маркс как философ сформировался в значительной степени под влиянием
работ Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа»
(отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые
отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в
терминах Платона — «идеи»). Гегель считал, что в движении своей мысли человек может
подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения,
т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений.
Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой».
Маркс очень глубоко усвоил это представление об абсолюте, предстоящем отдельному
человеку, о системе объективных ограничителей, стоящих на пути к единому «абсолюту»,
и о том, что развитие абсолюта и развитие мира возможны прежде всего через работу
человеческого разума, т. е. через диалектику.
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строго
по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет
сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как
самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается.
Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором
развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства
и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Маркс пошел дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким
философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного
«абсолютного духа» конкретное сообщество людей с их коллективным мышлением. Общество,
а не бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшить
мир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию»,
он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческое
развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле
улучшить мир: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается
в том, чтобы изменить его».
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался
марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением.
После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие
авторы продолжают оценивать её позитивно.
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику
Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые
«Три закона диалектики».
1.
Закон единства и борьбы противоположностей.
2.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
3.
Закон отрицания отрицания.
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики
одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями.
Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом
и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер.
3. Основные законы диалектики
3.1
Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия)
«Движение и развитие в природе, обществе и мышлении
обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение
возникающих противоречий между ними через борьбу»
Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительности
и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической
диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями
диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся
в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но
и в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают.
При раскрытии этого закона, Энгельс подчеркивал существование связи
и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные
и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из
них имеет собственную противоположность.
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное
отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности,
они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Разрешение
любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта,
превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбы противоположностей можно проиллюстрировать в биологической
эволюции: путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых
форм жизни.
Марксистское учение об общественном развитии построено на применении
данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о
борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои
выводы.
Всякий общественный строй есть закономерный результат развертывания
и разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного
строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что
социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер
(антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического
противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания,
которое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов.
Гегель при характеристике действия этого закона оперирует категориями:
тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких
объектов друг другу.
Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому
себе или объектов друг другу.
Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких
сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг
от друга.
Противоречие– это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория
противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого
закона, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями.
Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся
в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные
и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение
противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности,
имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая
лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение
противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.
«Северный полюс в магните, писал он, не может быть без южного. Если разрежем
магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой
южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество
не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С . 205).
Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного
единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между
собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих
противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся,
отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель
называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития
мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса
и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое
противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его
отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий
в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории
можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное
и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки
единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение
как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние
противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения
единого, в конечном счете как производные от внутренних.
Диалектический подход помог установить, что эволюция происходит на всех
уровнях материи, включая неживую природу. При этом современные разработки принципа
борьбы противоположностей показали универсальность движущих сил эволюции. Как упоминалось
выше, движущей силой биологической эволюции является борьба противоположностей:
наследственности и изменчивости. Аналогичные противоположности реализуются и на
других уровнях эволюции, поэтому содержание этих понятий было существенно расширено.
Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через
случайность в условиях неопределённости. Это турбулентность и броуновское движение
(в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе). Наследственность
обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого.
Таким образом, речь идёт о постижении общего характера движущих сил (противоположностей)
на всех уровнях эволюции, от элементарных частиц до общества, включая технику и
культуру.
3.2
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
«Развитие осуществляется путём накопления количественных
изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния)
и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»
Еще в древнегреческие философы обратили внимание на то, что незначительные,
до поры до времени, остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь,
могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в
куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча
песка исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния
в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно
привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся
весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность и мудрость.
Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных,
разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно
суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь
с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем
катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определённой температуры
меняет их агрегатные состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую
закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные.
В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление
и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.
3.2.1 Качество
и свойства
Мир многообразен. Он предстает перед человеком не
скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов,
наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым
рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем,
с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды;
важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы,
по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в
новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию
самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства.
Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента,
вес же вообще общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле
тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него,
часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной
предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев
в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.).
Некоторые свойства предмета могут видоизменяться,
их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии
их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства,
времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в
частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий
облик.
Различаются также актуальные и потенциальные свойства.
Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными)
носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных
взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность,
растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.
Предметы это не механический набор или простая сумма
свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия
мысли синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета
выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов
характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления
тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами. Каждый
предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными
сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться
в человеческой практике.
Сходства и различия свойств определяют существование
качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством
понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств)
в системе его связей и отношений с другими предметами.
Люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены
в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить
о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл
это «явлениями» в отличие от характеристик «вещей самих по себе».
Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме субъективных
образов объективного мира». Но человеческий опыт заключает в себе реальные
возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном
многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами
с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают
также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний,
их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших
и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой
и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным
и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций
минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей.
Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим. Оно весьма подвижно.
Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для
ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему
понятием количества.
3.2.2 Понятие о
качестве и количестве
Качество такая определенность предмета (явления,
процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью
присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество характеристика явлений, предметов, процессов
по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах
и числах.
Вокруг нас очень много самых различных предметов и
явлений, причем все они постоянно движутся и изменяются. Но, несмотря на это, мы
не путает эти предметы, а различаем и определяем их. А каждый из них отличается
от других своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами.
Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно обладает
характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет определенную плотность
и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах,
ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все
это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим
предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет
нам определять и различать их. Чем отличается, например, живое от неживого? Способностью
вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия,
размножаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так,
капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической
собственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется и в свойствах. Свойство характеризует
вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете
в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности,
являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности его качеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает
и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны
степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема
и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры,
вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и
т.д.
Количественная характеристика присуща и общественным
явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем,
степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными
мощностями, людскими, сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляют
собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия.
Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет;
изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию
предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера
это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой. «Нарушение»
меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит
к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в
жидком состоянии является температура от 39 гр. до +357 гр. При температуре 39
гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. начинает кипеть, переходит в парообразное
состояние.
Мера диалектическое единство качества и количества
или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета.
Количественная и качественная определенности присущи
и общественным явлениям. В познании и практической деятельности исключительно важно
учитывать единство количественной и качественной сторон явления.
3.2.3 Переход количественных
изменений в качественные (закон развития)
Как было сказано, изменение количества в известных
пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только
выйти за эти пределы, «нарушить» меру, как ранее казавшиеся несущественными
количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям.
Количество перейдет в качество. В процессе развития, писал К.Маркс, «чисто
количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия».
Переход количественных изменений в качественные
всеобщий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть прежде
всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе
этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от
старого к новому.
Широко распространенным проявлением закона являются
многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из
твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше
100 град. она превращается в иное качество пар. Пар имеет отличные от воды свойства.
Закон особенно ярко проявляется в химических процессах.
Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева устанавливает, что качество
химических элементов зависит от количества положительного заряда ядра их атома.
До известных пределов количественное изменение заряда ядра не вызывает качественных
изменений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения
приводят к образованию нового элемента. Так, при радиоактивном распаде с потерей
атомного веса и заряда ядра уран превращается, в конечном счете, в качественно иной
элемент свинец. Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях
веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислорода, например,
содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле еще один атом кислорода,
как она превращается в качественно новое химическое вещество озон.
В объективной действительности имеет место не только
переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс возрастание
количества под влиянием качественных изменений. Количественные и качественные изменения,
таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
3.2.4
Скачки
Гегель определял скачок как единство бытия и небытия, означающее, что
старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество
еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание
прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями.
Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо
скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии
со спецификой той или иной качественной определенности.
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности
Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений
и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических
формаций в истории человеческого общества, социальные революции.
Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета,
момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают
сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Выделяют следующие виды скачков:
—
по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные(коренные);
—
по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению
более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации
объекта);
—
по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних
противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).
Примеры скачка:
—
из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться
—
когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы
—
Для редактора отдела важно учитывать, что накопление количественных
изменений происходит всегда, и, отслеживая их, можно предугадать качественные превращения
— то, что в СМИ собственно и называется «событиями»
3.3 «Закон отрицания отрицания»
«Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей
друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит
возврат назад, в новом повторяются черты старого».
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление,
тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона,
нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место
в развитии.
В любой области материальной действительности постоянно
происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового,
передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само
преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин «отрицание» в философию ввел Гегель,
но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания
лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание»,
истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой
неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной
области, указывал Маркс, не может происходить развитие, не отрицающее своих
прежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через ряд
геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть
известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного,
возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества
также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества
рабовладельческим, рабовладельческого феодальным, феодализма капитализмом.
Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная
теория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно
результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже
знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами
создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество.
Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат
саморазвития, самодвижения предметов и явлений. Третий закон диалектики отражает,
по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность.
Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность
и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает,
что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления
первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия
в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей
ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию
и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания:
«Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное,
но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Отрицание отрицания может
совершаться неосознанно. Например, отрицание большевиками самодержавной формы власти
обернулось установлением ими державной же, только еще более усиленной монополии
на власть.
В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках
приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, то есть он как бы
отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна,
а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна
является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения
новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является
возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойного
отрицания /Аристотель отрицал Гераклита, Гегель — Аристотеля/. Как замечал сам Гегель,
все это похоже на действие с отрицательными числами /«минус на минус дает плюс»
и т. п.
Список используемой литературы
1.
Предтеченский В. В.Биография науки диалектики. Самиздат, 2005. –
86 с.
2.
Большая советская энциклопедия
3.
«Ведение в философию» 2 т., Москва, 1989 г.
4.
В.Г.Афанасьев «Основы философских знаний»,Москва, «Мысль»,
1987 г.
5.
Квасова И.И. «Учебное пособие по курсу »Введение в философию»,
Москва 1990 г.
6.
Википедия
7.
Философия «Курс лекций»