О Иисусе Христе до сих пор идут споры по поводу того кем он был и
существовал ли он вообще как историческая личность. Есть менение о том что
Иисус – это собирательный образ, вобравший в себя лучшие стороны некоторых
знаменитых людей того времени. Однако, большинство людей, в том числе
исследователей занимающихся этим вопросом, считает, что Иисус действительно
существовал. Остается однако неясным кем же всетаки он был? Сыном Бога или
простым смертным. В Библии говорится что Иисус – это Сын Божий, в Коране же
он упоминается как простой пропрок не имеющий родственных связей с Богом.
И тем немение кем бы он не был его вклад, вклад его учения в историю
человека, в историю отношения людей неизмерим. Идеи Иисуса объединили людей
различных сословий, различных возрастных и этнических групп.
Но прежде чем говорить о Иисусе необходимо немного сказать о тех идеях
которые он проповедовал о источниках их возникновения и о времени в котором
он жизни.
Итак, Израиль, 33-й год нашей эры. Римская империя захватив все близь
лежащие страны продолжает расширяться и усиливать свои позиции. Израиль
одна из завоеванных Римом стран. Если проследить за ходом всей истории
Израиля и его народа, то можно увидеть, что Иудеи практически никогда не
были свободными, вся их история связана с рабством завоеваниями и
гонениями, долгое время этот народ вообще не имел своей территории.
Большенство народов того времени имело языческую религию, Иудаизм являлся
исключением из общей массы. На протяжении долгих веков Евреи исповедовали
свою веру, коренным образом отличающуюся от всех существующих. Одним из
основных её положений являлась идея о всеобщем равенстве перед Богом не
зависимо от происхождения и положения в обществе, единственно необходимым
условием для Иудеев являлась принадлежность к Богоизбранному народу. Евреи
отрицательно относились к смешанным бракам, такие браки становились
возможными лишь в порядке исключения и при обязательном условии принятия
иноземцем Иудейской веры.
В то время когда Иудаизм только зарождался его идеи были чужды
настроениям господствующим среди людей того времени. В те времена люди не
отягощали себя мыслями о высокой нравственности, человек находился еще на
первых ступенях отделяющих его от животных, а следовательно больших высот в
таком обществе добивались прежде всего люди не задумывающиеся о ближнем, а
так как каждый человек желает как можно выше подняться над остальными можно
понять, что заповедям принесенным Моисем было очень тяжело прижиться в
таком обществе.
Делая соответствующие выводы я склонен считать, что Евреи зародились не как
этническая группа, а как люди объеденённые общей идеей – идеей равенства,
идеей человеколюбия идеей мирного сосуществования друг с другом.
Объединяющей силой стало создание Религии в основу которой легли хорошо
всем знакомые заповеди, они регулировали все отношения внутри данной
группы. Пожалуй только объединение спасло этих людей от уничтожения. И вот
со временем группа переросла в народ со своей национальной культурой своей
мифологией и своей Религией.
Но время шло все вокруг менялось. Люди становили все более и более
развитыми, их отношения упорядочивались, жизнь человека набирала цену, люди
стали больше ценить интелект нежели грубую физическую силу. Теперь люди
были практически готовы к тому чтобы принять и пропустить через душу
основные положения Иудаизма.
Но как вынести на публику, ставшую уже национальной, Религию веками
охранявшуюся её носителями.
И тут на исторической сцене появляется Иисус – несущий Религию любви и
равенства за пределы этнической группы.
Многие приверженцы этой веры не восприняли Христа так как он разрушал идею
Богоизбранного народа тоесть Евреи теряли свою индивидуальность в следствии
чего произошел раскол среди Израилетян одни пошли за Иисусом другие до сих
пор считают его лжепророком и продолжают поддерживать Иудаизм как
национальную Религию.
Иисус же, отрицая любое деление людей в том числе и по национальностям, на
протяжении всей своей жизни нес каждому человеку веру, ту веру в которой он
нуждался веру в свое спасение, веру в единого Бога, в единую
ответственность перед ним. Следовать за Иисусом людей толкали различные
побуждения, основную массу потталкивал к этому страх, страх
ответственности. Людей прильщала идея свалить свои грехи на другого
человека. Но были среди последователей Христа и люди всем сердцем
поверившие в него и его учение.
.
Людям всегда было свойственно поглощаться утопическими идеями о всеобщем
равенстве. Ярким примером такого всеобщего ожиотажа можно считать идею
комунизма, но комунизм практически изжил себя в то время как Христианство
существует на протяжении вот уже 2000 лет. Комунистическое общество,
основные идеи которого были заложены Марксом и Энгельсом, а еще ранее
писателями-утопистами, при ближайшем рассмотрении при ближайшем
рассмотрении построено на фундаменте положений озвученных в Нагорной
проповеди. В недалеком советском прошлом каждая парторганизация на видном
месте вывешивала плакат под названием «Моральный кодекс строителя
комунизма». Основные положения этого плаката довольно близко к тексту
передавали основные положения Нагорной проповеди.
Это еще раз подтверждает близость комунистических идей и идей раннего
Христианства, не зря некоторые историки называют Христа «первым
комунистом». Идеи комунизма и идеи Христианства способны одинаково сильно
захватывать умы множества людей.
В нагорной проповеди Иисус говорит о том, что его задача не упразнить, а
исполнить “закон пророков”. Необходимо отметить символизм нагорной
проповеди: ведь гора как таковая, всегда обозначает, что те, кого на нее
возводят, если речь идет о вещах окультных, приводятся к некоторым тайнам
бытия. Так например Моисей находясь на вершине горы получил от Бога
каменные скрижали с заповедями. В нагорной проповеди Иисус пытается
перевести во внутренний импульс, сделать внутренним, то что содержалось в
древнем законе Моисея.
В чем же притягательная сила Нагорной проповеди? Что же такое говорит Сын
Божий, что так захватывает умы людей, а говорит он вроде бы очевидные вещи
которые каждый вроде бы знает и чувствует внутри в сердце своем, но не
может выразить языком, а услышав со стороны замерает в потрясении: «Да ведь
я же это всегда знал, ведь это то, что я всегда пытался объяснить самому
себе».
Рассмотрим некоторые из основных положений:
13 «Вы соль земли, если же соль потеряет силу то чем сделаешь её соленой?
Она уже не к чему не годна…»
14 «Вы – свет мира …
16 тогда светит свет ваш пред людьми что бы они видели ваши добрые дела …»
В этих трех стихах ивангелья сосредоточено стремление человека ощущать
себя личностью несущей свет Бога окружающим.
Каждый человек от рождения представляет собой целый мир. И эти миры в
ежедневном круговороте сталкиваются и расходтся принося друг другу или
страдание или радость. В странах с высоким уровнем демократии уже давно
культевируется понятие уникальности человеческой личности, каждый человек
уникальное явление природы, «соль земли». Человеческое общество это вовсе
не набор отдельных винтиков, такой подход всегда приводил к огромным
бедствиям. В своем учении Иисус обращается к каждому человеку в
отдельности, говоря о его индивидуальности.
24 «…примерись с братом своим, а потом иди и принеси дар твой господу
25 мирись с соперником своим скорее пока ты еще на пути с ним …»
Хорошая русская пословица говорит «Худой мир лучше доброй ссоры» с высоты
двух тысяч лет истории Христос призывает прикратить распри, пусть даже и
оправдываемые так называемыми высшими интересами. Не может быть интересов
выше чем жизнь отдельного человека и никакое устройство мира не может
считаться справедливым если в основе его лежит хотябы одна слеза ребенка.
38 «вы слышали что сказано: Око за око и зуб за зуб».
39 А я говорю вам не протився злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою
обрати к нему и другую
40 И кто захочет взять у тебя рубашку отдай ему и верхнюю одежду»
Постулат о непротивлении злу насилием очень подробно разробатывался
Л.Толстым в романе «Война и мир». В теперешнем обществе широко
распространено мнение, что добро должно быть с кулаками. Граф Безухов из
романа Толстого тоже склонялся к этому мнению да и в нынешних условиях
разгула преступности и межнациональной розни эта идея Нагорной проповеди
находит мало подтверждения. Хотя в идеале общественное устройство должно
исключать насилие над человеко как над личностью.
Внимательно изучая остальные положения нагорной проповеди можно сделать
вывод, что Нагорная проповедь – это модель человечиского общества
основанного на равноправии всех его членов, взаимном уважении всех и
каждого, всеобщей справедливости, стремлении к добру, миру и человеколюбию.
Это – идеал к которому должны стремиться все образованные люди и
цивелизованные общества. Вряд ли этот идеал достижим в обозримом будущем.