Мировая политика и международные отношения

Центросоюз РФ
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский университет потребительской кооперации»

Мурманский филиал

Кафедра гуманитарных и естественно-математических дисциплин

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Политология»

На тему № 40

Мировая политика и международные отношения.

Студентки группы ФС 1-03
Широковой Н. А.
Научный руководитель:
к. и. н. Исаенко М. Г.

Мурманск 2003

План:

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие, формы и типология международных отношений……….5

2. Механизмы формирования и тенденции развития
международных отношений…………………………………………11

3. Геополитика: понятие и сущность…………………………………..14

4. Национально – государственные интересы России в новой геополитической
ситуации…………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………19

Введение

“В ядерную эпоху человечество должно выработать

новое политическое мышление, новую концепцию
мира, дающую
надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в
более безопасном и более справедливом мире».

Делийская Декларация
о принципах свободного от ядерного оружия
и ненасильственного мира. 1986 г.

Понимание политики как сложного и многогранного явления
предполагает его анализ не только на общественном и личностном
уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что
сама природа политики характеризуется взаимодействием и
противоборством различных интересов и сил, как внутри той или
иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными
составляющими предмета политологии выступает международная
политика, ее природа, закономерности функционирования развития.

Исследование политики на международном уровне имеет свои
особенности. Эти особенности связаны с характером международных
отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны
государство имеет монополию на политическую власть, на всю
политику в данном обществе, то на международной арене единого
центра мировой политики нет, там действуют в принципе
равноправные государства, отношения между которыми строятся
различно.

1. Понятие, формы и типология международных отношений.
«Международная политика – борьба за власть»(

Международные отношения – поведение государств в их внешних
отношениях, все формы взаимодействия между членами различных обществ
вне зависимости от того, направляются ли они или нет государством.
Изучение международных отношений включает анализ внешней политики
или политических процессов между государствами, включая все стороны
отношений между различными обществами. Близко по значению к понятию –
международная политика и внешняя политика.
Международные отношения отличаются от политики в целом и
характеризуются отдельными специальными формами политики с особым
содержанием, правилами и путями. Они включают:
. Силу;
. Баланс;
. Гегемонию(;
. Взаимозависимость;
. Войну и мир.
Международные отношения – в функциональном анализе –
отношения национальных правительств, которые более или менее
контролируют действия жителей. Ни одно из правительств не в состоянии
отразить волю всего народа. Потребности людей различны, отсюда
возникает плюрализм. Последствия плюрализма в международных делах
заключается в том, что существуют огромные различия в источниках
политической деятельности.
Международные отношения не являются частью
правительственной или межправительственной системы, каждая из них
представляет самостоятельную сферу.
Предполагается исследование типических процессов и путей
поведения во многих исторических контекстах, т. е. изучение
определенной повторяемости в поведении. Анализ международной политики
включает понимание и объяснение причин и природы войны, империализма,
кризиса или союза без описания каждой войны, эскализации.
Типы мировых систем:
. Нулевая мировая система, не имеющая значения всемирного
взаимодействия;
. Досовременная, современная, постсовременная.
Размах и интенсивность мирового взаимодействия: низкий,
средний и высокий.
Таким образом, происходит рост структур, который
осуществляет взаимодействие в экономической, политической, социальной
и культурной сферах. Такая структура должна выполнять четыре
функции, по крайней мере, на минимальном уровне:
1. иметь средства получать и передавать информацию как внутри, так и
вовне;
2. интегрировать свои подсистемы;
3. иметь некую концепцию верности по отношению к целому;
4. иметь достаточно самосознания, самопознания и некоторые формы
коллективной памяти в отношении принимаемых ценностей, а также
интерпретацию опыта.
Мировая политика — совокупная деятельность государств на
международной арене. Мировая политика включает также политические
отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном
уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций
и учреждений.
Цыганков П. А., анализируя понятие «мировая политика»,
отмечает, что оно смещает акцент на «все более заметную роль, которую
играют в формировании международной среды нетрадиционные факторы, не
вытесняющие, однако государство как главного участника международных
отношений» (. Под такими нетрадиционными факторами, как правило,
понимают транснациональные корпорации, конфессиональные общности,
общественные организации.
Международные отношения – система политических, экономических,
культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и
взаимоотношений между государствами и народами.
Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие
международных отношений. В то же время международные отношения
представляют собой то пространство, в котором протекают процессы
мировой политики.
При изучении мировой политики и международных отношений в
рамках политической науки особо важное значение имеют такие ее
направления как геополитика и политическая глобалистика. Геополитика
имеет предметом своего исследования глобальные и национальные
интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как
субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на
территориальные и демографические императивы, а также силовые
потенциалы различных стран.
Жизненно важными проблемами мировой политики и международных
отношений являются проблемы глобальной безопасности. «Политика
глобальной безопасности в широком смысле – это политика уменьшения
глобального риска. В гносеологическом плане – это политическая
глобалистика, своеобразная политология планетарной безопасности.
Данное формирующееся комплексное направление политической науки
призвано раскрыть особенности политического процесса в условиях
нарастающих глобальных опасностей». (
Единство человечества создается общностью существенных
характеристик социальной жизни, однопорядковым характером
социологических законов и форм исторического опыта. Независимо от
степени и характера изолированности его частей человечество везде
решает однотипные проблемы – взаимоотношение личности и общества,
мироздание и место в нем человека, проблема свободы личности
человека. Действие общих законов в условиях специфического для каждой
изолированной общности исторического, географического и этнического
комплекса порождает своеобразие политического процесса.
Мировой политический процесс – это способ взаимодействия и
как новая отрасль знания, представляющая собой сочетание изучения
международных проблем и международной истории, включающей изучение
международного сообщества как целого и его институтов и процессов, не
только государств и их взаимодействия, но и систему транснациональной
политики. Мировая политика – понятие, более полно отражающее
сложившуюся ситуацию, чем международные отношения.
Мировой политический процесс – переход от хаоса к
определенному порядку, единству, самоуправлению и управлению – быстро
формирующаяся и развивающаяся теория. Ее возникновение обусловлено
тем, что теория международных отношений уже не отражает реалий
превращений современного мира в целостность, в систему. Если
субъектом международных отношений является государство, число
субъектов МПП( намного шире и больше. Деятельность многих субъектов
МПП в отличие от государства ничем не регламентируется. Рассмотрение
МПП ведется с точки зрения мирового политического пространства и
социального времени, зависимости и взаимозависимости, взаимодействия
экономики и политики, вертикальных и горизонтальных связей.
Мировой политический процесс связан с формированием
глобальной политической системы, организующей коллективные действия
на глобальном уровне, центральное место в которой занимает
управление, лидерство, ведущая сила и соперник, средства массовой
коммуникации, наука, знание, структура глобального сообщества,
связанные с проблемами солидарности (коализации, союзы, отношения).
Предполагается, что в мировой политической системе должно
существовать лидерство. Соперничество в МПП приводит к глобальным
войнам.

2. Механизмы формирования и тенденции развития международных отношений.

История международных отношений представляет собой науку,
которая изучает совокупность экономических, политических, культурных
взаимоотношений стран и народов мира в исторической динамике.
Насколько разнообразны, сложны и неоднозначны в оценках ученых и
политиков международные отношения, настолько сложна, интересна и
познавательна эта наука. Равно как политика, экономика, культура
взаимозависимы в рамках отдельного государства, так и на уровне
международных связей эти составляющие неразделимы. Разнообразие
отношений между народами на протяжении XX столетия, чрезвычайно
насыщенного судьбоносными события, невозможно изложить, не используя
принцип структурирования исторического материала.
В истории международных отношений XX века условно можно
выделить пять основных периодов. Первый из них охватывает время от
начала века по первую мировую войну включительно. Второй период
характеризуется становлением и развитием нового европейского
равновесия в рамках Версальской системы международных отношений и
завершается развалом Версальского миропорядка и установлением
германской гегемонии в Европе. Третий период включает в себя историю
международных отношений в годы второй мировой войны и завершается
оформлением биполярной структуры мира. Четвертый период вбирает в
себя время «холодной войны» Восток — Запад и раскол Европы. Пятый
период охватывает время глобальных изменений в мире, связанных с
кризисом и разложением социализма, распадом Советского Союза,
становлением нового миропорядка.
XX век стал веком глобализации мировых процессов, усиления
взаимозависимости государств и народов, мира. Внешняя политика
ведущих государств все отчетливее сопрягалась с интересами не только
сопредельных, но и географически удаленных стран. Одновременно с
глобальными системами международных отношений в Европе формировались
и функционировали их периферийные подсистемы на Востоке, в Азии, в
Южной Америке. При всем спектре национальных
интересов разных стран наиболее существенным нам представляется
освещение места и роли России в мировой цивилизации XX века. Именно с
Россией были связаны в этот период важнейшие события, такие как
первая и вторая мировая войны, мощные социальные потрясения в виде
буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг., социалистической —
1917 г., либерально-демократической революции 1991-1993 гг., которые
оказали непреходящее воздействие на международные отношения. А распад
Советского Союза, вне сомнения, стал глобальным событием XX века и
предопределил становление однополярного мира.
Трудно соблюсти принцип объективности, когда речь идет о
национальных интересах Отечества на мировой арене. Россия в XX
столетии пережила периоды взлетов и падений, а на его исходе
потерпела крупнейшее поражение в области международных отношений. К
началу нового тысячелетия она оказалась настолько ослабевшей, что
даже на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых
Государств почти утратила роль интеграционного центра. Тем важнее
трезвый анализ международных причинно-следственных связей, приведших
страну к ослаблению ее авторитета на мировой арене. Правильно понять
и оценить происходящие глобальные перемены очень трудно. Естественно,
что отдельные оценки исторических процессов, данные в работе, со
временем могут корректироваться. Такова логика исторического знания —
«большое видится на расстоянии».

3. Геополитика: понятие и сущность.

«Геополитика в современном мире представляет собой «краткий справочник
властелина», учебник власти, в котором дается резюме того, что, следует
учитывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений, — таких как
заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная
перестройка общества, введение масштабных экономических и политических
санкций и в итоге
Геополитика – это наука править»

Геополитика как наука начала складываться в начале XX века,
хотя о геополитической мысли можно говорить со времен Конфуция,
Платона, Аристотеля и других мыслителей.
Геополитика – это наука о зависимости политики государства,
международных отношений, развития стран и народов от географического
пространства.
Геополитика – это мировоззрение власти, наука о власти и для
власти. (
Происхождение геополитики, по сложившейся традиции, связывают
с ее выделением из политической географии. В связи с этими многие
теоретики дают генетическое определение геополитики, которое
сводится к констатации различий между геополитикой и политической
географией. Так, считают, что политическая география удовлетворяется
статическим описанием государства, которое может включать изучение
изменений в ходе его прошлого развития. Геополитика представляет
собой дисциплину, взвешивая оценивающую конкретную ситуацию, в
которой находится государство, она всегда нацелена на будущее.
Политическая география, будучи преимущественно географией, делает
акцент на географических явлениях, дает их политическую
интерпретацию. Геополитика, будучи преимущественно политикой,
наоборот, концентрирует свое внимание на политических явлениях и
стремится дать географическую интерпретацию этих явлений.
Довольно распространенным является и органическое определение
геополитики. Согласно такому подходу геополитика рассматривается в
качестве науки о государстве как живом органе иногда говорят о
государстве как надбиологическом организме.
Важным для понимания сущности рассматриваемой науки является
ее инструментальное определение. С этой точки зрения геополитика
понимается как инструмент, который используется при разработке
внешней политики государства и позволяет географический,
демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой
инструмент также весьма полезен при строении иерархии целей и
приоритетов внешней политики, при определении стратегического
потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов
государства.

4. Национально – государственные интересы России в новой геополитической
ситуации.

Поворотным моментом в политике России в отношении бывших
советских республик можно считать начало 1993 года, когда она
развернула усилия по расширению своего политического, военного,
экономического влияния в ближнем зарубежье. Постепенно стала
активизироваться, заглохшая было на время деятельность СНГ, в состав
которых вошли уже двенадцать бывших советских республик, за
исключением прибалтийских.
Россия оказалась в эпицентре глобальных масштабов перемен и
стала крупнейшей зоной нестабильности. Переживаемые ею кардинальные
изменения, несомненно, потребуют от нее концентрации поистине
титанических усилий, которые не могут не блокировать, во всяком
случае, ослабить, ее активность на мировой арене, заставить ее де-
факто, а может быть, и де-юре сократить свои внешнеполитические
обязательства.
Нет никаких сомнений в том, что Россия может сохранить свое
величие, лишь оставаясь Россией. Ни одно государство не способно
добиться экономического подъема и роста благосостояния народа без
использования национальных ресурсов, как материальных, так и
духовных. Но вместе с тем не может не броситься в глаза ущербность
трактовок России в терминах ее принадлежности либо к Востоку, либо к
Западу, либо же, как синтеза их обоих, не раскрывая при этом сущности
самого синтеза.
Ныне Россия занимает не просто маленькое по отношению к
мировым центрам положение, как это было до первой мировой войны.

Заключение

Конечно, краткая попытка обрисовать комплекс главных проблем, с
которыми в процессе становления новой модели международных отношений
сталкивается мировое сообщество, отнюдь не исчерпывает всего
многообразия вопросов, которые возникли перед человечеством. Суммируя
все вышеуказанное, приходится констатировать, что обозримое будущее
далеко не безоблачно. Развитие цивилизации выносит на повестку дня
все новые и все более сложные проблемы. В какой мере их удается
решить, какова будет цена снятия противоречий, сейчас сказать
трудно, но ясно, что становление новой модели международных отношений
будет проходить весьма болезненно и с большими издержками. В то же
время накопленный к настоящему моменту опыт решения самых
разнообразных и не менее сложных, чем сегодня, проблем позволяет
надеяться, что в конечном итоге стремление создать благоприятную
внешнюю среду для развития государств, рост их взаимозависимости
перевесит все негативные факторы и приведет к формированию более
совершенной, по сравнению с предшествовавшими, модели международных
отношений.

Литература:

1. Гаджиев К. С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 1997
2. Павлов Ю. М. Международные отношения и мировая политика. – М.:
Издательство МНЭПУ, 2000
3. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Васелика. М.: Гардарики, 2001
4. Маныкин А. С. Введение в теорию международных отношений. – М.:
Издательство МГУ, 2001
5. Казанцев Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ
век). – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение,
2002
[pic]
(По словам Генри Моргентау.
( Гегемония – (от греч. господство, лидерство, первенство) в литературе
имеет два толкования:
1) руководство, первенствующее положение;
2) господствующая, руководящая роль определенного класса по отношению к
другим.
( Цыганков П. А. Международные отношения. М., 1996, С.54.

( Костин А. И. Глобалистика и политическая наука (статья первая) // Вест.
Моск. Ун-та. Сер. 12 Политические науки. 1997. №3. С. 22
( МПП — Мировой политический процесс.

( Дугин А. Основы геополитики. «Арктогея». – М., 1997. С. 13.

Добавить комментарий