Государственный комитет РФ
по образованию
Реферат по ОБЖ на тему:
“Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по
поддержанию мира. ”
ученицы
11б класса
школы 1952
Хрисановой Марии
Москва, 2001 г.
Содержание:
Введение……………………………………………..3
Глава I. Миротворческая деятельность ВС РФ
1. Первые советские миротворцы…………………5
1. Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность по
поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на
территориях бывшей Югославии и государств-участников
СНГ…………………………………………………8
1. О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях
ООН……………………………………………….14
Глава II. Операции ООН по поддержания мира.
1. Что представляют собой операции ООН по поддержанию мира
?……………………………17
1. Каковы масштабы операций ООН по поддержанию
мира?…………………………….21
1. Кто обеспечивает руководство?……………..21
1. Во что это обходится?…………………………22
1. Какую компенсацию получают
миротворцы?…………………………………….22
1. Кто предоставляет персонал и
имущество?………………………………………23
1. Почему операции ООН по поддержанию мира продолжают иметь важное
значение?…………………………………………23
Заключение………………………………………..25
Список итературы……………………………….27
Введение.
В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает
некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного
конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и
крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах “третьего мира”,
претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость
политических систем во многих из этих государств не исключают возможности
развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной
военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие
на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого
государства и представляют реальную угрозу международному миру и
безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны,
совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей,
уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением
международных конвенций. По официальным данным ООН, к середине 90-х годов,
в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20
миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев,
20 миллионов перемещенных лиц, и эти цифры продолжают расти.
Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество
столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных,
непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных
конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором
прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области
внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет
угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная
миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных
направлений внешней и внутренней политики многих государств.
Все сказанное заставляет думать о мерах, обеспечивающих гарантию
защиты общества от военных посягательств извне.
История развития человечества знает немало примеров создания
межгосударственных организаций, одна из задач которых — поддержание
международного мира и безопасности. Особое внимание решению этой задачи,
как показала практика, уделялось после окончания крупномасштабных войн.
Так, в начале ХХ века, после первой мировой войны, была образована Лига
Наций, положившая начало созданию более цивилизованных и
многофункциональных организаций обеспечения мира и безопасности. В конце
второй мировой войны, в связи с фактическим прекращением деятельности Лиги
Наций, была создана новая международная организация, объединившая для целей
поддержания международного мира и безопасности почти все государства
земного шара — Организация Объединенных Наций (ООН).
Что же касается России, то она никогда не была и никогда не будет
«чисто» европейской страной. Ее двойственность хорошо выразил русский
историк В.О.Ключевский, подчеркивавший, что Россия — это переходная страна,
посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой; но
природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к
Азии или в нее влекли Азию. И поэтому Россия, даже при желании замкнуться
на чисто внутренних проблемах, никак не может отказаться от участия в
создании мирного порядка уже в силу своего геополитического положения в
центре Евразии. Заменить ее там некому. Стабильность в срединной зоне
Евразии гарантирует стабильность во всем мире, а это в интересах всего
мирового сообщества. И поэтому неотъемлемой частью современной
международной политики российского государства являются его тщательно
взвешенные последовательные действия, направленные на предотвращение
возможных агрессий, предотвращение угроз возникновения войн и вооруженных
конфликтов, укрепление безопасности и стабильности в региональном и мировом
масштабах.
Следует заметить, что важнейшим условием обороноспособности
государства является готовность граждан защищать интересы своего
государства. Главной гарантией этой защиты является достигнутый баланс в
ядерных силах, военное могущество государства, которое складывается из
общегосударственной и военной обороноспособности и готовности граждан
защищать интересы своего государства, в том числе и с оружием в руках.
Таким образом ясно видна необходимость понимания всеми членами
общества, и особенно представителями молодого поколения, всей важности
овладения военными знаниями, способами вооруженной защиты, их
подготовленность к выполнению задач защиты интересов государства, в том
числе и службой в Вооруженных Силах.
Первые советские миротворцы.
Они появились четверть века назад.
Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях
ООН является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в
качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих
горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие
советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре
1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета
Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших
офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне
Суэцкого канала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных
действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого
отряда отечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной
общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН РФ вспоминает:
“Группу сформировали очень быстро. в нее вошли офицеры ротного,
батальонного звена всего двадцать пять человек. Командующий войсками
Московского военного округа генерал армии Владимир Говоров сообщил, что
решением военного совета я утвержден командиром специальной группы
офицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН
на Ближнем Востоке.
В Генштабе генерал армии Николай Огарков, тогда еще заместитель
начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, провел инструктаж,
заметив, что наступивший после окончания арабо-израильской войны 1973 г.
мир довольно хрупок и что на нашей группе лежит особая ответственность, т.
к. советские военнослужащие впервые участвуют в миротворческих операциях
ООН.
В Каире высшие должностные лица Египта оказывали нам пристальное
внимание. Оно объяснялось очередной вспышкой напряженности в арабо-
израильских отношениях. В их урегулировании многое зависело от Москвы.
Срочный прилет в Каир нашей группы давал ясно понять, что Кремль не
допустит дальнейшей эскалации конфликта.
Серьезное внимание уделяли знакомству с новым регионом, историей
страны. в один из ноябрьских дней, а именно 25 числа состоялась
торжественная церемония вручения нам голубых беретов и голубых шарфов —
непременного атрибута формы одежды военнослужащих ООН. каждый из нас
получил специальное удостоверение, подтверждающее статус военных
наблюдателей ООН. День церемонии можно считать исходной датой начала
участия советских военнослужащих в миротворческих операциях ООН.
Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести
службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом
Безопасности ООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий
Советского правительства боевые действия на Ближнем Востоке были
приостановлены.
Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались
самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших
миротворческих операций. Одна из них — “Омега” — проводилась с 5 февраля по
31 марта. В ходе “Омеги” было произведено 173 поисковые операции останков
военнослужащих, погибших в ходе недавнего октябрьского военного конфликта,
каждая из которых длилась несколько суток. В не менее сложной обстановке
проводилась и операция “Линия Альфа”(определение границы между буферной
зоной и зоной ограниченного количества войск Египта), т. к. почти в течение
месяца пришлось действовать на местности, представляющей сплошное минное
поле.
Не могу не сказать, что мои боевые товарищи ни в чем не уступали
опытным “голубым беретам” из батальонов миротворческих сил других
государств. Мы не только сообща несли службу, но и дружили, проявляя самый
настоящий интернационализм, который был необходим для поддержания мира.
Участникам миротворческих организаций по истечении определенного срока
службы от имени генерального секретаря ООН вручались медали “На службе
мира”. Вместе с военными наблюдателями ряда других стран эту награду
получили и мы, советские офицеры.”
Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию
мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей
Югославии и государств-участников СНГ.
Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию
мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена
первая группа военных наблюдателей ООН.
Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось:
в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа
российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы,
а в сентябре — в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших
военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а
в январе 1994 г. — на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в
Грузию, в феврале 1995 г. — в Анголу, в марте 1997 г. — в Гватемалу, в мае
1998 г. — в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. — в Восточный Тимор, в ноябре 1999
г. — в Демократическую Республику Конго.
В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под
эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и
офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных
наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-
кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в
Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.
Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за
выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими
сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права
применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей
конфликтующих сторон.
Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе
осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в
большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных
ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы
военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих
принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в
кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих
офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные
наблюдатели, очень высоки.
Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по
поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских
курсов «Выстрел», в настоящее время это — Учебный центр переподготовки и
повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии.
Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по
1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР,
России в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали
проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН
подготовлено свыше 800 офицеров для участия в ОПМ ООН.
Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных
полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в
выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных
вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250
офицеров-инспекторов по контролю за сокращением вооруженных сил и обычных
вооружений в Европе.
Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по
уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию,
умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение
они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный
российскими военными наблюдателями, активно используется при организации
работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и
совершенствовании методики их обучения.
Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в
миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт
совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН
вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций.
С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В
1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из
Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ
(5), Швеции (4).
В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей
(Великобритания — 2, Германия, Канада, Швеция — по одному).
Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три
раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с
графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по
поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается
один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН.
Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с
привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также
прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия
в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих
проводится по одномесячной программе совместно с российскими
военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора.
Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин
ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной
подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы.
Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для
проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает:
— оборудованные учебные классы;
— автомобильную и другую технику;
— технические средства обучения;
— полигон;
— гостиницу для проживания слушателей.
Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском
языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:
— военные наблюдатели ООН;
— офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;
— командиры тыловых и технических служб МС ООН;
— офицеры военной полиции ООН;
— офицеры гражданской полиции ООН.
В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности
России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после
выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного
Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский
пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен
личным составом, бронетранспортерами БТР-80, противотанковыми средствами и
другим вооружением и военной техникой.
В соответствии с политическим решением российского руководства часть
сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г. была
передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего
усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей
этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и
мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по
прекращению огня.
В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине
батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение
миротворческих задач и выведен на территорию России.
В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15
января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славонии, российский пехотный
батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и
хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.
В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на
африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению
Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА -3) в Анголу направлен российский
воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих.
Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с
поставленными задачами.
В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН
в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением
деятельности миссии ООН.
В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено
российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в
Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-
24 и до 115 человек личного состава.
Однако основные материальные затраты Россия несет при участии
специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию
международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на
территории бывшей Югославии и государств — участников СНГ.
Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции
многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН
N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. №1244. В настоящее время
российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию
мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной
Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:
— предотвращение возобновления боевых действий;
— создание условий безопасности для возвращения беженцев и
перемещенных лиц;
— обеспечение общественной безопасности;
— осуществление надзора за разминированием;
— поддержка, при необходимости, международного гражданского
присутствия;
— выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению
пограничного контроля;
— обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного
гражданского присутствия и персонала других международных организаций.
Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен
в зону конфликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского
соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в
Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.
Основная задача — наблюдение за соблюдением условий перемирия и
содействие поддержанию законности и правопорядка.
Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г.
на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г.
по урегулированию грузино-осетинского конфликта.
Основная задача — обеспечение контроля за прекращением огня, выводом
вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима
безопасности в зоне контроля.
Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского
конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и
разъединения сил от 14 мая 1994 г.
Основные задачи — блокирование района конфликта, наблюдение за
выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций,
сопровождение гуманитарных грузов и другие.
Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года
в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между
Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной
области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества
Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных
мерах по их материально -техническому обеспечению.
Основные задачи — содействие в нормализации обстановки на таджикско-
афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.
О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях
ООН.
Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих
операциях ООН имеет сложный характер. Он регулируется комплексом
юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и
имеющих различную юридическую природу.
В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика прежде всего
как составного звена функционального межгосударственного механизма —
международной организации. Главной правовой основой регулирования
деятельности международных организаций и их служащих является международно-
правовая основа, формой — международно-правовые принципы и нормы. В связи с
этим статус персонала носит прежде всего международный характер и ограничен
функциональными рамками.
Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в
миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в
Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как
таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по
поддержанию мира.
После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган
международной организации, находящийся на территории другого государства,
соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и
этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками
правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных
правовых систем.
Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена
воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-
членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации
воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через
функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том
числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную
юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми,
у них особая юридическая природа и источники.
Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие
правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих
источников и принадлежат:
1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее
специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах
организаций и других международно-правовых актах;
2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников,
содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны
пребывания, транзита, командировки, и т.п.
3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и
применяемым внутри организации;
4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников,
содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов.
Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих,
принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику
правового положения таких военнослужащих как особой категории участников
международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение
источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его
регулирования в различных правовых сферах.
В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих
усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника
миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам,
который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал
социальные гарантии всех участников этого процесса.
Операции ООН по поддержанию мира.
Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все
больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно
урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и
прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций.
Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций
стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как
одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном
миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют «голубыми
касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе
правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и
выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания
их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были
удостоены Нобелевской премии мира.
Правительства государств все чаще обращаются к Организации
Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межэтнических и
межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районах мира после
окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческой
деятельности Организации Объединенных Наций было учреждено 13 операций, то
с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, который
пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и
гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла
более 80 000 человек. При организации сложных по своему характеру миссий,
предусматривавших ведение работы одновременно в политической, военной и
гуманитарной областях, использовался опыт, накопленный при проведении
«традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира,
которые, как правило, нацелены на решение главным образом военных задач,
таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих
сил и создание буферных зон.
К выполняющим функции миротворцев Организации Объединенных Наций
военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели
за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие
гражданские специалисты. Диапазон их задач широк — от обеспечения охраны
при доставке гуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим
противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных
соглашений. Миротворцев Организации Объединенных Наций привлекают к решению
таких задач, как оказание помощи в разоружении и демобилизации бывших
комбатантов, содействие в подготовке гражданских полицейских, наблюдение за
их деятельностью, помощь в организации выборов и наблюдение за их
проведением. Работая совместно с учреждениями Организации Объединенных
Наций и другими гуманитарными организациями, миротворцы помогали беженцам
возвращаться в свои дома, обеспечивали контроль за соблюдением прав
человека, обезвреживали наземные мины и начинали мероприятия по
восстановлению.
Как правило, операции по поддержанию мира учреждает Совет
Безопасности — орган Организации Объединенных Наций, несущий главную
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет
определяет масштабы операции, ее общие цели и временные рамки. Поскольку
Организация Объединенных Наций не располагает собственными вооруженными
силами или гражданской полицией, государства-члены сами решают, участвовать
ли им в той или иной миссии и, в случав участия, какой персонал и какое
имущество они готовы предоставить.
Успех операций по поддержанию мира зависит от четкости и практической
осуществимости их мандата, эффективности командования из Центральных
учреждений и на местах, наличия постоянной политической и финансовой
поддержки со стороны государств-членов и, что, возможно, наиболее важно,
сотрудничества сторон в конфликте.
Миссия учреждается с согласия правительства страны, где она
разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоим
образом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой.
Самым эффективным «оружием» миротворцев является их непредвзятость и
легитимность в силу того, что они представляют международное сообщество в
целом.
Военнослужащие, входящие в состав операций Организации Объединенных
Наций по поддержанию мира, носят легкое оружие и имеют право на применение
минимальной силы в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица
пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей.
Гражданские полицейские обычно не вооружены. Специфика службы военных
наблюдателей состоит в том, что свою миссию они выполняют фактически без
оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко —
лишь на интуицию.
Миротворцы Организации Объединенных Нации не могут навязывать мир в
тех случаях, когда этого мира нет. Тем не менее, когда стороны в конфликте
стремятся к мирному урегулированию своих разногласий, операция Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира может стимулировать достижение мира
и давать «передышку» создавать более стабильные и безопасные условия, в
которых можно найти и использовать пути прочного политического
урегулирования.
Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира следует
отличать от других форм многонационального военного вмешательства, включая
«принудительные» меры. В ряде случаев Совет Безопасности разрешал
государствам-членам использовать «все необходимые средства», включая
применение силы, для принятия мер в связи с вооруженным конфликтом или
угрозами миру. Действуя на основе такой санкции, государства «члены
образовывали военные коалиции — в корейском конфликте в 1950 году и в ответ
на вторжение Ирака в Кувейт в 90-е годы. Многонациональные операции
развертывались в дополнение к операциям Организации Объединенных Наций в
Сомали, Руанде, Гаити и в Боснии и Герцеговине, В 1997 гору Совет
санкционировал действия «коалиции желающих» в связи с ситуацией в Албании.
Он также санкционировал развертывание многонациональных миротворческих сил
в Центральноафриканской Республике, которые в марте 1998 года были заменены
Миссией Организации Объединенных Наций в Центральноафриканской Республике
(МООНЦАР).
Каковы масштабы операций Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира? С 1948 года Организация Объединенных Наций провела 48
операций по поддержанию мира. Тридцать пять операций по поддержанию мира
были учреждены Советом Безопасности в период с 1988 по 1998 год. В
настоящее время осуществляется 16 операций, в которых участвуют примерно 14
000 миротворцев. В составе операций Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира служили свыше 750 000 военнослужащих и сотрудников
гражданской полиции и тысячи других гражданских специалистов; болев 1500
человек погибли при исполнении служебных обязанностей в составе этих
миссий.
Наиболее значимыми из специальных миссий и операций по поддержанию
мира являются: специальная миссия в Афганистане, контрольная миссия в
Анголе, миссия добрых услуг в Бурунди, группа военной связи ООН в Камбодже,
миссия наблюдения в Сальвадоре, специальный посланник и группа военных
наблюдателей в Грузии, ирако-кувейтская миссия, специальный посланник в
Таджикистане и ряд других.
Кто обеспечивает руководство? Миротворческие миссии учреждают и их
задачи определяют пятнадцать государств — членов Совета Безопасности, а не
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В Уставе Организации
Объединенных Наций конкретно указывается, что Совет несет главную
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый
из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китай, Российская
Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция — может
наложить вето на любое решение, касающееся операций но поддержанию мира.
Военный и гражданский полицейский персонал операций по поддержанию
мира остается в составе своих национальных формирований, однако служит под
оперативным управлением Организации Объединенных Наций, и он обязан вести
себя с учетом сугубо международного характера своих задач. Участники миссий
носят форменную одежду своих стран, а на их принадлежность к миротворцам
Организация Объединенных Наций указывают голубые береты или каски и
отличительные знаки Организации Объединенных Наций. Гражданский персонал
прикомандировывается из Секретариата Организации Объединенных Наций,
учреждений Организации Объединенных Наций или правительств, либо работает
на контрактной основе.
Во что это обходится? Смета расходов на проведение операций
Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на период с июля 1997
года по июнь 1998 года составляет примерно 1 млрд. долл. США. Этот
показатель уменьшился по сравнению с суммой в 3 млрд. долл. США в 1995
году, которая отражала расходы в связи с проведением операций Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира в бывшей Югославии. Все государства-
члены участвуют в покрытии расходов на проведение операций по поддержанию
мира в соответствии с формулой, которую они разработали и согласовали. Тем
не менее, по состоянию на февраль 1998 года государства-члены были должны
Организации Объединенных Наций примерно 1,6 млрд. долл. США в виде
причитающихся за нынешний и предыдущий периоды взносов на проведение
операций по поддержанию мира.
Какую компенсацию получают миротворцы? Военнослужащие сил по
поддержанию мира оплачиваются правительствами своих стран в соответствии с
их рантом и шкалой окладов в национальных вооруженных силах. Расходы стран,
добровольно предоставляющих персонал для операций по поддержанию мира,
возмещаются Организацией Объединенных Наций по единой ставке, составляющей
примерно 1000 долл. США на одного военнослужащего в месяц. Организация
Объединенных Наций также возмещает странам расходы за предоставленное
имущество. В то же время выплата возмещения этим странам часто
задерживается в связи с нехваткой наличности, вызванной неуплатой
государствами-членами своих взносов.
Кто предоставляет персонал и имущество? Ответственность за
поддержание международного мира и безопасности несут все государства-члены.
С 1948 года в различные периоды свой персонал предоставляли более 110
стран. По состоянию на начало 1998 года военный и гражданский полицейский
персонал для текущих миссий предоставляет 71 государство-член. Гражданский
персонал предоставляют практически все страны.
Почему операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
продолжают иметь важное значение? Вооруженные конфликты по-прежнему
возникают в силу самых разных причин:
неадекватные политические структуры в странах распадаются или оказываются
неспособными обеспечить упорядоченную передачу власти;
разочарованное население выступает, часто по принципу этической
принадлежности, на стороне все более мелких групп, которые не всегда
уважают национальные границы;
борьба за контроль над скудными ресурсами обостряется по мере озлобления и
разочарования населения, оказавшегося в тисках нищеты.
Эти факторы создают благоприятную почву для насилия в пределах одного
государства или в отношениях между ними, Насилие подпитывается огромным
количеством оружия практически любых типов, легко доступного во всем мире.
В итоге -страдания людей, часто приобретающие массовый характер, угрозы
международному миру и безопасности в более широком плане и распад
экономической и социальной жизни населения целых стран.
Многие сегодняшние конфликты могут показаться чем-то далеким для тех,
кто не находится непосредственно на линии огня. Однако государства мира
должны сопоставлять риски, с которыми связаны действия, с очевидными
опасностями бездействия. Неспособность международного сообщества принимать
меры по обузданию конфликтов и их мирному урегулированию могут привести к
расширению конфликтов и увеличению круга их участников. Недавние события
показали, насколько быстро гражданские войны между сторонами в одной стране
могут дестабилизировать соседние страны и распространяться на целые
регионы. Лишь немногие современные конфликты можно считать подлинно
«локальными». Зачастую они порождают целый спектр проблем — таких, как
незаконная торговля оружием, терроризм, торговля наркотиками, потоки
беженцев и ущерб окружающей среде, — последствия которых ощущаются далеко
за пределами непосредственной зоны конфликта. Для решения этих и других
глобальных проблем необходимо международное сотрудничество Операции
Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, опирающиеся на
полувековой опыт в этой области, являются незаменимым методом воздействия.
Легитимность и универсальность являются их уникальными особенностями,
обусловленными самим их характером деятельности, осуществляемой от имени
всемирной организации, в состав которой входят 185 государств-членов.
Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира могут открывать
двери для усилий в области миротворчества и миростроительства в целях
достижения прочного мира, которые без них могут оставаться закрытыми.
Для стран, в которых производится развертывание операций Организации
Объединенных Наций по подражанию мира, их легитимность и универсальность:
ограничивает последствия для национального суверенитета, с которыми могут
быть сопряжены другие формы иностранного вмешательства;
может стимулировать обсуждения между сторонами в конфликте, которые в
противном случае могли оказаться невозможными;
может привлечь внимание к конфликтам и их последствиям, которые в
противном случае могли оставаться незамеченными.
Для международного сообщества в более широком плане операции
Организации Объединенных Наций по поддержанию мира:
могут стать отправной точкой для мобилизации международных усилий,
демонстрирующих сторонам, что международное сообщество выступает за мир
единым фронтом, и могут ограничить распространение альянсов и
противостоящих им союзов, способных усугубить конфликты;
дают многим странам возможность разделить бремя, связанное с принятием мер
по контролированию и урегулированию конфликтов, что приводит к повышению
эффективности деятельности в гуманитарной, финансовой и политической
областях.
Заключение.
Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современных
условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности как на
региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные
конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими
средствами и лишь, как крайняя мера — проведением операций по поддержанию
мира. Однако, необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не
принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания
противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим.
Что же касается перспектив участия России в миротворческой
деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40
лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию
мира, то начиная с 1988 года было инициированно проведение28 новых
операций.
Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со
странами-участниками СНГ. Собружество как региональная организация, взявшая
на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открываер
новые горизонты развития миротворчества.
Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР,
миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования
конфликтов на постсоветском пространстве.Нерешенные национальные,
территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные
процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии,
Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии.
В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других
международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению
межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для
формирования в странах СНГ(при активном участии России) собственной
концепции миротворческой деятельности.
Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит
известный афоризм Гегеля: «Народы и правительства никогда ничему не
научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно
было бы извлечь из нее»… По крайней мере надо им в этом помочь.
Список литературы:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: Московский учебник Часть II 10-
11 / Под ред. В.Я. Сюнькова. — М., 1998;
2. “Миротворец” — 2000. — 7-10 ноября;
3. “Миротворец” — 2001. — январь;
4. Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств — Сборник документов и теоретических
материалов по миротворческой деятельности в Содружестве Независимых
Государств. — М., 1995;
5. Вартанов В.Н. и др. Главное управление международного военного
сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951-2001
гг.). — М., 2001;
6. Ивашов Л.Г. Эволюция геополитического развития России: Исторический
опыт и уроки. — М., 1999;
7. Ивашов Л.Г. Национальная безопасность // Профи. — 1998. — №1-2.