Международные связи Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра экономической географии и социальной экологии.

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:
«Международные связи Санкт-Петербурга»

Выполнил студент второго курса:
Плещенко Д.В.
Научный руководитель:
К.г.н. доцент Аксенов К.Э

Санкт-Петербург

2001г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………стр. 3

1. Глава 1 ……………………………………………………………………стр. 4
1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга…….стр. 4
2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………..стр. 9
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………стр. 12

2. Глава 2 ……………………………………………………………………..стр. 14
1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС………стр. 14
2.1.2 Сотрудничество с ЕС……………………………………………..стр. 14
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами
региона Балтийского моря…………………………………………………………..стр. 15

Заключение………………………………………………………………………..стр. 19
Литература…………………………………………………………………………стр. 20
Приложение……………………………………………………………………….стр. 21
Метод составления карты..………………….……………………………………стр.
21
Карта №1 «Регион Балтийского моря»…..…….………………………………стр. 22
Карта №2 «Международные связи Санкт-Петербурга со странами Европы»стр. 23
Карта №3 «Международные связи Санкт-Петербурга со странами мира»…стр.24

Введение.

По радио и телевидению о Санкт-Петербурге часто говорят как о
культурном и экономическом центре России международного уровня, подчас
называя его мировым центром. Если первое не вызывает никаких возражений,
то второе возбуждает скорее осторожное сомнение.

Автор данной работы попытался сам разобраться в истинном положении
вещей, и попытался установить какое же место занимает Петербург в
российской и, по возможности, мировой экономике. Но было бы все
замечательно, если бы не одно «но», на этом пути его поджидали некоторые
трудности, связанные с недостатком литературы по Петербургу, а точнее его
международной деятельности и отсутствие свежих статистических данных. Кроме
того, трудность для понимания места Петербурга в мировой экономике
составило отсутствие иностранных источников. Хотелось бы узнать взгляд
зарубежных авторов на положение Северной столицы России. В работе для
анализа общей политической и экономической ситуации в России были
использованы книга под редакцией доктора географических наук В.А. Колосова
«Геополитическое положение России…», а для анализа взаимоотношений Центра и
регионов, статья доктора экономических наук Л.Б. Вардомского
«Внешнеэкономические связи регионов России…». Имена этих людей являются
для автора, несомненно, авторитетными, с мнением которых он в целом
согласен.

Также в работе использовался Стратегический план Санкт-Петербурга,
разработанный центром социально-экономических исследований «Леонтьевский
центр». Однако Стратегический план является лишь декларацией намерений, а
конкретного плана экономического развития города до сих пор не существует.
Так, по мнению Сергея Миронова, заместителя председателя Законодательного
собрания Санкт-Петербурга[5], «Стратегический план» фактически лишает
Петербург статуса научно-технического центра страны, лидера научно-
производственной деятельности, а навязывает участь “перевалочного” пункта
страны. Один из авторов Стратегического плана, Борис Жихаревич, в статье
“Реплика из-за ширмы”[3],как очевидное его достоинство отмечает: «Он (план)
четко декларирует умеренно-либеральные ценности». Т.о. по поводу
корректности Стратегического плана существуют различные мнения, поэтому
автор данной работы не полагался полностью на содержание плана, а попытался
проанализировать, изложенные в нем конкурентные возможности Петербурга.

Работа делится на две части, в первой части рассматриваются
международные экономические связи Санкт-Петербурга, вторая является
попыткой проследить политические отношения города с зарубежными
государствами.

Глава 1
1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно, а
кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков
выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для
инвесторов[2].
Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьирует.
Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и
другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также
центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным
спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по
оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).
Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,
Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых
иностранных инвестиций в экономику России[2].
Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия
между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой
прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал «Эксперт» и
рейтинговое агентство «Эксперт РА» посвящают свои исследования соотношению
инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении
инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические
характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный
потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из
которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина
инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются
экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,
криминальный и законодательный виды риска.
Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих
позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он
занимает второе место по инфраструктурному и институциональному
потенциалу*[9]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу
удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому
показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-
1999гг.
Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные
части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к
инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и
имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.
видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с
1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)*

Табл.1
|Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 |
|иностранных инвестиций| | | | | | | |

Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.

Рис.1
[pic]
В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной
экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о
характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение
инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и
политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано
незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было
компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций
1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с
выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,
что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.
Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.
долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных
инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в
1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год
соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64
млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция
проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных
инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема
рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а
общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.
Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не
случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и
достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг
величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных
инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по
сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить
успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в
1999г.:
[pic] ввод в эксплуатацию завода «Ригли» по производству жевательной
резинки;
[pic] окончание строительства завода «Жиллет Интернешл» по
производству бритвенных принадлежностей;
[pic] введение цеха детского питания заводом «Петмол»
[pic] открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании
«Нестэ» в Ломоносове;
[pic] введение в действие нового пивоваренного производства заводом
«Вена»;
[pic] организация производства пива заводом
«Браво». Структура инвестиций
из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для
инвестирования в 1999г. явились промышленность(68,6% от общего объема
инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и
связь(17%), а также торговля и общественное питание(10,7%).

Табл.2
| |Валютные |Рублевые |
| |инвестиции |инвестиции |
|Всего |100,0 |100,0 |
|Промышленность |68,6 |34,0 |
|Транспорт и связь |17,0 |0,6 |
|Строительство |0,9 |7,4 |
|Торговля и общественное |10,7 |52,6 |
|питание | | |
|Другие отрасли |2,8 |5,4 |

Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000

Рис.2
[pic]

Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными
инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для
США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе — 13%), затем
Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно
отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией
инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России
денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями города проводится взвешенная политика по созданию
благоприятного инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики.
Обеспечивается развитие инновационной деятельности и повышение деловой
активности в сфере малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-
Петербурге зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого
предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая
вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все
инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный
директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что
“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского
рынка[6]”.
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта реконструкции
исторического центра с кредитом Всемирного банка. Величина первого транша
кредита — 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства заводов по
производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он уйдет
с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и вернуться
будет гораздо труднее.
Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним
связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «О
создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-
Петербурга», которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью
создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи,
конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-
Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного
климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития
деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний
день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного
правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития
инвестиционной инфраструктуры — четко отлаженной схемы работы с
инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения
инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень
доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и
российской экономике в значительной степени определяется способностью
привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за
1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных
инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента
Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера[4], Северо-
Запад является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По
его словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в
Санкт-Петербурге и Новгородской области — эти субъекты Федерации были
выбраны банком в качестве опорных. Таким образом, можно сказать, что Санкт-
Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане получения
инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных
финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.
на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. «Объем эмиссии —
300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что
существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее
иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как
доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%»[8]. Сам факт размещения
еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном
рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у
частных зарубежных банков.

1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.

Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних
факторов на формирование и функционирование российского рынка. С
установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями
страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
Современный этап социально-экономического и общественно-политического
развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним
из его существенных проявлений является децентрализация власти и
последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на
самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве
самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и
будущее Российского государства.
Особое место в России, вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно
возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев
2000 года — 3,4 млрд.долл.США* — занимает 3-е место среди всех субъектов РФ
после Москвы и Тюменской области.
Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в
1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса
внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл
по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий
города. Согласно Л.Б. Вардомскому [1], отрицательное внешнеторговое сальдо
характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-
Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная
(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем
распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и
неорганизованной торговли большая часть импорта.

Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать,
что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий
августовского кризиса 1998г.

В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
[pic] стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста
экспорта;
[pic] изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное
сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
[pic] стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города
начиная со 2-го квартала 1999 г.;
[pic] стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня
соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.
Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем
тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще
некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в
России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом
роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции
малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами
импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования
для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов
потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.

1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом
его товарная структура (см.Табл.1) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте — продукция машиностроения (54%
от общего объёма или $1136 млн.), на втором — экспорт черных и цветных
металлов
(21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом
экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом
цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и
другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место —
17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Рис.1), что связано с
поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе
“Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-
участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за
Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.

Рис.1

Рис.2

[pic]
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее
(1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет
14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с
Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый
рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры
Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга
остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта
объясняется тем, что продукция
пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса

Рис.3
неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.

Табл.1

| |Всего |в том числе: |
| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |
| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |
|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |
|в том числе: | | | | | | |
|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |
|товары и сырье для их | | | | | | |
|производства | | | | | | |
|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |
|топливно-энергитическог| | | | | | |
|о комплекса | | | | | | |
|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |
|нефтехимического | | | | | | |
|комплекса | | | | | | |
|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |
|и изделия | | | | | | |
|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |
|нее | | | | | | |
|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |
|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |
|металлы | | | | | | |
|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |
|машиностроения | | | | | | |
|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом.
На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского
кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому
кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время
импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным
спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и
иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта
приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает — Германия (16% от общего
объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из
цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной
номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Рис.4
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности
Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:
[pic] Центр «Бизкон» в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии
более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20
совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и
Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в
Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;
[pic] Некоммерческое партнерство «Санкт-Петербург — Лондон» провело 10
международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового
сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских
мероприятий — деловых встреч — в Лондоне и Санкт-Петербурге;
[pic] Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне
способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем
составил 20 млн.долл.США;
[pic] Начало свою деятельность представительство петербургского фонда
«Ямато» в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
[pic] В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга
на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в
составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены
партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во
Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву,
Эстонию, Таджикистан и Туркмению;
[pic] Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и
Гаваной;
[pic] Консорциум производителей программного обеспечения
«Форт-Росс» провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию,
Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом
международной ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках:
[pic] В 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер — Германия,
участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны — Франция, участвовало 17
предприятий), ФАХАВ (Гавана — куба, 9 предприятий), выставка для
организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм — Швеция, около 10
участников), Международная выставка «ПОЛАГРО 2000» (Познань — Польша),
Международная ярмарка (Пловдив — Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что, во-первых, особое место
Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в
мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций
специализации города.
Во-вторых — будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием
внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург,
несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к.
на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37%
импорта Санкт-Петербурга.

Глава 2
2.1 Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными
странами. «Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом
причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше
сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной
изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное
взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации
России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с
экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых
торгового оборота страны»[7] (см. Карта 1 и 2).
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,
прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по
направлениям финансирования, Бельгия);
Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
Российским бюро по использованию консультационного технического содействия
ЕС (Москва, РФ);
Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное
сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза — Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация
программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и
“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных региональных организаций этого
региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения
крупных инвестиционных проектов определяется их включением в
соответствующие программы международных европейских и балтийских
региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга,
получившими аккредитацию в ЕС являются:
— Совет Государств Балтийского моря;
— Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
— Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря:
— Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших
регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных
государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим
каналам было получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии
которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации
проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года
объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и
поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-
Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России.
Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа
по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран — контракторов проектов по линии ЕС, основное место
среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.
Прежде всего — наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург — Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,
возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.
Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,
оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,
снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по
интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-
Западном регионе России.

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на
страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая
сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях[6]:
— торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении
развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного
потенциала Санкт-Петербурга;
— улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих
технологий;
— развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и
реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической
городской среды;
— развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,
включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,
борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от
природных и техногенных катастроф;
— развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,
включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные
коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные
зоны и транспортные терминалы;
— развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена
информацией и туризма;
— достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках
международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное
участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
— программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,
предложенной Правительством Финляндии;
— программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург —
Европейские ворота России”;
— программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
— программы мероприятий “ Санкт-Петербург — Европейский город культуры —
2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в
работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа
Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :
— по содействию демократическим институтам и правам человека;
— по экономическому сотрудничеству;
— по ядерной безопасности;
— а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,
включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от
России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в
г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие
Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных
дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре
(Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что
позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств
стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою
поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое
будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей
Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание
сообщение Европейской Комиссии о намерении включить «Северное измерение » в
политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных
организаций является важным дополнительным элементом межправительственного
сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не
только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических
интересов на рынках новых членов ЕС — Финляндии, Швеции — кандидатов на
вступление в ЕС — Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря
позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
-Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
-Развитие Северо-Западного речного порта;
-Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) — неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и «вольных» городов, расположенных
на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре
1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов
Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных
форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных
проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-
Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
— расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном
уровне;
— согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,
контрабандой наркотиков и оружия;
— обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

Союз Балтийских городов (СБГ) — международная неправительственная
организация, основанная на конференции представителей городов стран
Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей
Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран
Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего
сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных
дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в
Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.

Заключение

В наше динамичное время многие регионы России, и Санкт-Петербург не
является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной
работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его
международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии
внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь
европейское направление международных контактов, что связано с недостатком
литературы по международным контактам города, а также не удалось осветить
культурные и научные связи. Автором была предпринята попытка составить
карты международных связей Санкт-Петербурга и проследить, какая из стран
представляет наибольшее значение для города. Для составления карт
учитывалось количество соглашений, которое Санкт-Петербург имеет с
зарубежными странами и наличие в данной стране городов-партнеров Санкт-
Петербурга, т.к. сотрудничество с городами-партнерами занимает важное
место во внешних связях города, начало которым было положено в 1953г.,
когда были установлены первые породненные связи с финским городом Турку.
Несмотря на все препятствия при написании данной работы, автор
надеется, что все же удалось уловить основные закономерности направления и
эволюции международных связей Санкт-Петербурга.
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не
существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он
занимает достойное место, как в России, так и за рубежом. Подтверждением
чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-
Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного
масштаба.

Список использованной литературы

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте
проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.
Климанова и Н. Зубаревич. — М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. — 256с. —
(Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.
В. А. Колосова. — М.: Арт-Курьер, 2000г.
3. Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9
ноября 2000г.
4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5
марта 2001
5. Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад
№20(27), 27 ноября 2000г.
6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в
работе международных организаций, Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000
7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /
Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. — М.: S&P, июнь 2000. — 279 с
8. Стратегический план Санкт-Петербурга, Международный центр социально-
экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998г.
9. «Эксперт» 30 октября 2000 №41(253) (подробнее см.
http://www.expert.ru )
10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

Метод составления карт

Для составления карт автором была предпринята попытка рассчитать значение
стран мира для Санкт-Петербурга, используя балльную систему. Общий балл
рассчитывался следующим образом:

Общ. балл = А + В + С, где

А – количество соглашений между Санкт-Петербургом и данной страной,
1 соглашение = 1 балл;

В – наличие и продолжительность партнерских отношений между Санкт-
Петербургом и городами данной страной, 1 – 5 лет отношений = 1 балл;

С – наличие представительства Санкт-Петербурга в данной стране = 1 балл.

[На начальную страницу]

* Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое
положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный
потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной
экономики
* Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-
Петербурга.
* Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга.

————————

[pic]

[pic]

Добавить комментарий