«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

ЛевНиколаевич Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем«главную мысль», сводить к ней все прочие идеи. Софья Андреевна Толстаязаписала в дневнике его слова о том, что, создавая «Войну и мир», он

«Властитель наших дум»

И вечно буду я вести войну Словами — а случится, и делами! — С врагами мысли. Мне не по пути С тиранами… Дж. Г. Байрон Определяя роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: «Всякий великий поэт спустя велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, …

Continue reading ‘«Властитель наших дум»’ »

Хаос и космос в лирике Ф.И. Тютчева

Преждевсего необходимо установить, в каком смысле следует понимать слова хаос икосмос в отношении поэзии Тютчева. Хаос, понятие окончательно оформившееся вдревнегреческой философии, — это трагический образ космического первоединства,начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и

Трагедия Софокла «Царь Эдип»

Софокл — великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений человеческой цивилизации — трагедию “Царь Эдип”. В центре сюжета стоит человек, определяя тему трагедии тему нравственного самоопределения личности. Софокл раскрывает перед нами вопрос вселенского масштаба : кто вершит судьбу человека — боги, или же он сам ? В поисках ответа на этот вечный …

Continue reading ‘Трагедия Софокла «Царь Эдип»’ »

А. Белый

Кошелева А.Л. Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева; 1880-1934) — представитель «младшего» поколения поэтов-символистов. Сын профессора математики и воспитанник либерально-университетской среды, Белый, как он о том сам впоследствии рассказал в первом томе своей биографии («На рубеже двух столетий») уже с ранних гимназических лет повел решительную борьбу против благородно-болтливой фразы либерального прогрессизма: против позитивизма в науке, …

Continue reading ‘А. Белый’ »

«Окаянные дни» Бунина

Бунин, как мы знаем, решительно отвечает на Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года. В пору братоубийственной гражданской войны он занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Бунин характеризует революцию как начало безусловной гибели России в качестве большого государства, как развязывание самых низменных и диких., как кровавый пролог коэффициент неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, …

Continue reading ‘«Окаянные дни» Бунина’ »

Фантастичний світ Рабле: матеріали до уроку по роману «Гаргантюа та Пантагрюель»

Як відомо, окремі розділи роману Ф. Рабле “Гаргантюа і Пантагрюель” вивчаються у курсі зарубіжної літератури у 8 — му класі. Головна трудність при роботі з ними полягає у тому, що учні нерідко ототожнюють героїв французького письменника з казковими персонажами. Між тим, раблезіанський роман — це насамперед образчик ренесансного світосприйняття. Ось чому, як мені здається, у …

Continue reading ‘Фантастичний світ Рабле: матеріали до уроку по роману «Гаргантюа та Пантагрюель»’ »

Книги Ветхого Завета

Абельтин Э.А. Переходя в школе к конкретному знакомству с текстами Священного Писания, учитель не должен использовать для их анализа том же приемы, что и для анализа художественных текстов. Главное, на что следует обратить внимание — это на уяснение каких-то элементов священной истории (если мало времени, можно ограничиться фактами истории общечеловеческой, данной в первых книгах Моисея), …

Continue reading ‘Книги Ветхого Завета’ »

Шахматы в художественной литературе

Е. Гик Как смог убедиться читатель, многие писатели и поэтылюбили шахматы, обращались к ним в своем творчестве (см. «Наука и жизнь» № 7,2007 г.). В этом номере мы завершаем краткий рассказ о шахматах вхудожественной литературе и предлагаем решить еще одну шахматную задачу. Ее