«Движение может по своему действию заменить
любое средство, но все лечебные средства
мира не могут заменить действия движения.»
ТИССО
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним
из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а
также эффективным средством предупреждения обострений при правильном
построении занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при
данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную
структуру занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают
в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности
функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение
рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные
(патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в
организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность — непременное
условие нормального формирования и функционирование любого живого
организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных
процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений,
сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров
подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов,
вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное
влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-
психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация
выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует
отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию
пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе
физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы ,
увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение
организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это
приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к
повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь
благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на
трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что
также расширяет функциональные возможности организма и повышают его
реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как
обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий
(общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду
придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва ,осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью
оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное
функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и
пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы
больного.
Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах,
способствовать нормальному течению трофических процессов.
Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим
быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и
др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном
заболевании обязателен.
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ
РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии
жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении
состояния. Сроки назначения — через 20-26 дней.
Целевая установка — Восстановление адаптации больного к нагрузкам
расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов,
воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с
застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам
в желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима — При относительном щажении области живота проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений
в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена
исходных положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на
боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных
суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц
брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и
с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность
выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и
межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в
сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи
весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с
застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из
различных исходных положений, которое доводится до большой глубины,
чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая
смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в
занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий
при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и
отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом
индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в
курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает
продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения
со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое
воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического
проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них,
так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для
достижения подобающих результатов .
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт — каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою,
непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику
упражнений.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация
являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно
учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического
течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а
это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают
систематически выполнять физические упражнения, это становится его
повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой,
становятся потребностью человека и после выздоровления.
Лечебная физкультура при гастрите
В противорецедивное лечение целесообразно включать также и лечебную
физкультуру. Физкультура тонизирующе влияет на весь организм, улучшает
обмен веществ, нормализует нервные реакции, изменяет внутрибрюшное
давление, улучшает кровообращение в брюшной полости.
Лечебная физкультура для больных хроническим гастритом, протекающим с
секреторной недостаточностью должна быть умеренной и направленной на
укрепление мышц брюшного пресса, общеукрепляющей. Рекомендуются прогулки, а
также дозированная ходьба.
У больных с повышенной секрецией нагрузка на занятиях должна быть
значительно большей — на уровне субмаксимальной мощности работы, но число
упражнений для мышц брюшного пресса должно быть ограниченно и выполняться
они должны с умеренной нагрузкой. При сочетании диетического питания,
приема минеральной воды и лечебной физкультуры наиболее целесообразно при
хронических гастритах с повышенной секрецией пищеварительных желез
минеральную воду пить перед занятиями физкультурой, а пищу принимать через
15—20 минут после занятий.
При гастритах с пониженной секрецией пить минеральную воду следует после
физкультурных занятий за 15—20 минут до еды.
Соблюдение правильного режима питания, борьба с курением и злоупотреблением
алкоголем, выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения,
санация полости рта — все эти мероприятия предупредят возникновение и
прогрессирование хронического гастрита.
Бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Так при
пониженной секреции желудочного сока перед бегом выпейте стакан
намагниченной воды — это усилит секреторную функцию желудка. Бегайте не
менее 30 минут и не более часа.
Когда секреция повышенная или нормальная, можно перед бегом выпить стакан
овсянки или геркулеса для нейтрализации повышенной кислотности.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В
ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
|№ |?????????? ????? |????????? ? |?????? ???????? |
| | |??????? | |
|1 |Ходьба простая и усложненная|5-10 |Постепенное втягивание |
| |(сочетает движения рук и | |в нагрузку, развитие |
| |ног). Ритмично, в спокойном | |координации движений. |
| |темпе. | | |
|2 |Упражнения для рук и ног в |7-14 |То же, постепенное |
| |сочетании с движениями | |увеличение |
| |корпуса и дыхательными | |внутрибрюшного |
| |упражнениями в положениями | |давления. Усиление |
| |сидя. | |кровообращения в |
| | | |брюшной полости. |
|3 |Стоя. Упражнения в метании и|10-15 |Обще физиологическая |
| |ловле мячей, эстафеты. | |нагрузка. Создание |
| |Чередование с дыхательными | |условий для развития |
| |упражнениями. | |положительных эмоций. |
| | | |Развитие функций |
| | | |полного дыхания. |
|4 |Упражнения на развитие |10-15 |Общетонизирущее |
| |равновесия в чередовании с | |воздействие на нервную |
| |упражнениями на | |систему, развитие |
| |гимнастической стенке типа | |статико-динамической |
| |смешанных висов. | |устойчивости. |
|5 |Лежа. Элементарные |5-7 |Снижение нагрузки. |
| |упражнения для конечностей в| |Развитие полного |
| |сочетании с глубоким | |дыхания. |
| |дыханием. | | |
| | |ВСЕГО 37-61 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению
лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних
органов., СМОЛГИЗ, 1948
2. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних
болезней., М.,1952
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении.,
М.,1962
4. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях
органов брюшной полости., Киев 1968
————————
Министерство образования Российской Федерации
Хабаровский Государственных Педагогический Университет
Реферат
Тема:
«Лечебная физкультура при
заболеваниях
органов пищеварения»
Выполнил: студент I курса 213 гр.
Лагойко Евгений Владимирович
Проверил преподаватель:
Ушаков Степан
Владимирович
г. Хабаровск
2002 год