ВСТУПЛЕНИЕ
В самом центре Северного Кавказа, почти на одинаковом расстоянии
между Черным и Каспийским морями, располагается уникальная местность –
Кавказские Минеральные Воды. «Маленькая Швейцария», «архипелаг скалистых
островов», «знойная граница Азии» — как только не называли эти места
путешественники, покоренные их прелестью и красотой.
Ученые говорят о том, что около двадцати миллионов лет назад здесь
бушевала вулканическая деятельность Эльбруса, результатом которой стало
образование семнадцати гор-лакколитов. Вслушайтесь в их названия: Бештау,
Машук, Спящий Лев, Кинжал, Змейка… Они овеяны легендами и преданиями,
преданиями древнего племени нартов – богатырей.
А разве может оставить кого-либо равнодушным величественная цепь
горных вершин на горизонте? Будучи здесь, на Водах, А.С.Пушкин писал своему
брату Левушке: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел
великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издали на ясной
заре кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными; жалею, что
не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной
горы… Кавказский край — знойная граница Азии — любопытен во всех
отношениях».
Удивительно богата и щедра кавказская земля: огромное количество
минеральных источников из ее недр выбивается наружу. Миллионы людей
пользуются этими бесценными дарами. Мы с гордостью говорим, что нигде в
мире нет места, в котором бы наблюдалось такое средоточие минеральных
источников, как на Кавминводах. На относительно небольшой территории
находятся более 100 источников минеральной воды 13 различных типов и
уникальная целебная грязь озера Тамбукан.
О целебной силе минеральных источников народам Северного Кавказа было
известно давно. Свидетельством этому являются старинные каменные ванны,
вырубленные на склонах Горячей горы в Пятигорске, и каменная ванна в
Кисловодске. Сведения об удивительной местности, богатой целебными
источниками, не раз встречаются в записках путешественников и
исследователей. Причем первое письменное упоминание датировано 1334 годом
(записки известного арабского путешественника Ибн Батуты). Но официальная
история Кавминвод ведет отчет с 24 апреля 1803 года, когда был подписан
знаменитый Рескрипт Александра 1 «О признании государственного значения
Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства».
Жемчужинами Кавминвод называют живописные города-курорты: Кисловодск,
Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. В последнее время все чаще к этому
списку добавляют и город Минеральные Воды, у которого есть прекрасные
возможности курортного лечения. Каждый из городов имеет свою прелесть и
очарование. Самый южный, Кисловодск, по количеству солнечных дней
превосходит лучшие курорты мира. Предгорное расположение курорта Ессентуки
создает в нем удивительное сочетание горного и степного климатов. Самым
маленьким. Но самым пленительным по природной красоте является тихий и
уютный Железноводск. И наконец, центральную часть Кавминвод занимает самый
крупный город-курорт Пятигорск, обладающий развитой лечебно-оздоровительной
базой.
Кавказские Минеральные Воды уникальны и по своим экскурсионным
возможностям. Более ста интересных маршрутов предлагают местные
туристические фирмы. Обзорные экскурсии по городам-курортам позволят
поближе познакомиться с этими уникальными местами, с памятниками истории и
культуры.
ПАВИЛЬОН БЮВЕТА № 4
МИНЕРАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА № 4.
Одним из самых значительных периодов в жизни Ессентуков стало начало
20 века, когда курорт интенсивно развивался и привлекал пристальное
внимание. Значительные средства выделяются в это время на благоустройство
курортного парка. Чтобы сделать его лучше и привлекательней, немало усилий
приложил архитектор Н.Н.Семенов. Благодаря его стараниям в парке появились
красивые павильоны, были устроены удобные маршруты для прогулок и видовые
площадки.
Своеобразие парку придали и многочисленные скульптуры, в основном на
античные темы. Они сохранились не все, но те, что остались, до сих пор
радуют глаз, напоминая о блестящей эпохе в жизни курортного парка. Вот уже
девяносто лет его украшает скульптурная группа «Резвящиеся амуры»,
окруженная разноцветьем цветущих растений. Она словно подчеркивает строгие
формы бювета источника № 4. Он является одним из самых популярных в
Ессентуках.
Открыл и описал этот щелочной источник профессор А.И.Нелюбин в 1823
году. На месте его выхода на поверхность была вырыта большая яма, в нее
встроили деревянный сруб с крышкой, а затем, в середине 19 века, над ним
поставили деревянную беседку. Скопившуюся минеральную воду подавали наверх
с помощью насоса.
Позже беседку заменила просторная и нарядная деревянная галерея-
павильон, в которой можно было укрыться от солнца и дождя. А в 1912 году
архитектор Н.Н.Семенов разработал проект нового открытого каменного
бювета. Павильон над ним, сохранившийся до наших дней, выполнен в
популярном в те времена неоклассическом стиле.
ЕССЕНТУКСКАЯ ГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА.
Несомненным украшением старой курортной зоны Ессентуков является
уникальное здание грязелечебницы. Оно построено в 1915 году по проекту
петербургского архитектора Шреттера. В основу проекта зодчий положил опыт
греко-римской архитектуры. Это величественное сооружение поражает
классической строгостью и красотой. Чтобы зрительно поднять его над
горизонтом, перед главным входом был устроен углубленный дворик, где на
пьедесталах застыли величественные фигуры бога врачевания Асклепия и его
дочери Гигеи, богини чистоты и здоровья. Четыре льва охраняют проходы, по
которым идут на процедуры отдыхающие. Под лапами львов – придавленные змеи,
символ побежденных болезней. Поражает взор главный фасад грязелечебницы с
двумя рядами ионических колонн и изящным фронтоном. На стенах видны
барельефные изображения богов из древнегреческой и древнеримской мифологии.
Войдя внутрь здания, отдыхающие попадают в холл, свет в него
проникает из окон, расположенных под потолком. Особое восхищение курортной
публики вызывает центральный зал отдыха с верхним световым фонарем,
украшенный скульптурами богов и фресками. Здание имеет два подземных этажа,
где располагаются хозяйственно-технические службы.
Смело можно говорить о том, что в Европе нет сооружений подобного
типа, которые могли бы по отделке, планировке, внутреннему убранству и
архитектуре соперничать с этим. Первоначально грязелечебница носила имя
цесаревича Алексея, а после революции была названа в честь наркома
здравоохранения Н.А.Семашко.
ДВОРЕЦ ЭМИРА БУХАРСКОГО
Это чудо архитектуры, расположенное в Курортном парке Железноводска,
по праву вызывает восхищение у гостей и жителей Кавказских Минеральных Вод.
Высокая башня минарета, узорчатые балконы, затейливая резьба в виде
узбекских национальных орнаментов, отделка стен керамическими плитками –
все это придает зданию своеобразный восточный колорит.
Дворец строился как летняя резиденция эмира бухарского. Он очень
любил кавказские курорты и приезжал сюда едва ли не ежегодно. Правителя
привлекли уют и тишина Железноводска, неповторимая прелесть этого
небольшого курортного городка. Он выкупил один из участков под
строительство дачи. Проектировал ее известный архитектор В.Н.Семенов, а
возводили дворец мастера каменных дел из Хорезма. Внутри он имел очень
сложную планировку с многочисленными лестницами, переходами и комнатами для
аудиенций. Специальный мостик соединял дворец с другим зданием, в котором
должен был находиться эмирский гарем.
В 1912 году строительство было закончено, однако, владелец этого
удивительного сооружения никогда в нем не жил. Во время работ с лесов упал
рабочий и погиб, эмир счет это дурным знаком, предвещающим беду. И оказался
прав: вскоре бухарское ханство прекратило свое существование.
А железноводский дворец во все времена служил людям. В годы
гражданской войны в нем находился лазарет, затем – один из первых
санаториев. Сегодня в здании располагается один из корпусов санатория им.
Э.Тельмана. Мемориальные доски на стене дворца напоминают о том, что когда-
то здесь лечились Клара Цеткин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова.
ПУШКИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
На центральной площади железноводского парка на фоне кудрявой зелени
склонов Железной горы в 1902 году появилось необычное сооружение из металла
и стекла – Пушкинская галерея. В окружении цветочных клумб и розариев она
напоминает нам легкий и воздушный сказочный замок.
Галерею заказала дирекция Кавказских Минеральных Вод варшавской фирме
«Вл.Гостынский и К». Автором проекта, который осуществлял общее руководство
работами, стал академик архитектуры Шиллер. Галерея была устроена удобно и
практично. В одном ее крыле размещался театральный зал, в другом –
гостиная. К прогулочному залу подвели минеральную воду источников № 1 и №
2. Таким образом в Железноводске была решена проблема развлечения курортных
больных, галерея стала выполнять роль курзала.
В театральном зале три-четыре раза в неделю устраивались спектакли,
выступали певцы и музыканты, гастролировавшие на КМВ. Здесь играли В.Ф.
Комиссаржевская и М.Савина, танцевала Айседора Дункан, публика рукоплескала
джаз-оркестру Олега Лундстрема, Леониду Утесову, Майе Кристалинской,
Махмуду Эсамбаеву и другим выдающимся артистам.
Галерея по праву считается визитной карточкой г. Железноводска. К
сожалению, время не пощадило ее. В 90-е годы 20 века конструкции заметно
обветшали, здание нуждалось в немедленной реставрации. Трудно шли
восстановительные работы, все делалось очень тщательно и кропотливо.
Большое содействие в проведении работ оказал известный кинорежиссер
С.С.Говорухин. В настоящее время реставрация галереи завершена, здание
возродилось в своем первозданном облике.
НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ.
Своеобразной визитной карточкой Кисловодска, города солнца и
богатырского напитка, стало здание Нарзанной галереи. Оно протянулось почти
на сто метров вдоль Курортного бульвара. Это оригинальное строение из серо-
желтого песчаника в готическом стиле было возведено по проекту главного
архитектора Кавказских Минеральных Вод Самуила Уптона.
Строительство галереи было начато в 1848 году и продолжалось десять
лет. Уптону удалось объединить под одной крышей галерею, источник и
купальни. Изначально северная часть здания была двухэтажной, наверху
размещались номера для приезжих, а внизу – лечебное отделение. Сегодня эту
часть галереи занимает центральная городская библиотека с читальным залом.
В 1851 году над источником нарзана был устроен каменный колодец,
ограждала его изящная металлическая решетка. Здание галереи перестраивалось
несколько раз, его внешний облик незначительно менялся. В конце 19 – начале
20 века над источником появились мраморный барьер и стеклянный колпак,
которые в несколько измененном виде сохранились до нашего времени.
Окончательная реконструкция галереи была произведена в 1979 году по
проекту архитектора А.Кремера. Стены основного помещения были отделаны
мрамором, полы – гранитом. Появился бассейн с фигурой купальщицы. Сегодня
это прекрасное просторное здание, в котором отдыхающие могут попробовать
подогретую и холодную минеральную воду, тот самый знаменитый кисловодский
нарзан, залог здоровья и долголетия.
ГЛАВНЫЕ НАРЗАННЫЕ ВАННЫ.
Это одно из самых красивых и оригинальных зданий города-курорта
Кисловодска. В начале 20 века бурно развивался Кисловодский курорт, городу
требовались новые бальнеологические учреждения, поэтому в 1901 году
Курортное управление приняло решение о возведении нового ванного здания.
Автором этого уникального проекта, а впоследствии и руководителем
строительства стал гражданский архитектор А.Н.Клепинин.
Ванны были построены из желтого пятигорского кирпича в мавританском
стиле, по фасаду украшены лепными работами и облицованы майоликой. Автору
проекта удалось обыграть небольшое понижение местности: в северной части
здания был возведен высокий фундамент и пристроена сказочная лестница с
изящными перилами.
В нижнем этаже здания располагалось два больших бассейна, в них
подавался из машинного отделения подогретый нарзан. На втором этаже
размещалось гидропатическое отделение, а боковые крылья пристройки
использовались для прогулок курортной публики.
Оригинальное здание Главных нарзанных ванн прекрасно вписывается в
окружающий горный пейзаж. Оно является памятником архитектуры
республиканского значения и из года в год неизменно привлекает гостей и
жителей Кисловодска своим неповторимым восточным колоритом.
ДОМИК ЛЕРМОНТОВА.
В Пятигорске есть много памятных мест, связанных с жизнью и
творчеством М.Ю.Лермонтова. Но самое дорогое и любимое из них – маленький
домик под камышовой крышей, который известен в городе как последний приют
поэта. В нем прошли два последних месяца жизни Лермонтова, в нем были
написаны последние стихотворения, самые трогательные и проникновенные, сюда
после дуэли, поздно вечером, было привезено тело поэта, здесь Пятигорск
прощался с Лермонтовым, отсюда его хоронили.
В 1912 году в доме был открыт мемориальный лермонтовский музей, один
из первых в России. Необыкновенной притягательной силой обладает это место:
миллионы людей из разных уголков мира стремятся попасть сюда, отдавая дань
памяти и почтения Лермонтову.
Самыми первыми и самыми дорогими экспонатами музея стали личные вещи
поэта, рабочий письменный стол и кожаное кресло. Долгое время их хранили
его родственники, а в 1912 г. они были переданы в дар музею. Из подлинных
вещей домика сохранился маленький круглый преддиванный стол, за которым
любил работать Лермонтов.
Излюбленным местом у поэта была небольшая деревянная терраса,
пристроенная к домику со стороны сада. По утрам, когда было тихо и все
спали, он выносил сюда столик, садился и писал. В те времена здесь было
очень тихо, спокойно и ничто не мешало работе.
ПАМЯТНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВУ.
Глубоко символично то, что именно в Пятигорске, городе, овеянном
поэтической славой Лермонтова, был установлен первый в России памятник
поэту. В течение долгих 18 лет шел сбор средств по подписке для сооружения
монумента. Он является свидетельством поистине всенародной любви к поэту.
Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победителем оказался
скульптор А.М.Опекушин, автор знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.
16 августа 1889 года состоялся праздник открытия памятника. Этот день
запомнился всем жителям и гостям Пятигорска. Открытие прошло очень
торжественно и празднично. А самым ярким приветствием стала страстная речь
молодого осетинского поэта К.Хетагурова.
Бронзовая скульптура поэта водружена на высокий гранитный постамент.
Лермонтов изображен сидящим на скале, у ног его – раскрытая книга. Забыв о
ней, поэт устремил свой взор вдаль, на манящие вершины Кавказа и седовласый
Эльбрус. Кавказские горы не раз будили воображение поэта и дарили ему
вдохновение:
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!
ПОКРОВСКИЙ ХРАМ.
Если раньше город Минеральные Воды был известен в качестве крупного
транспортного узла, то в последнее время он все чаще становится местом
паломничества православных христиан. Сегодня в городе располагается один из
крупных новых российских храмов. В 1990 году было освящено место для его
строительства и установлен крест.
Автором проекта стал инженер-архитектор из Владикавказа Каурбек
Макеев, который работал совершенно бескорыстно. Здание выстроено в лучших
традициях старорусской архитектуры. Стены собора возведены из красного
кирпича, ограда, купола и частично колокольня покрыты листовым железом. Во
дворе располагаются двухэтажный терем-кухня, трапезная, воскресная школа,
крестильня. Звонница состоит из девяти колоколов, самый большой из них был
подарен семьей Колиевых. Глава семьи в настоящее время возглавляет один из
крупных производственных концернов «Колиев продукт».
14 октября 1997 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, храм
был освящен. 8 августа 1998 года, в день памяти преподобного Феодосия
Кавказского, сюда из церкви Архистратига Михаила были перенесены мощи
святого, которого чтят как покровителя и заступника всех народов Кавказа.
При этом событии присутствовало очень много людей, паломников из России и
Иерусалима. Сегодня у каждого верующего человека есть возможность побывать
в этом храме, приобщиться к чудотворным мощам старца Феодосия. Здесь же
хранятся частички мощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского.