МГТУ имени Н.Э.Баумана
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
''Конфуцианская социальная утопия''
Cтудент:
Группа:
Преподаватель:Волкова И.В.
МОСКВА 1996год.
Да
будет сохранен великий человек
от тех,кто никогда
не сможет объять
всего учения и кто
,дробя его на параграфы,
разрушает гармонию
,высший дар живой
души.
Ромен Ролан
Имя Конфуций -латинизированная форма китайского имени
Кун-
-цзы (Учитель Кун).Вопросы веры занимали самое незначительное
место в мировоззрении Конфуция ,однако его имя очень часто упоми-
нается в одном ряду с именами Будды,Заратустры,пророка Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом :теория познания и загадки
бытия также оставались вне его поля зрения .Несмотря на всё
это
Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии
целого культурного региона .Сверх того , его общественные и
нравствен-
ные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и
на Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не
скры-
вает завеса ,сотканная воображением последователей .Наоборот — бла
—
годаря им мы можем узнать о его привычках,характере,манёрах , о со-
бытиях его жизни ,услышать его подлинные слова.Оказывается , в его
облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже
про-
заичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения
своих идей . Ему приписывают составление и редактирование зна-
менитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось в Китае
как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди
этих источников занимает книга ''Лунь-юй''—
''Изречения'',составленная
учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным
образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель
сказал …''.
В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями
ан-
тичных философов,например мысли об идеальном правителе и идеальном
государстве : какими они должны быть?
2.1 …Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.
4.10 …Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление — это:
12.11 …когда будет государем государь,
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.
12.17 …есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?
13.6 …Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают,хоть и прикажут.
13.10 … Когда бы власть в стране принадлежала добрым
людям,
Они в течении ста лет могли бы победить
жестоких
И отринуть казни.
Т.е идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться
к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как ''…склоняется трава
вслед ветру .'' .По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять
человек ,
которому от рождения положено править.Правитель должен быть та-
кой , чтобы ''…были рады те,что близко ,и приходили те,что
далеко.''
Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве:
''…Если богатство распределить равномерно,то не будет бедных , если
в стране установить гармонию , то население не будет казаться
малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то
государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное
,по
мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим ''управляю-
щим,иначе государству не устоять''.
Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится
к
очень интересным жизненным поучениям и правилам:
8.13 …Всегда будь искренним , люби учиться,
Стой насмерть,совершенствуй путь…
Стыдись быть бедным и убогим,когда в стране
есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым,когда в ней
нет пути.
4.14 …Не печалься о том ,что нет места,
А заботься о том ,чем себя утвердить;
Не печалься о том,что никто не знает тебя ,
А стремись быть тем, кого могут знать.
15.29 … Человек может сделать путь великим ,
Не путь делает великим человека.
Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы
Конфуция,которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего
времени:
15.28 …Что ненавидят все,то требует проверки.
Что любят все, то требует проверки.
15.30 …Лишь та — ошибка ,что не исправляется.
17.3 …Не происходит изменений лишь с высшей мудростью
И низшей глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере миро-
восприятия Конфуция , становиться ясно,почему его учение нашло
столько много последователей.Однако они не могут дать полное
представле-ние об этом , влиятельнейшем учении древности .