Концепция изучения культуры Ф.Ницше.
Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения
культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся
к энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”):
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ,
представитель философии жизни. Профессор классической филологии
Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи
с душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско-
художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о
«сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил
Заратустра», «Воля к власти») сочетался у Ницше с романтич. идеалом
«человека будущего».
Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем
более человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы,
мыслим и спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого
человека. Душевная болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по
моему мнению, также усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало
задумывался о таком понятии, как культура, если его отношение к ней
упомянуто в энциклопедической статье.
Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он
жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности?
“Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации
снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга.
Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и
государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного
хозяйства. Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был
беднее любовью и благостью”.
Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей
спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и
уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и
искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот
превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей
болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил — » эгоизма
приобретателей и военной тирании”.
Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса,
Ницше был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он
рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть
человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека
Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему
обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для
созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий
Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в
состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а
толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу
в деле спасения мира.
Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание —
страдание правдивости — как выражался Ницше, ибо “быстрейшее животное,
которое доведет вас до совершенства, и есть страдание”. Счастья нет, есть
только героический жизненный путь. Став “порядком злым” и правдивым,
сильным в самозабвении во имя своей веры человек совершает этот жизненный
путь. Но тут, быть может, ему уготовано разочарование, нечто невыразимое,
по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. ”Никогда человек не
найдет того, чего он ищет”.
Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры. Ибо
культура, по его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного
человека и его неудовлетворенности самим собой”. Первое посвящение в
культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и
отдания ему своего сердца. Вторая ступень посвящения — переход от
внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному
действию — борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо
существует род “эксплуатируемой и взятой в услужение культуры”. Те силы,
которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли.
Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и
меру. Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь
существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для
прикрытия скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм
науки, разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в
стороне от страдающего человека.
“Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь
себе при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не
затронут их интерес”.
Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с
использованием цитат самого автора.
Используемая литература:
. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 97г. на CD.
. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.
Работу выполнила:
студентка 3 курса Географ. Ф-та
отд. “Менеджмент в соц. Сфере”
Туник Мария.