История открытия первобытного искусства

Министерство образования РФ по связи и информатизации
СибГУТИ

Кафедра СПТ

История открытия первобытного искусства
(Домашняя письменная работа по культурологи)

Выполнил: Студент гр. П-21
Летяев Д. Е.
Проверил: ст. пр. Микиденко Н. Л.

Новосибирск 2002
Содержание

1) Содержание стр. 1
2) Введение стр. 2
3) Первобытная эпоха, периодизация стр. 3
4) Первобытное искусство стр. 4
a) Пещера Ласко стр. 6
b) Пещера Альтамира стр. 7
c) Стоунхендж стр. 8
5) Начало религии стр. 9
a) Матриархат, патриархат стр. 10
b) Фетишизм стр. 11
c) Тотемизм стр. 11
d) Музыка древнего мира стр. 13
e) Заключение стр. 15
f) Список использованной литературы стр. 16

Введение

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в
первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально
охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху
существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в
удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности —
искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное
искусство отразило первые представления человека об окружающем мире,
благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило
общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира
искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый
камень выполнял в трудовой деятельности.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как
знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или
человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и,
обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или
человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени
предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние
люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных
взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали
древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие —
схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство
исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились
приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на
стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и
беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине
пальцами той же руки.
На эти и многие другие вопросы отвечает история открытия первобытного
искусства.

Первобытная эпоха, периодизация

Первобытная эпоха — самая длительная в истории человечества. Ее отсчет
начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и
доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время
приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за
12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период
среднего каменного века, или мезолита, (12 — 8 тыс. лет до н.э.) и,
наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с
восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний
период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход
от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему
(земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе
относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый
век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня,
но и из этих металлов.
Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время
позднего палеолита примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о
наскальных изображениях — древних рисунках на стенах пещер, на открытых
каменных поверхностях и на отдельных камнях. Наскальная живопись достигла
расцвета в пятнадцатом — тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в
эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать
стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо
передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые
яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной
Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список
Всемирного наследия.
Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга
общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая… Предмет изучения первобытной истории
составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от
появления на земле человека до возникновения классовых обществ и
государств. История первобытного общества изучает происхождение человека,
зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его
материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного
общества является установление основных особенностей первобытнообщинного
строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада,
изучение условий и форм его превращения в классовое общество.
Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо
искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно
возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало
воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища,
пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и
скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,
свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия,
развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у
племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-
Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой
мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных
охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические
фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на
рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением
homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы
(так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-
Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были
людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них
был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок,
который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они
походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У
них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои
действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи
жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с
зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Первобытное искусство.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были
созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки,
преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня.
Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно,
меховую одежду.
Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с
непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые
''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок
наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически
статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся
вырезанные из кости или камня фигурки животных.
Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита,
характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют
собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской —
красной или желтой, а изредка — заполненные круглыми пятнами или полностью
закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер,
освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.
В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не
знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е.
намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми
обязательно существует смысловая связь.
Первые образы наскальной живописи — росписи в пещере Альтамира
(Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. — были обнаружены в
1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и
Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.
Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как
правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы
увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно
преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались
сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и
озера.
Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки
мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но
и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние
мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску
различной густоты, изменял насыщенность тона.
Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее
первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных
рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом
страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние
выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и
ощетинившись.
Пещерные росписи имели ритуальное назначение — отправляясь охотиться,
первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была
удачной, а добыча — легкой. Это подтверждается характерными наложениями
одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение
большого количества быков в росписях Альтамира не какой — либо
художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания
фигур.
Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые
признаки повествовательности — грунтовые изображения животных, означающие
стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в
пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).
Интересна красочная ''картина'' из пещеры Фон де Гом (около XII тыс.
до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в
сторону льва, который готовится к прыжку.
Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об
этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с
вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из
раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные
''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое — иначе
передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей,
пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок,
охотничьих изгородей, сетей.
Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита,
— наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского
полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в
темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и
гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее
70 отдельных групп изображений.
Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита.
Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину,
сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида
носорогов — около 14 см., а высота фигурок людей — в среднем всего 5-10 см.
''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску.
Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть
туловища человека красной, ноги — черной.
Характерная особенность наскального искусства — своеобразная передача
отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище,
имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в
талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая
и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.
Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи
периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно
летят по воздуху.
Люди изображенные на светло — сером фоне скал, также полны
стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной
четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого
периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно
превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются
многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый
рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.
Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно
назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем —
две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает
сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной
ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

Пещера Ласко
Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была
случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее
первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних.
После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.
Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной
живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное
достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста
изображений различных животных — зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей,
козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного,
желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно
согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым,
который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы
саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное
присутствие в окружающем мире».
Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где
находятся изображения быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки
скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами
баранов и оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части
пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена
охоты на бизона.
Уникальная древняя живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря
тому, что еще в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но
через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал
появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963
г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей
Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений
пещеры Ласко.

Пещера Альтамира
Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в
провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и
северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также
оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский
археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего
палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других
животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники
пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом
железа.
Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18
м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке
более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов,
лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с
необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися,
бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует,
так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная
живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей
почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких
коридоров, удобнее рассматривать — так сказано в путеводителях — лежа на
спине.
Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как
подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.
Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом
заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют
на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры
фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно
очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть
в Мадридском археологическом музее.
Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв
примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него
объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку
(энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться
более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической
революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух
районах Скандинавии и в Северной Италии.

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в
том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив
охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный
человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь
изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью
нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные
прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На
женщинах — длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.
В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни
первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в
наскальных росписях. По — прежнему основным занятием людей являлась охота
на диких животных. Лук — главное изобретение этого периода каменного века —
стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник,
вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и
метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными
стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и
собаки, одомашненные в то время.
Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты:
выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота —
опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный
бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.),
пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре —
глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство
однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей,
особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от
Средиземного моря до Байкала.
И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные
столбы — менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из
больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо
отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские
каменные плиты, — кромлехи.

Стоунжендж
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир,
южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым
чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на
рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои.
По форме это кромлех — сложная круговая постройка. Ученые считают, что
создавали ее в три этапа. На первом этапе (3100 — 2600 гг. до н.э.) здесь
возникло окруженное земляной насыпью и рвом святилище, где производили
сожжение трупов. На втором этапе (около 2000 г. до н.э.), на пространстве
внутри рва были установлены двумя концентрическими кругами 80 так
называемых голубых камней — тесаных глыб из доломита. Наконец, на третьем
этапе (около 1800 г. до н.э.) из голубых камней был сооружен внешний круг,
а в центре их заменили столбами из песчаника. Именно в это время Стоунхендж
(«висячие камни») приобрел свои окончательные формы. В средней части
площадки поставили пять пар вертикальных камней, перекрытых сверху такими
же каменными глыбами (трилиты). Вместе они имели вид подковы, которая была
окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м.
Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км
от Стоунхенджа. Внутри подковы поставили каменный алтарь. Именно это
сооружение, хотя и в далеко не полном виде, дошло до наших дней.
Что касается назначения Стоунхенджа, то этот вопрос пока остается
спорным. Совершенно очевидно, что он был местом жертвоприношений и
захоронений, то есть был связан с культом мертвых. Но по всей видимости,
это было также место ритуального поклонения Солнцу. Во всяком случае, весь
этот каменный ансамбль обращен к той точке на северо-востоке, где 21 июня,
в день летнего солнцестояния, появляется Солнце. Некоторые ученые считают,
что Стоунхендж мог выполнять функции древней обсерватории. «А вот связь
святилища с культом друидов, — пишет Томас Фрезер в своей книге «Сокровища
человечества», — вовсе недоказуема, поскольку кельтские жрецы появились в
этой местности больше чем через 1000 лет после возникновения мегалитов».
Между прочим, новоявленные «друиды» до недавнего времени в ночь с 21 на 22
июня устраивали здесь свои шествия, закутываясь в белые балахоны.
Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе:
например, только во Франции их насчитывают 5 тыс.

Искусство каменного века имело огромное положительное значение для
истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный
опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления
о действительности, обогащал свой духовный мир.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и
некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после
остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей
верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих
верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали
их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных
или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах
пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо
позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали
примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные
материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху
земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную
глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.
Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они
удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих
поселений.

НАЧАЛО РЕЛИГИИ

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет,
т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в
распоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки,
и среди них — немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а
также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами.
Второй — это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине
оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих,
видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя
иногда их называют «дикими», но человек конца XX столетия, окруженный
могучими техническими приспособлениями, Горой завидует «дикарю», беззаботно
пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической
катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе
атомной войны — всех этих «прелестях» цивилизации.
Во всяком случае, именно у народов, по сей день сохраняющих в целом
примитивный уклад жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных
представлениях наших пращуров, сопоставляя мифы с археологическими
находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих
шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие
таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.
В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но
это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил.
Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение
человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так
родилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё
это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него
тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно,
могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям
свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под
силу крикнуть ни одному человеку.
Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились
деревьями, — значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них
съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами,
птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий,
настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не
ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и
смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание
этой силы в лице матриархата.

Матриархат, патриархат
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы
хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В
языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему
силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного
пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения,
которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры)
указывали места культового почитания предков.
Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот
составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва
отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины
как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре
стороны света, циклы Луны и воды. Вместо верований в бога-мужчину появились
представления о Великой Матери, В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в
Египте — Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев.
Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации
отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие
патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями
зрелого периода.
Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и
формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и
феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их
друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения
культуры и цивилизации в современном понимании.

ФЕТИШИЗМ

Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на
побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром
представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не
удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам
поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они в
глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у
местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым
приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами.
В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она
является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение
человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы,
клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились
изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем
оказывался случайно выбранный предмет, И если его владельцу сопутствовала
удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его
заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а
иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов.
Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства
отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен
был оберегать своего владельца.
Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с
почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого
животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог
быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.
Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира
культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются.
Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а
иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например,
в Китае.
Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы
енисейских кетов. Алэл — деревянная кукла с большой головой, с руками,
ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду
из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны
помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и
скотиной — оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При
перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям
кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с
ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

ТОТЕМИЗМ

Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую
очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его
род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей
(обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо
животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому
предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от
голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только
настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их
более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться
любым символом, словом или звуком.
Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более
«специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим
предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.
Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером
местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов
выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая
крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в
пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и
животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения,
которые в этом качестве больше нигде не встречаются.
Тотемизм — это религия ранне-родового общества, где кровнородственные
связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек
усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными
отношениями, Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и
собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.
По мере исторического развития большинство народов утратило
тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную
живучесть, например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют
классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную
роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные
пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.
По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души
новорождённых детей или вместилищем душ предков.
Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна,
что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.
Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в
колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим
тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков
древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В
ней наши сновидения, наши тотемы».
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у
индийских племён, живущих изолированно в горных и лесных районах и не
приобщенных к индуизму, сохраняется деление на роды, носящие названия
растений и животных.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях
коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли —
колибри — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей, покрытый
зелёными перьями) — одно из главных божеств индейцев, творец мира,
создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят
мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и
растения (например, миф о Нарциссе).

музыка древнего мира

Нам трудно представить себе музыку первобытных; людей. Ведь тогда еще
не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни
их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить
частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например по
наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью
некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. так мы
узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в
жизни людей.
Матери, напевая, укачивали детей; воины воодушевляли себя перед битвой
и устрашали врагов воинственными песнями — кличами; пастухи протяжными
словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь
работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче
справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его
близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы
Музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни,
погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и
сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились.
Ведь музыкальное искусство непрерывно развивается, как и само человеческое
общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение
к окружающей жизни. Это главная особенность настоящего искусства.
Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная
часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх
первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства
— поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии
обособились и стали развиваться независимо. Такое нерасчлененное
(синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши
дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.
В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни.
Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов
звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и
длительности, их связь между собой.
Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в
первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь
ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала
людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка
была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом
отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это
самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой
первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо
более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов,
египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили для нас
изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы,
об этом мы можем только догадываться.
Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка
Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где
декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в
повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их,
аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой
на авлосе — духовом инструменте.
И все же наша современная музыкальная культура обязана античности
очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии в течение
многих столетий были источником вдохновения для музыкантов. Сюжеты первых
опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на
греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз
возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа. Миф о певце
Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже
помогло певцу проникнуть в «царство мертвых», вызвал появление оперы Глюка,
симфонической поэмы Листа, балета Стравинского.
Но не только сюжеты и образы античного искусства унаследованы нами от
греков. Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального
искусства, его теории. Пифагор, знаменитый философ и математик, положил,
начало и особой науке — музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука
пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от
греческой теории музыки. Слова «гармония», «гамма», названия некоторых
музыкальных ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к
нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее
населявших.

Заключение

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре
древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные,
графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.
Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной,
развитие которой прослеживается историей искусства.

Список использованной литературы и сайтов Интернета

1)

Добавить комментарий