История международного туризма

Министерство Образования Российской Федерации.
Институт международного туризма и социально-культурного сервиса.

Контрольная работа.

1. история развитие международного туризма.

Выполнила:

Проверила:
.

Владивосток.
2001.

Истоки возникновения и этапы развития международного туризма.
Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со
времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах
мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими
сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и
экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется
неравномерность развития туризма в разные годы.
Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм
смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе
высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного
общения между народами. Это совпадает с периодом формирования
международного рынка, роста международной торговли и появления средств
транспорта.
Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3
количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке
составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы
континента.
Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием,
размещение и питание пассажиров – туристов, появилась потребность в
строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными
управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм,
обслуживающих путешествующих.
Одной из первых стран , в которой победила буржуазная революция и
начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались
первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри
страны, а затем и за ее пределами.
Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который
на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества
трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.
Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и
связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового
транспортного средства-железных дорог. Т. Кук начал активно использовать
открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая
Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была
организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается
первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам.
в нем было указано около 8 тыс. гостиниц.
Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к
организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию
в 1855 г., та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г.
он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские
государства.
В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов,
которые посещали Европу.Большую роль в развитии туризма в Европе во второй
половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на
европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии.
С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США.
Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал
турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые
группы английских туристов посетили США.
С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не
ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными
компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало
спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.
Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука
в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна,
образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская
ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже
туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и
других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает
свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.
О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй
половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной
деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество
любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов
империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва,

Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб. Действовавший в Одессе;
Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске. Начиная с 1899 г. в
Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации
общеобразовательных экскурсий для учащихся.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных
выставок, музеев, исторических и культурных памятников.
Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности,
эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к
познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.
Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного
туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает
свои филиалы в Ялте и Севастополе.
Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных
восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны
многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление
русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для
просвещения народа все это сформировало необходимые предпосылки для
объединения любителей туризма в специализированные организации. В 1895 г.
создается Российское общество туристов, в 1901 г. – Русское горное
общество. Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917
г. являлось ведущими туристскими организациями России.
Следует подчеркнуть, что туризм в Российской империи в целом не
являлся массовым, так как в стране был довольно высокий процент бедного и
неграмотного населения.
Достижение в области транспорта в начале ХХ в. отразились и на развитии
туризма. Для путешествий и экскурсий использовались железные дороги,
пароходы, а несколько и автомобильный транспорт. Скорость, дальность,
комфортность передвижений постоянно росли.
Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение,
скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая
оснащенность.
Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа
американских туристов.
Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на
развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что
в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует
отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как
железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для
перевозок людей начала использоваться и авиация.
Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии
международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на
мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток
американцев в западноевропейские страны в это время значительно
увеличивается и превосходит число английских туристов.
Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг
предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве
государств.
В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство
иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в
Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы
оказались вовлеченными в сферу туризма.
В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза
официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное
участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим
на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов
транспорта-автомобильного и авиационного.
Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно
негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его
дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929-
1933 гг. к 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии,
сократилось до ровня начала 20-х годов.
Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного
туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в
связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой
Германии к войне.
В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической
особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При
обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание
разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора
информации, а также для проведения политической и подрывной работы.
Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость
победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города
Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные
гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые
послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-
энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.
Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны
международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был
достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия
получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в
Мексике, Панаме, на Кубе ( основную часть туристов составляли американцы).
В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем
мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн. человек.
Необходимость развития через международные туристские связи отношений
между государствами в политических, экономических, социальных и культурных
аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос
о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными
туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г.
был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма
(МКОАПТ), в 1927 г.- Международный конгресс официальных туристских
организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз
организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).
К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и
совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к
организованным. Это потребовало формирования более совершенной
организационной структуры по руководству мировым туризмом.

50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 г.
число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е.
выросло почти в три раза.
Период с 1961 по 1970 г. сопровождался дальнейшим подъемом туристского
бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных
туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек.
Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что
Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше
внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного
сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по
туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем,
касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному
развитию этой формы общения людей.
Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального
определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист»,
« экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной
унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе
конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением
пограничных и таможенных формальностей, процедур.
Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма,
формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов
соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных
кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма.

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН
неправительственная организация МСОТО была реорганизована в
межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт
явился свидетельством всеобщего признания не только экономического,
социального, культурного, но и политического значения международного
туризма.
ВТО — международная организация специальной компетенции в соответствии
со ст.1 своего Устава относится к категории организаций
межправительственного характера.
Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного
сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует
принципам современного права.
Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем,
чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание,
мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных
свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

80-м годам предшествовал период туристического подъема. За 30 лет число
участников международных туристских связей выросло в 11 раз.
Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных
регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного
туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне
среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их
более чем в 3 раза, в странах Южной Азии- более чем в 5 раз, в восточной
Азии- более чем в 10 раз.
В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих
позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за
рубеж. В число стран, которые являлись « поставщиками» туристов, вошли
Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными
конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали
туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам.
В нашей стране и других социалистических странах в период 1985-1992 гг.
произошли важные демократические перемены, процессы политической
демократизации, становления рыночных отношений. Внешнеполитический курс
советского руководства на окончание «холодной войны» и прекращение
конфронтации с Западом, лозунги «гласность» и «перестройка» вызвали широкий
интерес со стороны международной общественности, что не замедлило отразится
и на такой сфере международных отношений, как туризм.
В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных
экономических связей. В это время наблюдается рост доходов от
международного туристского обмена.
Сформировалась тенденция к изменению структуры туристского спроса,
мировой туристский рынок стал более разнообразным. Можно с уверенностью
сказать о его разделении на три части: молодежный туризм, взрослый туризм,
туризм для пожилых людей («туризм третьего возраста»).
В этот период большое значение для развития туризма имел рост городского
населения индустриальных стран Запада. Это способствовало увеличению
объемов как внутреннего, так и международного туризма.
В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на
туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются
средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении
структуры туристского спроса.
В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура
ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными
предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

Добавить комментарий