Источники международного экономического права

Московский государственный университет коммерции

Кафедра гражданского права
и процесса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное право»
по теме:
Понятие и основные источники
международного экономического права

Выполнена студентом

Факультета «Коммерция и право»,
По специальности «Юриспруденция»,
Группы 23з/о
Хруновым А.Е.

Преподаватель:
профессор Кольцов Б.И.

Москва 2000

П Л А Н

1. В В Е Д Е Н И Е 2
2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 3
3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 4
2.1 Международные договоры 4
2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций 6
2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи 8
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е 10

1. В В Е Д Е Н И Е

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня
достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает
воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение
международного права — важная сторона деятельности всех тех, кто так или
иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые
напрямую не занимаются международными отношениями, периодически
сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного
права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого
рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании
хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим
борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам,
удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан,
находящихся на территории России, и т.д.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества
совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения
о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются
всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной
реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной
воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23
«Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций». В ней
отмечается вклад ООН в содействие «более широкому принятию и уважению
принципов международного права» и в поощрение «прогрессивного развития
международного права и его кодификации». Признается, что на данном этапе
необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего
требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более
широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием
международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее
повышение роли международно-правового регулирования в международных
отношениях.
Выбранная мною тема контрольной работы – «источники международного
экономического права» — интересна тем, что позволяет наглядно понять и
проследить формирование принципов, традиций и обычаев экономического
сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции,
религии, государственное устройство и т.п.

2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

В начале своей работы я хотел бы определить понятие МЭП.
Согласно учебнику К.А. Бекяшева, «международное экономическое право –
отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют
межгосударственные экономические отношения».
В другом источнике МЭП определяется так. «Международное экономическое
право можно определить как отрасль международного публичного права, которая
представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих
экономические отношения между государствами и другими субъектами
международного права»[1].
Оба этих определения практически совпадают, определяя международное
экономическое право как часть международного права, регулирующего лишь
отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения.
Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных
экономических связей, их общий режим. Основная масса международных
экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и
юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет
первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого
государства.
В отношении предмета МЭП можно сказать, что это различные
многосторонние и двусторонние экономические торговые договора, коммерческие
отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-
финансовой, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности и
т.п.
В современной западной литературе выдвигаются две основные концепции
МЭП. Первая из них классическая, согласно которой МЭП – отрасль
международного публичного права и предметом её является экономические
отношения субъектов международного права. Также существует другая концепция
(например, В. Фридман), согласно которой источником норм МЭП является как
международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое
действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях,
выходящих за пределы одного государства.
Глобализация экономики – важный фактор её развития, порождающий немало
проблем. Далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться
благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны. Поэтому
существует ещё одно мнение, связанное с правами таких стран. Это так
называемая концепция «международного права развития», которая делает акцент
на особых правах развития наиболее бедных стран.

3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном
международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники
права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо
под источником международного права можно понимать результаты процесса
нормообразования.
Нормами международного права являются договорные и обычные формы,
находящие своё выражение в договорах и обычаях.
В прочитанной мною литературе по МЭП широко распространена точка
зрения, что существуют следующие источники:
«а) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;
б) международный обычай, как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».[2]
Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде
особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим
источником решения международных организаций и конференций. Особенностью
таких норм является то, что они не императивны. Они не только
«рекомендуют», но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям
(бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной
нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла
известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась
рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа
наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок
с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии
соответствующей рекомендательной нормы.

2.1 Международные договоры

Постепенно в современном мире центр тяжести смещается в сторону
многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки
норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров.
Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Примерами универсальных международных экономических договоров являются
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие
широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей
части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе
двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические
отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического
характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с
основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются
обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию
заключению коммерческих сделок и т.п.
В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений, связанных с
модификацией ГАТТ. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО –
Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во
взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные
торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера,
например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).[3]
ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):
— содействие выполнению, администрированию, реализации положений и
достижению целей многосторонних торговых соглашений;
— является механизмом для реализации указанных соглашений;
— выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров
между её членами относительно их торговых взаимоотношений;
— регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;
— администрирует механизм пересмотра торговой политики;
— взаимодействует с МВФ и МБРР.
ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её
членов.
По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими
полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её
функций.[4]
Самое важное и существенное значение для формирования норм
международного экономического права имеют некоторые специальные виды
международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также
договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это
закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима
во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.
Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим,
преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны
их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о
международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика
объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых
соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и
специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных
национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или
неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание
взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических
операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами,
применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и
услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление
одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с
обязательством погашения займа.
У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к
количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае
используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря
–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об
определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных
поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних
соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных
разновидностей настолько обширно, как и само международное право.

2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций

Значительное число рекомендаций по вопросам экономического
сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в
систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не
носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как
Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом
международном экономическом порядке и программа действия по установлению
Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах
провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического
сотрудничества.
Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей
ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей
государств».
В этом документе определены основные принципы международного
экономического сотрудничества.
«… следующими принципами:
а) суверенитет, территориальная целостность и политическая
независимость государств;
б) суверенное равенство всех государств;
в) ненападение;
г) невмешательство;
д) взаимная и равная выгода;
е) мирное сосуществование;
ж) равноправие и самоопределение народов;
з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]
Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех
же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого
зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в
этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами
высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни
по взаимному соглашению.
В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою
экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную
систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с
волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа
международного права: самоопределение народов и неприменение силы или
угрозы силой.
В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных
инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со
своими национальными целями.
В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с
транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов
невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.
Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки
природных ресурсов.
В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое
государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном
процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,
финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).
Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения
окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также
ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и
улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут
ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр
должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя
благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество
государств может выражаться в выработке международных норм и правил в
области окружающей среды (ст. 30).
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции
«О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях»
(1984) и «О международной экономической безопасности»(1985г.).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего
Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и
обязательную юридическую силу.

2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи

Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде
заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый
вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и
обязательной юридической силой.
Среди документов международных конференций, имеющих существенное
значение для формирования международного экономического права, особо важным
являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по
торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые
отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел
«Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды»
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 года, а также раздел «Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии
для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это
исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном
праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями
истории человеческих отношений.
Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём
признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной
нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.
В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым
актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая
используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения
международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,
относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и
арбитражных органов.
В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией
существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.
С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной
роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,
так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих
взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через
обычное право.
Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные
принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,
равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и
др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих
как двусторонних, так и многосторонних документах.

4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое
право представляет собой широкую тему для практического изучения и
теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ
международных документов и составление собственного о них мнения приносит
осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли
«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического
опыта, а также сложившейся международной практики.
В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое
хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.
Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную
национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном
государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как
известно, значительно отличались друг от друга.
Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно
порождала серьёзные коллизии и проблемы.
Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними
договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как
считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой
войны универсальное международное регулирование международных экономических
отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения
следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по
экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в
первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов
компетенции организации в сфере экономики.
Между тем необходимость в международно-правовом регулировании
мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение
капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.
Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в
области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный
характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование
одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в
поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со
всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового
рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны
явился развал европейского регионального рынка.
Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной
организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате
принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном
экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных
органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).
Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы
экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как
помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его
субъектах и источниках, существует большое количество международных
нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в
отдельных областях международных экономических отношениях, а также,
регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.
При рассмотрении этой области международного экономического права можно
привести большое количество примеров о развитии межгосударственного
сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при
решении глобальных вопросов в этой сфере.
Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству
в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на
региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических
комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.
Затронув одну отрасль международного права — международное
экономическое право — мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет
собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,
единой системы международного права, которая в настоящее время является
одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.
2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,
1972г.
3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,
1994.
4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –
М.: Междунар. отношения, 1999.
5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.
6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.
Кривчикова. Том 3. 1997.
7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.
8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —
1999.
————————
[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов.
[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.
[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.
[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Добавить комментарий