Кафедра экономики
Курсовая работа по макроэкономике
Тема:
«Иностранный капитал в России»
Выполнил:
Проверил
Н.Новгород
2007г.
План
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 | |
Глава 1. | Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций | 5 |
1.1. | Понятие и виды иностранных инвестиций. . . . . . . . . . . . . . . . | 5 |
1.2. | Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 6 |
Глава 2. | Иностранные инвестиции в Российской Федерации. . . . . . . . . | 9 |
2.1. | Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ. . . | 9 |
2.2. | Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования. . . . . | 21 |
Глава 3. | Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. … .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 27 |
3.1. | Меры по улучшению инвестиционного климата в России. . ….. . | 27 |
3.2. | Основные направления структурной политики. . . . . . . . . . . . . | 30 |
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 | |
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 34 |
Введение
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукта страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направлятьть в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (принимающая страна, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).
По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала существуют противоположные точки зрения:
· иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;
· иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит и уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).
Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
Целью данной работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
— исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
— исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
— исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
— проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
— обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций
Международное движение капитала многосторонний процесс. Одной из составляющих этого движения являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли[1]. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть выгодным процессом, то есть приносит прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации инвестору.
Экономический смысл привлечения иностранного капитала в Россию заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового приток зарубежных капиталов[2].
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования[3]:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия). Эта форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними
2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
3. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна. Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности[4]:
— выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.
— второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.
Транснациональные корпорации (ТНК) предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.
Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике. Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.
Исследования по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили[5]:
— иностранные инвестиции могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;
— вклад в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между инвестициями и уровнем квалификации трудовых ресурсов.
Иностранные инвестиции основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы утяжка инвестиции в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики.
Наряду с положительными эффектами иностранных инвестиций на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты[6]:
— вытеснение национальных капиталов и компаний
— содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования.
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций
Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ.
Динамика поступлений иностранных инвестиций показывает, что иностранцев в настоящее время привлекает политическая и экономическая стабильность России, а также повышение ее долгосрочного кредитного рейтинга. Несмотря на политическую неопределенность в стране в первой половине этого года, сейчас ситуация меняется, и фундаментально она значительно привлекательнее, чем в Бразилии, Индии и Китае остальных так называемых странах БРИК. Дополнительным гарантом продолжения нынешнего экономического курса является победа с большим болельщики правящей партии «Единая Россия» на прошедших парламентских выборах и заявление главы государства В.В.Путина о согласии стать руководителем данной партии. Относительно новой экономической ситуации в стране аналитики отмечают, что зарубежные инвесторы просто не успели еще к ней привыкнуть, но это дело времени. Кроме того, некоторые эксперты считают, что Россия сейчас гораздо лучше других развивающихся рынков перенесет вполне возможную нестабильность в США.
По состоянию на конец сентября 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 197,8 млрд. долларов США, что на 52,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) 53,5% (на конец сентября 2006г. 48,8%), доля прямых инвестиций составила 44,4% (49,3%), портфельных 2,1% (1,9%).
Таблица 2.1
Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Ч | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
2000 | 4429 | 145 | 6 384 | 10 458 |
2001 | 3980 | 451 | 9 280 | 14251 |
2002 | 4000 | 472 | 15300 | 19772 |
2003 | 6782 | 401 | 22515 | 29699 |
2004 | 9420 | 333 | 30756 | 40509 |
2005 | 13072 | 453 | 40126 | 53651 |
2006 | 13678 | 3182 | 38249 | 55109 |
Сентябрь 2007 | 19644 | 1547 | 66745 | 87936 |
Рис. 2.1. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Данные таблицы 2.1 и рисунка 2.1 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет.
Объем поступивших за девять месяцев 2007 года иностранных инвестиций составил $87,9 млрд. и возрос в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом 2006 года. Объем погашенных (выбывших) за I половину этого года инвестиций составил $25,2 млрд., переоценка активов и обязательств $2,6 млрд.
Поступившие в I полугодии в Россию прямые инвестиции увеличились по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза и составили $15,8 млрд., портфельные в 2,2 раза и $1,1 млрд., прочие в 2,6 раза и $43,4 млрд. Из числа прямых инвестиций взносы в уставной капитал составили $6,7 млрд., что на 90,3% больше прошлогоднего, кредиты от зарубежных совладельцев предприятий $8,6 млрд. (рост в 6,8 раза). Среди «прочих» инвестиций на долю торговых кредитов пришлось $4,8 млрд. (прирост на 8,6%), прочих кредитов $38,3 млрд. (рост в 3,2 раза). Стоит отметить, что «прочие» кредиты на срок более полугода составили $30,6 млрд. или более половины всего поступления зарубежных денежных средств, а объем их поступления по сравнению с I половиной 2006 года вырос в 3,0 раза. Краткосрочные кредиты (на срок менее полугода) поступили в I полугодии в сумме $7,7 млрд., что в 4,5 раза больше, чем за тот же период 2006 года.
Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким hummer объемов иностранных инвестиций.
Таблица 2.2
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2007г., по видам
Январь-сентябрь 2007г. |
Справочно январь-сентябрь 2006г.
в % к
|
||||
млн. долларов США | в % к | ||||
январю-сентябрю 2006 г. | итогу | ||||
январю-сентябрю 2005 г. | итогу | ||||
Инвестиции, всего
|
87936
|
в 2,5р.
|
100
|
131,7
|
100
|
из них: | |||||
Прямые инвестиции
|
19644
|
191,3
|
22,3
|
155,5
|
29,1
|
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 9021 | 145,7 | 10,2 | 131,3 | 17,5 |
из них реинвестирование | 262 | 127,1 | 0,3 | в 5,1р. | 0,6 |
Лизинг | 54 | 132,5 | 0,1 | 30,6 | 0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 9748 | в 4,4р. | 11,1 | 138,6 | 6,3 |
Прочие прямые инвестиции | 821 | 45,0 | 0,9 | в 11,6р. | 5,2 |
портфельные инвестиции
|
1547
|
в 2,3г.
|
1,8
|
182,3
|
1,9
|
из них акции и паи | 1478 | в 2,4г. | 1,7 | в 2,4г. | 1,8 |
прочие инвестиции
|
66745
|
в 2,7р.
|
75,9
|
122,8
|
69,0
|
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 8500 | 121,9 | 9,7 | 163,1 | 19,7 |
прочие кредиты | 57703 | в 3,4р. | 65,6 | 111,7 | 48,6 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 2471 | 130,9 | 2,8 | 92,8 | 5,3 |
на срок свыше 180 дней | 55232 | в 3,6р. | 62,8 | 114,6 | 43,3 |
Прочее | 542 | в 2,3г. | 0,6 | 113,3 | 0,7 |
Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и «прогрессивности» инвестиционного роста.
В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут обеспечить более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау[7].
Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 2000-2007 гг. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Структура иностранных инвестиций в экономику России, %
Ч | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
2000 | 42,4 | 1,4 | 56,2 | 100 |
2001 | 27,9 | 3,2 | 68,9 | 100 |
2002 | 20,2 | 2,4 | 77,4 | 100 |
2003 | 22,8 | 1,4 | 75,8 | 100 |
2004 | 23,3 | 0,8 | 75,9 | 100 |
2005 | 24,3 | 0,9 | 74,8 | 100 |
2006 | 24,8 | 5,8 | 69,4 | 100 |
Сентябрь 2007 | 22,3 | 1,8 | 75,9 | 100 |
Рис. 2.2. Структура иностранных инвестиций в экономику России
в 2000 г., %
Рис. 2.3. Структура иностранных инвестиций в экономику России
в 2007 г., %
Сравнивая данные в таблице 2.3 и рис. 2.2, 2.3, нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций в 2000-2007 г. не претерпела принципиальных изменений и продолжает оставаться неблагоприятной. По-прежнему в ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.
Кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению (см. табл. 2.2). Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %.
Доля прямых иностранных инвестиций по 2007 году в сравнении с 2006 г. имеет незначительную тенденцию к снижению с 24,8% до 22,3% (хотя в абсолютно выражении рост с 13678 к 19644 млрд. долларов) и по-прежнему не может считаться удовлетворительной. Доля портфельных инвестиций продолжала оставаться очень незначительной и имела тенденцию к резким изменениям (в 2004 г. 0,8%; в 2005 г. 0,9%, в 2006 г. 5,8%, 2007 г. 1,9 %). Более чем треть прямых инвестиций обеспечила сделка «Энинефтегаза» (на 60% контролируется «Enel», а на 40% «Eni»), который за $5.8 млрд. купил при распродаже активов «ЮКОСа» л. 71% инвестиций или $11.2 млрд. поступило в сектор добычи полезных ископаемых, причем $10.7 млрд. через голландскую «Shell», инвестирующую в свои проекты Сахалин 2 и Салымская группа месторождений около $2 млрд. за полгода.
Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капитала определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риска инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности[8].
Фондовый рынок в современном мире служит источником приток капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять следующим условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают содержат ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой перспективе ждать не стоит. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.
Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации в 2007 году представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец сентября 2007 года, млн. долларов США
Накоплено на конец
|
В том числе
|
Справочно
|
||||
всего
|
в % к
|
прямые
|
портфельные
|
прочие
|
||
Всего инвестиций1)
|
197796
|
100
|
87801
|
4203
|
105792
|
87936
|
из них по основным странам-инвесторам | 173175 | 87,6 | 76522 | 3252 | 93401 | 78126 |
в том числе:
|
39122 | 19,8 | 27362 | 1603 | 10157 | 11881 |
Нидерланды | 35977 | 18,2 | 32230 | 51 | 3696 | 17270 |
Люксембург | 30282 | 15,3 | 735 | 219 | 29328 | 8123 |
Великобритания | 24178 | 12,2 | 3192 | 194 | 20792 | 20729 |
Германия | 11455 | 5,8 | 3830 | 90 | 7535 | 3447 |
США | 8041 | 4,1 | 3643 | 950 | 3448 | 1989 |
Франция | 7407 | 3,8 | 1037 | 0,4 | 6370 | 4405 |
Ирландия | 6404 | 3,2 | 589 | 0,3 | 5815 | 4412 |
Швейцария | 6200 | 3,1 | 1521 | 49 | 4630 | 4487 |
Виргинские острова (Брит.) | 4109 | 2,1 | 2383 | 96 | 1630 | 1383 |
Из таблицы 2.4 и рис. 2.6 видно, что основные страны-инвесторы Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, США, Франция. На долю этих стран приходится 79,2 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 94,1% от общего объема накопленных прямых иностранных Инвестиций.
Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на сентябрь 2007 года равнялась 21,9%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем владею, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность большая доля инвестиций направлятьть в высокотехнологичные и финансовые сектора.
В России же в настоящий момент наиболее привлекательными; для иностранных инвесторов являются, прежде всего, те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют большой немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, торговля) (см. рис. 2.7).
Рис. 2.7. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. по отраслям экономики, %
В российскую нефтегазовую отрасль вкладывается порядка четверти иностранных инвестиций. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. В нефтегазовую промышленность привлекаются также иностранные государственные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.
Однако, в любом случае, вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для «импорта» современных технологий и финансирования с необходимым ими проектов.
В частности, речь идет об инвестициях в строительство нефтепроводов «Тайшет-Находка» и нефтепровода на Мурманск. Можно вспомнить французскую нефтегазовую корпорацию «Total», которая в сентябре 2004 года подписала протокол о покупке доли в уставном капитале ОАО «НОВАТЭК» (крупнейшая независимая газовая компания в России) в размере 25 % плюс одна акция. Контрольный пакет сохраняется за российскими компаниями.
Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, в которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.
Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.
Некоторым иностранным компаниям удалось захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) компания Glencore.
Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы эта статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.
Что касается инвестиций в недвижимость, то, по данным Росстата, они идут в основном от россиян из Кипрских оффшоров. Бурный рост инвестиций связан со снижением страховых рисков, колоссальным развитием ритейла постоянно открываются новые магазины и высокой доходностью от аренды».
В 2006 году самыми активными инвесторами стали австрийцы. Австрийский фонд Immoeast купил два торговых центра «Золотой Вавилон» в Московских районах Отрадное и Ясенево (сумма сделки составила 200 млн. долларов). А австрийский холдинг Meinl European Land приобрел четыре торговых центра в Москве за более чем 400 млн. евро.
В финансовом секторе, по данным Росстата, больше половины ПИИ пришло из кипрских оффшоров. Но остальное это покупки иностранцами российских банков, отмечают эксперты. Так, в январе 2007 норвежский DnBNOR приобрел мурманский Мончебанк за 21 млн. долларов, в феврале Reiffeisen купил Импэксбанк за 550 млн. долларов, в июне и сентябре Societe General заключил сделку с Росбанком было продано по 10% акций на сумму 634 млн. долларов. В начале ноября финский банк Nordea подписал соглашение о покупке 75% Оргрэсбанка за 317,7 млн. долларов.
В дальнейшем число таких сделок будет только возрастать, скорое вступление России в ВТО будет этому только способствовать. По оценкам экспертов, сейчас уже порядка 20 иностранных банков выразили желание работать в России. И среди них есть те, кто не присутствует на других развивающихся рынках. Даже японские банки, всегда крайне недоверчиво относившиеся к нам, решили пойти в Россию. О своих планах выхода на российский рынок заявил крупнейший банк Японии Mizuho, который занимает 9-е место по объему активов в мире. Причин такого бума две: во-первых, получение Россией инвестиционного рейтинга способствует прихода банков, не фокусирующихся на развивающихся рынках. Во-вторых, российский рынок быстро растет рост отмечается и в ритейле, и в обслуживании юридических лиц, среднего бизнеса. За 2004-2006 годы объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился в 10,7 раза. По мнению экспертов, уже через три года иностранцы займут 30-40% российского банковского рынка (по активам и капиталу)[9].
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей[10].
По оценкам отраслевых ведомств, Союза производителей нефтегазового оборудования и Счетной палаты РФ, средний уровень износа основных фондов в главном секторе экономики и экспорта России нефтегазовом комплексе достиг критической черты: 50-53 процента в бурении с добычей и к 77-80 процентов в нефтепереработке. В текстильном комплексе этот показатель превышает 65 процентов, лесном комплексе минимум 60 процентов. Средний уровень износа основных фондов в целом по промышленности превышает 55 процентов, удельный вес полностью изношенных фондов уже превысил 20 процентов, в том числе по машинам и оборудованию достиг 35 процентов. Затраты предприятий реального сектора на капитальный ремонт оборудования составляют 35-40 процентов собственных инвестиционных средств
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов[11].
Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результатов приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.
В мае 2005 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июня внести в Госдуму законопроекты, которые бы ограничили участие иностранцев в отраслях экономики страны, которые, по мнению российского лидера, имеют стратегическое значение.
В поручении президента упоминаются отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработка полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение«.
Уже существуют законодательно оформленные ограничения на долю иностранного капитала в »Газпроме« (20%), а »Российские железные дороги« и »Транснефть« полностью контролируются государством. В РАО »ЕЭС России« ограничения в 25% перестали действовать с 1 января в процессе реформы энергетики, в которой немалая роль отводится иностранному капиталу.
Интересы обороноспособности уже стали причиной отказа германскому концерна «Siemens» в правое получить контрольный пакет акций компании »Силовые машины«. Силовики выступают против и пока не объявленной продажи »Связьинвеста«.
Инвесторы испытали немалое беспокойство в связи с »делом «ЮКОСа», когда крупная частная российская компания, в которой есть иностранные акционеры, стала испытывать серьезные затруднения из-за претензий налоговых органов и, в конце концов, осталась самого привлекательного актива, проданного за долги[12].
Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.
Для России как страны с «переходной экономикой» характерна исходя формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.
Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства[13].
На региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском[14]. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.
Таким образом, при характеристике инвестиционного климата для иностранного капитала в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и поступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1995-2006 гг. было принято более 100 федеральных законов (основной Закон РФ «Об иностранных инвестициях» от 1999 года) указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.
Необходимо принять во внимание, что Россия не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, еще один интересный момент. В Boeing огромный исследовательский центр в Москве, в Intel-в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи.
Выше рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл. 2.6).
Таблица 2.6
SWOT-анализ иностранных инвестиций в Россию
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
географическое положение (близость к европейском и азиатскому рынку)
квалифицированная рабочая сила
наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны
относительно низкие издержки факторов производства
принятие Земельного, Таможенного и Налогового Кодексов
растущая покупательная способность внутреннего рынка
|
Коррупция
административные барьеры
высокая неопределенность
значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса
непрозрачность принятия политических решений
неэффективность судебной системы
«развитая» бюрократия
слабое конкурентное законодательство
организованная преступность
|
Возможности
|
Угрозы
|
высокий уровень экономического роста
макроэкономическая стабильность
политическая стабильность
проведение структурных реформ
|
высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти
отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ
слабое инвестиционное законодательство
|
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций.
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России.
· Снижение административных барьеров и дебюрократизация экономики
Необходимость дебюрократизации экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.
· Система регистрации юридических лиц. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Указанные законопроекты основаны на принципе единообразия и идее «одного окна» и предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности, а также принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц.
· Защита прав собственников и инвесторов.
В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании головной легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.
· Совершенствование корпоративного управления.
Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).
Также, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь между доминирующими и миноритарными акционерами.
· Налоговая реформа.
Налоговая реформа затрагивает либерализацию амортизационной политики, снимает ряд существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета.
· Переход на международные стандарты учета.
Осуществление комплекса мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами, содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее законодательство.
· Вступление России в ВТО.
Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Учитывая эти процессы, Россия готовится присоединиться к ВТО.
К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим то или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.
· Таможенное регулирование и администрирование.
Направленность таможенной политики стимулирования притока инвестиций обеспечивается совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации.
Планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий. Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе сборочных производств взамен ввоза готовой продукции.
· Реформирование банковской системы России.
Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению базового комплекса услуг. Так, в настоящее время судьба финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%.
Укрепление финансового положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики.
3.2. Основные направления структурной политики
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Первоочередные меры должны быть направлены на реализацию существующих конкурентных преимуществ (наличие незагруженных производственных мощностей, квалифицированного персонала, перспективных научно-технических разработок, высокого уровня платежеспособного спроса на продукцию) в перспективных секторах экономики. В указанной программе особое внимание должно уделяется формированию инфраструктуры экономики. В частности, необходимо предусмотреть:
• развитие транспортной инфраструктуры за счет интеграции
транспортных маршрутов России в континентальные транспортные коридоры, формирования логистических комплексов, стыкующих различные виды транспорта, усовершенствования процесса управления транспортной инфраструктурой, использования новых моделей техники;
• формирование новых и поддержанию существующих экспортных
направлен транспортировки нефти и нефтепродуктов;
• развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры на всей территории России, за счет повышения доступности информационных услуг для населения и юридических лиц, стимулирования притока инвестиций и улучшения инфраструктуры связи, массового внедрения автоматизированных информационных систем, в том числе в государственных органах;
• стимулирование экспорто-ориентированных и импортозамещающих
производств с высокой степенью переработки за счет привлечения инвестиций, размещения государственных заказов, применения правовых механизмов защиты отраслей отечественной промышленности вот неравных условий конкуренции со стороны зарубежных конкурентов;
• поддержка инноваций и научно-технической деятельности, за счет увеличения государственного заказа на научно-исследовательские и инновационные разработки, формирования законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, снятия барьеров привлечения результатов научных разработок в хозяйственный оборот.
Системный подход к инвестированию
Добиться оживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений можно лишь при системном подходе к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом. Сущность действий финансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;
в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении
финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы в узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционного процессов рыночных условиях чрезвычайно высокая.
Заключение
Одна из основных проблем, стоящих на пути руководства и модернизации российской экономики привлечение иностранных инвестиций, и принимая во внимание существенное технологическое отставание российской экономики по многим областям, России крайне необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций, которые в состоянии сыграть огромную роль в экономическом подъеме страны. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту.
Сегодня с уверенностью можно сказать, а так же это подтверждает опыт многих развивающихся стран, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом, но теперь эти страны сами являются экспортерами современных технологий.
Как показывает опыт ряда развивающихся стран, особенно интернет, что неблагоприятная ситуация для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны, причем, государственные займы как правило используются малоэффективно, огромные внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Ко всему прочею, государственные займы являются способом для политического давления и причиной экономических уступок, в том числе в области защиты внутреннего рынка.
Своим влиянием на национальную экономику иностранный капитал может оказывать неоднозначные действия: с одной стороны, при правильном использовании иностранных инвестиций, страна быстрее преодолевает кризис, интегрируется в мировую экономику; с другой стороны, привлечение иностранного капитала накладывает определенные обязательства, создает различные формы зависимости страны заемщика от кредитора. По этой причине многие страны предпочитают, прежде всего, инвестиции в технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем в привлечению инвестиций в виде кредитов, иными словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.
Список использованной литературы:
I. Нормативно-правовые акты
1. Консультант Плюс: Версия Профи, осень 2007 г.
II. Книги
1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова и др.; 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
2. Инвестиции.: учебник / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.: КноРус, 2007. 496 с.
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной, М.: КноРус, 2006. 688 с.
4. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, 544с.: ил.
III. Прочие
1. Балацкий Е., Павличенко Г. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1.
2. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.И. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М., 2001.
3. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, 2004, № 4
IV. Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики 2000-2007