Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической
теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Иностранные инвестиции и
проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия,
факторы, нестабильность инвестиций……………4

1.1.
Сущность инвестиций и их формы………………………………..4

         1.2. Источники
инвестиций……………………………………………..8

1.2.1.
Внутренние источники инвестиций………………………8

1.2.2.
Внешние источники инвестиций…………………………11

2. Инвестиционая
деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных
инвестиций в экономику Республики Беларусь

2.1.
Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные

проекты
в Республике Беларусь ……………………………………….15

2.2.
Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат
Республики Беларусь……………………………..21

2.3.
Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь…………29

Заключение……………………………………………………………………..31

Библиография…………………………………………………………………..34

Приложение 1…………………………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир быстро
превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В
начале ХХI столетия торговать с внешним миром
стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или
деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и
поддержании процветающих экономик различных стран.

Без глубокого знания макроэкономики в
современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески
воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной
жизни, уметь решать самые сложные  задачи хозяйственной практики, знать
объективные экономические зависимости, принципы управления производством,
методы и рычаги хозяйствования.

   Реформаторская деятельность по
преобразованию тоталитарной и неэффективной  белорусской экономики в
саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности,
связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества
к работе в новых, рыночных условиях.

   Республика Беларусь —
это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и
юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже
судить о том, как государство богатеет и чем живёт.

Важной составной частью
политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание
наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата
для прямых иностранных инвестиций.

В своей курсовой работе я пытался
объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций.  Я сделал
попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной
политики Республики Беларусь,  найти пути повышения инвестиционной
привлекательности страны.

 План построен по
общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции
инвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во втором
пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её
осуществлении.

1.
ИНВЕСТИЦИИ:
ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ

1.1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ
ФОРМЫ

Термин
«инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что
означает «вкладывать». В более широкой трактов­ке инвестиции
представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При
этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать
инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем
периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем
периоде.

В коммерческой
практике принято различать следующие типы инвестиций:

— инвестиции в физические активы;

— инвестиции в денежные активы;

— инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими
активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды
машин и оборудо­вания со сроком службы более одного года. Под денежными
активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и
юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под
нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой
в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации
персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.

Инвестиции в
ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в
физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа
инве­стиций имеют большое значение в экономике.

Все разновидности
инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам:

• Инвестиции в повышение эффективности. Их целью являет­ся
прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования,
обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более
выгодными условиями производства.

• Инвестиции в расширение производства. Задачей такого
инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее
сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

• Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обес­печивают
создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не
изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят,
например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами
на новые для нее рынки.

• Инвестиции ради удовлетворения требований государствен­ных
органов управления. Эта разновидность инвестиций стано­вится необходимой в том
случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования
властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции,
либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только
совершенствования менедж­мента.

Причиной,
заставляющей вводить такого рода классифи­кацию инвестиций, является различный
уровень риска, с кото­рыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и
уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию
рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно,
что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знако­мого
рынку продукта, связана с наибольшей степенью неопределенности, тогда как,
например, повышение эффектив­ности (снижение затрат) производства уже принятого
рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий
инвестирования.

В условиях
рыночной экономики осуществление инвести­ций нельзя рассматривать как
«произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может
осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление
инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все
возможные инвестиции можно разбить на две группы:

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые
обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в
операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки
нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.

активные инвестиции, т. е. такие, которые
обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по
сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации
выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения
конкурирующих фирм.

Инвестиции,
осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято называть начальными
инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят
из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой
связывание вновь свободных инвестици­онных средств посредством направления их
на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддер­жания
состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию,
диверсификацию и т.д.).

Инвестиции в
объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. В
связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляется
классификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 1.1.

1. В зависимости от объектов вложений средств различают
реальные и финансовые инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и
непрямые инвестиции.

Под прямыми
инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов
инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в
основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об
объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Под непрямыми
инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами
(инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную
квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего
управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые
инвести­ционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким
образом инвестиционные средства размеща­ют по своему усмотрению, выбирая
наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распре­деляя
полученные доходы среди своих клиентов.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и
долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными
инвестициями понимают обычно вло­жения капитала на период, не более одного года
(например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сбе­регательных
сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвести­циями — вложения капитала на
период свыше одного года.

4. По формам собственности инвесторов выделяют част­ные,
государственные, иностранные и совместные инвестиции.

Частные инвестиции
— это вложения средств, осуществляе­мые гражданами, а также предприятиями
негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

Государственные
инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за
счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государст­венные
предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.

Под иностранными
инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами,
юридическими лицами и государствами.

Совместные
инвестиции — это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и
иностранных государств.

5. По региональному признаку различают инвестиции внутри
страны и за рубежом.

Под инвестициями
внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств в
объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.

Под инвестициями
за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты
инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны
(к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовых
инструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций других
государств и т.п.).

Признаки
классификации инвестиций

1

По объектам вложения средств

2

По характеру участия в
инвестиро-вании

3

По периоду
инвестиро-

вания

4

По формам собственности
инвестиционных ресурсов

5

По региональному признаку

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Рисунок. 1.1. Классификация инвестиций по разным признакам

Примечание.
Источник [ 6
]

1.2. ИСТОЧНИКИ
ИНВЕСТИЦИЙ

1.2.1. Внутренние
источники инвестиций

Традиционно во
многих странах финансирование капитальных   вложений осуществляется в основном
за счет внутренних источников. Каждой  семье  приходится  постоянно решать
житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее
потребление, а какую — отложить на будущее. В масштабе страны общий уровень
сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.
Средства отдельных граждан — не единственный источник сбережений на будущее.
Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта
прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может
приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или
же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей
прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство
тоже может делать сбережения — в тех случаях,  когда налоговые поступления в бюджет
превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных
служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении
дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под
инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в
стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено,
что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий
и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей
экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает,
что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего
сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам.
Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк.
Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом
случае вкладчики (отдельные граждане) и  инвесторы (предприятия) связаны через
финансового посредника (банк).

Иногда вкладчики и
инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает
часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно
и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за
счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой
компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений
точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода
сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно
сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним
сбережениям.

Когда страна входит
в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если
некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять
необходимые средства, как в белорусском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим,
какие же существуют внутренние источники инвестиций.

Прибыль как
источник инвестиций

Недостаток
финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на
свою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение  прибыли  в  народном
хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия
сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией
продукции, и, как следствие, к спаду производства.  Это может поставить на грань
банкротства многие предприятия.

Правительством
принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых
финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они
являются одним из основных источников  капиталовложений в экономику. В
Республике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полном
освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошим
стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные
отчисления

Амортизационные отчисления
— это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя
(зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся
капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные
отчисления направлены на восстановление средств производства, которые
изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Ещё пару лет
назад в Республике Беларусь амортизационные отчисления терялись из-за инфляции
(инфляция в своё время практически девальвировала этот источник
капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия использовали
средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что
отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их
амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить
источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому
одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности стала
антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации
балансовой стоимости основных средств, правда, с 01.01.1999 года данная
практика приостановлена. Чтобы восстановить инвестиционный характер
амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и
системы кругооборота и оборота амортизационного фонда.

Бюджетное
финансирование

Дефицит
государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных
проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности
бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций  государство
вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточается
контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий
возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в
частности земли. Государственные централизованные вложения обычно направляют на
реализацию ограниченного числа республиканских программ, создание особо эффективных
структурообразующих объектов, поддержание республиканской инфраструктуры,
преодоление последствий стихийных  бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение
наиболее  острых социальных и экономических проблем.

Банковский кредит

Долгосрочное
кредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло бы
стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о
важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое
находится в не самом лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую
очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они
способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему
подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую
очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако
долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

Средства населения

Привлечение
средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных
предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не
только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных
сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность
населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по
сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным
вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство,
предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,
первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п.
Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть
посреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов,
страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно
по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в
фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,
претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором,
влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений,
является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность
внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

1.2.2.
Внешние источники инвестиций

Проблема состоит в
стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает
два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а
во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его
привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных
инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под
прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы
(производство) в других странах, в управлении которыми  участвует инвестор.
Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее
чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может
варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения
акций среди акционеров.

Прямые зарубежный
инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в
экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные
инвестиции представляют также способ повышения производительности и
технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси,
иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы
организации — производства и прямой выход на мировой рынок.

Рассмотрим причины, подталкивающие
иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства,
предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому из них. Такое решение
обуславливается широким спектром мотиваций, как например:

1. 
Политика
правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. Государственный
аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторам
благоприятных условий для работы в стране.

2. 
Географические
условия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий
анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от
местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических
возможностей.

3. 
Стремление
получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы в
национальных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования в
странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать
внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от
условий в других странах.

4. 
Распределение
и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в
зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.

5. 
Перевод
из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения,
чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.

6. 
Подведение
финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и
кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и
взаимодополнению отраслей.

  Государству необходимо проводить
грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобно
проводить обновление, изменение производства. Также помогать разрабатывать
планы, как внутреннего размещения производства, так и мирового распределения, 
пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию.

7. 
Доступ
к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым
маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и
наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и
лабораториях за рубежом.

  В государстве нужно создать гибкую
систему, поощряющую использование новейших технологий. Также нужны развитые и
признанные в мире центры разработки, тестирования, стандартизации,
патентирования и популяризации высоких технологий.

8. 
Экономия
на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этой
потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на
импорт-экспорт продукции и материалов.

9. 
Стабильность
прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных
отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических 
режимах, в валютном и налоговом законодательстве.

10. 
Учет
социального климата в принимающих странах, стабильность  их экономики и
политических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже
невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры
обязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о
культуре, науке, авторитете в мире.

В каждый конкретный промежуток времени
могут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может,
также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами  иностранного
инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления
инвестирования).

Для стран, обладающих капиталом, для
инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос
об ограничении оттока прямых инвестиций.

Ответить на вопрос, нужно ли
ограничивать отток инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к
решению можно в четыре этапа:

1) Провести обследование
ясных и видимых результатов стандарт­ного статического анализа уровня
благосостояния.

2) Установить, насколько
выводы об уровне благосостояния зави­сят от того, как оценивается национальная
принадлежность зарубежного инвестора.

3) Установить, каковы
специальные связи многонациональной фирмы с международными рынками.

4) Рассмотреть
экономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала в
форме прямых инвестиций

Страна базирования инвестора в целом
выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и
других категорий лиц в стране базирова­ния. Ну а принимающая страна так же
остается в выигрыше, потому что выигрыш для ра­бочих и других категорий лиц
больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать
с притоком управленческих и финансовых активов из стра­ны базирования.

Потери, которые несут трудящиеся и
другие слои в стране базиро­вания, требуют своего объяснения. Представители
организованного ра­бочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против
сво­боды североамериканских компаний организовывать производственные филиалы,
например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В
основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные
инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода
перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно
ха­рактерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отрасле­выми
профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся явля­ются не единственной
группой, которая теряет от роста прямых зару­бежных инвестиций.
Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении,
поскольку прибыли многонациональ­ной компании сложнее облагать налогом, и
правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых
поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные
программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов,
теряющих поступление ренты из-за эмиграции аренда­торов.

Тем не менее, несмотря на все потери
трудящихся и налогопла­тельщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов
намного боль­ше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит
только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет
отмечен чистый выигрыш для страны базирования.

Таким образом, для страны базирования
явно вырисовываются три количественных результата.

1) Непосредственные рыночные результаты
ПЗИ благоприятны для страны базиро­вания, если инвесторы рассматриваются как
принадлежащие этой стране.

2) Результат будет обратным, если мнение
инвесторов не принимается во внимание в стране базирования.

3) Существуют политические и
экономические изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, что
предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого
ограничения весьма неопределенна.

А должна ли принимающая
страна ограничивать прямые инвестиции?

Последствия ПЗИ для принимающей страны,
«плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения
соответствую­щих вопросов в стране базирования.

Во-первых, как отмечено выше,
принимающая страна в целом выиг­рывает от притока инвестиций. Трудящиеся и
поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с
местными и федераль­ным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше,
чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

Во-вторых, в принимающей стране, как и в
стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения
взаимоотноше­ний зарубежного инвестора с местным политическим окруже­нием.
Многонациональные фирмы могут организовать давление со сто­роны влиятельного
правительства страны базирования и вовлечь при­нимающую сторону в конфронтацию.

 

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И УСПЕШНЫЕ
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

«Привлечение инвестиций, как
внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны,
является одной из ключевых задач правительства Беларуси» — заявил
премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве
инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс –
деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года
глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.. [13]

За годы независимости в Республику
Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть
этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных
финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в
Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в
2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций
поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150
млн. долларов иностранных капвложений.

По состоянию на 1 января 2004 года в
Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183
иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год
перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3%
от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в
уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2003
году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия,
Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику
республики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в
республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую
отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2003 году направлено
более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10%
перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым
показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они
обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают
10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют
внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около
20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными
инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях. [9]

Поступление
иностранных инвестиций

в экономику Республики Беларусь в 2002-2003 годах

по основным странам-инвесторам

(тыс.
долларов США)

50 основных
стран-инвесторов

Годы

2002

2003

всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

 Всего 722 172,7 100,00 1 306 457,0** 100,00
 Динамика
в % к 2002 г.
180,9
 в
том числе по странам:
1. Швейцария 2 047,6 0,28 361 995,4 27,71
2. Россия 75 678,9 10,48 250 151,8 19,15
3. Австрия 73 275,5 10,15 112 669,5 8,62
4. Виргинские
острова (Брит.)
89 704,7 12,42 86 088,8 6,59
5. Германия 74 553,3 10,32 82 163,6 6,29
6. США 78 223,8 10,83 48 263,5 3,69
7. Нидерланды 4 675,2 0,65 46 828,5 3,58
8. Великобритания 105 256,0 14,57 45 163,6 3,46
9. Кипр 66 455,9 9,20 43 556,9 3,33
10. Панама 49,0 0,01 27 457,7 2,10
11. Латвия 6 716,2 0,93 22 474,1 1,72
12. Италия 1 161,3 0,16 21 895,1 1,68
13. Польша 4 131,4 0,57 19 919,3 1,52
14. Швеция 51 077,8 7,07 19 540,0 1,50
15. Чешская
Республика
50 662,2 7,02 15 736,4 1,20
16. ЮАР 0 0,00 14 217,9 1,09
17.  Хорватия 0 0,00 11 818,5 0,90
18. Украина 51,5 0,01 11 019,3 0,84
19. Кувейт 0,00 10 372,3 0,79
20. Литва 1 696,0 0,23 7 596,8 0,58
21. Лихтенштейн 2 448,1 0,34 7 008,8 0,54
22. Сейшельские
острова
0 0,00 5 299,2 0,41
23. Словения 479,7 0,07 4 886,7 0,37
24. Тайвань 0,2 0,00 3 449,1 0,26
25. Финляндия 128,5 0,02 2 769,6 0,21
26. Сент-
Винсент и Гренадины
2 112,6 0,29 2 577,6 0,20
27. Канада 1 350,4 0,19 2 315,6 0,18
28. Багамские
острова
346,7 0,05 1 946,2 0,15
29. Эстония 4 159,6 0,58 1 931,4 0,15
30. Израиль 802,4 0,11 1 883,6 0,14
31. Тунис 0 0,00 1 452,0 0,11
32. Ливан 2 833,5 0,39 1 324,7 0,10
33. Дания 230,4 0,03 1 153,7 0,09
34. ОАЭ 0 0,00 939,2 0,07
35. Венгрия 4,8 0,00 909,9 0,07
36. Кыргызстан 1 776,8 0,25 824,1 0,06
37. Словакия 3 391,9 0,47 720,4 0,06
38. Бельгия 53,9 0,01 681,2 0,05
39. Гибралтар
(Брит.)
791,2 0,11 664,9 0,05
40. Куба 15,0 0,00 652,4 0,05
41. Люксембург 50,1 0,01 598,5 0,05
42. Ливия 0 0,00 573,4 0,04
43. Франция 846,7 0,12 422,0 0,03
44. Югославия 232,5 0,03 372,4 0,03
45. Турция 10 801,3 1,50 333,2 0,03
46. Маршаловы
острова
0 0,00 308,4 0,02
47. Сент-Китс
и Невис
0 0,00 307,5 0,02
48. Ирландия 1133,9 0,16 182,0 0,01
49. Испания 2,0 0,00 147,5 0,01
50. Болгария 87,4 0,01 137,9 0,01

*
за основу очередности расположения пятидесяти стран принят объем поступления
иностранных инвестиций (по убыванию) в общем объеме иностранных инвестиций за
2003 год, по этой причине в таблицу не попали Австралия, Китай, Норвегия,
Португалия и др.

**
в общую сумму поступления иностранных инвестиций включаются по методике
Министерства статистики прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие.

Примечание: Источник [8]

Система льгот и преференций

Преимущество
такой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит в
получении дополнительных преференций.

К
основным из них относятся:

1.
Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной
деятельности. В случае, если такие организации производят особо важную для
республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок
до трех лет.

2.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при
ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования
уставного фонда.

3.
Безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции
для собственного производства.

4.
Свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта
продукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательных
платежей.

5.
Свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию
собственного производства.

6.
Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственной
регистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости от
изменений в законодательстве Республики Беларусь.

Успешные инвестиционные проекты

«Многие
бизнесмены по достоинству оценили действующее в Беларуси инвестиционное
законодательство – сказал премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский
21 сентября текущего года – Республика Беларусь – одна из немногих стран,
принявшая Инвестиционный кодекс, устанавливающий государственные гарантии прав
собственности, защиты инвестиций. Работа над совершенствованием инвестиционного
законодательства продолжается». [13]

Среди
успешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталом
следует отметить СП «Бакко Бисов», СП «МАЗ-МАН» и др.

СП «Бакко Бисов» — единственный производитель биметаллических
ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки
на территории СНГ. Производственная программа СП «Бакко Бисов»
включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд
организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть
экспортируется на европейский рынок. В СП «Бакко Бисов» с 1999 года
инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно
происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой
объем производства на 2004 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных
пил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время на
предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет
приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем
40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция
пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания
контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и
производства продукции до ее реализации. «Бакко Групп» регулярно
внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

Совместное белорусско-германское
предприятие ЗАО «МАЗ-МАН» создано в 1998 году с целью производства
современных большегрузных автомобилей для региональных и международных
перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАN
Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП «МАЗ»,
ЗАО АКБ «Инфобанк» и др.

Руководителям СП «МАЗ-МАН» представилась возможность на практике
реализовать новые технологии организации производства, применив западные
концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно
участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении
бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые
подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой
опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий.

Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в
год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный
сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а
также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140
человек.

СП «МАЗ-МАN» стало первым в
Республике Беларусь отечественным производителем седельных тягачей европейского
класса, соответствующих требованиям европейских правил и директив, в том числе
правилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. В
настоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колесной
формулой 6×4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6×4, бортовые
автомобили-тягачи с колесными формулами 6×4 и 6×2. На базе указанных моделей
освоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, в
северном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных и
климатических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышения
технико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретных
условий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше
700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страны
СНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока.

Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынке
качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь,
соответствующей всем действующим и перспективным европейским требованиям. Перед
СП «МАЗ-МАN» стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самого
различного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц в
год, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контроля
качества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, Западная
Европа).

2.2. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В
настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение
иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс
Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от
05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных
двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите
инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с
иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и
правовые гарантии.

Ни для кого не секрет, что страны с
переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это
обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить
высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов  являются крупные
предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей
страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство
государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих
приватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики во
внешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике
созданы  благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов.
Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимической
отрасли: ПО «Нафтан», «Полимир», «Азот», БШК
«Белшина», ГПО «Химволокно». Потребность этих предприятий в
инвестициях до 2005 года оценивается в 800 млн. долл. Кроме того,
акционирование проходит на 14 предприятиях концерна «Белнефтехим».

И несмотря на  кажущееся благополучие в
настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал
Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и
кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны
наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь
«тащить на себе» социальную сферу предприятия, да и волокита с
оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые
вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят
получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы
предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената
и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему
развиваться.

Белорусские
власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает
пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность
страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от
налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное
законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям
рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После
распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без
финансовой помощи Запада (или Востока — для кого как) справиться с нарастающими
экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями
буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме:
мы вам — льготы, вы нам — деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены,
но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того «качества», на
которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны,
созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно
серьезного влияния на динамику их экономического развития.

Но
наши соседи никогда не считали свою экономическую модель идеальной. Там
проводились реформы, причем в сфере инвестиционного законодательства они были
наиболее радикальными и западно-ориентированными. В результате к началу нового
века в России и на Украине режим инвестиций для иностранных и отечественных
инвесторов стал практически одинаков. Не пользуются инвесторы и какими-то
особыми привилегиями. Если таковые и могут предоставляться, то лишь в
индивидуальном порядке и только в случаях, когда объемы инвестиций по своим
размерам способны оказать существенное влияние на какой-либо отрасли или
экономике государства в целом. Зато всем инвесторам были предоставлены очень
серьезные гарантии. В том, что не будет меняться законодательство. Что он
сможет свободно вывозить прибыль и осуществлять конвертацию национальных
денежных единиц в доллары или евро. Что власть не допустит национализации или
незаконной конфискации имущества. Существенную роль в улучшении бизнес-климата в
России и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, на
Украине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекции
попытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИП
суммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями.
Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, не
позволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов к
способности украинского государства защитить их законные интересы.

Беларусь
же, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций,
фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с
инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде
освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по
себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в
бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского
законодательства действительно существенное значение для привлечения
иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом
мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства,
ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под
разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере
налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах,
если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически
не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая
важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного
договора. Таким образом складывается довольно странная ситуация, когда в
стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство,
вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует
практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти
компенсируют льготами.

Притоку в
инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала
препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство
законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры,
недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем
усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в
результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые
оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим
фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной
помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции — это только
долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты,
так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования
средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо
защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной
отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной
отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от
кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение
прибыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана на
экономической эффективности вложений.

Международными финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7
классу, группе «С», что предполагает наивысшую степень риска для
иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в
Беларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным кредитам — 12% и выше,
что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусских
банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на
развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые
кредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идут
товаропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а
рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас
возможно в случае удовлетворения политических требований международных
финансовых организаций.

По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе
стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего
долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг — 11%. В России
эти показатели — соответственно были 69,5% и 137%, в Украине — 32,5% и 57,1%.
Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно
привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных
гарантий.

В настоящее время часто говорят о конкурентоспособной продукции.
Но на самом деле конкурирует не продукция, а предприятия. Товар одинакового
качества и потребительских свойств в условиях рынка продается всегда по
одинаковой цене, которая формируется отношением спроса и предложения (если речь
не идет о демпинге). Другими словами, продать можно все. А
конкурентоспособность предприятия выявляется в сравнении издержек на
производство и реализацию. Так, владелец одной итальянской компании приехал в
нашу страну в поисках возможности организации производства станков.
Предполагалась закупка материалов и энергоносителей по внутренним белорусским
ценам и получение всех положенных по законодательству льгот. На выбор были
предложены незагруженные производственные помещения в областных городах и их
окрестностях, а также в СЭЗ Гомель-Ротон и Витебск, где предприятия
Министерства промышленности располагают свободными площадями. Однако гостя это
по разным причинам не устраивало. Совместное производство с одним из местных
предприятий могло бы снизить цены за аренду, но итальянский предприниматель
сомневался в деловых качествах белорусских партнеров. По расчетам инвестора для
успешной реализации проекта стоимость аренды помещений должна быть в 10-12 раз
ниже минимальной ставки, установленной по республике, тарифы на энергоносители
— на уровне оплаты населением, налоговые платежи — не выше 15% от выручки.
Зарубежный бизнесмен уехал с убеждением, что предприятие лучше размещать в
Греции. И был по-своему прав. Но почему именно там, а не в Польше, Латвии или
России, где созданы более приемлемые для инвестора условия? Ответ на этот
вопрос поможет узнать, какого иностранного инвестора может привлечь наша
промышленность.

В середине 90-х годов издержки производства промышленной продукции
в России и у нас были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США — в 2,7, Франции,
Германии, Италии — в 2,3, Великобритании — в 2 раза. Даже если нашим рабочим
зарплату вообще не платить, то ценовой конкуренции все равно не получается, так
как прочие издержки существенно выше, чем в других странах. Так за счет чего
сохраняется конкурентоспособность того, что пока еще продается? Только за счет
дотаций государства, путем поддержания цен на сырье ниже мировых, и другими
способами. Попросту говоря, производителю экспортных товаров не платят.

Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять
отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими
затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет
место. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более России
значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный
сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя
температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в
несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных
помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это
удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве.
Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 — 100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном,
чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог.
Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во внимание
стоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировку
до Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской и
Оренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовой
продукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадать
эффективность экспорта белорусских товаропроизводителей. Еще один миф требует
опровержения — о дешевой рабочей силе. При доказательстве дешевизны рабочих рук
в стране в расчет принимается уровень начисляемой заработной платы и этот
уровень сравнивается с зарубежными странами. Чтобы прожить в наших
климатических условиях требуются значительно большие затраты, чем в Западной
Европе, США или в странах Средиземноморья. Это расходы на более дорогое жилье,
теплую одежду, поддержание тепла в жилищах и производственных помещениях, на
другую структуру питания. На одних овощах и фруктах нашу зиму не пережить,
требуется белковая пища. Себестоимость отечественных продуктов питания также
значительно выше. Так что расширенное воспроизводство рабочей силы в наших
условиях обходится значительно дороже. Государство перераспределяет средства
путем финансирования здравоохранения, образования, перекрестного
субсидирования, дотаций сельскому хозяйству и т.д. Кстати, наши ближайшие соседи
— Польша и Прибалтика — имеют близкие, хотя и несколько лучшие климатические
условия. Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом,
издержки отечественного производства и при том же уровне технологического
развития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с
«новоиндустриальными» странами еще больше. Капитал имеет свойство
перетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержки
минимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствами
информационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 лет
назад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основ
глобализации. Подтверждение тому — быстрый рост в Азии и Латинской Америке
филиалов корпораций Европы, США, Японии, которые зачастую сокращают и
прекращают производство в своих странах. Экспорт капитала из России имеет ту же
природу. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защиты
отечественного производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. К
примеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в США
строительной арматуры.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда
иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не
означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она
характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость
белорусской экономики — неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка
слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает,
что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд
направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит
грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая
промышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая,
по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что
позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству
экспортеров в дальнее зарубежье. Иная ситуация с Россией. Связанные с климатом
издержки у нас заметно меньше, чем у восточного соседа. С учетом исторически
сложившихся связей напрашивается вывод, что прямые иностранные инвестиции в
промышленность Беларуси в большей степени вероятны из России, чем из других стран.
Только инвестиционный климат должен быть, по меньшей мере, не хуже, чем в
соседних странах. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятную
ситуацию для отечественной промышленности в России. Белорусский экспорт многим
обязан более низкому уровню цен на энергоносители. При переходе на мировой
уровень цен при сдерживании их в России конкурентоспособность большинства видов
продукции станет проблематичной на всех рынках, в том числе и внутреннем.
Поэтому укрепление отношений с Россией в экономическом плане не имеет
альтернативы. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных
задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно.
Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе
с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет
отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Требует
приведения в соответствие с сегодняшними реалиями и Гражданским кодексом Закон
«О предприятиях». Необходима правовая база создания холдингов, в том
числе международных.

Приоритет
экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынках
всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных
показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность.
Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение
внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников —
специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе
международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием
на первом этапе государства.

Относительная
слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность
на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением
могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание
для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции,
удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных
инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и
банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие.
Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе
требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои
руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика
новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой
государства. С этим надо считаться. [15]

В
экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Это выход
на положительные реальные процентные ставки, переход к единому курсу рубля на
всех сегментах валютного рынка. С 5 ноября 2001 г. белорусский рубль стал
конвертируемым по текущим операциям.

Безусловно,
необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать
более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения
иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие
годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его
составляющим.

Инвестиционный
климат
 — это обобщенная характеристика совокупности
социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок,
предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную
систему. Не случайно оценка инвестиционной привлекательности территории
является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Особо
подчеркнём: в современных условиях иностранные инвесторы обращают внимание
главным образом не столько на выгодность, сколько на стабильность
предоставляемого им правового режима. А это, прежде всего, наличие
государственной долгосрочной инвестиционной программы, отвечающей национальным
интересам (которая, кстати, уже разработана), определение конкретных органов,
ответственных за ее реализацию, и, наконец, завершение разработки во исполнение
государственной инвестиционной программы полной и завершенной законодательной
базы, отвечающей принципам стабильности и перспективности, системности и
однозначности регулирования отношений по иностранным инвестициям. [1]

По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы
никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для
формирования инвестиционного климата». Неблагоприятный
инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное
денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие
неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных
капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и
правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является
одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.

2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В
настоящее время на территории Республики Беларусь созданы четыре свободные
экономические зоны — «Брест», «Минск»,
«Гомель-Ратон» и «Витебск». Иностранные инвесторы,
реализующие инвестиционные проекты на территории зон, имеют возможность
пользоваться значительными преференциями ведения бизнеса по сравнению с общими
условиями, действующими в стране. Одним из главных преимуществ белорусских
свободных экономических зон являются существенные льготы, прежде всего в
области налогов и таможенного регулирования. Прибыль, полученная резидентами
СЭЗ от реализации продукции собственного производства или услуг освобождается
от налогообложения в течение 5 лет со дня объявления прибыли, включая первый
прибыльный год. Прибыль, направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции в
Республику Беларусь, освобождается от обложения налогом на доходы. Таможенные
пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые
на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе продукции собственного производства
резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и
платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.

К
примеру, резиденты СЭЗ «Минск» в 2003 году увеличили объем привлеченных
иностранных инвестиций в 2,6 раза и привлекли $79,8
млн. Общий объем заявленных в прошлом году инвестиций составил $24,4 млн. Доля
зарубежного капитала составляет 51,6% в общем объеме заявленных инвестиций. В
их структуре наибольший удельный вес занимает капитал из Англии (22%), США
(15%) и России (14%). В создание производственных предприятий на территории СЭЗ
«Минск» вложили средства представители 21 страны мира, в том числе Нидерландов,
Сербии и Черногории, Швейцарии, Польши, Германии, Италии, Кипра, Турции.

Администрация
СЭЗ сообщает, что в настоящее время деятельность предприятий-резидентов СЭЗ
«Минск» направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для
Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологий
и материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковке
продуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основными
производствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%),
строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура
(21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентами
СЭЗ «Минск» составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общем
объеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиями
реализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей. При этом в 2003
году объем реализации составил более 249 миллиардов, что практически вдвое
больше аналогичного показателя 2002 года. Объем экспорта в прошлом году составил
более 171 миллиардов рублей, превысив соответствующий показатель 2002 года
более чем в 2,5 раза.

По
состоянию на 1 января текущего года предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск»
уплачено налогов, сборов и других отчислений в бюджет и другие внебюджетные
фонды на сумму 51,5 миллиардов рублей, в том числе за минувший год — 23,9
миллиардов. Краткая информация о деятельности СЭЗ «»Минск«» в 2004 году по
состоянию на 01.07. 2004 г. приведена в приложении 1. [2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Выход из сложившейся системной
кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии
взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто
необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать
его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

Отечественная
система «модернизации» основывается на издании многочисленных
законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных.
Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов
регистрации Министерства юстиции,  а, следовательно, и экспертной оценки. Часто
поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего,
«отменяют» положения Инвестиционного кодекса. На порочность и
необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она
продолжается. Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками»,
стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден.
Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по
ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника
угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами
предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом,
так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно
оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем
скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного
инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком
случае с этой стороны, 6удет сложно.

Изучая
опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно
продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде
всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с
их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия
для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит —
улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме
того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения.
Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само
по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На
экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной
борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые
ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на
акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников —
акционеров. Они станут реально богаче.

Что
нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере
реализовались в нашей стране?

Прежде
всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как
следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о
расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее
законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные
требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы
инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Привлечение
в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного,
социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни
населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не
только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но
и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный
капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и
передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и
привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране
современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки
необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического
кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной
стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь
заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими
товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного
внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и
дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед
нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в
страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его
мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая
иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных
инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере
деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную
активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших
отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием,
претендующих на льготное налогообложение.

Нужно
стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для
иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы
найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу
также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система
страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при
осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Масштабные инвестиции — необходимое условие выхода экономики
Беларуси из кризиса.

И последнее, по словам Президента
Республики Беларусь А.Лукашенко «проблем с инвестициями у нас нет, особенно с
иностранными». [17]

БИБЛИОГРАФИЯ

1. 
 Абрамович
А.М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь: статья в сети
Интернет.

2. 
Администрация
СЭЗ «Минск». www.fezminsk.by
.

3. 
Алексахина
Т.С. Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в
Республике Беларусь // Право. 1999. № 4.

4. 
Восток
+ Запад. Вестник внешних экономических связей Республики Беларусь //
Ежемесячное приложение к журналу «Дело» №3, 2000.

5. 
Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З в редакции Закона
от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).

6. 
Интернет
сайт www.economics.ru.

7. 
Интернет
сайт журнала «Главный бухгалтер». www.gb.by.

8. 
Интернет
сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь http://www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/statistic.

9. 
Интернет
сайт Министерства статистики Республики Беларусь.

10. 
Информационное
агентство «Интерфакс».

11. 
 Ковалёв
М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике
Беларусь: Интернет версия издания на сайте www.lib.ru.

12. 
Моисейчик
Г.И.  Инвестиционный кризис в Республика Беларусь // Белорусский экономический
журнал. 2002. № 2.

13. 
Николайчук
В. Сергей Сидорский пригласил инвесторов // Рэспублiка.
2004.  22 сент. С. 1.

14. 
Основы
экономической теории: Учеб.; под общ. ред. Клюни В.Л. Мн.: Экоперспектива, 1997.

15. 
Официальный
сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. http://www.neg.by/.

16. 
Седов
В.В. Экономическая теория:  Учеб. пособие. Челябинский госуниверситет.
Челябинск, 2002, 115с.

17. 
Стенограмма
пресс-конференции А. Лукашенко 20 июля 2004 г. (www.prezident.gov.by)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ «»МИНСК«» В 2004 ГОДУ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.07. 2004 г.

СЭЗ «Минск» образована
указом президента Беларуси в 1998 году. Целенаправленная деятельность
администрации СЭЗ «Минск» и предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» по привлечению
инвестиций, увеличению объемов производства продукции (товаров и услуг),
наращиванию экспортного потенциала, созданию новых рабочих мест позволила
достичь следующих результатов:

—  всего зарегистрировано 105 предприятий–резидентов СЭЗ «»Минск«»,
из них 82 действующих предприятий-резидентов (в том числе с иностранным
капиталом – 62 предприятия). За 1 полугодие 2004 года зарегистрировано 4
резидента.

Динамика роста количества
зарегистрированных предприятий – резидентов СЭЗ «»Минск«»

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

На
предприятиях-резидентах СЭЗ «»Минск«» создано 4761 новое рабочее место,
в т.ч. за 1-ое полугодие 2004 года — 625 рабочих мест.

Деятельность
предприятий-резидентов СЭЗ «»Минск«» направлена на увеличение доли экспорта и
развитие приоритетных для нашей страны отраслей, в том числе на внедрение
современных строительных технологий и материалов, производство
энергосберегающей и импортозамещающей продукции, производство современной упаковки,
выпуск медицинского инструментария.

Основные отрасли
производства, осваиваемые резидентами СЭЗ «Минск»

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

— Медицина, косметика,
бытовая химия, деловая инфраструктура, услуги, пищевая промышленность, легкая
промышленность. При этом предприятиями – резидентами СЭЗ «Минск»: —
заявлено внешних и внутренних инвестиций (с учетом Уставного Фонда) на сумму
$129,6 млн., привлечено внешних и внутренних инвестиций (с учетом Уставного
Фонда) – $172,1 млн., в том числе за  1 полугодие 2004 г. – $34,3 млн.,
 из них иностранных инвестиций – $13,2 млн., уплачено налогов, сборов,
платежей в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 67,2 млрд. руб., в т.ч. за 1
полугодие 2004 г. – на сумму более 150 млрд. руб. (за первое полугодие 2003
года объем реализации составлял 76,3 млрд.руб.), всего реализовано продукции
собственного производства на  сумму около 610 млрд. руб., в том числе за 1
полугодие 2004 г. —  на сумму  более 150 млрд. руб. (за 1 полугодие
2003 года объем реализации составлял 76,3 млрд. руб.); удельный вес реализации
продукции на экспорт – 59,8%, удельный вес импортозамещающей продукции в объеме
производства – 31,7%.

Динамика производственной
деятельности предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» (млн. руб.)

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь  

Привлечение иностранных
инвестиций — одна из основных задач свободной экономической зоны «»Минск«».
Зарубежный капитал составляет 60% всех заявленных инвестиций. Компании 21
страны
инвестировали капитал в создание и развитие производственных
предприятий-резидентов СЭЗ «»Минск«». Это такие страны как Англия, Россия, США,
Латвия, Сербия и Черногория, Германия, Швейцария, Польша, Литва, Италия, Кипр,
Турция, Украина и т.д.

Структура заявленных
иностранных инвестиций СЭЗ «»Минск«»

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

С целью привлечения
иностранных и национальных инвестиций администрацией СЭЗ «Минск» проведено 60
конкурсных комиссий на право регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск»,
рассмотрено 131 инвестиционный проект. Наиболее крупные инвестиционные проекты,
одобренные конкурсной комиссией в 2003-2004 годах для реализации на территории
СЭЗ «»Минск«»:

· 
Проект
ИП «Корпопэт» по организации упаковочного производства;

· 
Создание банка —
резидента СЭЗ «Минск» ОАО «Международный Банк Экономического Сотрудничества»;

· 
Проект УП
«Санта-Холод»  — оказание услуг по хранению и складированию охлажденных и
замороженных продуктов;

· 
Проект ИП
«Белпанель» – производство сэндвич – панелей.

Добавить комментарий