Идеология

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Реферат по курсу социологии

На тему: ИДЕОЛОГИЯ.

Выполнил:
Студент группы БМ-72
Березин С.А.
Проверил
Ровбель С. В.

НОВОСИБИРСК 1998
Содержание:

Идеология

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Заключение

Список литературы

Идеология

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые
отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии
формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они
осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим
классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.
Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса,
который держит в своих руках средства материального и духовного
производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор
формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений.
Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место
в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и
обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного
сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология,
философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является
преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние
идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии,
а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В
классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных
классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из форм
классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской,
социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые
разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой
конкретной идеологии необходимо учитывать ее социально-классовою
принадлежность (буржуазная, социалистическая, демократическая и т.д.),
характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная) и
выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни
(прогрессивная и революционная либо консервативная реакционная). Вместе с
тем идеология обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем
развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее связь с
классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно
это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы
(философия, религия, мораль). В политической науке давно уже предложено
простое и ясное определение идеологии как «системы политических,
экономических и социальных ценностей и идей, служащих основанием для
поставки целей; последние в свою очередь, образуют ядро политических
программ» (Р.Макивер). Но идеологию относят к числу малоизученных
феноменов. Во-первых, она представляет собой неблагоприятный объект
научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология», ученый должен доказать,
что его собственный подход свободен от идеологических пристрастий. А это
очень трудно.
Во-вторых, одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению
идеологии носила явно вненаучный характер, дело в том, что как уже было
сказано, первый вклад в это направление исследований внес К. Маркс.
Но именно марксизму было суждено стать наиболее массовой идеологией
прошлого столетия. К концу XIX в. миллионы людей во всем мире
придерживались социалистических взглядов.
Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята
немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная
функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-
подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную
перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за
единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве,
то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму,
идеологиям противостоят утопии – духовные образования, порождаемые
непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному
реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои
приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает
так или иначе обосновывать неравенство.
Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. («Идеология и утопия»),
сохраняют свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел
свойственное Марксу чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь
этот термин применяют для отображения политического сознания, включенного
во взаимоотношения между правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий
социолог выделил такую важную характеристику идеологии, как ее
систематизированность. Мы видели, что в процессе социализации у человека
вырабатывается совокупность логически не связанных между собой и часто
взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к частичному
вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с другом.
Поэтому идеология ,как правило, и претендует на научность. Была разработана
структурная классификация идеологий, основанная на способе связи между
отдельными ее элементами (идеологемами) и масштабах охвата идеологиями
социальной реальности. По этим признакам выделяют две основные
разновидности – открытые и тоталитарные идеологии. Последние
характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения
явлениям и выработать таким образом целостную политически насыщенную
картину мира. Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему,
что он видит, политическое значение. Такой подход хорошо передает лозунг
«советское – значит, отличное». Идеологемы при этом связываются настолько
прочно, что отделить одну от другой можно только аналитически. Внешняя
характеристика тоталитарной идеологии – репрессивность, т.е. то, что она
навязывается индивиду с помощью интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю
структуру его сознания. «Открытая» идеология описывается как прямая
противоположность тоталитарной. Связь всей этой классификации с концепцией
тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить, что тоталитарная идеология в
рамках этой концепции предстает как следствие с одной стороны, и как
необходимая и самая важная предпосылка установления соответствующего режима
с другой. Главным недостатком подхода оказалось жесткое противопоставление
двух видов. Если тоталитарная и открытая идеологии не имеют между собой
ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку дать ответ
на этот вопрос предприняли ученые, работавшие в рамках структурно-
функционального подхода. Была сформулирована гипотеза, согласно которой
любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных ролей
(теория социального напряжения). В условиях изменений, в особенности
затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает глубокий
дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь и приходит идеология,
позволяющая по-новому помять и оценить свое место в обществе, а значит –
действовать в соответствии с новыми условиями. К сожалению, теория
социального напряжения не объясняет, каким именно образом эмоциональная
неудовлетворенность трансформируется в идеологические конструкты. Вариант
такого объяснения предлагает теория культурного напряжения, также
сформировавшаяся в структурно-функциональной традиции. Приверженцы этой
теории указывают на то, что смещение социальных ролей вызывает не только
психологическую болевую реакцию, но – и это главное – еще и разрушение всей
системы «знаков» (символов социокультурного характера), позволяющих
индивиду ориентироваться в мире. Социальная реальность оказывается как бы
лишенной смысла. Идеология же, пользуясь словами К. Гиртца, выступает как
средство возвращения смысла. В отличие от теории социального напряжения,
эта теория дает возможность понять, почему идеология в зрелом виде всегда
представляет собой систему ценностей и идей, а не наоборот отдельных,
логически не связанных между собой идеологем. Но и здесь остается открытым
важнейший вопрос: каким критерием руководствуются люди, выбирая идеологии?
Почему, например, кризис Веймарской республики в Германии привел к
одновременному росту влияния коммунистической и национал-социалистической
идеологий, и почему последняя в конечном счете победила?
Очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Это заставляет многих
исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи к
«применению литературных и философских концепций смысла» (Х. Дракер).
Представители этого направления уделяют большое внимание содержательному
анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом и
либерализмом. С другой стороны, довольно широкое распространение получила
идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон, С.
Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых
годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР,
резко ограничивающей масштабы политической борьбы внутри либеральных
демократий. «Во всем западном мире есть сущностное согласие интеллектуалов
по политическим проблемам: приятие государства благосостояния, принцип
децентрализации управления, смешанная экономика и политический плюрализм.
Это и значит, что идеологический век кончился», — писал Белл.
Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди были расовые
конфликты, Вьетнам, молодежный бунт, экономическая депрессия семидесятых
годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как это виделось сразу после
войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце идеологии» к
началу прошлого десятилетия, когда разразилась дуэль между «старым»
либерализмом и неоконсерватизмом. Таким образом, в современном мире
осталось место для идеологии. Правда, в семидесятых – восьмидесятых годах
заметные изменения произошли в механизмах индоктринации и «производство
идеологии», ранее находившихся под контролем партий. Как отмечает
французский политолог К. Исмаль, «сегодня правые силы не сводятся к
политическим партиям. По крайней мере, последние не вырабатывают идеологию.
Это делают клубы, ассоциации, еженедельники». И действительно, в США
ведущую роль в «неконсервативной революции» играли непартийные группы и
клубы. Созданные по инициативе подобных групп интеллектуальные и
исследовательские центры и вырабатывают идеологии, которые затем средствами
массовой информации распространяются в обществе. Идеология рекламируется,
как дорогой товар, производимый в малых сериях. Характерно, что на этом
фоне растет популярность и политическое влияние «независимых» изданий в
ущерб «партийным».
Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое
комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики,
является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические,
рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их
отношения между собой и с инструментами власти по поводу участия в
управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной
(национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое
сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов,
сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом.
Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические
и общечеловеческие идеи представления. Основными формами существования
политического сознания являются политические идеология и психология. Среди
них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает
«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос». В
научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из
представителей позднего поколения французских просветителей. В своём труде
«Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы
охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы
идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие.
Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях»,о том, как
они возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта
наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.
В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно
систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых
является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной
группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического
опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым
образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и
директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство
особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о
политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление
политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с
этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой.
Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.
При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре
основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она
работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических
представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические
идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее
характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений
существующих идейно-политических течений или новое пересечение
идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-
третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой
политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции,
дивергенции, то есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых,
модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их
возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к
истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит
условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса
и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются
в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма
возникновения некоторых идейных течений.
Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм»
появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского
“liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения
либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной
рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление,
принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической
сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая
идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его
знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное
движение.
В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о
свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи
космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и
индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической
области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений
со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,
максимально свободных условий для развертывания частного
предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав
человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на
свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании
правового государства.
Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение
абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех
людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания
государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и
защитить естественные права человека, что определяет договорный характер
отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости
верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности
ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности
защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в
рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в
конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством.
Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется
как равенство в свободе того же круга граждан.
В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма,
нередко обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм»,
«социальный либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии
либерал-реформизма характерны ориентации на социальное реформирование,
стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и
подчеркивания нейтральности либеральной политики.
Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская
либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на
русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические
разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д.
Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.
Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение
проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве.
Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на
общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она
проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На
грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение
либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме
на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно
считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с
тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной
страной.
В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис
политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век
превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы
самого значительного политического движения того времени – рабочего
движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и
свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма.
Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В
тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за
которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик
во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма
связан с нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных
проблем, цивилизационых противоречий.
Консерватизм.

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных
компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии
консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в
сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам
термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю,
охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один
ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее
неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических
сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные
направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К
ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и
несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве
людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о
необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения
устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология
консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку
производна от иных идеологических форм.
В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении
славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых
форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне
правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине
и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники,
эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической.
Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым
между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то
в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.
В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения:
традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно
переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции,
собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое,
которое обозначают понятием «современный консерватизм».
Социализм
Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая
идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе
социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы
подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово
организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние
века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в
последней трети XIX – первой половине XX века. От многочисленных социальных
утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных
бедствий с отношениями собственности на средства производства, на
необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в
социальной сфере.
Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с
утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням
нового общества, делали его объектом острой социальной критики.
Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается
уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве
людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является
то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической
организацией социалистического дела
Заключение
По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях
современной России? На каких предпосылках она может базироваться?
Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей,
теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную
действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу
относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и
тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она
основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает.
Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного,
мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать
прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями,
которые отражают современное состояние, а также будущее российской
действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть
некой суммой политических линий различных партий и социальных сил.
Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика –
более частное.
При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности,
выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов,
а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами
классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает
природу того или иного общественного строя, то идеологические различия
неустранимы, пока существуют различные социальные системы.
Список литературы
Голосов Г.В. «Сравнительная политология» Новосибирск; 1995
Осипов Г. В. «Социология» Москва; 1990
Философский словарь / под ред. Фролова И. Г. / 5-е издание; Москва 1986
Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-
политические исследования; 1994 №1
Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И.
Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

Добавить комментарий