Гигиена детей и подростков

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков
Тема 2. Методы исследования и оценки физического развития детей и
подростков
Тема 3. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в детских
учреждениях
Тема 4. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских
учреждениях.
Тема 5. Диагностика готовности детей к обучению в школе
Тема 6. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе
Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков
Практическая значимость темы:
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее
актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена
прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка,
находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как
благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро
реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных
факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким
образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора.
Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население
является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь
определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Цель занятия:
1. Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.
2. Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
3. Ознакомиться с показателями здоровья.
4. Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.
5. Усвоить критерии и группы здоровья.
6. Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП
Вопросы теории
1. Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.
2. Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.
3. Факторы, формирующие здоровье ДиП.
4. Показатели, характеризующие состояние здоровья.
5. Группы здоровья.
6. Организация и порядок проведения медосмотров

а) периодичность мед. осмотров

б) этапы мед. осмотров

в) объем мед. исследований
7. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Практические навыки
Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную
оценку состояния здоровья ДиП.
Литература
1. Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко — М. — Медицина —
1980 — с. 41-115
2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП — под ред. В. Н.
Кардашенко — М., Медицина — 1983 — С. 7-51
Задание на самоподготовку
1. На основании литературы и приведенного учебного материала
изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.
2. Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой
комплексной оценки состояния здоровья.
Учебный материал для самоподготовки
1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья
детей и подростков.
Здоровье является критерием ——— взаимоотношений детского организма с
окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса
биологических, экологических и социальных факторов.
Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение
здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье — это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся
динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием
в нем болезней и физических дефектов”.
Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному
функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием
клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их
проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”,
выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений,
свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию
неблагоприятных факторов окружающей среды.
Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья
(заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) — это лишь видимая вершина
айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические
(донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к
болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья
здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики
(“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между
ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием
донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на
человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой
органами санитарно-эпидемиологической службы.
Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче — увеличению
продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта
исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана
идентифицировать стадии шкалы здоровья
— полное здоровье
— практическое здоровье
— предболезнь
Это необходимо для предотвращения перехода состояний в различные
заболевания.
Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно
осуществляться в 4 этапа
1 этап — изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа
жизни
2 этап — медицинское обследование
3 этап — оздоровительные мероприятия
4 этап — динамическое диспансерное наблюдение
Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует
обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и
гармоничности полноценности функционального состояния его организма.
Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических)
состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих
процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые
будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из
этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных
заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют
следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
Схема 1
Факторы, формирующие здоровье детского населения
| |Социально | |
| |экономические | |
| |условия | |
|Окружающая среда|Наследственность|физическое |
| | |воспитание |
|Питание | | |
|Условия быта |Состояние |Режим дня |
| |здоровья | |
| |детского | |
| |населения | |
| |Показатели | |
| |смертность | |
| |заболеваемость | |
| |инвалидность | |
| |физ. развитие | |
| | |Условия обучения|
| |Медико-санитарна| |
| |я помощь | |

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на
формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее
здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие
отклонений в акте — ———- — и раннем постнатальном периодах и др. 0 и
социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей,
общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч.
продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).
2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей.
Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием
и динамикой состояния здоровья ДиП.
Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от
14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических
осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-
экономических нормативов”.
Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе
массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации
углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов:
1 этап — обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится
в основном медицинской сестрой детского учреждения;
2 этап — обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом
детского учреждения;
3 этап — обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных
из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.
Данный принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение
роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием
здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего
времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за
состоянием здоровья детей.
Скрининг-программа включает в себя:
1. Анкетный тест — опрос родителей или учащихся с помощью специальной
анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб,
характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной,
мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и
аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).
В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые”
жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии
здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4
классов анкету заполняют родители, с 5 класса — сами учащиеся.
Вопросы направлены на выявление возможной патологии со стороны нервной
системы — возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, — со
стороны носоглотки, — органов пищеварения, — почек, — аллергии.
Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком
(+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого
врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей,
нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о
необходимости консультации узких специалистов для дополнительных
обследований.
2. Индивидуальная оценка физического развития по шкалам регрессии.
3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов — с учетом
возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических
и гипотонических состояний.
Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается
только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов
с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно
коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе
индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:
Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при
измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела)

Таблица 1
|Возраст (в |Масса тела | | |
|годах) |по | | |
| |отношению к| | |
| |стандарту | | |
|8 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |
|9 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |
|10 |+ 10 |+ 15 |0 |
|11 |+ 5 |+ 10 |0 |
|12 |+ 0 |+ 5 |0 |
|13** |0 |0 |0 |

Примечание: * — цифры диастолического давления следует рассматривать без
поправок, т. к. различия в значении диастолического давления при изменении
стандартной и возрастной манжетками несущественны.
** — у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры
артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не
отличаются.
Артериальное давление измеряется общепринятым способом — сидя, на правой
руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности
рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего
измерения.
Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью
комбинированного визуального инструментального исследования.
Тест для выявления нарушений осанки.
Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и
включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).
Таблица 2
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
|1. Явное повреждение органов движения|Да Нет |
|связанное с врожденными пороками, | |
|травмой, болезнью | |
|2. Голова, шея отклонены от средней |Да Нет |
|линии: плечи, лопатки, бедра | |
|установлены несимметрично | |
|Грудная клетка “сапожника”, |Да Нет |
|“деформированная” | |
|4. Чрезмерное уменьшение или |Да Нет |
|увеличение физиологической кривизны | |
|позвоночника: шейного лордоза, | |
|грудного кифоза, поясничного лордоза | |
|5. Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет |
|6. Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет |
|Нарушение осей нижних конечностей |Да Нет |
|(О-образное, Х-образное) | |
|8. Неравенство треугольников талии |Да Нет |
|9. Вальгусное положение пятки или |Да Нет |
|обеих пяток | |
|10. Явное отклонение в походке |Да Нет |

Обследование проводится в следующем порядке:
Осмотр в фас. Положение — руки вдоль туловища. Определяются форма ног,
положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии
(треугольник талии — это просвет треугольной формы между внутренней
поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в
норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение — руки вдоль туловища. Определяются форма грудной
клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.
Осмотр со спины. Положение — руки вдоль туловища. Определяются симметрия
углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная,
варусная, нормальная).
В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для
выявления возможных нарушений в походке.
В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой
дается оценка выявленных нарушений осанки:
· нормальная оценка — отрицательные ответы на все вопросы
· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра —
положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера
включительно
· значительное нарушение осанки — положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10
вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат
обязательному направлению к ортопеду.
Тест для выявления истинного сколиоза.
К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией,
или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки
позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя
выпуклость, видимую при наклоне туловища.
Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со
сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища
проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены.
При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в
грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.
Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в
двух положениях: спереди и сзади.
При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка
от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах
позвоночника.
Тест для выявления плоскостопия — плантография
Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского
Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х
классов.
Обычно обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным
диагностическим таблицам Сивцева-Головина, выявляет в основном наличие уже
развившейся патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить
детей с предрасположенностью к миопии.
Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2
исследовательских этапа.
· определение остроты зрения (по общепринятой методике)
· выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой
зрения.
Методика обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к
глазу ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой
соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь
определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам,
ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз
обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования
используют линзы + 1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптическими
осями глаз 56-58 мм.
Оценка результатов:
t ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы — тест
отрицательный (нормальная возрастная рефракция);
t ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10
строчки или вообще их различить — тест положительный (усиление возрастной
рефракции — предмиопическое состояние)
Дети с предмиопией рассматриваются как “группа риска” по миопии, т. к. у
них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны
направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического
контроля. Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского
учреждения. Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты
зрения в школе можно проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах.
Тест для выявления нарушений цветового зрения (для школьников).
Нарушения цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик
и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у
мальчиков.
Для исследования цветового зрения используются специальные
полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных
цветов, но одинаковых различают лица с нормальным цветовым зрением.
Для использования используются только I-XIII полихроматические таблицы
(первая серия — основная). Исследование проводится при естественном
освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь — лицом к окну).
Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек. каждая.
Оценка результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц — аномалия
цветового зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.
Исследование цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии
профориентационного выбора.
Лабораторные скрининг-тесты для выявления скрининг-протеинурии и
глюкозурии.
Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с
помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению
окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в
моче.
Все дети со следами белка в моче направляются на дополнительное
обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче
на консультацию к эндокринологу.
Повышение качества и информативности медосмотров достигается также
предварительным проведением всем детям лабораторных исследований: общего
анализа крови и кала на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до
осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь пожелательный
характер.
В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-
сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и
возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-10
лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет 25 приседаний,
мальчикам 12-14 лет — 30 приседаний за 30 секунд.
В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают
благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.
Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от
исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное
увеличение пульсового давления на 20-35 мм и восстановление всех
показателей в течении 2-3 минут.
Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение
пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению с
исходным уровнем, либо резкое увеличение систолического давления (на 25-40
мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном
восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического
давления в период восстановления (2-3 мин. ) ниже исходных данных, также
рассматривается как неблагоприятная реакция.
3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и
группы здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от
19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической
помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов
медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х
основных критериев здоровья:
— наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и
степень их клинических проявлений;
— функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой,
дыхательной, кровеносной, нервной и др. ;
— резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью
заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;
— уровень физического и нервно-психического развития и степень их
гармоничности.
В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется
группа здоровья.
Таблица 3.
Распределение обследуемых по группам здоровья
|Груп|Хроническая |Функциональное |Резистентность|Физическое и |
|па |патология |состояние основных|и реактивность|нервно-психич|
| | |систем и органов |организма |еское |
| | | | |развитие |
|1 |Отсутствует |Без отклонений. |Острые |Хорошее |
| | |Единичный кариес |заболевания за|(нормальное),|
| | |зубов |предшествовавш|гармоничное |
| | | |ий наблюдению |физическое |
| | | |период |развитие. |
| | | |отсутствовали |Нервно-психич|
| | | |или протекали |еский статус |
| | | |эпизодически, |соответствует|
| | | |легко |возрасту |
|2 |Отсутствует |Наличие |Заболеваемость|Нормальное |
| | |функциональных |частые и |(1 ст. ) |
| | |отклонений |продолжительны|ухудшенное (2|
| | |(пониженное |е острые |ст. ) |
| | |содержание |заболевания с |плохое (3ст. |
| | |гемоглобина, |последующим |) или общая |
| | |гипертонические и |затяжным |задержка |
| | |гипотонические |реконвалесцент|(4ст) |
| | |реакции и т. д. |ным периодом –|физ. развитие|
| | |Кариес зубов — |вялость, | |
| | |субкомпенсированна|повышенная |нормальное |
| | |я форма, аномалия |возбудимость, |или нерезко |
| | |прикуса |нарушение сна |выраженное |
| | | |и аппетита, |отставание |
| | | |субфебрилитет |нервно-психич|
| | | |и т. д. |еского |
| | | | |развития. |
|3 |Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |
| |хронической |функциональных |- редкие, |ФР. |
| |патологии в |отклонений в |нетяжелые по |Нормальное |
| |стадии |патологически |характеру |или с нерезко|
| |компенсации, |измененной системе|течения |выраженным |
| |врожденных |органа без |обострение |отстаиванием |
| |дефектов развития|клинических |основного |нервно-психич|
| |органов и систем |проявлений, |хронического |еское |
| | |функциональных |заболевания |развитие |
| | |отклонений в др. |без |нормальное |
| | |органах и |выраженного |или отстает |
| | |системах. Кариес |ухудшения | |
| | |зубов — |общего | |
| | |декомпенсированная|состояния и | |
| | |форма. |самочувствия. | |
| | | | | |
| | | |Редкие | |
| | | |интеркуррентны| |
| | | |е заболевания | |
|4 |Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |
| |хронической |функциональных |- частые |физического |
| |патологии в |отклонений |обострения |развития. |
| |стадии |патологически |основного |Нервно-психич|
| |субкомпенсации |измененного |хронического |еское |
| |врожденных |органа, системы и |заболевания |развитие |
| |дефектов развития|других органов и |редкие и |нормальное |
| |органов и систем |систем |частые острые |или отстает |
| | | |заболевания с | |
| | | |нарушением | |
| | | |общего | |
| | | |состояния и | |
| | | |самочувствия | |
| | | |после | |
| | | |обострения или| |
| | | |с затяжным | |
| | | |реконвалесцент| |
| | | |ным периодом | |
| | | |после | |
| | | |интеркуррентно| |
| | | |го заболевания| |
|5 |Наличие тяжелой |Резко выраженные |Заболеваемость|Все степени |
| |хронической |или врожденные |- частые |физического |
| |патологии в |функциональные |тяжелые |развития. |
| |стадии |отклонения |обострения |Нервно-психич|
| |декомпенсации или|патологически |основного |еское |
| |тяжелого |измененного |хронического |развитие |
| |врожденного |органа, системы, |заболевания, |нормальное |
| |порока, |др. органов и |частые острые |или отстает |
| |предрешающих |систем |заболевания | |
| |инвалидность | | | |
| |индивидуума | | | |

Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные
для профилактических медосмотров здоровых детей.
Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки,
устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в
отношении формирования у них хронической патологии, выраженности
функциональных отношений и степени резистентности.
Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и
др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции
берутся на диспансерный учет по ф. № 30.
Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их
медицинского обслуживания определяется специальными методическими
указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).
По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и
физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские
группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания.
Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При
выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:
— может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными
программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и
какие?
— нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной
целью (корригирующей гимнастикой и т. д. )?
— может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в
тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.
Таблица 4
Группы для занятий по курсу физического воспитания
|Наименова|Допускаемые мероприятия |Медицинская |
|ние | |характеристика группы |
|группы | | |
|Основная |Занятия по программе |Лица без отклонений в |
| |физического воспитания в |физическом развитии, |
| |полном объеме |состоянии здоровья, а |
| |Сдача норм БГТО, ГТО I, |также лица с |
| |ГТО II ступени |незначительными |
| |последовательно. |отклонениями в состоянии |
| |Занятия в одной из |здоровья, но с |
| |спортивных секций (общей |достаточной физической |
| |физической подготовки, |подготовленностью. |
| |легкой атлетики, | |
| |гимнастики и др. ), | |
| |участие в соревновании по | |
| |одному виду спорта. | |
|Подготови|1. Занятия по программе |Лица, имеющие |
|тельная |физического воспитания при|незначительные отклонения|
| |условии более постепенного|в физическом развитии и |
| |прохождения их с отсрочкой|состоянии здоровья без |
| |сдачи контрольных |достаточной степени |
| |испытаний и норм БГТО, ГТО|физической |
| |I ступени на срок до 1 |подготовленности. |
| |года, сдача норм ГТО II | |
| |ступени с особого | |
| |разрешения врача. | |
| |2. Занятия в секции общей | |
| |физической подготовки. | |
|Специальн|Занятия по особой |Лица, имеющие |
|ая |программе или по отдельным|значительные отклонения в|
| |видам государственных |состоянии здоровья |
| |программ, причем срок |постоянного или |
| |подготовки удлиняется, а |временного характера, не |
| |нормативы снижаются |мешающие выполнению |
| | |обычной программы |
| | |производственной работы, |
| | |но являющиеся |
| | |противопоказанием к |
| | |занятиям по |
| | |государственным |
| | |программам в общих |
| | |группах. |

Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях,
когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния
здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает
конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет
систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.
Самостоятельная работа студентов
Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или
письменного тестирования.
Выполнение рефератов на темы:
— Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
— Влияние на состояние здоровья детей социальной среды.
— Влияние на состояние здоровья природных факторов окружающей среды.
Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка
состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья,
группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса
лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)
Контрольные вопросы по теме:
1. Определение понятия “здоровье индивидуума” и “здоровье населения”
2. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
3. Показатели и критерии здоровья
4. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков.
5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров.
6. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
7. Распределение обследуемых по группам здоровья.
8. Группы для занятий по курсу физического воспитания.
© «Медицинский Вестник» № 10`98 г. (65)

Добавить комментарий