Комитет
образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
ГОУ СПО
Читинского педагогического колледжа
КУРСОВАЯ
РАБОТА
студентки III курса
специальность
050704 «Дошкольное образование»
Экологическое
воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Содержание
Введение
Глава I.
Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в
педагогическом процессе ДОУ
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического
воспитания дошкольников
Вывод по главе I
Глава II.
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой
Родного края
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для
ознакомления с природой Забайкалья
2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным
и животным миром Забайкалья
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
Вывод по главе II
Заключение
Литература
Введение
Актуальность поднимаемой нами проблемы
заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей –
чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое
мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету
и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают
сейчас.
Экологическое воспитание
значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное,
систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством
людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на
его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе
большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация
обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность
видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и
маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием
взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение
природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,
делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль
природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных
концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного
воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно
относиться к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учреждении
ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое
понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически
мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки
бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с
природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы
детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природы
дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством
ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе
ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и
животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,
какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному
анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и
различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида,
поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание
ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и
хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует
формированию у детей чувства прекрасного.
Предмет – формы работы по ознакомлению
дошкольников с природой Забайкалья.
Объект исследования – экологизация
воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.
Цель – на основе теоретического анализа
представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.
Цель реализуется через
следующие задачи:
1. Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Организовать опытную
проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Для достижения цели были
использованы следующие методы научного исследования:
1. метод теоретического
анализа
2. метод научного
наблюдения
3. метод беседы
4. метод постановки
оптимальной работы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в
исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическому
воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.
Структура курсовой работы состоит из введения,
двух глав, выводов по каждой главе, заключения, литературы и приложения.
Глава I. Экологизация
воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль
природы в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания в
детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности
детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержания
деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в
процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что
ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития
дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании
конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Экологическое
воспитание – новая
категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее
ответвлениями.
Для развития мышления и
речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия
различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка
с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных
явлений.
Особую роль природы в
развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он
считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно
непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные
логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого
слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание
грамматических законов».
Умение наблюдать,
вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы,
воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи
идет как единый процесс.
Каждое знакомство с
природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость,
красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность
их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их
мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно
определять словом причинную и временную зависимость, последовательность,
взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять
наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать
выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной
речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок
учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления
ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня,
необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь
правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с
помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразие
природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно
влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать,
спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями
(листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и
постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы
улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает
благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в
детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные
особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между
предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни
животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от
возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети
должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять
некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы,
опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие
связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости,
между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит
ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания
определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы
должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона,
особенности его начала и конца, знать последовательность времен года;
устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром,
трудом и бытом людей.
В подготовительной к
школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и
временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие
«смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая
характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и
животного мира, труда и быта людей.
Таким образом, при
воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед
воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать
специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту
природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств
среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики
формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для
формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные
задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие
эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.
1.2
Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
Воспитание правильного
отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может
быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если
система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения
развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с
детьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт,
взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей.
Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями
необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб
оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над
тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги
могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со
своими возможностями.
Необходимо учесть, что
родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем
воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи
с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу.
Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или
лекции.
Предоставив родителям
информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и
дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой
работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как
организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.
Все предметное и
социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи для
детей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и понимать
состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от
интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности,
нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
Воспитывая у детей
интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами
комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что
они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что
всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.
Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут
оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей,
регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место,
не допускает охлаждения.
Комнатные растения имеют
определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень
(а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и
питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю
питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что
листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая
листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно
дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает,
что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо
осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического
наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво
по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в
хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается
созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя
чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их
потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке
света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут
(не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ
в почве.
Комнатные растения имеют
неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни.
Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать.
Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых
запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой
окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету.
Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно
размещать вблизи окна, недалеко от него.
У детей развивается
познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно
участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются
эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества
комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту
цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и
эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается
восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их
неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли
и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую
освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о
замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями,
помогают при их пересадке.
Если в семье собака или
кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего
облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь
этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего
вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят,
где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о
содержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенка
приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо
мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными
тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся
сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постоянно
находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее
включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильное
обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но
несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении
личности маленького человека.
Дети проявляют интерес к
жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают
вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют
готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить,
играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре,
изодеятельности.
Проанализировав опыт
работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем
возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
— Создание в детском саду
условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических,
наглядно-иллюстративных материалов.
— Организация
«экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки
природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение
растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип
содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни.
Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема.
Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
— Организация и
оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки
природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).
Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в
педпроцессе.
— Труд людей как
средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда
детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов
для животных.
— Наблюдение – ведущий
метод экологического воспитания.
— Сущность наблюдения как
чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер
содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных
особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие
видов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическое
обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
— Наблюдения в
повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе.
Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение
содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности,
планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы,
сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны
детского сада.
— Организация и проведение
опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая
деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов,
прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
— Календари природы и их
роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с
сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах
детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка
птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и
работа с ними в разных возрастных группах.
— Экологическое
воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
— Различные типы занятий
по ознакомлению детей с природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно
познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при
обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды
наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская
природоведческая литература, ее использование в целях экологического
воспитания.
— Детские праздники
экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие
дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
— Прогулки, экскурсии,
походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство
детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами.
Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде
обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
Итак, ознакомление детей
с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного
общения с ней.
1.3
Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Поскольку в дошкольном
возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем,
нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему
социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование
включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана
сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена
термином «воспитание».
В ходе воспитания
происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение
нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных
социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей
человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.
Чувственное восприятие
окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об
объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих
между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.
Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений,
животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о
взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы,
составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе
целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы
представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека,
социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой
и людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологического воспитания
дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель
экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической
культуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества
с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с
Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические
ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества
начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах
действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой –
это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты –
уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.
Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду
обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому
что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности.
Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности
рукотворного мира.
Формирование начал
экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения
непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и
созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные
или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание
ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это
осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы
экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под
руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает:
растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из
материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это
задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой
достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей,
готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитания
дошкольников являются:
1. Развитие у детей
субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и
социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем
мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического
сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание
эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
3. Осознание собственного
«А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опыта
практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и
эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным
и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной
среды.
Для реализации данных
задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического
воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности
определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство
с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с
разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в
природе.
Принцип гуманизации
помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей
детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.
Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся
индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип
гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению
индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и
развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции
заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического
воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и
гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов
экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в
связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования
ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и
развития детей, является фундаментальной основой организации процесса
экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования
работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения,
времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродного
окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе
полученных чувственных представлений о растениях, животных Забайкальского края
и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других
регионов при помощи наглядных пособий.
При планировании работы с
детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в
соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Забайкалье и
срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь
форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок,
экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями,
повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных
возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление с
конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с
определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет
сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического
характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения
и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой.
Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер
их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и
развития.
Условиями реализации цели и принципов
дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
1. Отбор содержания
экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами
(познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не
только природного, но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов и
родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный,
специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
3. Использование
окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса
воспитания и развития детей.
4. Организация
развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического
воспитания в дошкольном учреждении.
5. Организация
систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
6. Осуществление
постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологического
воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный,
ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент
– включает знания и умения:
— о многообразии живых
организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и
развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
— о взаимосвязях и
взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
— о человека как живом
существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и
нормальную жизнедеятельность;
— об использовании
природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения
окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонент
включает знания и ценностные ориентации:
— о самоценности жизни во
всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
— об универсальной
ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,,
эстетической, практической и т.д.);
— об основных нравственных
ценностях человеческого общества;
— о созидательной,
культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонент
включает знания и умения:
— о законах,
декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
— о нормах и правилах
поведения в общественных местах и природе;
— о необходимости и
способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент
включает знания и умения:
о многообразии
возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных
местах, детском саду, семье, природным окружении;
— о способах
осуществления созидательной и творческой деятельности;
— о необходимости
проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Таким образом,
экологические представления лежат в основе развития экологического сознания,
отношения детей к окружающему миру, самим себе способствуют развитию
ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
Вывод по
главе I
Экологическое образование
выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной
экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания
подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического
образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения,
воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Дети дошкольного возраста
проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к
которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и
направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы,
воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и
нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение за
явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей
природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания
дошкольников.
Формы организации детей,
методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их
зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и
возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Правильные представления
о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее
познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
экологический
воспитание дошкольник природа
Глава II. Экологическое воспитание
дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
2.1
Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой
Забайкалья
Практическая работа
осуществлялась нами на базе ДОУ №22.
Рассмотрим, какое
экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для
ознакомления детей с природой Забайкальского края.
Ознакомление детей с
природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного
общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в
детском саду уголков природы.
В детском саде №22 каждая
возрастная группа имеет свой уголок природы.
В подготовительной группе
«Самоцветики», где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется
большое количество разнообразных растений в горшках, а также есть аквариум с
рыбками и в клетке живет хомячок. Кроме того, на стене висит оформленное
воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на
территории Забайкалья.
Значение уголка живой
природы в детском саду одно из необходимых условий наглядного и действенного
ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или
занятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могут
в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести
за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.
При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается
наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка
природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как
трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Труд и наблюдение детей
за растениями и животными в уголке природы в группе «Самоцветики» воспитатели
организуют в течение всего года.
Итак, уголок природы
обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению
детей с природой, в том числе и с природой Забайкальского края.
Уголок природы
представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве
обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более
глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети
встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего,
существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с
ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы
позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная
близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо
рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и
животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые
«Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит
воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильное
содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально
копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого
пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения
(вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного
материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов.
Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что
важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные
активны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания,
гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети
могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску,
запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Рассмотрим требования,
предъявляемые к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное
должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.
При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами,
условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и
животных.
2. Уход за обитателями
уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен
быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны
воспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище и
уходу за ними.
3. Растения и животные в
уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и
удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь
несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах
наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к
пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные
должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью
детей.
6. Необходимо учитывать
возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений
в условиях посещения детского учреждения.
В уголке природы старшей
и подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительной
группе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с
уходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можно
держать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительные
наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).
Основное требование,
которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы –
создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных,
необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволе
к естественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких,
узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Постоянные обитатели
уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали
жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую
листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы из
тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в
природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки,
степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид
имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный
дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Ценной находкой мы
считаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые из
растений Забайкальского края, частности веточки багульника, ивы, сосны,
соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения.
Итак, ознакомление детей
с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка
природы, что и было сделано в каждой группе детского сада №22. Растения и
животных, находящихся в уголке природы, можно по-разному расположить и
сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения
разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» это
небольшая территория или отдельное функциональное назначение. Наиболее
традиционными «экологическими пространствами» как формами организаций зеленой
зон в детском саду являются групповые уголки природы.
2.2 Формы
работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
В настоящее время
специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию
дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на
природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, на
участке детского сада это может быть такая форма, как работа по экологической
тропе.
В группе же на занятиях
формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о
природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и
беседа после прочтения.
В нашей практической
работе в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали только те формы
работы, которые проводятся на занятиях в группе, в частности, чтение детям
рассказов о природе известного забайкальского писателя Георгия Граубина и
дальнейшее групповое обсуждение прочитанного.
Гео́ргий
Рудо́льфович Гра́убин (родился 11 июня 1929 года
в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области) — забайкальский писатель, детский поэт,
переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Читинской области,
член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей РСФСР, кавалер ордена «Знак
Почёта». Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, их
включают в школьные учебники, пособия для учителей, антологии. Граубин — лауреат российской
премии за лучшее произведение о работниках милиции и обладатель специального
диплома Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Он активно участвует в
жизни Читы, является инициатором и
организатором Дня города, праздников книги «Забайкальская осень».
Нами были прочитаны детям
следующие рассказы и стихи Георгия Граубина: «Почему осенью – листопад?» (1985 г.), «Чем пахнут ветра?» (1965 г.), «Весенние хлопоты» (1971 г.), отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга» (1965 г.) и др.
После прочтения каждого
произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по
содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного
края.
Для примера представим
фрагмент работы в группе с произведениями Г.Граубина.
Речь экспериментатора: Богатейшая природа родного
Забайкалья особая любовь Георгия Рудольфовича Граубина. Исходив и объездив
вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал
стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край,
который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с
любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется
“Веселый год”.
Прослушайте
стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой?
(Экспериментатор читает стихотворение “Зима” под музыку П.И. Чайковского
“Времена года”)
Как полотно простынное, Пороша на полях. А ели в шерстке инея, Как в белых свитерах. Под щит, морозом Забился ручеек. Ветрами утрамбованный, Скрипит, скрипит Как головешки, вороны На этой белизне, На зимние диковинки Смотреть забавно мне! Вот мама входит весело С мороженым бельем: Его сушить повесила, Оно взялось колом. |
И я трясусь от хохота: Сорвавшись, на меня Летят с железным грохотом Трусы и простыня! А следом – чудо новое: Был папа на реке И воду родниковую Домой принес в мешке. Как гири, в бочку Большие глыбы льда. Кого же не обрадует Стучащая вода! Я подышал на синее Оконное стекло Оно покрылось инеем И сразу расцвело. |
Сливаясь с
занавесками,
Возник пейзаж
лесной…
И я подумал:
весело
Бывает жить
зимой!
Речь
экспериментатора:
Дети, ответьте на вопросы: Какое настроение у этих произведений? Что их
объединяет?
Ответы
детей.
Речь
экспериментатора: У
Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться
своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько
разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Экспериментатор читает
стихотворение “Снег”).
Снега в нас в Сибири На всякий вкус и цвет. Наверно, в целом мире Снегов подобных нет. Бывает снег колючим, Бывает снег скрипучим. А есть литой, Крупчатый, Как рожь, ядреный снег, Хоть загребай лопатой И засыпай в сусек! Бывает снег пушистым, Бывает черствым снег И даже каменистым, Как высохший чурек. |
А есть, как мяч, упругий, Спрессованный пургой, — Его ни взрезать плугом, Ни распилить пилой… Придет неумолимо В край сибирский Снег И в будущую зиму, И в двадцать первый век. Он будет всяким: Блеклым Блестящим, как слюда, С дорожной пылью в порах, Сухим, как в банке порох, Таким сырым и мокрым, |
Что липнет
даже к стекла
Но хоть
немного теплым не будет никогда.
Речь
экспериментатора:
Дети, как Вы думаете, какое настроение передает это стихотворение? Какие
оттенки имеет снег?
Ответы
детей.
Итак, нашей формой работы
по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с растительным и животным
миром Забайкалья явилась чтение и совместное обсуждение рассказов и стихов
известного забайкальского писателя Георгия Граубина. Дети проявляли искренний
интерес, внимательно слушали произведения и охотно разговаривали об услышанном.
В конце нашей практической
работы в группе мы провели общегрупповое представление – слушание стихов, на
которое пригласили родителей дошкольников и заведующую детского сада. На этом
представлении дети читали наизусть некоторые из стихотворений о природе
Г.Граубина. Все – и родители, и дети – остались очень довольными.
В Приложении к данной
курсовой работе представлены фотографии с природой Забайкалья, которые мы
показывали детям на каждом занятии перед чтением произведений Г.Граубина.
3.3 Анализ
результатов экспериментальной работы
Дошкольное
природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о
живой и неживой природе (умение различать «живое»,
«неживое»), некоторых существенных особенностях растений и животных
как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь,
взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и
др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и
установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей,
существующих в природе.
Важным
компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая
индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния
и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора
психодиагностической информации и постановки диагноза для последующих
рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка
(или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком
обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых
заданий, теста и др.
В соответствии с
критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном
окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи,
зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и
природы.
Диагностика природоведческих знаний детей старшего
дошкольного возраста:
Позиция 1
Цель: выявить
сформированность понятия «живое»; понимание детьми слов
«живое» и «неживое» (на основании каких признаков
дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живые и
неживые).
Ребенку
предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и
рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае
затруднения помогают вопросами.
Вопросы и
задания:
·
Что относится к
живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
·
Что объединяет
все живые существа?
·
Как ты думаешь,
все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?
·
Что нужно всему
живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к
неживой природе, но необходимо всем живым существам.
·
Что произойдет с
живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?
Позиция 2
Цель: выявить
умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
Вопросы и
задания:
·
Какое сейчас
время года? Почему ты так считаешь?
·
Назови признаки
данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе,
растительном и животном мире, труде и быте людей.
·
Как ты узнал, что
наступает осень?
·
Какое время года
было до нее? Какое наступит после?
·
Чем отличается
осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
·
Затем ребенку
предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов
(начало, середина, конец), обосновывая свои действия.
Позиция 3
Цель: выявить
понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей
растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете,
тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту
произрастания.
Из
разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых
изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание
«собрать растение». Ребенок складывает растение из частей, используя
карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
Вопросы и
задания:
·
Зачем растению
нужны стебель, листья, корень, цветки?
·
Что нужно для
того, чтобы растение росло?
·
Как ты узнаешь,
что растению не хватает воды (света, тепла)?
·
Используя
картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
·
Где растут
растения?
·
Какие растения
растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса
(луга, сада, огорода).
·
Найди ошибку
художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными
ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).
·
Когда листва
берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
·
В какой период
осени начинается листопад?
·
Почему увяли,
сбросили листья деревья и кустарники?
·
Почему весной и
летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
·
Что происходит с
ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Позиция 4
Цель: выявить
характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников
группировать животных на основе генетического родства, по характеру
взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребенку
предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные
признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и
др.), чего нет у других животных).
При
обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа
жизни животных со средой обитания.
Вопросы и
задания:
·
Где живут рыбы
(птицы и др.)?
·
Могут ли рыбы
жить без воды?
·
Что помогает
рыбам жить и передвигаться в воде?
·
Как передвигаются
другие животные?
·
Чем питаются
животные?
·
Почему улетели
грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
·
Почему не видно
насекомых?
·
Почему зимой
медведь спит, а заяц и белка нет?
·
Почему у
большинства животных детеныши рождаются весной?
С помощью
различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек
выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы и
задания:
·
Нужны ли животным
растения? Растения могут обойтись без животных?
·
Есть ли в природе
«ненужные» животные (растения)? Что случится, если исчезнут все
насекомые?
·
Какие враги есть
у животных? Как они спасаются от врагов?
·
Ребенку
предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития
животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит
рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
·
Выявляя понимание
детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
·
Почему человек
заботится о животных?
·
Какие это
животные?
·
Как люди охраняют
природу?
В нашем экспериментальном
исследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторые
из перечисленных выше вопросов для диагностики природоведческих знаний детей.
Диагностику мы проводили до проведения занятий и после них.
Результаты диагностики
представлены в следующих диаграммах:
Диаграмма
1
Ответы
детей на вопрос: Что такое природа?
Диаграмма
2
Ответы
детей на вопрос: Что природа дает человеку?
Диаграмма
3
Ответы
детей на вопрос: Какие насекомые появляются в Забайкальском
крае весной
первыми?
Диаграмма
4
Ответы
детей на вопрос: Что такое фотоохота?
Диаграмма
5
Ответы
детей на вопрос: Как человек разрушает природу
в
Забайкальском крае?
Диаграмма
6
Ответы
детей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?
Вывод по
главе II
Итак, мы рассмотрели в
данной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессе
ознакомления с природой Родного края. Выяснили, что работа воспитателя по
ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в
основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более
полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение
некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Целенаправленно
проведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в
последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых
связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в
неживой природе.
Постоянное наблюдение за
явлениями неживой природы невозможно без организации уголка природы в ДОУ.
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость
его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного
года использовать его для проведения различных эколого-педагогических
мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже
небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной
группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении.
Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители,
вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их
жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что
немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.
Проведенное нами
экспериментальное исследование показало, что после проведения с детьми занятий
по формированию природоведческих знаний, уровень знаний детей о растительном и
животном мире Забайкалья существенно повысился, что наглядно видно в
представленных диаграммах.
Заключение
Для развития мышления и
речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия
различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание
новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией,
различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития
детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического
воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры
личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе
взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,
который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно,
правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем
воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой
достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное
руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
o воспитание гуманного отношения к
природе (нравственное воспитание)
o формирование системы экологических
знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
o развитие эстетических чувств (умение
видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
o участие детей в посильной для них
деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое
воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы
должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления
жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями
сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются
следующие:
o понимание необходимость бережного и заботливого
отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом
значении для человека;
o освоение норм поведения в природном
окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o проявление активного отношения к
объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по
отношению к природе).
Формируя
гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы
ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе
есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит
вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий
для всех нас Дом, безнравственны.
Как же
сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные
особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная
отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти
«в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую
боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют
действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить
заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим
в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,
как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными
растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение
сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на
действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно
показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной
стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться
о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых,
давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и
возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо
помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к
природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием
системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных
как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов
удовлетворения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми
существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к
условиям существования;
o осознание того, что все живые
существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу
нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку,
т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется,
одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к
природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую
деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с
живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального
состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы
воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему
развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное
гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у
детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и
неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним
из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к
природе.
Но ни одно
лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней
отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить
наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого
удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не
определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то
некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и
понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их
эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и
глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Ознакомление детей с
природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка
природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более
точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю
следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы
писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая
на народные приметы.
Задача
воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,
и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать ее красоту.
Литература
1.
Азбука
экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2.
Букин А.П. В
дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3.
Вересов Н. Основы
гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное
воспитание», 1995.
4.
Веретенникова С.
А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
5.
Виноградова Н.Ф.
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.:
«Просвещение», 1978.
6.
Виноградова Н.Ф.,
Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,
7.
Волков Г.Н.
Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
8.
Воспитание и
развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М.,
1981.
9.
Горшеков С.П. –
Экология и географические основы охраны природы. М., 1992.
10.
Граубин Г.Р. //
Детская литература. 1977.-№1.
11.
Граубин Г.Р.
Четырёхэтажная тайга/ Г.Р.Граубин. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во,
1965.-Рец.: Голышкин В. На равных с учебниками // Детская
литература. 1966.-.№3.
12.
Дерябо С. Д.,
Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. – М.: «Школа
здоровья», 1995, т. 1,2.
13.
Дерябо С.Д.,
Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону.: Феникс,
1996.
14.
Дмитриев Ю.Д.
Большая книга леса. М. Детская литература, 1974.
15.
Жуковская Р. Н. и
др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С.
А. – М.: «Просвещение», 1985.
16.
Как знакомить
дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение,
1982.
17.
Козлова С.А.
Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред.проф.учеб. заведений. – 8-е изд.,
стер. – М.: Изд.центр «Академия»,
18.
Коробкин В.И.,
Передальский Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. с.545-549.
19.
Лаврентьева Н.Г.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие.
Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
20.
Мазурина А.Ф.
Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.
21.
Макаровская М.М.
Уголок природы в детском саду. М., 1989.
22.
Мельчаков Л.Ф.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта
работы. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1981.
23.
Минаев В.М.
Внеклассная работа по природоведению. Минск, 1980.
24.
Мотяшов И.П.
Весёлое дело Граубина: [О творчестве детского поэта Георгия Граубина]/
И.П.Мотяшов// Детская литература. 1999.-№5-6.
25.
Николаева С. Н. Создание
условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
26.
Николаева С.Н.
Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.
27.
Николаева С.Н.
Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
28.
Николаева С.Н.
Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями
учреждений. М., 1993.
29.
Николаева С.Н.
Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
30.
Саморукова С.А.
Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.
31.
Федотова А.М.
Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.:
Просвещение, 1986.
32.
Шиленок Т. Помощь
педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное
воспитание, 7-8 /1992.
33.
Шишкина В.А.
Прогулки в природу. М., 2002.